93326

ОСНОВАНИЯ НАУКИ

Лекция

Логика и философия

Основания науки включает: 1 идеалы и нормы научности; 2 научную картину мира; 3 философские основания науки. Научная картина мира Термин мир имеет контекстуальное значение. В методологии науки термин научная картина мира определяется как целостный образ предмета научного познания формируемый на основе фундаментальных принципов и теорий науки.

Русский

2015-08-29

28.29 KB

1 чел.

Лекция 10  ОСНОВАНИЯ НАУКИ.

2. Классические идеалы научности.

3.  Научная картина мира.

Кроме эмпирического  и теоретического уровня знания, в  структуре науки при ее  анализе выделяют,  уровень предпосылок, содержащий общие представления о действительности и процессе познания. Этот уровень принято называть основаниями науки. 

 Основания науки включает:

1) идеалы и нормы научности;

2) научную картину мира;

3) философские основания науки.

Идеалы и нормы научности.

Идеал научности представляет собой систему познавательных ценностей и норм.  Совокупность познавательных  ценностей, представленных в идеале научности, предстают в качестве требований предъявляемых как процессу, так и к результатам научно-познавательной деятельности.

В структуру идеалов норм науки включают:

(а) идеалы и нормы объяснения;

(б) идеалы нормы обоснованности и доказательности знания;

(в) идеалы и нормы построения и организации знания.

Идеалы и нормы научного исследования непосредственно связаны с основными задачами, стоящими перед наукой: во-первых, в систематизации  научного знания, во-вторых, в объяснении фактов, в-третьих, в предсказании новых фактов, в-четвертых, в обосновании и доказательстве полученного знания. 

Для научного знания являются обязательными  критерии непротиворечивости, принципиальной проверяемости. Поскольку не каждое утверждение теории не может быть непосредственно подтверждено наблюдениями и экспериментом, то речь идет лишь о принципиальной возможности проверки.  Даже самое абстрактное положение науки должно получить эмпирическую интерпретацию.

 В основу систематизации научного знания должны быть положены  принцип  минимального числа допущений при построении теории (принцип простоты), благодаря которому удается направить поиск на наиболее  существенные стороны предмета исследования, принцип точности, который устанавливает шкалу оценок результатов исследования, Большую научную ценность имеют результаты, представленные количественной, математической форме.  Принцип преемственности в развитии научного знания. Этот принцип должен способствовать расширению области применения научного закона или теории.

 Логические нормы объяснения требуют, чтобы объясняемый факт был, во-первых, логическим следствием объясняющего его закона или обобщения, во-вторых, тех начальных условий, которые относятся к объясняемому факту. Эмпирические нормы требуют, чтобы все посылки объяснения были истинными. Наконец, методологические нормы должны обеспечивать возможность независимой проверки знания, чтобы убедиться в адекватности объяснения.

2. Классические идеалы научности.

Истина  является важнейшей ценностью и характеристикой  знания. Она определяет  цель научного познания. Результаты познавательной деятельности должны быть истинными. Только в этом случае они могут быть включены в научное знание. То есть научность и истинность совпадают. Поэтому  научное познание не только нацелено на постижение истины, но и должна избегать ошибок и заблуждений.

Научное знание должно быть обоснованным.  Этот идеал явной форме сформулировал Г. Лейбниц. Его принцип достаточного основания многими логиками рассматривается не как логический закон, а как методологическое требование. Проблемы основания и обоснования знания являются  центральными в философии и  методологии науки.  

Методологический  редукционизм  устанавливает  универсальные стандарты научности.  Огромный вклад в разработку данного вопроса  внес неопозитивизма. Концепция физикализма, хотя и не достигла поставленной цели, внесла огромный  вклад в концепцию научного редукционизма.  Крафт

В соответствии с классическими представлениями  стандарты и нормы  должны быть независимыми от социокультурных (социально-экономических, культурно-исторических, мировоззренческих, социально-политических) условий их формирования. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с универсальными стандартами обоснования и определяться только самой изучаемой реальностью независимо от социокультурных условий ее изучения.

Таким образом, к числу главных основоположений классического идеала научности можно отнести:

выдвижение истинности в качестве описательной и, разумеется, нормативной характеристики;

фундаменталистскую обоснованность;

методологический редукционизм;

идею социокультурной автономии научного знания и его методологических стандартов.

Данные основоположения   неявной форме  всегда выступали в качестве некоторых «самоочевидных»  исходных принципов, точнее являлись фоном множества конкретных философско-методологических программ, в которых формулировался, развивался и модифицировался классический идеал научного знания.

Все перечисленные идеалы и нормы науки находят свое выражение в структуре метода, который доминирует в тот или иной исторический период развития науки. Поэтому при их анализе необходимо учитывать исторический характер их возникновения.

Вплоть до конца XIX века основные идеалы классической науки не претерпели существенных изменений. Положение коренным образом изменилось после революции в естествознании, возникшей в конце XIX — начале XX вв., когда была открыта радиоактивность некоторых химических элементов, установлено, что атомы не являются последними, неделимыми частицами материи, открыт квант энергии и т.д. Все эти открытия свидетельствовали о том, что даже фундаментальные научные законы, которые считались в классической науке абсолютно достоверными и неопровержимыми истинами, имеют относительный характер. Поэтому прежний идеал научности был подвергнут сомнению, критике и пересмотру, на основе которых возник неклассический идеал научности, учитывающий относительный характер научных истин, их зависимость от уровня развития практики и культуры своего времени. В наше время в связи с новейшими достижениями физики элементарных частиц, космологии, синергетики, молекулярной биологии и других наук формируется новый постнеклассический идеал научности, опирающийся на принципы взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации разнообразных материальных систем и структур.

