93332

Организация и управление

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Место и роль организации в управлении Функционирование любой социальной системы связанное с адаптируемыми структурными и другими изменениями конкретных объектов невозможно без организации управления этими процессами. В теории организации эта проблема рассматривается как целенаправленная система управления обеспечивающая...

Русский

2015-08-29

114 KB

1 чел.

Тема 2 Организация и управление

План:

1. Место и роль организации в управлении

         2. Организация и самоорганизация

1. Место и роль организации в управлении

Функционирование любой социальной системы, связанное с адаптируемыми структурными и другими изменениями конкретных объектов, невозможно без организации управления этими процессами.

В свою очередь, реализация этой проблемы обусловливает необходимость создания системы управления процессами деятельности с целью реализации программ организационных структур в целом.

Проблемы управления в целом являются предметом теории управления как самостоятельной науки. В теории организации эта проблема рассматривается как целенаправленная система управления, обеспечивающая устойчивое сохранение структуры и поддержание режима функционирования организационной системы. Иначе говоря, управление рассматривается как функция организации, входящей в структуру более сложной организационной системы. Функция управления такой организации выражается в форме процесса целенаправленного воздействия на структурные элементы и их параметры для реализации программы, задач и целей объекта - системы в целом.

Организации являются управляемыми системами. Применительно к организации можно выделить три основных принципа, характеризующих ее как управляемую систему :

  •  принцип обоснованности: организация подчиняется определенным   закономерностям,   определяющим   ее   внутренние причинно-следственные связи, ее функционирование и существование;
  •  принцип    целенаправленности:    организации    свойственно стремление к достижению поставленной цели, обеспечиваю щей со временем новое состояние организационной системы;
  •  принцип моделируемости: организация как сложная система может быть представлена конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности.

Сложной является система, имеющая хотя бы один из следующих признаков:

  •  возможность разделения на подсистемы, изучение каждой из которых имеет содержательный характер (учитывая влияние других подсистем), т. е. структурная сложность - по количеству и разнообразию элементов и связей между ними; количеству иерархических уровней и общему числу подсистем.
  •  функционирование в условиях неопределенности и воздействия среды на систему обусловливает случайный характер ее параметров и структуры, т. е. сложность развития системы (эволюционный аспект); сложность поведения - по характеристикам множества состояний; правилам перехода из состояния в состояние; правилам воздействия среды на систему и обрат но; степени неопределенности этих характеристик и правил;
  •  осуществление структурой целенаправленного выбора поведения, т. е. сложность выбора поведения в многоальтернативной ситуации - по гибкости реакций системы на заранее неизвестные воздействия среды.

Управление - это процесс воздействия на составляющие элементы организации для решения ее задач и достижения конечной цели.

Конкретно оно охватывает процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. В широком смысле под управлением понимается «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей» .

Рис. 1. Система управления

В организациях можно выделить управляющую (субъект) и управляемую (объект) части, а также систему связей между ними, которые в целом нередко называют системой управления (рис. 1).

Система управления - совокупность управляемого объекта и устройства управления (комплекс средств сбора, обработки, передачи информации и формирования управляющих сигналов или команд), действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта.

Если управление объектом осуществляется без участия человека (например, по заданной программе), то такие системы управления называют автоматическими (САУ); системы управления, в которых человек (группа людей) является самостоятельным звеном управления, называют автоматизированными (АСУ).

Структура элементов системы управления организации представлена на рис. 2:

Рис. 2. Структура элементов системы управления организации

Всесторонняя и полная роль организации в управлении проявляется в обеспечении формирования, специфики, функционирования и развития системы управления и механизма осуществления этих процессов. Непосредственное проявление организации выражается в целесообразном объединении этих составляющих в единый целенаправленный процесс управления более сложным объектом -системой, в которой он является составной частью. Все это осуществляется на основе законов и принципов теории организации.

2. Организация и самоорганизация

Рассматривая проблему теории организации с позиции системной концепции применительно ко всему мирозданию в целом или его составным частям можно видеть, что в их образовании и развитии в различной мере проявляется такое общее свойство как способность к самоорганизации. Таким примером является сама Вселенная, животный мир, социальные структуры (рыночная экономика) и т. д. в их возникновении и развитии.

Причины и факторы, вызывающие процессы самоорганизации, лежат как во внешней среде, так и внутри любой организационной структуры. Механизм самосохранения не. требует наличия цели. Он возникает спонтанно, или человек еще не выявил ее в практической деятельности и не установил ее в научном познании.

С этих позиций рынок отображает именно такую самоорганизуемую систему. Рыночное регулирование экономики обусловлено процессами естественного обмена и самоорганизации. Экономический рынок является частным случаем рынка природы, в основе которого лежат процессы саморегуляции.

