93333

Место теории организации в управлении

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Любая совокупность научных знаний как теория может занять место в качестве самостоятельной науки в общей системе наук лишь б том случае, если эта теория опирается на три основополагающих концептуальных положения, присущие только данной науке. Это - объект, предмет и метод исследования.

Русский

2015-08-29

147 KB

0 чел.

Тема 3. Место теории организации в управлении.

План:

1. Предмет и метод теории организации

2. Теория организации и ее место в системе научных знаний

1. Предмет и метод теории организации

Любая совокупность научных знаний как теория может занять место в качестве самостоятельной науки в общей системе наук лишь б том случае, если эта теория опирается на три основополагающих концептуальных положения, присущие только данной науке. Это - объект, предмет и метод исследования. Рассмотрим эти важнейшие положения теории организации.

Объектом исследования науки понимается та область, сфера природы или общества, в которой применяется познавательная деятельность исследователя, ученого. Для многих наук определить объект изучения несложно, т. к. он очевиден в обычном интуитивном понимании. Это, например, относится к ряду естественных и технических наук. Обозначить объект исследования теории организации ввиду ее всеобщности оказывается сложнее, чем это представляется в начале ознакомления с ней.

Существенную помощь в выяснении объекта данной науки оказывает толкование понятия «организация». Исходя из рассмотренных особенностей различных трактовок можно заключить, что всякий изучаемый объект природы и общества можно охарактеризовать как некое структурное целое, в котором осуществляются структурные организационные соотношения, взаимосвязи между его структурными составляющими элементами, а также отношения между данным объектом и внешней средой, с другими организационными объектами.

В соответствии с определенной целью или целями деятельности объекта проявляется организационное творчество природы или общества через сознательную человеческую деятельность. При этом, с позиций организационной науки, все эти разнородные явления, действия, организационные отношения или «активности», как называет их А.А. Богданов, осуществляются по единым принципам, закономерностям и законам. Все это в совокупности образует организационный опыт, который накапливается в природе и обществе, во всем мироздании.

Весь многообразный организационный опыт природы и общества по существу и выступает в качестве объекта исследования теории организации. При этом имеется в виду «организационный опыт» не отдельной какой-то области, сферы, отрасли, предприятия, учебного заведения и т. д. Следовательно, объект теории организации имеет не сугубо материальный характер, он охватывает и нематериальную сферу деятельности человека.

Итак, объектом теории организации является организационный опыт всей совокупности организационных структур, проявляющийся  в  практической  творческой деятельности природы и общества, а также выявленный и зафиксированный в научных отраслях знаний. Учитывая гуманитарный характер изучаемой учебной дисциплины, положения теории организации будем рассматривать применительно к социально-общественной сфере и более всего к экономической области.

Следующее концептуальное положение теории организации как науки - это предмет исследования. Эта основополагающая категория отображает сущность, законы, зависимости, принципы, свойства, механизм функционирования, отношения и другие особенности, характеризующие объект науки, которые исследуются теорией. Уже из рассмотренной сущности объекта теории организации вытекает тот вывод, что ее познавательная деятельность направлена на исследование организационного опыта. Однако, в научной среде еще не выработано четкого единообразного мнения о содержании предмета теории организации, отображающего его основополагающие признаки. В этом отношении наиболее содержательную характеристику предмета теории организации формулирует А. А. Богданов. Естественно, эта характеристика дается с учетом условий и уровня развития науки начала XX века. Но уже тогда он понимал эту теорию как теорию организационных отношений, как всеобщую организационную науку. К сожалению, его теоретические взгляды не были поняты и востребованы наукой начала XX века, хотя отдельные положения теории были заимствованы и применялись некоторыми учеными того времени. В настоящее время представители организационной науки все больше и больше обращаются к наследию А. А. Богданова и доказывают справедливость его теории.

По мнению А.А. Богданова, предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей .

В современной учебной литературе по теории организации предмет этой науки сформулирован несколько иначе. Так, по мнению Э.А.Смирнова, «предмет теории организации составляют организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали». Существует и такая точка зрения, что «предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности». Таким образом, вследствие большого разнообразия научных взглядов и подходов к исследованию организации, неоднозначного толкования учеными основополагающих концептуальных положений, в частности, объекта и предмета теории организации, вполне очевидно, что организационная наука требует теоретических обобщений и дальнейшей разработки. Очевидно, что предмет организационной науки не может быть неизменным. Он должен динамично развиваться вместе с процессом познания. Таким образом, развитие предмета зависит от прогресса научного знания, накопленного мирового организационного опыта и потребностей современного общества.

