93336

Система законов организации

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Законы и закономерности фундаментальная основа теории организации Для любой социально-экономической организации характерно осуществление определенных управленческих процессов связанных с ее функционированием и развитием.

Русский

2015-08-29

157.5 KB

3 чел.

Тема 6. Система законов организации.  

План:

1. Законы и закономерности - фундаментальная основа теории организации

2. Структурно-формирующие законы теории организации

1. Законы и закономерности - фундаментальная основа теории организации

Для любой социально-экономической организации характерно осуществление определенных управленческих процессов, связанных с ее функционированием и развитием. Важно контролировать и управлять этими процессами, в результате которых происходят изменения в объекте управления по определенной зависимости. Выявление и правильное использование этих зависимостей или законов в решении задач построения структур способствует повышению эффективности управления организацией. В данной теме рассматривается роль законов в формировании такой области знаний как теория организации, особенности формирования объективных и субъективных зависимостей, приводится классификация основных законов организации.

В целях последовательного исследования существующих законов и закономерностей, влияющих на организацию, следует обобщить и проанализировать научные взгляды и подходы ученых к проблеме выявления закономерностей и принципов организации.

Закон представляет собой объективную устойчивую связь явлений. Тем самым законы являются основой формирования научно обоснованной теории, задачей которой и является выявление и исследование явлений и связей. Необходимо сформулировать, описать механизм действия законов организации и систематизировать их. Впервые такая попытка систематизации знаний и формирования стройной теории была предпринята А.А. Богдановым в начале 20-х годов XX века. Им создана общая теория организации - наука об универсальных типах и закономерностях строения и развития различных организационных форм и систем. Использование этих закономерностей развития организационных процессов особое значение приобретает в настоящее время. Большой интерес с этих

позиций представляют труды А.А. Богданова по тектологии, общенаучной концепции организационного подхода к изучению любой системы в природе и человеческой деятельности. Ядром его концепции является положение о том, что законы организации едины для всех объектов, в которых самые разнородные явления (элементы) объединяются структурными связями, определение организационного комплекса на основе главного системообразующего принципа «целое больше сумм своих частей». Этот принцип означает изучение организации любого объекта с точки зрения отношений как его частей, так и отношений его как целого со средой, т. е. со всеми внешними системами.

Тектологические границы рассматриваются как контуры взаимодействия комплекса с внешней средой. Объекты, располагающиеся на тектологических границах комплекса, функционируя и развиваясь по своим направлениям, могут нарушать его формы, разрушать его. Отсюда: выявление границ и организация взаимодействий с объектами на границах является важнейшей задачей управляющей системы. Именно поэтому тектологические границы следует рассматривать, по нашему мнению, как контуры управляющей системы комплекса. И это находит подтверждение в практике развития современных комплексов и управления ими.

Разрыв связей на тектологической границе (банкротство предприятий, нарушение договорных условий) порождает резонанс свертывания производства, а при условии глубокой специализации и широкой кооперации приобретает разрушительную силу. Примером этого может служить разрушение системообразующим хозяйственных связей в результате распада СССР, что привело к спаду производства, к невозможности дальнейшего продолжения производственной деятельности отдельных крупных предприятий.

А.А. Богданов различает методы соединения однородных и разнородных элементов в комплексы (системы). В первом случае элементы выполняют в системе одинаковую организационную функцию, во втором случае - разные. Соединение однородных элементов осуществляется методом, который получил название цепной связи. Примером такого соединения может быть сосредоточение однородных работ по функциям, сферам деятельности, другим признакам в одном отделе. Подбор работников для выполнения этих работ осуществляется по квалификации, количественному составу другим параметрам. Речь в данном случае идет по существу только о соотносительности элементов по определенным параметрам.

Более сложно решаются вопросы, в которых речь идет о соединении разнородных элементов. В этом случае тектология предлагает использовать метод ингрессии, т. е. методы «вводных» или «посредствующих» элементов .

Ингрессия (вхождение) рассматривается как основной тип организационной связи. Метод может широко использоваться в настоящее время в поисках тех активностей, которые могли бы привести к взаимодействию объектов на тектологических границах. Такими вводными элементами, по нашему мнению, являются общие цели, общие интересы, новый комплекс, новые знания и др.

Следует отметить, что и после этого некоторыми отечественными учеными предпринимались попытки сформулировать законы и принципы организации, в чем-то схожие с формулировками А.А. Богданова. Среди деятелей организационно-управленческой науки можно выделить таких как О.А. Ерманский, В.Д. Ещенко, Л. Жданов. Так, О.А.Ерманский, автор концепции физиологического оптимума, определив рациональную организацию как теорию оптимального использования всех видов энергии и факторов производства, выделил в качестве ее предмета следующие основные принципы (законы) : принцип положительного подбора; закон организационной суммы; принцип оптимума.

