93334

Содержание организации

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Знание законов организации, понимание механизмов взаимодействия объективной и субъективной, материальной и интеллектуальной организации как процесса или системы само по себе не обусловливает эффективного применения этого организационного ресурса.

Русский

2015-08-29

231.5 KB

0 чел.

ТЕМА 4: Содержание организации

План:

1. Принципы организации

2. Морфология организации

3. Свойства организации

4. Парадигма организации

5. Тезаурус парадигмы организации

6. Генезис организации

1. Принципы организации

  Знание законов организации, понимание механизмов взаимодействия объективной и субъективной, материальной и интеллектуальной организации как процесса или системы само по себе не обусловливает эффективного применения этого организационного ресурса. В реальной жизни, теории и практике построения, функционирования и развития процессов и систем использование полученных знаний осуществляется в виде разработки, освоения и применения принципов, форм, свойств и других категорий, определяющих содержание организации.

  Исследование содержания организации начинается с принципов, отражающих сложившиеся объективно и выработанные смешанно положения, приоритетно реализующиеся в теории и практике. Их состав и содержание варьируются исключительно широко, что обусловливает необходимость исследования такой системы.

Реализацию принципов организации идентифицируют и конкретизируют формы ее проявления, предметно и комплексно исследуемые и представляемые морфологией. Особое значение в определении форм проявления организации уделяется ее идентификации и выявлению логической последовательности развития.

Принципы организации как конкретно ориентированные, прикладные правила, нормы и рекомендации, выработанные на основе раскрытия, представления и применения законов, объективно становятся предметом исследования и построения основополагающей системы практических руководств большинства современных наук и видов деятельности. Они объединяют свод теоретических положений и правил, практических рекомендаций и требований по наиболее адекватной и эффективной организации.

    Общепринятое и наиболее точное современное понимание термина принцип как нормы, правила, установки, требования, рекомендации, которыми пользуется субъект при формировании и осуществлении функционирования процесса или системы, имеет генетически двойственную природу.

   Принцип — правило осуществления, руководство к действию.         

С одной стороны, по своей направленности и конкретному содержанию любые принципы становятся практическими выводами из исследования и понимания действия законов, то есть первично являются объективными. Это выделяет и раскрывает объективную составляющую их происхождения, природную взаимосвязь с законами и системой их представления, методически отражает основные источники и факторы формирования.

  С другой стороны, восприятие, представление, а главное, применение принципов проходят многократную субъектную адаптацию, то есть понимаются и осуществляются они постольку, поскольку участники этого процесса способны их осознать и реализовать. Эта метаморфоза делает понимание и применение принципов не только разнообразным, но и достаточно индивидуальным и даже уникальным, что отражается их целенаправленной адаптацией к индивидуальным целям, условиям и другим характеристикам.

  Суть подхода складывается из единого для всех, универсального представления содержания и состояния системы принципов организации, развиваемого, детализируемого и адаптируемого конкретным индивидуумом, непосредственно выбирающим, понимающим и применяющим тот или иной принцип или их определенное сочетание в соответствии с собственными целями и возможностями. На практике такой подход означает настолько специфическую трансформацию восприятия и понимания с последующей адаптацией сущности, состава и содержания реализуемых положений, что их идентификация и признание в ряде случаев возможны только на уровне декларации.

Рис. 1. Процедура формирования освоения и применения принципов

организации

  Достаточно сложная, инвариантная конфигурация построения данной процедуры отражает возможные последовательности формирования, освоения и применения принципов любой области знаний и сферы деятельности.

  Сущность принципа как результата трансформации теоретических знаний закономерностей проявления, функционирования и развития организации процесса или системы, полученного с целью последующего практического применения, позволяет отнести отражаемые им зависимости не только к субъективной, но и в какой-то степени к объективной организации. Более того, целый ряд принципов был первично выделен и изучен как наиболее значимое проявление реально существующих объективных организационных закономерностей.

Действительно, понимание под принципом организации вероятного и достоверного ожидания, естественно реализующейся нормы как наиболее часто осуществляющейся зависимости, учитывающей частное проявление действия одного или нескольких законов, отражает объективную составляющую природы его формирования и реализации. Понятно, что в этом случае речь идет не о цели, которой здесь просто нет и не может быть, а о прогнозе развития объективной организации, отражение формирования сущности и содержания которого также описывается определенными правилами.

Наиболее общее и достаточно распространенное в научных кругах понимание и применение термина «принцип» подразумевает отражение конструктивных представлений о сущности, основе, главном в построении, функционировании и развитии любой организации, что позволяет говорить о широком использовании принципов объективной организации в осуществлении целенаправленной деятельности человека.

Принципы организации как теоретические модели и практические руководства, применяемые во всех областях знаний и видах деятельности, приобретают особое, системообразующее значение. Именно они формируют единую организационно-методическую основу, обеспечивающую общее, адекватное восприятие и использование знаний как в рамках одной науки или сферы деятельности, так и в разнообразных наложениях, взаимосвязях и сочетаниях между ними. Поэтому особенно важно методически убедительно обосновать разрабатываемую классификацию в качестве общего фундамента построения, представления и применения всей системы принципов организации в целом.

Принципы организации:

1) Принцип примата целей, определяющий сущность субъективной организации как достижение запланированного результата организационной деятельности человека.