На всем протяжении своего развития организационная наука претерпевала изменение своей предметной области. В настоящее время формирование ее предметной области продолжается. В современных условиях развития научной мысли, состояния развития общества, характера его потребностей целесообразно рассматривать предмет теории организации в широком смысле, как науки, носящей всеобщий, всеобъемлющий фундаментальный характер. Однако, как уже отмечалось, в данном курсе будем ориентироваться на ее применение в социально-экономической сфере.

Предметом исследования теории организации являются организационные отношения, проявляющиеся в виде связей и взаимоотношений между структурными составляющими любого целостного объекта, его отношений и взаимосвязей с другими организационными структурами, а также организационные процессы и действия при формировании, развитии и разрушении организационной структуры.

Основная познавательная задача теории организации заключается в выявлении и осмыслении способов и методов организации человеческой деятельности и природы в целом, обобщении и систематизации организационного опыта, в объяснении сущности многообразных организационных отношений, в формулировании закономерностей, законов и     принципов организационной деятельности организационных структур. Все это исследуется с высокой степенью абстракции независимо от материальной или нематериальной природы изучаемого объекта.

Теория организации исследует принципы образования организационных структур и упорядоченное состояние их взаимосвязей в статике. В аналогичном плане теория организации исследует процессы по упорядочиванию, функционированию и поддержанию в равновесии и целостности создаваемых, развивающихся или функционирующих организационных структур в динамике. Выявляет особенности организации как системы и системные свойства организации. Исследует сущность самоорганизации, ее процессы и механизм взаимодействия с внешней средой.

Теория организации исследует особенности и принципы проектирования и моделирования организационных систем, систем управления и организационных структур в целом. Рассматривает принципы формирования организационной культуры и ее влияние на эффективность организационной деятельности.

Третьим концептуальным положением теории организации   является ее научный метод познания. Для любой науки и, в частности для теории организации, научный метод исследования представляет собой совокупность мыслительных способов, приемов, действий и принципов, направленных на раскрытие, выявление свойств объекта науки. В теории организации они направлены на выявление свойств, закономерностей, зависимостей и законов организации, организационных  отношений проявляющихся  в  организационном опыте природы и общества.

В основе специфики метода теории организации лежат рассмотренные ранее особенности ее содержания как науки, ее предмета и объекта.

Исходя из этих концептуальных положений, а также учитывая междисциплинарный характер предмета, научный метод теории организации представляет собой совокупность теоретико-познавательных средств, которые, по существу, интегрированы из методов познания других фундаментальных наук. Его специфической особенностью при этом является то, что он позволяет выделить из этой совокупности нужный способ познания конкретных свойств организационных отношений в организационном опыте.

К таким методам познания относятся индукция, абстрактно-аналитический, анализа и синтеза, статистический, исторический подход в диалектическом аспекте их применения. Именно такой комплекс общих методов познания организационного опыта позволяет глубоко исследовать сущность и содержание предмета науки, раскрыть и обобщить многообразие связей и структур, выявить общие закономерности любых организационных системных образований.

Особое место в теории организации занимает системный подход - направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта исследования и обеспечивающих эту целостность механизмов, выявление многообразия связей.

2. Теория организации и ее место в системе научных знаний

Как отмечалось, еще в начале 30-х годов XX века в связи с индустриальным развитием общества возникает ряд научных направлений, родственных по своему содержанию теории организации. К таким наукам можно отнести теорию систем, теорию управления, кибернетику, теорию организаций, теорию катастроф и др. Развитие организационно-управленческой мысли и практическая реализация научных положений в социально-экономической сфере способствуют формированию прикладных наук: организационный, производственный менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, социология организаций, информационные системы, проектирование организационных систем и др.

Наиболее близки теории организации по фундаментальности и характеру рассматриваемых проблем такие науки, как теория систем и кибернетика. Естественно, каждая из них имеет свой объект и предмет исследования. Чтобы понять их особенности и отличия от теории организации, необходимо выяснить их сущность.

Теория систем изучает законы и принципы, относящиеся только к организационным системам в целом. Она выявляет и раскрывает их свойства и типы связей, их структуру, обобщая в единую теоретическую концептуальную картину. Все эти особенности систем исследуются в их статическом состоянии, но рассматриваются

как целостные образования. В этом смысле предмет теории организации и предмет теории систем совпадает.

В отличие от теории систем теория организации рассматривает систему не в застывшем состоянии, а в процессе ее преобразования, связанном с упорядочением структур и взаимосвязей объектов по законам теории организации, т. е. и в статическом, и в динамическом аспектах. Следовательно, учитываются все организационные процессы их образования, становления, развития, совершенствования и разрушения, а также дальнейшие возможности реорганизации, реинжиниринга.