Прямое согласие с положениями теории А.А. Богданова и их развитием в конкретной отрасли имеют формулировки В.Д. Ещенко, выдвинувшего концепцию научной организации труда и управления производством, сформулировавшего основные принципы : наименьших при цепной связи, взаимного замыкания, ритма и темпа, параллельности и последовательности работ, фронта работ, реальных условий. В частности, принцип наименьших В.Д. Ещенко в целом повторяет закон наименьших А.А. Богданова, согласно которому, «расширение хозяйственного целого зависит от наиболее отстающей его части» . Этот закон, по мнению А.А. Богданова относится ко всем системам: физическим, психическим, социально-экономическим. На нем основан метод сетевого планирования и управления. По мнению А.А. Богданова, закон действует и в области руководства трудовыми коллективами - частичная, хотя бы кратковременная индивидульная недостаточность отражается иногда непоправимо или даже гибельно на всем коллективе .

Также пытался сформулировать организационные принципы управления Л. Жданов , в том числе выделял принцип деления на отделы, то есть речь идет о таком методе построения организационной структуры как департаментализация.

Теория организации как самостоятельная научная отрасль начала развиваться сравнительно недавно. Поэтому выявленные законы и закономерности недостаточно полно исследованы в части их содержания и толкования. Вследствие сказанного, формулировки законов в различных литературных источниках и разных авторов различаются как по форме, так и по содержанию. Различается также и описание их свойств и признаков, а также особенностей их проявления в природе и обществе. Это обусловлено сложностью выявления связей, установления объективных зависимостей и формулирования законов и характером объекта исследования авторов научных работ.

Законы теории организации можно условно разделить на две группы: административно-бюрократические и научные - независимо проявляющиеся в природе и обществе. Согласно теории государства и права, закон представляет собой «нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения».

Применительно к социальным организациям закон - «устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях». В научной литературе по теории организации объективные законы носят название законов организации, а субъективные - законов для организации.

Закон - это зависимость, которая:

  •  зафиксирована в законодательных актах;
  •  является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций;
  •  получила признание и поддержку авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция, и т. д.).


Объективные законы носят название законов организации. Субъективные - законов для организации.

Теоретический фундамент любой науки образует выработанные ею законы, закономерности зависимости, принципы и связи, проявляющиеся в свойствах исследуемых объектов, в явлениях, событиях и процессах.

Перечисленные категории различаются по своей сущности. Законы теории организации отражают общие объективные и наиболее устойчивые связи, которые проявляются в объектах, явлениях и процессах природы и общества. Они естественно теоретически доказаны и объективно подтверждены практикой.

Законы организации являются всеобщими и присущи всему организационному опыту мироздания в целом. Они отражают существенные организационные связи между структурными частями целого, между частями и целым (объектом) и между самими объектами, общие особенности развития и функционирования организационных систем.

Закономерность является близкой к понятию закона. Она характеризует так же, как и закон, объективно существующие, повторяющиеся связи между явлениями. Но эти связи менее устойчивы, чем в законе, они ограничены рядом условий места и времени конкретных явлений. Степень обобщенности проявления закономерности в организационном опыте ограничена и характерна для ограниченного круга организационных систем.

Зависимость отражает причинно-следственную связь между структурными составляющими организационного целого, а также характер этой связи. Зависимости всегда конкретны и не могут быть обобщены для объектов природы и общества в целом, характерны для больших групп организационных систем. В данной главе рассмотрены законы теории организации, проявляющиеся как объективная реальность.

Для выяснения особенностей их применения и решения различных задач науки и практики необходима их систематизация. В научной литературе встречаются различные подходы к классификации законов организации. Это обусловлено постановкой и решением многочисленных задач управления, создания организационных систем, построения их структур и взаимосвязей и применения на практике,

Для классифицирования применяются различные признаки и критерии систематизации законов организации. Поскольку перед нами не стоит конкретная задача применения законов, приведем универсальную их классификацию. В качестве ее критериальных признаков примем общую парадигму теории организации, представляющую ее как процесс и как систему, т. е. исходим из сущности, структуризации, взаимосвязей и взаимодействии организационной системы, ее формирования, развития и разрушения. В основе такой систематизации условно можно выделить следующие три группы законов:

  •  всеобщие законы организации;
  •  структурно-формирующие законы;
  •  законы взаимосвязи, взаимодействия.

Всеобщие законы являются основополагающими как законы всеобщей организационной науки - тектологии (по терминологии ее основоположника - А.А. Богданова). К законам первого уровня относятся законы синергии, самосохранения и развития (онтогенеза). Они отражают главные концепции организационной науки, образуют ее основной теоретический фундамент. Логика действия всеобщих законов раскрывает сущность организации, проявление меры ее организованности, равновесия и устойчивости в системах и процессах их создания, развития и разрушения.

С позиции формирования организационных систем выделяются общие структурно-формирующие законы организации. К ним относятся: закон информированности - упорядоченности; закон композиции; закон пропорциональности (соответствия). Они позволяют раскрыть роль информационной обеспеченности, соответствия и определенности в формировании систем и процессов, форм их внешнего проявления. Определяют порядок качественных и количественных соотношений между частями целого, частями и самим целым данной системы.

