93325

Научный закон

Лекция

Логика и философия

Открытие законов составляет одну из важнейших целей научного познания. Как уже отмечалось, наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных объектов и явлений. Познавательная проблема является определяющем фактором, устанавливающим совокупность объектов.

Русский

2015-08-29

27.55 KB

2 чел.

Лекция 9. Научный закон

  1.  Понятие научного закона.
  2.  Эмпирические и теоретические законыц.

1.Понятие научного закона.

Открытие законов составляет одну из важнейших целей научного познания.  Как уже отмечалось, наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных объектов и явлений. Познавательная проблема является определяющем фактором, устанавливающим совокупность  объектов. Описания этих объектов всегда выступают в форме единичных утверждений. Эти единичные утверждения, включающие перцептивный и лингвистический компоненты,  определяются  в структуре научного знания в качестве фактов. Множество,  установленных эмпирических фактов, являются автономными описаниями событий.  Утверждения, выделяющие некоторые общие признаки, повторяющихся событий не наблюдаются непосредственно.  Поэтому необходимо использовать средства для  установления общих признаков у совокупности фактов.  Выделение некоторого общего признака или группы признаков первоначально достигается посредством сравнения. Направление, в каком производится сравнение, определяется значением сопоставляемых и выделяемых в мысли признаков объекта.  Общие признаки имеют различную научную ценность в контексте той или иной исследовательской задачи. По основанию значимости  признаки делятся на существенные и не существенные. Существенными признаками являются признаки явлений и множества объектов, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было уникально отличить   данное множество от других (явлений и объектов). Конечно, логический принцип необходимых и достаточных оснований является ориентиром и в полной мере не может быть реализован в естествознании. Но в качестве методологической нормы он повышает эффективность научного поиска. Всякий отбор и исключение, отбор существенных признаков и исключение несущественных предполагают в каждом отдельном случае определённую точку зрения. Зависимость этой точки зрения от цели, от той стороны, какую предстоит познать в объекте, делает существенность признаков относительной.

Умение выделить существенный признак явлений или предметов является  сложнейшей задачей научного исследования, оно не имеет явного формального решения и является результатом одаренности и демонстрацией масштаба творческого воображения ученого.  Процедура выделения существенных признаков открывает возможность  утверждать об этой совокупности в форме универсальных утверждений.  Универсальные утверждения, отражающие существенные признаки некоторых регулярностей,  называются «законами».  Гносеологический статус  закона можно определить лишь в  рамках определенной научной теории. Только в теории проявляется значимость научного закона во все полноте.  Научная практика показывает, что закон в теории играет решающую роль в объяснении фактов и предсказании новых. Кроме  этого, он играет определяющую роль в обеспечении концептуальной  целостности теории,  построении моделей, интерпретирующих эмпирические данные предметной области.   

Таким образом, особенностью закона в аспекте языкового выражения является универсальность его высказывательной  формы.  Знание всегда представлено в форме  языковых выражений.  Языковые выражения вызывают интерес в науке не столько в их лингвистическом аспекте, сколько в логическом.   Б. Расселом  логическую структуру высказываний, выражающей законы науки,  определяет в форме  общей импликации. То есть закон науки можно рассматривать,  как условное высказывание с квантором общности. Так, например, закон теплового расширения тел символически можно представить:  х А(х) => В(х),  где => - знак материальной импликации,  - квантор всеобщности,  х - переменную, относящуюся к любому телу, А - свойство "быть нагретым" и  В - свойство "расширяться". Словесно: «для всякого тела х, если это х нагревается, то оно расширяется».

Представление высказываний, выражающих законы в форме условного утверждения или, точнее, материальной импликации, обладает рядом преимуществ. Во-первых, условная форма утверждений ясно показывает, что в отличие от простого описания реализация закона связана с выполнением определенных требований. Если имеются соответствующие условия, то закон реализуется. Во-вторых, когда закон представлен в форме импликации высказываний, то в нем совершенно точно можно указать необходимые и достаточные условия реализации закона. Так, для того чтобы тело расширилось, достаточно нагреть его. Таким образом, первая часть импликации, или ее антецедент А(х) служит достаточным условием для реализации ее второй части, или консеквента В(х). В-третьих, условная форма высказываний, выражающих законы науки, подчеркивает важность конкретного анализа необходимых и достаточных условий реализации закона. В то время как в формальных науках для установления правильности импликации достаточно чисто логических средств и методов, в эмпирических науках для этого приходится обращаться к исследованию конкретных фактов. Например, заключение о том, что длина металлического стержня увеличивается при его нагревании, вытекает не из принципов логики, а из эмпирических фактов.  Точное разграничение необходимых и достаточных условий осуществления закона побуждает исследователя искать и анализировать факты, которые обосновывают эти условия.

2.Эмпирические и теоретические законы.

В естествознании выделяют два типа законов: эмпирические и теоретические.  