2) Принцип дерева цели определяет логически обоснованную и общепринятую процедуру разработки и представления процесса организации в виде последовательности ее определенных состояний.

  3) Принцип целевой адаптации проявляется в определении состава и содержания элементов, характера и конфигурации связей между ними, сущности и особенностях построения взаимодействия организации с внешней средой.   

  4) Принцип перманентности целеполагания, с помощью которого формируются правила построения и функционирования механизма сопровождения любого процесса оперативным развитием, уточнением и адаптацией разработанного дерева цели.

  5) Принцип стратегического планирования заключается в обосновании и разработке научного прогноза развития смешанной организации, во всестороннем и комплексном учете влияния на этот процесс объективных условий и субъективных факторов.

  6) Принцип системности устанавливает требование формирования, представления и рассмотрения любой организации в виде совокупности взаимосвязанных элементов; опирается на действие законов формации, итерации, синергии, выделяет решающее значение связей в построении и представлении формы организации.

  7) Сущность и основное содержание требований обеспечения устойчивости организации к внешним обращениям и воздействиям определяет принцип толерантности.

  8) Принцип конструктивности отражает и раскрывает существенную причинно-следственную связь между конфигурацией построения, структурой и стабильностью организации.

  9) Принцип иерархичности проявляется в процессе последовательного отбора, раскрывается построением дерева цели, устанавливается организационной структурой и выражается в процедуре осуществления деятельности субъектов.

 10) Принцип универсальности обеспечивает достижение и поддержание необходимого уровня адекватности, приспособленности формы организации к широкому спектру возможных целей, функций и условий.

 11) Принцип главного звена формирует, мобилизует и концентрирует основные качества организации.

 12) Принцип необходимого разнообразия: адекватность организации обеспечивается разнообразием ее составляющих.

 13) Принцип необходимости и достаточности определяет приоритет достижения и сохранения оптимального количества разнообразия составляющих устойчивой организации.

 14) Принцип резервирования и дублирования.     

 15) Принцип единства формы и содержания: соотношение формы и содержания определяет качества организации.

 16) Принцип линейности и функциональности.

 17) Принцип параллельности и последовательности обеспечивает достижение нового уровня развития организации процессов и систем.

 18) Принцип распределения и специализации, определяющий необходимость функционального закрепления и развития в соответствующих составляющих организации.

 19) Принцип оптимальной звенности: адекватность организации обеспечивается оптимальным соотношением ее звеньев.

 20) Принцип обратной связи обуславливает качества организации, обеспечивающие ее возникновение, становление, функционирование, преобразование и развитие.

 21) Принцип оперативности и гибкости, который развивает динамические основы организации как процесса.

 22) Параллельность, оперативность и гибкость формирования, осуществления и развития организации как процесса предопределяет принцип непрерывности и ритмичности.

 23) Принцип разделения и кооперации обеспечивает функционирование и развитие организации реализацией ранее сформированного и развиваемого потенциала распределения и специализации.

 24) Принцип адекватности воздействия акцентирует внимание на необходимости соблюдения определяющего качественного и параметрического соответствии содержания и объекта воздействия как основного условия устойчивого функционирования и развития организации, подразумевает поддержание естественного, генетического соответствия между содержанием и субъектом воздействия.

 25) Принцип компенсации противодействия заключается в обеспечении ожидания и разработке содержания компенсации противодействия.

Принципы организации становятся ассоциированным продолжением на практике реализующим действие объективных законов. Именно в них отражаются и учитываются основные тенденции формирования, функционирования и развития организации, реализуемые в эффективных средствах реагирования на складывающуюся ситуацию.

2. Морфология организации

Восприятие состава и содержания окружающего мира, его первичная идентификация, а значит и достаточно яркие, надолго запоминающиеся впечатления, как правило, определяются внешним видом наблюдаемого объекта или субъекта. Именно это первое образное впечатление, во многом влияющее на последующее отношение к изучаемому, становится исходным началом организации любого исследования, получившим название морфология.

  Традиционное, можно даже сказать классическое, определение понятия «морфология» представляет собой научное исследование, описание и отражение внешнего вида, характерного очертания, общего строения, обеспечивающее образное выражение, в той или иной степени раскрывающее представление и содержание процесса или системы. Исходя из этого, можно предположить, что морфология организации в целом отражает систему исследования, определения и представления се внешнего строения и обусловливаемого им возможного содержания процесса или системы.

  Понятно, что морфология прежде всего рассматривает статические организации, в которых такие параметры достаточно устойчивы. Вместе с тем форма может отражать сущность происходящего в организации как некотором функционирующем образовании. В этом случае она выражает цели и суть непосредственного или опосредованного, но строго определенного объединения процесса, системы, механизма в конкретную организацию. Такое понимание формы позволяет представить через нее образ и сущность любой организации, раскрыть и наполнить основное восприятие системы совокупностью и характеристикой осуществляющихся или способных осуществляться в ней процессов.

О большей части наблюдаемых объектов у людей, в конечном счете, остается только самое общее представление, складывающееся в результате проходящего, частного, неспециализированного или случайного отражения в сознании, первого впечатления об их внешней форме. Чаще всего оно ассоциируется с более знакомым аналогом, формируя соответствующее восприятие данного объекта. Но при отсутствии такового значение запомнившегося оригинального образа в определении наблюдавшейся организации еще более возрастает. Это позволяет сделать важный вывод.