Наконец, третья группа - законы взаимосвязи и взаимодействия включают закон единства анализа и синтеза, закон наименьших. Эти законы раскрывают сущность и структуризацию связей в системах и процессах, их функциональные свойства, проявление характера динамизма в их реинжиниринге.

Закон синергии

Закон синергии является основополагающим законом в теории организации. Он отражает роль и особенности организационной деятельности в формировании и развитии любого целостного образования (системы и процесса). Чтобы наиболее полно раскрыть сложное содержание закона синергии, необходимо разобраться в его понятийном аппарате. Ключевыми терминами в толковании этого закона являются: синергия, синергетика, синергетический эффект, синергетическая связь и др.

Приведенные выше термины находят применение в различных естественных и гуманитарных науках. Их происхождение связано с греческим словом «synergies», что означает совместно действующий, сотрудничество, содружество. Однако, понятия коренных терминов как, например, синергия, синергетика раскрываются, как правило, в связи с содержанием конкретных наук. Это придает неодинаковый смысл рассматриваемым терминам.

Применение этих терминов в теории организации приобрело особое расширенное и обобщенное содержание. К сожалению, это содержание не всегда достаточно четко v. однозначно выражено в научных работах. Более того, с позиции организационной теории понятия синергии и синергетики по существу не выработано. Это связано, прежде всего, с процессом становления теории организации как нового научного направления и недостаточно углубленного исследования законов организации.

В научной сфере термин «синергетика» впервые был назван и применен физиком Г. Хагеном в работе «Синергетика» (1980). Сущность синергетического подхода к исследованию систем он видит не в статическом представлении (как в теории систем), а в динамическом осмыслении.

В синергетике образовались различные подходы и направления исследования. Особое развитие синергетика получила в естественных науках. Научная новизна синергетического подхода проявилась в том, что «хаос» воспринимается и как разрушитель, и как условие созидания.

Однако, развитие идей синергии проникло и в науки социально-общественной сферы. Синергетический подход в этой области оказался плодотворным, позволив моделировать многообразные сложные организационные системы в экономической, социальной,

политической и других сферах общественной жизни. Особая роль синергии при этом проявляется в процессах самоорганизации систем, в которых случайность не является второстепенным фактором. Такими многочисленными факторами весьма богата рыночная экономика, вся социальная сфера общества.

Понятие синергии, ее определение различаются в естественных и гуманитарных науках. В естествознании понятие синергия трактуется как «совместное взаимодействие различных потенций или видов энергии в целостном действии». А «синергетика» понимается как область знания «о самоорганизации простых систем и превращения хаоса в порядок».

В социально-общественной области знаний понятие «синергии» более расширено и универсально. Здесь внимание концентрируется на организационных процессах формирования, роста, развития и деградации систем. Оно проявляется в совместных кооперативных организационных действиях развивающихся систем.

Как категория - теории организации синергия - характеризует организационный процесс, выражающийся совместным действием структурных составляющих организационной системы, взаимодействием их функциональных свойств и потенциалов, приводящих к дополнительному эффекту или новому качеству системного образования.

В различных областях и сферах природы и общества такой дополнительный эффект выражается адекватной целям системы количественной и качественной мерой приращения ее потенциала. Например, в производстве - объемом продукции и величиной прибыли, в кибернетических системах - увеличением памяти или скорости выполнения операций, в медицине - более эффективным или ускоренным действием сложных лекарств и т. д.

В теории организации закон синергии формулируется различными авторами научных работ неоднозначно. Встречающиеся в учебной литературе формулировки различаются и по редакционной форме и отчасти по содержанию. Однако общий смысл закона с позиции толкования понятия синергии по существу не различается. Опираясь на теоретические положения и рекомендации ведущих представителей организационной науки, сформулируем рабочее определение закона синергии.

Сущность закона синергии с позиции теории организации заключается в следующем: совокупность структурных элементов, их свойств и потенциалов в процессе их совместного согласованного функционирования и взаимодействия создает интегральный эффект целостного образования, существенно отличающийся от простого арифметического суммарного потенциала всех составляющих его элементов.

Отличие интегрального эффекта обусловлено возникновением дополнительного эффекта - синергетического эффекта, образующегося вследствие воздействия нового самоорганизующегося фактора - организованности структурных элементов в единое целое системное образование.

Поэтому совершенно справедливо можно полагать, что эффект синергии - это «не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение, связи, отношения, весь набор параметров, характеризующих сложную развивающуюся систему» .

К сущности закона синергии весьма близко подошел А. А. Богданов. В своем фундаментальном труде «Всеобщая организационная наука. Тектология» он по существу исследовал закон синергии, хотя и не употреблял для этого современный термин. Характеристику этого закона он выразил лаконичной формулировкой Аристотеля «Целое больше простой суммы своих частей». При этом он приводит простой пример такой трактовки закона на основе принципа кооперации, выявляя как положительный, так и отрицательный эффект синергии. В первом случае он обозначает факт организованности, во втором факт дезорганизованности в функционировании системы, т. е. нарушение порядка в ней.