Эмпирическое познание в науке начинается с анализа данных наблюдения и эксперимента, в результате которых возникают представления об эмпирических объектах.  В научном знании такие объекты выступают описаниями признаков реальных предметов в терминах  эмпирического языка. Познание этих признаков  осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через чувственное познание. Чувственное познание представляет собой предпосылку эмпирического познания, но не тождественно ему. Ощущения и восприятия в точном смысле слова являются формами чувственного, а не эмпирического познания. На это обращает внимание В.А. Смирнов. Поэтому эмпирические объекты можно рассматривать как модели чувственных объектов, которые непосредственно связаны с предметами внешнего мира.  Таким образом, при широком толковании термина «теоретический»  эмпирические законы и теоретические законы становятся неразличимыми. Критерием их различения является научная практика, в которой можно выделить две составляющие, одна из которых сводится лабораторно-экспериментальной работе, другая — к теоретизирующей.  Это различие определенным образом отражается и в научном языке. В науке широко используются как эмпирический, так и теоретический языки. Значением терминов эмпирического языка  выступают либо непосредственно наблюдаемые объекты, либо их количественное описание, измеряемое сравнительно простым способом. Значением терминов теоретического языка является ненаблюдаемое.  Например, значением таких понятий, как «атом» , «поле», «ген» является ненаблюдаемое.

Эмпирические законы,  сформулированные в форме универсальных утверждений, включают исключительно термины эмпирического языка.  Поэтому эти законы отражают качественные обобщения или некоторые  устойчивые количественные величины эмпирических объектов.  В целом эмпирические  законы являются обобщениями наблюдаемых фактов и служат основанием для предсказания будущих событий в данной предметной области. Например, закон теплового расширения.  Этот закон является обобщением непосредственно наблюдаемого свойства тел.

Теоретические законы, как отмечалось выше, содержат термины другого рода.  Они являются законами о таких объектах, которые непосредственно ненаблюдаемы.  Поэтому теоретические законы не могут быть получены  аналогично эмпирическим законам.  На первый взгляд, кажется, что теоретические законы можно установить посредством обобщения эмпирических законов. Такими теоретическими возможностями наука не обладает.   Нет логического пути восхождения от эмпирических обобщений к теоретическим принципам. Индуктивные рассуждения ограничиваются областью восхождения от частного к общему. Все попытки преодолеть логические изъяны индукции оказались безуспешными.  

В методологическом аспекте теоретические законы относятся к эмпирическим законам аналогично тому, как эмпирические законы относятся к отдельным фактам. Эмпирический закон помогает описать некоторую совокупность установленных фактов в некоторой предметной области и предсказать факты , которые еще не наблюдались. Подобным же образом теоретический закон помогает объяснить уже сформулированные эмпирические законы. Как единичные факты должны занять свое место в упорядоченной схеме, когда они обобщаются в эмпирический закон, так и обособленные эмпирические законы приспосабливаются к упорядоченной схеме теоретического закона.  

В этой схеме остается открытым  вопрос: как может быть получен теоретический закон о ненаблюдаемых объектах.  Если эмпирический закон может  быть верифицирован,  то теоретический  закон  лишен возможности подтверждения  посредством непосредственного  наблюдения. Такие законы содержат в своем составе термины, значение которых нельзя ни непосредственно получить из опыта, ни с его помощью подтвердить.  Например, теорию молекулярных процессов нельзя получить через обобщение непосредственного наблюдения. Поэтому открытие теоретических законов неизбежно связано с обращением к гипотезе, с помощью которой пытаются сформулировать некоторую  закономерность ненаблюдаемого объекта. Например, наделить некоторыми предполагаемыми свойствами молекулу. Перебрав множество различных предположений, ученый может изобрести релевантную  гипотезу. Но релевантная гипотеза  устанавливает некоторые закономерные связи между свойствами идеализированного объекта.  В то время, как назначение теоретических терминов заключается в объяснении наблюдаемых объектов. Определение релевантности гипотезы происходит косвенным образом: из гипотезы выводятся некоторые  следствия, которые интерпретируются в терминах эмпирических законов, эти законы, в свою очередь, проверяются путем непосредственного наблюдения фактов.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51745. 8 Марта - инсценировка сказки, посвященная женскому дню 39.5 KB
  Красная шапочка уходит за занавес появляются два Волка: большой ималенький нюхают следы.БольшойВолк. Маленький Волк бежитпо охотничьему следу Большой Волк хватает его за хвост:БольшойВолк. Да куда же тыМаленькийВолк.
51746. 8 марта - праздник Мам! - сценарий для детей 3-4 лет 33 KB
  Мы зайки Петушок. Под музыку петушок идет по кругу.Уходит Петушок Давайте снова позовем его Петушок Петушок вновь подходит к детям звучит музыка.
51747. 8 марта в 1-м классе 28 KB
  Накануне праздникамальчики оформляют класс рисуют цветными мелками на доске цветы и пишут именавсех девочек класса. В нашей стране этотдень давно уже превратился в веселый шуточный весенний праздник когдапредставительниц слабого пола поздравляют мальчики папы дедушки. Сюрприз подготовили для всех нас наши мальчики.Все мальчики поют частушки.
51752. Свято 8 Березня в початковій школі. Пригоди в Тридевятому царстві 235.5 KB
  (дія розгортається в Тридевятому царстві, Лисогірському князівстві в палаці князя Василія. На стільчику сидить бабуся-казкарка, вяже, розповідає небилицю-завязку)