  Форма является не только самым образным, но порой первым, последним и единственным впечатлением человека, идентифицирующим большинство наблюдаемых им процессов или систем в качестве организации.

Подобная идентификация может проявляться в структурах, процедурах, алгоритмах, конфигурациях и других формированиях, тесно взаимосвязанных с понятием организации как процесса или системы. Естественные ассоциации, сущностная взаимосвязь понятий формализации и организации указывают на единство их природы, общность генезиса и органичное взаимодействие в процессе обоснования, разработки, построения и применения.

Более того, формализация как четкое выделение, определение, детерминирование и позиционирование исследуемого объекта или осуществляемого действия представляет собой необходимый этап организации.

Такое понимание формализации и общее восприятие формы позволяет окончательно убедиться в том, что именно она, прежде и чаще всего, а иногда и только, определяет представление людей о той или иной организации.

Первичная идентификация исследуемого, как было выяснено выше", опирается на единство, схожесть, аналогию, подобие или общие черты и особенности внешнего вида, образа, представления об объекте, что обусловливает особое место и ведущую роль применения категории формы в процессе выявления организации, последующего выяснения ее сущности и содержания. Они определяются тем, что именно нахождение четко выделяемой и узнаваемо идентифицируемой формы отличает присутствие организованного начала от хаотического. Это справедливо еще и потому, что определение понятия хаоса как беспорядка указывает на отсутствие какой-либо формы.

  Как уже отмечалось выше, в процессах хаотического, эволюционного и целенаправленного развития складываются и развиваются определенные формации как проявления совокупности объективных, смешанных и субъективных организаций. Научное применение этого понятия ассоциируется с крупными, значимыми образованиями в социально-экономической и ряде других сфер. Формация — сложившаяся макроорганизация.

  В теоретических исследованиях и практической деятельности широко применяется термин «формирование», характеризующий процесс первичной организации, означающий целенаправленное построение каких-либо процессов или систем, первоначальную организацию определенного образования, придание ей конкретно запланированной формы. Формирование — создание организации приданием ей конкретной формы.

  Практическое применение понятия организации как процесса очень часто ассоциируется с термином «формирование», подразумевающим в этом случае целенаправленную деятельность по приданию объекту определенной внешней или внутренней формы. Формирование в этом смысле представляет собой упорядочивание, построение, создание нового образования в соответствии с целями и нашими представлениями об обеспечивающей их достижение форме. Это понятие становится морфологической основой для определения целой группы терминов, отражающих процедуры целенаправленного применения расформирования, переформирования, реформирования, трансформации.

Радикальным, перманентно актуальным и уже поэтому исключительно важным пониманием происходящих перемен квалифицируется теоретическое и практическое применение понятий трансформации и реформации. Ими описывается сегодня настолько широкий круг самых разнообразных перемен, что необходимо более точно определиться с общими и различными составляющими в их понимании и употреблении.

Самое широкое и разнообразное практическое применение термина «трансформация» указывает только на изменение формы, без уточнения причин, обстоятельств и участников происшедшего. При этом предполагается любая оценка осуществившихся перемен и их последствии. Трансформация — вероятностные изменения.

В отличие от этого термин «реформирование» непосредственно указывает на субъективную природу запланированных и целенаправленно осуществляющихся преобразований и предполагает достижение задуманных, позитивных последствий и соответствующую оценку. Реформирование — целенаправленные преобразования.

  Требования универсализации и унификации представлений и применений понятия формы организации обусловливают широкое и разнообразное использование формализации ее выражения. Она необходима для того, чтобы строго отражать, сравнивать и классифицировать встречающиеся объекты и составляющие их элементы, обеспечивать возможность идентификации, испытания, оценки, замены, ротации, тиражирования.

  Достаточно полное и всестороннее понимание и представление организации является необходимой основой для формулирования свода определяющих ее положений. Они используются в выделении, идентификации, классификации, стандартизации организации, становясь официальными дефинициями. На их основе любая, даже неформальная организация так или иначе оформляет свое появление, положение, ориентацию. Это отражается определенными целями, отношениями, позициями, границами, допусками, позволяющими отнести к ней тот или иной объект или субъект, фиксирующими их содержание и направленность. Основой проведения такого оформления является понимание, объявление и закрепление формального или неформального статуса организации как официального или неофициального признания ее позиционирования.

  Формулирование и оформление организации в рамках макросистемы подчиняются общим требованиям, содержащим строгие стандарты, правила форматирования, которыми обеспечивается приведение отражения пли восприятия организации к понятной и общепринятой форме. Вместе с тем, в формате как отражении содержания общепринятой формы системно ориентированные исследователи находят генетическое единство с определением понятия информации.

  Таким образом, собственно морфологическое восприятие, понимание и применение термина «форма» является исключительно плодотворным источником становления, развития и использования целого комплекса дефиниций современного инструментария исследования, отражения и воздействия, формируемого на его основе.

Универсальную конфигурацию построения этого комплекса можно представить моделью, показанной на рис. 2

Важнейшая особенность предложенной модели — построение определенной конфигурации взаимосвязей между её отдельными составляющими. Именно эти связи во многом определяют их формирование, позиционирование и применение в тех или иных организационных процессах и системах. Более того, содержание и соответственно использование ряда из этих связей еще далеко не полностью определено, что обусловливает актуальные направления и стратегическую перспективу дальнейшего совершенствования морфологического инструментария.