В социальной сфере организационные системы являются целенаправленными, но единого органа самоуправления не существует. В частности, процессы самоорганизации мировой экономической системы как единого целого происходят непрерывно в соответствии с познанными и непознанными законами рынка. При этом основным процессом самоорганизации является эволюция систем.

Первые научные концептуальные положения и предпосылки понятия «самоорганизация» были сформулированы А.А. Богдановым в его фундаментальном труде «Всеобщая организационная наука. Тектология». В дальнейшем проблема самоорганизации как научного феномена стала разрабатываться лишь во второй половине XX века в связи с возникновением теории систем и кибернетики. С проблемами самоорганизации неизбежно сталкиваются многие науки, а не только организационные, что предопределяет их междисциплинарный характер. Однако создать единую универсальную концепцию понятия самоорганизации и сформулировать соответствующее определение ученым пока не удалось. Это породило неоднозначные толкования данного понятия, отображающие лишь предметное содержание объектов исследования конкретных наук. В целях изучения дисциплины «Теория организации» необходимо иметь хотя бы рабочее определение, позволяющее использовать его в процессе обучения.

В первом обычном приближении под «самоорганизацией» понимается процесс организации самообразования, самовоспроизводства и самосовершенствования как сложной динамической системы. Тем самым, самоорганизация является источником порядка и развития организационных систем.

Процессы организации могут быть условно разделены на самоорганизуемые, организуемые и смешанные .

Самоорганизуемые процессы совершаются сами по себе, благодаря воздействию тех или иных факторов (зарождение жизни на Земле, самоопыление, самоуправление в кибернетических системах). Организуемые процессы всегда кто-то или что-то осуществляет и направляет (управление предприятием, государством).

Выделяют следующие виды самоорганизации :

  •  техническая (как процесс) - основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. Как явление - это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования (самонастраивающиеся, самообучающиеся, самоорганизующиеся системы).
  •  биологическая - основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление).
  •  социальная (как процесс) - основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление - конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы. Социальная самоорганизация может быть личной и коллективной.

Самоорганизация как важнейшее свойство, отражающее процесс саморегулирования, характерна для любых сложных систем и, в частности, для экономических систем, общества в целом и его составных организационных структур. По существу уровень самоорганизации является мерилом организационного потенциала любой системы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10080. Кризис феодально-крепостнической системы и буржуазная революция 60-х годов 19 века 32 KB
  Кризис феодальнокрепостнической системы и буржуазная революция 60х годов 19 века 17621796г при Екатерине 2 Российская империя достигла вершины своего развития Начавшееся в 16в переселение на окраины с середины 17в начинает тормозить государство. 1649г крестьяне окончате
10081. Рождение Российской империи и реформы Петра I 28.21 KB
  Рождение Российской империи и реформы Петра I внешние и внутренние предпосылки Петровский реформ реформы Петра 1 итоги и заключения реформ Изменение неополитического окружения 1617 вв. север: Швеция. финляндия корелия ЮЖ. побережья Балтийского моря
10083. Англо-Американская модель корпоративного управления 310.95 KB
  Англо-Американская модель корпоративного управления Современный американский менеджмент своей главной обязанностью считает заинтересовать работников в труде чтобы их работа была эффективнее. Поэтому американские менеджеры постоянно совершенствуют и улучшают пр
10084. Интересы участников корпоративных отношений 9.37 KB
  Интересы участников корпоративных отношений: менеджеры индивидуальные цели например максимизация оплаты труда рост активов компании как показатель их профессиональной квалификации рост штата сотрудников и пр. работники в качестве индивидуальной цели ...
10085. Картель, Синдикат, Пул 46.25 KB
  Картель Картель объединение как правило фирм одной отрасли которые вступают между собой в соглашение касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании соглашение о ценах о рынках сбыта объемах производства и сбыта ассортименте обмене патент
10086. Классификация слияний 95.44 KB
  Узкая специализация: McDonalds Delta Airlines CocaCola Xerox; Red Cross. Mitsubishi kitpes приблизительно = 28 компаний Mitsubishi Motors Steel Aluminum oil Electric Cement Paper Glass Nicon Bank 5ое место в мире kitpes японская модель которую применяют такие группы Co: Toyota и Toshiba Nee Nissan и Canon. Классификация сл
10087. Корпоративное управление Японии 1.97 MB
  Корпоративное управление Японии. В японских фирмах первостепенное значение придается контролю и управлению непосредственно в цехе на производственном участке. Рабочие выполняют как стандартные операции когда линия работает в обычном заданном режиме так и нес