3. Научная картина мира

 Термин «мир» имеет контекстуальное значение. Он может обозначать общенаучное  представление о Вселенной, живой природе, человеке и т.д. В методологии  науки термин «научная картина мира» определяется, как целостный образ предмета научного познания, формируемый на основе фундаментальных принципов и теорий науки.

Это определение требует теоретико-познавательного толкования.  Одной из фундаментальных проблем теории познания является проблема формирования  гносеологического отношения между субъектом и объектом.  В каком отношении находятся объект познания, определенный  фрагмент действительности, с ощущениями, которые она вызывает в субъекте. Как справедливо отмечают неопозитивисты, эта проблема не имеет научного решения, а философские концепции не соответствуют стандартам научности. Поэтому следует развести объективную действительность (объективный мир) и мир ощущений, который формируется у субъекта.  В каком отношении находятся наши ощущения фрагментом действительности, вызывающим их, не имеет рационального решения. Отталкиваясь от этой трудности, неопозитивисты ограничили предмет научного познания определенным фрагментом мира ощущений. Но для того чтобы упорядочить калейдоскоп человеческих переживаний необходим третий мир – научная картина мира. Этот мир, в отличие от обоих предыдущим, есть творческое изобретение человеческой мысли, служащий определенной цели – постановке и решению исключительно научных задач. Научая картина мира в зависимости от  контекста, может рассматриваться в аспекте релевантности, как с реальным миром, так и  с миром ощущений. В первом случае задача заключается в расширении нашего описания реального мира, во втором — в том, чтобы мир ощущений по возможности проще описать

Выступая в качестве предмета научного исследования, научная картина мира конструируется в соответствии принципами научной рациональности. Он  сознательно упрощается и схематизируется. Образ мира описывается в терминах научных представлений о природе, ее строении и закономерностях. «Человек, — пишет А. Эйнштейн, — стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени заменить этот мир, созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему» (Собр. науч. трудов. М., 1967. Т.2. С. 136).  Мир науки преодолевает бесконечное многообразие индивидуальных впечатлений, формирует интерсубъективный континуум значений: представления о физической структуре мироздания, принципе элементарности, о различии в  способах существования и взаимодействия изучаемых объектов,  о свойствах пространства и времени.

Создание научной картины мира направлена к одной цели — с помощью законов связать процессы мира ощущений друг с другом и с процессами реального мира.

Представления о свойствах и закономерностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают конкретные науки, изучающие определенные области явлений и процессов природы. Поэтому по мере развития науки в научную картину мира вносились изменения, исправления и улучшения.

Первые научные картины мира  возникли в естествознании, прежде всего, занимавших лидирующее положение в науке своего времени дисциплины. В XVII — XVIII вв. такое положение занимала механика. Механическая картина мира была одновременно и физической, и общенаучной картиной мира. Во второй половине XIX века решающую роль в преодолении механической картины мира сыграла  электродинамика, наконец, в XX веке  квантово-релятивистская физика формируют принципиально отличную от предшествующих эпох научную картину мира. Во второй половине XX в. общенаучная картина мира строится на основе  идеи глобального эволюционизма.  В этой концепции устанавливается  генетическая связь между неорганическим миром, живой природой и обществом. Таким образом преодолевается противопоставление естественнонаучной и социальной научных картин мира, что способствует  синтезу дисциплинарных онтологий, которые  выступают аспектами единой общенаучной картины мира.

Функции научной картины мира.

1)Картина мира как онтология научного. Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и фрагментом действительности, который релевантен его предмету. Онтологическая функция научной картины мира заключается в том, что она описывает действительный мир на языке понятий, законов, принципов идеализированных объектов. Последние связываются с действительными объектами через сложную процедуру верификации, тем самим, подтверждая релевантность научной картины мира с действительным миром.

2) Картина мира как систематизация знания. Научная картина мира отталкивается от предпосылки единства мира. Поэтому знания, полученные в различных областях науки,  во-первых, не должны противоречить друг другу, во-вторых, между ними должна быть взаимосвязь. Систематизация знания осуществляется на основе фундаментальных принципов, универсальных законов, которые являются существенными признаками научной картины мира. Знания в отдельных науках, представляющие  различные уровни, степени общности и глубины, синтезируются, конкретизируя и обогащая содержание научной картины мира.

3) Научная картина мира как исследовательская программа.

Задавая определенное видение мира, научная картина мира определяет круг допустимых задач и постановку проблем, требующих научного исследования, а также выбор средств их решения. Научная картина мира включает представление о фундаментальных объектах, из которых образуются все другие объекты, выделенные и изучаемые различными научными дисциплинами, об универсальных закономерностях их взаимодействия, о пространственно-временной структуре  реальности.  Представления об исследуемой реальности способствует  выдвижению  гипотез о природе явлений, обнаруженных в опыте.

В качестве исследовательской программы научная картина мира в значительной мере совпадает с понятием дисциплинарной матрицы Т. Куна, которая включает символические обобщения, или законы, модели и онтологические интерпретации,  образцы решения научных проблем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59613. Сучасні технології навчання 81.5 KB
  Мета: повторити узагальнити та поглибити знання учнів про іменник удосконалювати вміння розпізнавати іменник серед інших частин мови формувати вміння добирати аргументи на доведення своєї думки розвивати...
59617. Сценарій мистецького заходу. Тарас Шевченко — художник 71.5 KB
  Читець. Здібності до малювання виявилися в нього ще з дитинства. У спогадах родини Шевченка є немало свідчень про те, що настінне народне малювання, вишивки будили в нього пристрасть до створення власних малюнків.