Рис. 2. Модель формирования морфологического инструментария организации исследования и воздействия

  Проанализированная модель становится эффективной организационно- методической основой для дальнейшего раскрытия, специализации и применения понятия формы с самыми разнообразными целями, в самых различных процессах и сферах. Конкретно развиваясь и адаптируясь в своем теоретическом и практическом применении, она обеспечивает сохранение единого организационного механизма построения, проведения, отражения и восприятия исследований и воздействий на единой морфологической основе. Построение, совершенствование, развитие и использование представленной модели в конечном счете и обусловливает единство восприятия и понимания мироздания, применения адекватных форм и средств его отражения и представления.

  Практическое применение морфологического инструментария в значительной степени основывается на выделении и исследовании внутренних и внешних связей организации. В реальных условиях процессы и системы организации складываются, функционируют и развиваются, отражаясь в объективно, субъективно или смешанно возникающих и реализующихся взаимосвязях. Именно эти связи, их конфигурация и содержание в соответствии с действием закона формации определяют строение организации, а значит, и ее форму.

  Инструментарий позволяет прогнозировать формирование и развитие причин и условий организационных изменений, предупреждая или сдерживая на этой основе неблагоприятные тенденции.

При выяснении места и роли морфологии в инструментарии организации важно помнить и о примате сущности понятий процесса, системы, механизма над формой их реализации. Он проявляется не только в том, что форма становится конкретным результатом построения процесса, создания системы, функционирования механизма, но и в том, что уже осуществляющийся процесс, реально созданная система или действующий механизм могут приобретать, трансформировать и совершенствовать разнообразные, индивидуально специализированные формы.


3. Свойства организации

Сущность выражения организации как процесса или системы определяется не столько формой ее представления, сколько внутренним содержанием, отражающим возможности использования и развития ее потенциала. Основополагающим проявлением сущности организации являются ее свойства.

Свойства — совокупность проявлений, отражающих общие, характерные и специфические черты организации.

Понятно, что можно выделить и другие критерии классификации свойств организации, но эти представляют ее наиболее точно, всесторонне и лаконично. В соответствии с таким подходом именно свойства раскрывают и представляют потенциал любой организации, обусловливая возможность ее функционального применения и содержательного взаимодействия с другими процессами и системами. Свойства организации широко и разнообразно классифицируются в соответствии с функциональной направленностью, целями ее создания, потенциалом развития, сферой их использования.

  Причем представление и исследование свойств организации осуществляются универсально, вне зависимости от ее природы, проявления, использования и взаимодействия. Это совершенно необходимо для того, чтобы выделить основополагающие, действительно организационные, присущие как процессам, так и системам общие свойства, описывающие их реальные проявления и перспективный потенциал функционирования и развития.

  Свойства организации:

1) Целенаправленность — ориентация организации на постановку и достижение желаемого, возможного и необходимого состояния.

2) Дискретность – свойство, структурно формирующее организацию.

3) Цикличность – периодическое повторение определенной последовательности.

4) Реверсивность – свойство, открывающее конструктивные возможности в повышении эффективности восприятия, оценки и управления процессом организации на основе повторения, адаптации и применения штатных, типовых, аналогичных решений.

5) Оперативность – быстрота, своевременность.

6) Гибкость – способность организации к адаптации, модернизации, реформации.

7) Ротационность – перемещение по циклической траектории.

8) Корпоративность – склонность к групповой ассоциации и кооперации.

9) Коммуникационность – способность, расположенность к взаимосвязи.

10) Композиционность – возможность построения адекватной организации путем целенаправленного составления из элементов.

11) Комбинаторность, отражающая потенциальные возможности разработки применения различных вариантов построения и осуществления процессов и систем организации из уже известных и используемых модулей.

12) Селективность – способность организации к совершенствованию путем отбора, закрепления и развития необходимых качеств.

13) Ингрессивность – постепенное формирование организацией новых качеств ее составляющих.

14) Конъюгированность – способность к внутреннему обмену и объединению качеств элементов и организаций.

15) Корреляционность – способность к активизации взаимосвязи.

16) Эгрессивность – достижение максимального уровня качеств организации.

17) Эмерджентность – оперативная мобилизация новых качеств.

  Состав приведенных свойств организации, их содержание и проявление носят открытый характер. Они скорее первично обозначены, чем окончательно сформулированы, что обусловливает необходимость их дальнейшего уточнения, детерминирования и развития. Главное, что была призвана выделить и решить настоящая глава, заключалось в том, чтобы свести в единую систему характеристики качеств организации для последующего изучения ее динамического и статического выражения, их совершенствования и развития.

 


4. Парадигма организации

  Парадигма как строго научная, общепризнанная теория, модель, основополагающая концепция, представленная системой определяющих понятий и категорий, лаконично отражающей содержание, существенные черты и взаимосвязь элементов рассматриваемой области знаний, постепенно становится основой каждой серьезно проработанной научной дисциплины. Она является одной из основополагающих категорий, концептуальной моделью, квинтэссенцией определения, представления и изучения конкретной области знаний. Именно в ней органично объединяются и реализуются рассматриваемые категории, обеспечивая комплексное представление универсальной концепции организации.