Из приведенных примеров видно, что не любое объединение структурных составляющих приводит к положительному синергетическому эффекту. Чтобы получить оптимальный синергетический эффект, необходимо сформировать такой комплекс элементов, обладающих свойствами активной коммуникации, который при соответствующих условиях способен создать наивысший потенциал, адекватный цели организационной структуры.

При этом важно понимать не только, какие элементы объединяются, а каким образом, какими организующими связями они устанавливаются. За счет рационального изменения структуры, состава и взаимосвязей системы возрастают функциональные возможности, общий потенциал или эффект системы.

Синергетический эффект в результате совместного взаимодействия структурных составляющих организационного целого отражается в величине потенциала системы или в изменении качества ее конечных свойств. Последнее явление носит название эмерджентности.

Изменение потенциала системы в сторону уменьшения или увеличения зависит от степени рациональности сочетания элементов и от уровня способности их к организационному синергетическому взаимодействию. Факторы, влияющие на процесс синергии, весьма многообразны и обусловлены характером особенностей организационной системы и ее связями с факторами внешней среды.

Проявление закона синергии и соответствующего его эффекта можно видеть во всех сферах природы и общества: в организации производства, управления, в действиях руководителя, в семье, в образовании корпораций, в бюрократическом аппарате чиновников, в стадности животных и т. п. Задача руководителя, менеджера заключается в том, чтобы синергетический эффект закона приводил к созидательному, а не разрушительному результату.

Разработанная Ф. Тейлором система организации труда рабочих и методы управления ими, приводящая к росту производительности труда рабочих, по существу основывается на проявлении закона синергии. Развитие корпоративной деятельности среди акционерных обществ, финансовых организаций, товариществ и других предпринимательских структур также являются результатом использования организационного закона синергии.

Действие других законов организации во многом обусловлено проявлением закона синергии, что и делает его основополагающим.

Закон самосохранения

Закон самосохранения, как и основной, относится к общим законам организации. В отличие от основного, формулировки этого закона в научных и учебных работах ученых по существу не различаются.

Согласно закону самосохранения любая организационная система стремится сохранить себя как целостное, устойчиво функционирующее образование в условиях воздействия разрушающих факторов внутренней и внешней среды путем экономного расходования всех своих ресурсов и потенциала.

Закон самосохранения проявляется во всех организациях природы и общества, что характеризует его всеобщность. Но механизм

его проявления существенно различается в природе и социально-общественной сфере.

В теории организации закон самосохранения и механизм его проявления характеризуются такими ключевыми категориями, как " выживание, равновесие и устойчивость. Естественно, что толкование смысла этих категорий в системах природы и общества неодинаковы. Но при этом сущность закона не меняется.

Самосохранение как основополагающий принцип закона выражается способностью организации к выживанию, поддержанию ее целостности через сохранение равновесия и устойчивости в системе. Для этого организация использует внутренние ресурсы и потенциал. Такая трактовка позволяет дать закону символическую математическую интерпретацию:

( С – Р ) > 1,

где С - потенциал (ресурс), способствующий самосохранению и развитию системы, а Р - потенциал, способствующий разрушению системы.

В формализованном виде закон самосохранения может быть представлен следующим образом:

где

- потенциал (ресурс) организационной системы в области

      i (экономика, политика, финансы и т. д.);

- ресурс внутреннего разрушительного воздействия организационной системы;

- ресурс внешнего разрушительного воздействия на организационную систему.

Понятие «выживание» имеет отношение и к живым, и к неживым системам. Оно связано с таким понятием, как жизнь, которое обычно относят к классу живых организмов, для которых характерны биологические функции (зарождение, воспроизводство и распад). Но не меньшее значение это понятие имеет и в социально-общественных системах.

Стремление к выживанию непосредственно связано с принципом равновесия. В процессе функционирования системы происходит непрерывное воздействие на нее факторов внешней среды. Они оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние системы.

Чаще всего они ведут к нежелательным последствиям. А именно, они приводят к отклонению структурных и функциональных параметров элементов и их свойств, т. е. к нарушению равновесия ресурсов и сил в системе. А это чревато разрушением системы или снижением ее активности. Поэтому организационные системы стремятся к восстановлению равновесия. Однако, как показывает организационный опыт, такого идеального равновесия системы редко достигают. Иначе говоря, они находятся в состоянии подвижного или динамического равновесия, никогда его, в сущности, не достигая. Например, любое предприятие весьма зависит от своевременного поступления в нужном ассортименте и количестве сырья и материалов. Эти условия часто нарушаются и приводят к сбою в процессе производства, что и выражается нарушением равновесия ресурсов предприятия. Таких нарушений на производстве много (остановка оборудования, отсутствие энергии и т. д.).

Принципиальным положением выживания и равновесия системы в условиях внутреннего и внешнего воздействия факторов является сохранение ее устойчивости. Под устойчивостью с позиции закона понимается способность системы к пребыванию в течение длительного времени в состояниях, близких к равновесию, стабильному состоянию.