Кибернетика, в отличие от теории организации, изучает законы и принципы специфических систем (кибернетических объектов), которые связаны с получением, восприятием, хранением, передачей и переработкой информации. К ним относят ЭВМ, автоматические линии оборудования, человеческий мозг и т. п. Такие системы называют кибернетическими. Кибернетика изучает эти системы абстрактно, независимо от их материальной природы. Ее научными отраслями являются теории информации, алгоритмов, автоматов, распознавания образов и др. Эти проблемы входят частично в предмет теории организации при обобщении и систематизации организационного опыта. В гуманитарной сфере кибернетика связана с экономикой и управлением.

Как уже отмечалось, теория организации исследует не только организационные законы кибернетических систем, а организационный опыт, организационные отношения, происходящие в системах объектов всего мироздания.

Обобщая сказанное, можно заключить, что теория организации по своему предмету и объекту исследования более широкая наука, чем теория систем и теория кибернетики. Теория организации как система научных знаний обобщает организационный опыт и организационные отношения всех сфер природы и общества. Она по уровню фундаментальности, абстрактности обобщения и систематизации стоит выше теории систем и теории кибернетики.

Необходимо отметить еще одно обстоятельство. В учебных планах нередко смешивают теорию организации с теорией организаций. Эти науки близки по ряду положений, но имеют различные предмет и объект исследования. Теория организаций имеет своим объектом исследования социальные образования, иначе, организационные системы. Таким образом, объект исследования этой науки сужен   до   социальных   организационных   систем,   обладающих упорядоченной внутренней структурой, исследуемых как целостный комплекс. Следовательно, эта наука может рассматриваться как составная часть теории организации.

Теория организации тесно связана с рядом прикладных наук (менеджмент различных областей деятельности, организационное поведение, организация управления и др.). По отношению к ним теория организации является теоретическим фундаментом, на базе которого прикладные науки разрабатывают свои конкретные закономерности, принципы и другие методологические положения. Общее представление о системе организационных наук и структуре научных знаний можно составить из следующей схемы (рис. 1):

Рис. 1. Система организационных наук

Из приведенной схемы видна иерархия расположения наук по уровню их фундаментальности. В работах некоторых авторов приводится иной порядок фундаментальности наук и их место в системе. В этой связи можно отметить, что теория организации призвана использовать достижения и знания целого ряда смежных научных областей для решения основополагающей задачи с учетом изучаемых ими аспектов (табл. 1).

Таблица 1

Система смежных с теорией организации научных дисциплин

Процесс формирования организационной науки продолжается. Со временем накапливается мировой организационный опыт, меняются взгляды ученых на организационную науку и, в частности, на организацию. Совершенно справедливо считается основополагающей задачей теории организации «изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации,- на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов» . С целью уточнения формулировки можно сказать, что задачей теории организации является выявление и осмысление способов и методов организации человеческой деятельности и природы в целом. Основу ,теории организации, как и любой науки, составляют представления о наиболее общем и существенном в изучаемых явлениях и предметах - понятия.

Как известно, научные понятия изменяются по мере углубления представлений исследователей о предметной области. В процессе познания понятия совершенствуются, возникают новые, происходит семантическое (смысловое) уточнение старых; понятия, перестающие адекватно отражать содержание реалий, становятся малоупотребительными. Таким образом, с развитием организационной науки, ее понятия максимальным образом приближаются к действительности. Одной из ведущих категорий организационной науки является понятие «организация». Формирование понятий является результатом исследования предметной области, закономерностей и тенденций ее развития. Как и всякое понятие, понятие «организация» представляет собой абстракцию - мысленное отвлечение от маловажных свойств изучаемой организационной наукой предметной области и выделение наиболее значимых, существенных сторон, раскрывающих ее сущность. С точки зрения классического позитивизма, эмпирическая интерпретация понятий теории организации, в частности понятия «организация», то есть поиск эмпирических значений, достигается путем полной редукции (сведения) его значений к эмпирическим признакам. Однако, в связи с тем, что содержание любой научной абстракции (понятия) невозможно перевести полностью в конечное число проявлений ее сущности, эмпирическая интерпретация понятий остается частичной.

Определение понятия «организация», как и сама парадигма теории организации показывает насколько сложна и абстрактна эта фундаментальная категория. Приведенная выше формулировка этого понятия отражает только сущность категории, не раскрывая всего многообразия ее содержания.