Исторически сложилось и все активнее применяется достаточно четкое понимание парадигмы, позволяющее лаконично, емко и комплексно представлять научное направление, область знаний, содержание дисциплины и подход к ней. Такое понимание стройно укладывается в распространенное представление состава и содержания научных разработок в конкретной области знаний, строго определяя парадигму в качестве ее универсальной концептуальной основы. Вместе с тем понятие парадигмы иногда используется и применительно к прагматически ориентированным представлениям, концепциям, взглядам, что отражает возможность его применения в сфере практической деятельности человека.

  Выделение и формирование универсальной парадигмы организации как основы интеллектуальной коммуникации занимает фундаментальное место и выполняет системообразующую роль в построении, развитии и применении единого и стройного научного мировоззрения, системы теоретических знаний и практических навыков.

5. Тезаурус парадигмы организации

Приступая к исследованию конкретной области знаний, необходимо прежде всего определиться с языком исследования, постановки и описания ее состава и содержания, то есть совокупностью ключевых, наиболее часто употребляемых терминов и их дефиниций. Как процесс познания, так и система знаний в любой области и сфере деятельности основываются на постановке и применении комплекса взаимосвязанных дефиниций в виде адаптированным образом организованной совокупности определений их основных понятий и категорий. Именно они формируют язык данной области знаний, раскрывают и отражают ее содержание, обеспечивают эффективное и адекватное применение инструментария исследований.

Основой построения и применения такого языка является совокупность дефиниций категорийно-понятийного аппарата, представленных в их предметно-содержательной взаимосвязи и зависимости. Естественно, что в этом комплексе используется ряд основополагающих научных понятий, общих для всей системы знаний. Вместе с тем определения большинства конкретных терминов требуют содержательной адаптации и специализации но сути решаемых проблем. Особое значение при этом имеет функциональная адаптация применяемых понятий и их определений к целям, условиям и объектам исследований.

Такой подход устанавливает достаточно четкие отличия тезауруса от словаря, глоссария или свода ключевых слов, моделируя и раскрывая его природу, содержание, структуру, цели и методику применения. Они проявляются в строгой целевой ориентации лаконичного категорийно-понятийного комплекса на сущность и содержание свода основных проблем конкретной области знаний.

Именно эту задачу в каждой самостоятельной области знаний решает разработка, постановка и применение тезауруса.

Тезаурус — означает совокупность комплексно адаптированного категорийно-понятийного аппарата, системы понятий и дефиниций, структуры и содержания их взаимосвязей в процессе исследования и представления конкретной области знаний.

Широкое использование определяющих понятий теории организации во всех областях знаний обусловливает особое значение разработки, развития и использования ее тезауруса.

Формирование этого комплексного инструментария решает задачу описания, систематизации, координации и развития научных исследований, становления универсального научного языка, прежде всего социально-экономических дисциплин. Он объективно становится общей базой, обязательной составляющей тезауруса любой области знаний уже потому, что непосредственно обслуживает научную коммуникацию. Но его главное значение проявляется в обеспечении формирования единой методологической и методической основы отражения, представления, совершенствования и развития системы наук в целом.

Приоритетно, последовательно и параллельно с этим процессом определение и разработка многих понятий тезауруса теории организации осуществлялись такими областями знаний, как история, логика, лингвистика, информатика, юриспруденция и др. Ряд конкретных терминов, например таких как иерархия, полномочия, статус, впервые вводились, определялись и использовались законодательными и подзаконными актами, нормативными документами.

В настоящее время термин «парадигма» воспринимают, понимают и применяют в качестве модели, образца, примера, формы, структуры, последовательности и даже «сухого остатка» отражения устоявшейся проблемы, идеи, позиции или системы взглядов. Такое достаточно свободное применение данного термина существенно усложняет и ограничивает адекватное понимание изучаемых проблем, что противоречит цели и сущности его введения в практику мирового научного языка.

Парадигма — стройная, строго научная, общепризнанная теория, основополагающая концепция, представленная моделью основных понятий, лаконично отражающей наиболее существенные черты рассматриваемой области знаний.

Особое значение парадигма организации приобретает в качестве инструмента обеспечения корреспонденции между самостоятельными темами, разделами, направлениями, концепциями не только одной, но и, что гораздо важнее, различных областей знаний. По своей конструкции она становится универсальной базой, единой основой, типовой моделью построения и применения общего научного языка, описывающего общедоступное понимание соотношения, на первый взгляд, абсолютно не связанных между собой явлений или событий.

Конкретную, прагматическую роль парадигма организации призвана исполнять в качестве универсального инструмента отражения, представления, обоснования и адаптации инновационных идей и подходов к реальным процессам, системам и условиям их использования. В этом смысле она способна существенно унифицировать, адаптировать и в конечном счете облегчить трудоемкую и болезненную стадию внедрения нововведений, убедительно, обоснованно и достоверно раскрывая и представляя существо предлагаемого на попятных и общепризнанных примерах и аналогиях.

Приведенное выше определение ставит понятие парадигмы в основу формирования и представления тезауруса теории организации. В этой науке значение тезауруса имеет особый смысл, поскольку формируемое с его помощью комплексное представление о построении интеллектуальной организации как системы научных взглядов ложится в основу структурно-логического строения любой области знаний или сферы деятельности. В них тезаурус организации становится языком разработки и построения концепции исследования конкретного объекта и предмета, выступает в роли структурообразующего инструмента процесса познания. Этим определяется организационно-методический характер его воздействия на организацию процесса и системы научных исследований.