Явление устойчивости проявляется в отношении структуры и функционирования системы. Структурная устойчивость соответствует статическому равновесию, когда система после воздействия факторов возвращается к прежнему состоянию, т. е. ее цели и задачи, организационная структура и связи не изменяются. В условиях изменчивости факторов внешней среды длительное фиксированное состояние организации ведет к негативным последствиям: к отсутствию развития, застою и деградации как системы.

Функциональная устойчивость имеет место, когда система после возмущающего воздействия факторов вновь приходит в состояние равновесности. При этом не происходят изменения в свойствах и функциях структурных составляющих.

Однако способность системы сохранять устойчивость не безгранична. Она проявляется лишь в конкретных границах, обусловленных свойствами ее структурных элементов. Выход за эти пределы ведет к нарушению функционирования системы и, возможно, к ее разрушению. Например, человек способен переносить значительные изменения температуры воздуха, но не беспредельно.

Весьма остро закон самосохранения проявляется в социально-общественных системах, например, в деятельности фирм, предприятий и т. д. в условиях рыночной экономики. В конкурентной борьбе многие из них оказываются не в состоянии преодолеть отрицательное воздействие внешних факторов, нарушается управление их деятельностью. Безграничное увеличение производства продукции, невызванное потребностью рынка, ведет к перепроизводству товара и финансовым потерям. В результате неспособности их к адаптации к рыночным условиям, возникает проблема дальнейшего существования этих организаций. Следовательно, способность к адаптации выступает в качестве важного свойства системы к самосохранению.

Надежными путями адаптации к условиям внешней среды являются рост и развитие организационных систем. Рост организации связан с увеличением ее масштаба, размера, что ведет к увеличению ее деятельности. Однако рациональные пределы роста системы ограничены, т. к. это может привести к ухудшению управляемости ее деятельности. Например, безмерное увеличение численности работников фирмы.

Развитие организации затрагивает структурную перестройку и изменение ее функций, с целью более эффективного использования ее ресурсов, а не их увеличения. С развитием связано и улучшение качества управления организацией и даже частичное изменение ее целей или задач.

Закон развития

В процессе существования каждая организация в конкретный момент или временной отрезок пребывает в определенном состоянии своего развития. В период функционирования организация проходит с определенной последовательностью и закономерностью строго определенные состояния своего развития: либо организация создается (зарождается), либо расцветает, либо деградирует. Иначе говоря, возникает понятие жизненного цикла организации. В этой связи теорией выработан всеобщий закон развития организации. В научной литературе имеются различные формулировки этого закона.

Сущность закона развития (онтогенеза) состоит в следующем: любая организационная система в процессе своего существования и функционирования проходит в своем развитии периодически повторяющиеся фазы жизненного цикла от ее возникновения до разрушения (ликвидации).

Развитие - это организационный процесс, в рамках которого система проходит с определенной закономерной последовательностью различные этапы своей деятельности.

Потенциалы каждого этапа естественно различаются в количественном и качественном отношении для каждой системы. В биологических системах определяются по законам генетики, в социально-экономических организациях - по законам общественной сферы.

Различают две формы развития: эволюционную и революционную. При этом выделяют прогрессивное (переход от низшего к высшему) и регрессивное развитие (переход от высшего к низшему состоянию). Жизненный цикл любой организационной системы развивается по прогрессивным и регрессивным направлениям.

Закон развития по своему содержанию ближе всего проявляется в биологических явлениях жизни. Он выражается совокупностью преобразований в живом организме, начиная с его зарождения до конца жизни. Правда, наука еще и до сих пор не дала ответа, в чем заключаются исходные движущие силы существования этого сложного жизненного процесса.

Теория организации переносит проявление этого закона в область социально-общественных отношений. Хотя аналогия развития биологических и социальных систем весьма условна, можно допустить применение этого закона в социально-общественных организациях. Важные цели социально-общественных организационных систем тоже заключаются в выживании и развитии. Они также проходят свой специфический жизненный цикл.

В настоящем учебном пособии рассмотрено применение этого закона, в основном, к социально экономическим системам: предприятиям, фирмам и другим объектам общественной сферы.

В литературных источниках предлагаются различные варианты структуры жизненного цикла социально-общественных организационных систем, что обусловлено их многообразием по назначению, построению и другим признакам. Так, число этапов колеблется в пределах от 3-х до 10-ти в жизненном цикле организаций. Также их различают и по названию и содержанию этапов.

Наиболее удачным, по нашему мнению, является вариант структуры жизненного цикла организации, представленной S-образной кривой, описывающей характер и последовательность этапов развития организации: создание (рождение) (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), распад (Э7), ликвидация (Э8). Для наглядности и понимания уровня прогрессивности или регрессивности этапов развития приведем динамику развития организации на графике.