Наиболее полное представление о концептуальных особенностях понятия «организация» позволяет получить системный подход, отражающий специфический и адекватный смыслу данной категории метод познания - системный метод. Его применение в исследовании раскрывает характер организационного строения, взаимосвязи структурных составляющих, функционирование организационных систем как целостных образований.

В этой связи возникает необходимость рассмотрения понятия «организация» с позиции системной концепции с целью выяснения взаимосвязи категорий «организация» и «система», их соотношения, взаимопроникновения в процессе познания теории. Первое понятие было раскрыто нами выше, поэтому остановимся на понятии «система». В научной литературе приведено множество определений понятия «система». Это затрудняет составление однозначного представления о ней. Однако необходимость в этом очевидна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52275. Весела нотна азбука 247.5 KB
  Вміння співати по нотах сприяє розвитку музичних здібностей дітей. Навчання молодших школярів музичної грамоти передбачає такі завдання: розвинути музичні здібності дітей: ладове чуття музичнослухові уявлення музичноритмічне чуття чуття цілого форми; дати основи нотної грамоти яка є складовою музичної грамоти навчити дітей розуміти нотний запис і сформувати вміння співати по нотах; сформувати уявлення про елементи музичної мови засоби музичної виразності та музичні явища; навчити розуміти ідейнохудожній зміст музичних...
52276. Повторювально-узагальнюючий урок за темою: «Передня Азія» 40 KB
  Назвати річки що протікають через Межерічча. Назвати та показати місто яке називали Ворота Божі. Назвати військову державу що розташована у верхній течії р. Назвати столицю Ассирійської імперії яку називали містом крові.
52277. Уроки державної мови 5.42 MB
  Ось що радить доктор філологічних наук Світлана Єрмоленко. У мовній практиці часом використовують ці лексеми як взаємозамінні. Але взаємозамінність у термінологічних висловах – річ небажана, і зрештою в кожному конкретному звороті утворюється якесь одне термінологічне слово, а інші, якщо вони не мають додаткових значеннєвих відтінків, виходять із літературно-нормативного вжитку.
52278. Бабуся – берегиня нашого роду 117 KB
  Та запросили у гості сьогодні тих людей яких обєднує не вік а високе почесне звання бабуся Ми зібралися великою родиною щоб вітати й вшановувати найрідніших найближчих нам людей. Що в мене є бабуся. Учитель: Так кого ж ми називаємо таким теплим іменем бабуся Діти відповідають а вчитель їх підводить до висновку що це мати мами або...
52279. Жизненная сила музыки И.С. Баха 69 KB
  Баха Цели и задачи урока: Закрепить понятие полифония на примерах вокального инструментального и произведения изобразительного искусства; Определить особенности содержания музыки И. Баха; Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. Баха понятие Сюита навыки хорового пения. Баха иллюстрации по теме урока стихи и высказывания по теме урока нотный материал.
52280. Бактериологическое оружие и его поражающие факторы 50.5 KB
  11й класс Цели: Познакомить учащихся с видами поражающими факторами бактериологического оружия. Обучить способам защиты от бактериологического оружия. Учебные вопросы: История применения бактериологического оружия. Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.
52281. Злочини бактерій проти людства 68 KB
  Характеристика холери менінгококової хвороби дифтерії туберкульозу сифілісу. Стан захворюваності на туберкульоз в Україні. Обладнання: ПК; мультимедійний проектор; презентації: Хвороботворні бактерії: вчора і сьогодні Туберкульоз підступний вбивця Профілактика бактеріальних хвороб ; оцінювальні завдання; слайд із відповідями на завдання; виставка газетбюлетенів: Кишкові інфекції Туберкульоз підступний вбивця Імунітет на сторожі здоровя . Фтизіатри зясувати особливості збудника туберкульозу причини поширення...
52282. Випускний вечір 88 KB
  Веселинівської районної ради Миколаївської області Випускний вечір 2011 Звучать фанфари на сцену виходять ведучі Ведучий. Ведучий. Ведучий. На сьогоднішнє свято запрошуємо тих хто впродовж одинадцяти років вів винуватців сьогоднішніх урочистостей нелегкими стежками шкільних наук ті хто вчив читати і писати відкрив чудесні світи літератури та точних наук наші вчителі звучить музика виходять вчителі Ведучий.
52283. Осінній бал. Поетично – музичний вечір присвячений посвяті учнів 9 класу в старшокласники 54 KB
  Осінь нам дарує радість й спокій І чарівних квітів розмаїть Осінь це пора прекрасних років Коли в повну силу треба жить В. Осінь уже не щедра на квіти. Вишиває осінь на канві зеленій золоті квітки Квіти оживають і з дерев спадають жовті ягідки. Вишиває осінь на канві зеленій золоті квітки В.