В отличие от понятия парадигмы тезаурус организации, в силу его традиционно более широкого применения и методически важной, системообразующей роли, уже давно и разнообразно становится объектом или предметом всесторонних исследований ученых и практиков.

Собственно традиционное представление состава и содержания тезауруса обычно начинается с базового эшелона основных, наиболее часто применяемых понятий, определяющих сущность и ориентацию рассматриваемой области знаний. Здесь последовательно выделяются, формулируются и структурируются дефиниции, термины и их взаимосвязи, выделяющие объект, раскрывающие предмет исследования данной науки, причем особое внимание уделяется его природе как источнику и процессу возникновения, становления и развития.

Природа организации может иметь как объективное, так и субъективное и смешанное начало, чем обусловливается выделение первых понятий базового эшелона тезауруса теории организации — случайность и цель. При этом, случайность исторически обладает определенным приоритетом, поскольку первично влияет на возникновение субъекта.

Случайность — объективная, как правило сложная по своей внешней природе, маловероятная связь.

Цель — субъективное, желаемое, достижимое, необходимое состояние процесса или системы.

Процесс — последовательность изменений.

Следующий уровень тезауруса организации представляет, пожалуй, наиболее широко и разнообразно применяемые понятия процесса и системы, отражающие соответственно динамику и статику окружающего мироздания. При этом если в понимании термина «процесс» определяющими положениями являются последовательности и изменения, то в определении, представлении, восприятии, понимании, а главное, в применении термина «система» наиболее существенное, решающее значение имеют элементы и связи. Система — совокупность взаимосвязанных элементов.

Структура — отражение внутреннего строения системы.

Определение формы исследуемого или изменяемого объекта отражает внешний вид, образное представление, основу идентификации, определенное восприятие системы или процесса. Форма — представление внешнего строения объекта. Структура, отражающая внутреннее, и форма, представляющая внешнее строение организации, формируются, определяются и обусловливаются, прежде всего, конфигурацией построения и содержанием выражения связей между составляющими их элементами.

Разрабатываемую модель базового эшелона тезауруса теории организации условно можно разделить срединной горизонталью на первичный и вторичный блоки. Блок — конструктивный элемент организации.

Именно свойство конструктивности, обусловливающее, с одной стороны, содержательное наполнение, а с другой — формирующее значение блока, и определило применение этого организационного понятия в разрабатываемом тезаурусе. Его разделение на блоки позволяет не только объединить общее, но и представить последовательность, преемственность, специализацию процесса формирования.

При этом в первичном блоке тезауруса представлены основополагающие понятия, широко применяемые в большинстве областей знаний в качестве общепринятых научных и практических терминов. Они не только обеспечивают адекватное отражение и восприятие исследуемого, разработку и осуществление производимого, но и, что самое важное, объединяют эти два процесса общим терминологическим сопровождением. Это имеет особое значение, поскольку противоречия понимания и применения основных терминов в теории и практике возникают достаточно часто и ведут к самым непредсказуемым последствиям.

Вторичный блок представляет комплекс терминов, характеризующих специфические понятия формирования, проявления и применения организационных основ разработки и построения современных процессов и систем. Здесь выделяются и взаимоувязываются достаточно конкретные понятия, обеспечивающие достижение и сохранение необходимого уровня организации как теоретического представления, так и практического построения процессов и систем.

Такое разделение тезауруса обусловило необходимость более подробного определения и осмысления его дефиниций. При этом необходимо понимать, что разделение тезауруса на эшелоны, блоки, сегменты и т. д. само по себе является конкретным проявлением организационного инструментария исследования и формирования внутреннего строения самых разнообразных процессов и систем.

Сегмент — результат централизованного разделения организации на части.

Эшелон — последовательная часть оперативного построения.

Уже определенные выше понятия тезауруса теории организации, установленные между ними связи позволяют представить состав и структуру его базового эшелона в следующем виде:

Рис. 3. Структура базового эшелона теории организации

Представление вторичного блока базового эшелона тезауруса начинается с определения понятия «порядок», имеющего особое значение в раскрытии содержания организации как процесса упорядочения. Форма, структура, процедура, их построение и функционирование, как реальные проявления организационных отношений, традиционно отражают установившиеся представления об организации, закрепляемые и описываемые сложившимся или установленным порядком.

Порядок — складывающееся или устанавливаемое и поддерживаемое соотношение составляющих. Именно им определяются и регламентируются общепринятые понятия, их соответствия, действующие, рекомендуемые и возможные связи и последовательности, формы их осуществления, отражения и признания.

Именно им определяются и регламентируются общепринятые понятия, их соответствия, действующие, рекомендуемые и возможные связи и последовательности, формы их осуществления, отражения и признания.

Алгоритм — математически формализованная процедура.

Иерархия — соподчиненность организаций по властной вертикали.

Правила — устанавливаемые, ожидаемые в выполнении и контролируемые требования, положения, рекомендации. Механизм — целенаправленно функционирующая система.

Механизм — целенаправленно функционирующая система. Полномочия — свод прав по исполнению обязанностей.

Полномочия — свод прав по исполнению обязанностей. Статус  — официально или общественно признаваемое положение.

Документ — свидетельство, оформленное на носителе информации.