Концепция жизненного цикла организации (рис. 5) позволяет проследить характер и последовательность прохождения через этапы формирования и функционирования. Естественно, на каждом этапе организация достигает определенного уровня своего потенциала, имеет соответствующую ему продолжительность и темп развития.

Параметры развития организации зависят от многих факторов и, прежде всего, от качества и профессионализма ее руководителя и персонала, способности ее адаптации к рыночным условиям и других факторов внешней среды. Руководству организации, учитывая этот закон, важно своевременно увидеть начало спада ее деловой активности и предотвратить ее разрушение, своевременно принять неотложные меры.

Рис. 5. Динамика развития системы по этапам жизненного цикла

Толкование закона развития позволяет представить его в математической интерпретации. Потенциал системы Rj на j-этапе жизненного цикла без учета веса сферы проявления закона (политика, экономика, финансы и др.):

где:

- суммарный потенциал организационной системы на j-м этапе жизненного цикла;  

- потенциал (ресурс) организационной системы в i-й области (экономика, политика, финансы) на j-м этапе жизненного цикла.

В отдельных работах закон развития увязывается с особенностью необратимости происходящих изменений в процессе существования организации, а также с максимальным использованием энергетического потенциала при достижении поставленной цели.

2. Структурно-формирующие законы теории организации

Законы, вошедшие в эту группу, так же как и законы предыдущей группы являются общими для организационных систем природы и общества, но в отличие от них проявляют свое действие в системах, в которых важную роль играет человек, прежде всего, в системах социально-общественной сферы. К общим структурно-формирующим законам относятся: закон информированности-упорядоченности, закон композиции, закон пропорциональности.

В научной литературе закон информированности, упорядоченности имеет различные определения, но в концептуальном смысле трактуется авторами одинаково. В отдельных случаях этот закон разделяют на два самостоятельных, что, в сущности, не меняет общее их содержание.

Закон информированности-упорядоченности утверждает: чем большей объективно-необходимой информацией внутренней и внешней среде располагает организация, тем больше порядка и организованности в ее построении и функционировании.

Основная мысль в этом определении состоит в том, что в нем выделена объективная связь пропорциональности между информацией и упорядоченностью системы. Также отмечается характер информации и ее связь с устойчивым функционированием системы.

Упорядоченность является одной из важных качественных организационных характеристик системы. Она включает такие категории, как четкое обозначение границы системы, ее структуру, взаимосвязь и взаимодействие структурных элементов. Но установить рациональный порядок в системе можно лишь при наличии необходимых сведений о состоянии внутренней среды организации и окружающей ее среды, т. е. при наличии нужной информации. Этим самым подчеркивается особая значимость для организационной системы такой категории, как информация.

Информация как общенаучное понятие характеризует совокупность практических сведений и научных знаний о любом объекте природы и общества, включая способы обмена, передачи и хранения этой информации. Она несет в себе сведения, которые уменьшают незнание о системных свойствах организации, о взаимосвязях ее элементов, ее потенциале, о характере воздействующих факторов внешней среды и др.

Таким образом, наличие и получение нужного объема достоверной информации снижает уровень неопределенности организации (уровень энтропии) как целостного образования, как системы. Этим самым она повышает уровень организованности структуры и связей в системе, продвигая ее от состояния хаоса (в период создания) к состоянию упорядоченности (на этапе расцвета).

При таком толковании информации и ее роли в функционировании системы можно считать, что количество информации в системе может служить мерой ее организованности и упорядоченности.

Фундаментальная роль в изучении информационной деятельности принадлежит кибернетике. Эта наука обосновала значение информатики в деятельности систем, в управлении этой деятельностью.

В структурно-формирующую группу законов теории организации входят закон композиции и закон пропорциональности. Данные законы формулируются различными авторами, как в виде самостоятельных законов, так и в виде единого закона композиции и пропорциональности. Такое объединение обусловлено, прежде всего, связью с такими категориями, как структура организации, особенностями построения и свойствами. Однако понятия «композиция» и «пропорциональность» имеют с позиций организационной теории и существенные различия, что послужило основой выделения двух самостоятельных, но связанных между собой законов: закона композиции и закона пропорциональности.

Закон композиции, формулируемый как самостоятельный, отражает стремление организационной системы к оптимальному согласованию целей ее структурных составляющих с главной целью системы в целом на основе гармоничной конфигурации взаиморасположения частей организации.

Стержнем организационной системы является ее главная цель, в соответствии с которой она формируется, превращаясь в целостное системное образование. В сложных организациях социального типа обычно стоит не одна цель, а несколько различных по направленности и содержанию целей. В этой связи возникает проблема увязки, согласования этих целей с главной, т. е. с миссией организации, которая и обусловливает конечный результат деятельности системы.

Вместе с тем, это обстоятельство ограничивает рамки применения закона. Он применим, главным образом, к целенаправленным организационным системам в природе и обществе. В живой природе - это сохранение, выживание и продолжение рода, в социальных системах - цели, которые определяются человеком.