Статус  — официально или общественно признаваемое положение. Статусом устанавливается состав признаваемых полномочий каждого элемента, всей организации в целом или ее подразделений, который совокупно представляет потенциал формирования и развития организационных отношений в процессе разработки, принятия и реализации решений. Формирование и закрепление статуса может носить неформальный характер, что не исключает, а в ряде случаев даже активизирует построение и реализацию посредством его конструктивных организационных отношений в малых социальных группах или общественных формациях. Собственно любая организация с этих позиций может быть представлена как соотношение и взаимодействие статусов ее составляющих.

Процессуальная составляющая тезауруса открывается логически необходимым и приоритетно хронологически обусловленным понятием генезиса, последовательно отражающим и рассматривающим происхождение процесса или системы по стадиям возникновения, становления и развития организации. Такой подход характерен для хронологически последовательного исследования появления организации как процесса или системы с позиций представления первой половины ее жизненного цикла.

Как, собственно, весь процесс, так и любой его отрезок осуществляются на протяжении определенного промежутка времени, получившего название «период».Период — продолжительность процесса или его составляющей части во времени.

Периоды возникновения, становления и развития любой организации объективно сменяются периодами стагнации, распада и ликвидации, что в комплексе определяет понятие «онтогенез». Онтогенез — отражение существования организации периодами ее возникновения, становления, развития, стагнации, распада и ликвидации.

С другой стороны, периодическое повторение осуществления отрезка процесса, соответствующего шести этим составляющим, представляет собой жизненный цикл любой организации как объективно сложившуюся и необходимо осуществляющуюся последовательность сменяющих друг друга состояний.

Цикл — периодически повторяющаяся последовательность.

Фаза — момент или часть процесса, характеризующиеся явно воспринимаемым образом.

Стадии — часть процесса, характеризующаяся однородностью происходящего.

Этап — отрезок процесса, выделяемый получением промежуточного результата.

Операция — профессионально организуемая комбинация действий, обеспечивающая достижение необходимого результата.

С позиций теории организации логическая последовательность выделения приведенных и определенных выше основных составляющих процесса представляется следующим образом: из простейших первичных действий целенаправленно и последовательно складываются все профессионально выполняемые операции, они объединяются в образно выраженные стадии организации, результаты осуществления которых выделяют промежуточные этапы, входящие в характерно выявляемые и наблюдаемые фазы циклов, из которых в конечном счете и строится процесс в целом.

Комплексом приведенных выше, общепринятых в международном научном общении терминов определяется процессуальный сегмент тезауруса, который последовательно развивается терминами и понятиями системного сегмента.

Соединение — создание единого или общего из различных составляющих.

Интеграция — состояние связанности дифференцированных частей.

Коммутация — временная взаимосвязь.

Кооперация — построение и осуществление устойчивых, внешних программных связей.

Синергия — эффект превышения потенциала организации над суммой качеств ее составляющих.

Понятно, что как основной тезаурус, так и все его расширения сами могут последовательно развиваться и развертываться, сопровождая углубление и специализацию исследований конкретных проблем. Это создает необходимость представления организации такого развертывания в условиях пересечения и взаимодействия различных областей знаний.

Определяя тезаурус теории организации, важно помнить, что природа его формирования и развития, как и любой интеллектуальной системы, носит субъективно-объективный характер, причем субъективная составляющая является доминирующей. Это обусловливается тем, что с помощью тезауруса только отражается тот или иной взгляд на исследуемое, но сам он непосредственно его не представляет.


6. Генезис организации

Исследование любого объекта, выделение и изучение выбранного предмета традиционно начинается с выяснения его природы как феномена возникновения или создания. Именно в нем, в его причинах и факторах кроются многие положения, определяющие не только появление изучаемого, но и в еще большей степени сущность и содержание последующих метаморфоз становления и развития. Вся окружающая реальность, вне зависимости от материалистического или идеалистического подхода, изначально основана на организации. Более того, она представляет собой многофакторную, вероятностную, материально-интеллектуальную систему как сложнейший и многообразный продукт возникновения, становления, развития и совершенствования, полученный в результате осуществления совокупности объективных, субъективных пли смешанных процессов.

Первое положение генезиса организации: всякая система является результатом процесса ее организации, но далеко не всякий процесс заканчивается созданием системы.

Суть положения заключается в том, что организация как процесс первична, а организация как система — вторична, поскольку всегда является результатом того или иного процесса организации. Такое логически обоснованное заключение обусловливает весь дальнейший подход к анализу и построению основных конструкций теории организации с позиций примата процесса над системой.

  Второе положение генезиса организации: организация образует и развивает двойственную объективно-субъективную природу возникновения, становления и развития.

  Третье положение генезиса организации: генезис организации представляется в виде логической последовательности возникновения, становления и развития объективных, субъективных и смешанных взаимосвязей ее материального, интеллектуального и смешанного проявления.

Концептуальное единство формирования, изложения и восприятия системы научных знаний должно обеспечиваться понятной, лаконичной и общепринятой моделью интеллектуальной организации, например парадигмой. Естественно, что в ней отражаются только фундаментальные элементы, взаимосвязи и положения, обоснованные и обусловленные достоверными зависимостями и конструкциями. Такая модель должна носить открытый характер как основа построения и развития совокупности творческих процессов, обеспечивающих свободу и самостоятельность их проведения.