Согласование целей, особенно в сложных системах, например, в корпоративных организациях, наиболее продуктивно осуществлять путем иерархического построения дерева целей по уровню их значимости. Решение проблемы композиции целей системы имеет важное значение при построении рациональной структуры организации, т. е. такой, которая обеспечивает наиболее эффективное достижение главной цели.

Таким образом, характерной чертой приведенной трактовки закона композиции является ориентация на целевую структуру. Однако следует сразу отметить, что есть и иное по смыслу толкование этого закона, в основе которого лежит композиция набора необходимых ресурсов для функционирования организации. Авторы такого подхода формулируют закон композиции совместно с законом пропорциональности. Так, Э.А. Смирнов формулирует закон композиции и пропорциональности следующим образом : каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящееся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции). Закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды.

Закон пропорциональности отражает стремление организации к созданию и сохранению рационального соотношения между частями целого, а также их соразмерности, соответствия или зависимости.

В этом определении понятие «пропорциональность» охватывает несколько его значений: соотношение, соразмерность, соответствие или зависимость.

Соотношение означает количественные весовые параметры входящих в систему структурных элементов по отношению к целому. Под соразмерностью понимаются те же соотношения, но между элементами целого, которые уже конкретно соблюдены в организации. Под соответствием или зависимостью понимается такая взаимосвязь между элементами системы, когда изменение параметра одного из них оказывает влияние на величину параметра другого.

В отличие от закона композиции, закон пропорциональности имеет объектом своего приложения не цели организации, а ее структурные элементы. В социально-общественных организациях, например, в предприятиях, фирмах и т. д. это будут, прежде всего, их ресурсы. В более сложных организационных системах (народное хозяйство страны в целом, производственные и непроизводственные сферы) закон затрагивает не только ресурсы, но и их функции и весь их потенциал в целом.

Наиболее ярко этот закон проявляется в соотношениях отраслей народного хозяйства. Пропорциональное их соотношение обеспечивает равновесное функционирование всей хозяйственной системы как целостного гармоничного образования. Нарушение этих пропорций снижает жизнеспособность экономической системы государства.

Наглядным примером проявления этого закона в экономической сфере могут служить пропорции во всех их значениях при организации любого производства. А именно, для организации эффективного производства затраты трудовых ресурсов, материалов и основных фондов должны находится в строгом рациональном соотношении и соразмерности. Обычно это выражается производственной функцией типа: Y = (Т, Q, М). Нарушение величин соразмерности этих элементов ведет к диспропорции ресурсов и нарушению ритма производства и потерям ресурсов.

Для реализации последних двух законов в социально-общественной сфере требуется соблюдение ряда принципов. К основным из них относят принципы планирования, координации и полноты. Планирование связано с формированием дерева целей и задач организации. Принцип координации предполагает отслеживание происходящих изменений и возникновение новых факторов во внутренней и внешней среде и внесение соответствующих уточнений в систему. Принцип полноты связан с выполнением всего набора функций на каждом структурном участке системы.

Выполнение требований законов композиции и пропорциональности обеспечивает получение синергетического эффекта, т. е. прироста уровня организованности системы, ее выживаемости.

Законы взаимосвязи и взаимодействия

В реальной деятельности организационных систем, их развитии, совершенствовании постоянно происходят изменения, выражающиеся в виде различных преобразований. Эти преобразования связанны с разделением крупных систем или, наоборот, с объединением систем в более крупные. При этом происходят изменения в целях и задачах организационных систем, и в этой связи, в изменениях их структур, в выполняемых ими функциях. Эти организационные явления, происходящие в природе и обществе, нашли отражение в законе единства анализа и синтеза. Соответствующие таким явлениям организационные процессы оказываются непосредственно связанными с такими методами мышления и познания, как анализ и синтез. Именно поэтому анализ и синтез заняли важное место в организационных преобразованиях систем, их создании и совершенствовании, что и нашло отражение в теории организации - законе единства анализа и синтеза.

Как и в отношении предыдущих законов, в отношении рассматриваемого закона единства анализа и синтеза также отсутствует единообразие в формулировке, толковании и особенностях его реализации. Приведем наиболее распространенную формулировку данного закона.

Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы формирования и преобразования организационных систем заключаются в деятельности по разделению сложной системы на составные элементы и последующему их объединению в новые эффективные системы, имеющие новые цели и решающие новые задачи.

В некоторых учебных пособиях встречается несколько иная формулировка данного закона как закона единства.

Каждая материальная система: живой организм, социальная организация (предприятие, учебное заведение и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций . Эти изменения происходят в следующем цикле: преобразование - разделение - преобразование - объединение. Суть понятий анализа и синтеза общеизвестна.

Анализ - это мысленное, концептуальное или реальное разложение или расчленение объекта на составные элементы.

Синтез - характеризует мысленное, концептуальное или реальное соединение, объединение различных элементов объекта в единое целое.

Эти типы процессов в построении и организационной деятельности систем проявляются в органическом единстве. Однако решают различные организационные задачи.