Понятно, что содержание конкретной реализации данной модели последовательно транспонируется от изначально субъективного к более объективному представлению реальности в зависимости от уровня обоснования и развития научных взглядов, степени их проработки и качества отражения. Вместе с тем в ней всегда остаются субъективные подходы и элементы, что, в конечном счете, и определяет ее смешанную природу. Это естественно, поскольку любое научное построение, так или иначе, обслуживает и субъективные интересы, а значит, соответствующим образом организуется.

Модель накопления, отражения и применения информации в виде системы научных знаний как интеллектуальной организации может быть представлена так, как изображено на рис. 4.

Рис.4. Модель системы научных знаний как интеллектуальной организации

Данная модель интеллектуальной организации основывается на двух началах, вероятно обусловливающих все возможные проявления реальности и представления о ней. При этом она выделяет первично объективный, «левый» сегмент формирования основополагающих положений, и вторично субъективный, «правый» сегмент восприятия и формализации производных понятий и категорий конкретной науки. Такая сегментация позволяет выстроить адаптированную конструкцию, одновременно дифференцированно и комплексно отражающую как фундаментальные научные основы представляемой области знаний, так и конкретно ориентированный на данную сферу инструмент исследования и воздействия.

Представленная модель является одним из возможных вариантов отражения единого представления построения науки как проявления интеллектуальной организации. Она основывается на позиционировании определяющих категорий и структуризации связей между ними, позволяющих представить общую конфигурацию формирования и построения системы конкретной области знаний как интеллектуальной организации. Вместе с тем она отражает динамику процесса формирования и использования знаний.

Естественно, предложенная модель, раскрывающие и развивающие ее процедуры и формы отражения и использования конкретных знаний в ходе развития теории организации и современных информационных технологий будут и далее совершенствоваться. Наиболее актуальными на сегодняшний день направлениями здесь становятся:

унификация и сквозное конструирование тезауруса;

разработка и внедрение единой теории классификации;

представление общей конфигурации современных знаний;

моделирование взаимодействия между научными дисциплинами;

разработка сквозных имитационных моделей организации объектов;

предложение современных информационных процедур исследования;

применение комплексных методов построения и освоения знаний.

Такая необходимость и возможность, обусловленные открытой к совершенствованию, активной формой данной модели, еще раз подтверждают перманентность ее построения и комплексность представления, проявляющиеся в качестве основополагающих, концептуальных положений теории организации.

В ходе и результате исследования организации мироздания учеными и практиками сделаны обоснованные предположения и получены убедительные подтверждения следующего: главным потенциалом формирования и развития целенаправленной жизнедеятельности человека является стремление к высшим формам реализации организации как в виде процесса, так и в виде системы.


PAGE  22


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16430. Применение стандартных функций MS Excel для решения задач статистики 72 KB
  Применение стандартных функций MS Excel для решения задач статистики СОДЕРЖАНИЕ Применение стандартных функций MS Excel для решения задач статистики. Ввод исходных данных. Вычисления размаха вариации оценки среднего среднеквадратичного отклонения и дисперсии...
16431. ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ EXCEL. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 60.5 KB
  ТЕМА №3: ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ EXCEL. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Цель работы: научиться работать с Мастером функций проводить анализ данных . Содержание работы: 1. Использование Мастера функций. 2. Анализ статистических данных. 3. Инструменты пакета анализа. Методические рек...
16432. Excel. Исследование мастера функций. Логическая функция Если 71 KB
  Тема Excel. Исследование мастера функций. Логическая функция Если 1. Цель работы: Создание приложения с использованием логической функции Если. 2. Теоретические основы: В предыдущей лабораторной работе мы исследовали работу с мастером ...
16433. Вычисление с помощью функций 56 KB
  Тема Вычисление с помощью функций Лабораторная работа Вопросы к лабораторному занятию Понятие функции Средства Excel для ввода функций Логическая функция ЕСЛИ 1. Методические рекомендации В Excel имеется большое количество встроенных функций. Функц
16434. ФОРМАТИРОВАНИЕ ЯЧЕЕК. РАБОТА С МАСТЕРОМ ФУНКЦИЙ 103 KB
  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Тема: ФОРМАТИРОВАНИЕ ЯЧЕЕК. РАБОТА С МАСТЕРОМ ФУНКЦИЙ. Вызвать Microsoft Excel. На первом листе создать таблицу Таблицу №1: ФИО История Химия Физика Гео...
16435. Компьютерные преступления 384.5 KB
  В работе рассматриваются некоторые вопросы правовой регламентации ответственности за преступления в сфере информационных технологий в уголовных законодательствах ряда зарубежных государств
16436. Организованная преступность Уральского региона (история и современность). Учебное пособие 396.5 KB
  Г.А. Пантюхина Организованная преступность Уральского региона история и современность Учебное пособие В учебном пособии рассматриваются вопросы криминологокриминалистической характеристики предупреждения организованной преступности Уральского региона. Д
16437. Подозрение в уголовном процессе России 297.5 KB
  И.А. Пантелеев подозрение в уголовном процессе России Учебное пособие В пособии рассматриваются вопросы о понятии подозрения его месте и роли в уголовном процессе. Проанализирован ряд наиболее актуальных проблем связанных с уголовнопроцессуальной деятельно...
16438. Кредитные организации в России, правовой аспект 3.03 MB
  Кредитные организации в России: правовой аспект Предисловие В предлагаемой читателю работе рассматриваются правовые вопросы организации и деятельности кредитных организаций. Анализируется соотношение понятий банковское законодательство и банковское пра