В теории организации задача анализа состоит в познании закономерностей, свойств, взаимосвязей частей целого, особенностей их функционирования в заданной структуре этого целого. В этом понимании проявляется статический подход к распознаванию сущности составных частей целого, в выявлении позитивных и негативных свойств их функционирования. В результате аналитического подхода сначала мысленно, а затем в реальности происходит разделение целостного образования (системы) на составные элементы и совершенствование их функций. Однако, в реальности, если остановиться на процессе разделения, то система будет просто разрушена. Для системосозидающей и самоорганизующей деятельности необходимо перейти к процессу синтеза.

Задача синтеза заключается в созидательной деятельности. А именно, путем объединения (сначала мысленно, а затем реально) разделенных анализом элементов системы, дополнения нужных и исключения ненужных элементов для решения задач системы, а также установления эффективных связей между ними и соответствующих функций, создание новой или усовершенствованной организационной системы. Теперь можно видеть, что в системосозидающей организационной деятельности анализ и синтез органически связаны в единый циклический процесс создания и преобразования организационных систем. Это положение служит основой для реализации закона единства анализа и синтеза в осуществлении реинжиниринга сложных организационных систем, под которым (реинжинирингом) понимается фундаментальное переосмысление и преобразование систем с целью радикального улучшения показателей их деятельности.

Анализ и синтез в своем созидательном единстве протекают как в природе, так и в обществе непрерывно в циклической форме. Изначально процесс, обычно, начинается с анализа (разъединения) набора элементов, далее выполняется корректировка составных частей, затем на основе синтеза производится объединение в новую систему. И так повторяется на каждом жизненном цикле функционирования системы.

Закон относительных наименьших сопротивлений (закон наименьших) впервые сформулирован А.А. Богдановым в «Тектологии». Его суть определяется так: «Суммарная устойчивость комплекса по отношению к данной среде есть, очевидно, сложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к направленным на них воздействиям». Под комплексом здесь понимается любая организационная система. Структурная устойчивость ее определяется наименьшей устойчивостью составных элементов данной системы. Этот закон носит общий характер и проявляется как в природе, так и в обществе.

А.А. Богданов приводит простейший, но наглядный пример проявления этого закона: цепь, состоящая из звеньев различной прочности, выдерживает вес до тех пор, пока наиболее слабое звено не разорвется.

Закон наименьших - это «... закон, в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев: скорость эскадры - наименее быстроходным из ее судов, урожайность - тем из условий плодородия, которое имеется в относительно наименьшем количестве (агрономический закон Либиха) и т. п. Согласно этому закону расширение хозяйственного целого зависит от наиболее отстающей его части»1. Закон наименьших, по мнению А.А. Богданова относится ко всем системам: физическим, психическим, социально-экономическим. На данном законе основан метод сетевого планирования и управления. Закон действует и в области руководства трудовыми коллективами - частичная, хотя бы кратковременная индивидульная недостаточность отражается иногда непоправимо или даже гибельно на всем коллективе».

В реальных условиях системы подвергаются, как правило, не равномерным и не равным воздействиям в их разных составных частях (даже в звеньях цепи), поэтому вводится понятие наименьшего относительного сопротивления. Суть этого понятия заключается в следующем: при изменении величины внешних воздействий или структурного состояния системы в какой либо ее составной части хотя бы на краткий промежуток времени и снижении относительного сопротивления этого элемента до определенного предела, которому он может противостоять, происходит разрушительный процесс.

Закон наименьших имеет большое значение в социально-экономических системах. Например, бесперебойная работа на сборочном конвейере зависит от точной увязки по производительности и во времени всех его рабочих мест. Существенные отклонения по этим параметрам в его «узких» участках предупреждают о рассогласовании и нарушении устойчивости в функционировании рабочих мест. Эти обстоятельства приводят к прерыванию производственного процесса.

Принцип «слабого звена» в аппарате управления организации в силу отсутствия или недостаточности необходимых качеств и профессионализма у руководителя так или иначе сказывается на эффективности системы управления, а если таких руководителей окажется больше, например, на уровне начальников отделов, то положительный синергетический эффект их профессиональной «несостоятельности» приведет к регрессивному развитию организации (снижению уровня знаний, использованию изживших себя отношений, форм и методов), что может привести к разрушению структуры организации. В соответствии с законом самосохранения организация будет стремиться сохранить себя, используя весь свой потенциал. Однако использование этого потенциала будет малоэффективным и, преодолев рецессивную динамику, исчерпав потенциал, или не умея его правильно использовать, организация будет находиться в стабильном застое до замены своего «слабого звена». Таким образом, в развитие вышесказанного в отношении механизма проявления законов организации в социально-экономических системах, можно сделать вывод, что действие положительного синергетического эффекта профессиональной «несостоятельности» руководителей уменьшает потенциал (ресурс) организации и способствует увеличению ресурса внутреннего разрушительного воздействия.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84044. Нормативное обеспечение создания электронного правительства в РФ с 2008 г. по настоящее время 40.25 KB
  № 8ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления далее – Федеральный закон № 8ФЗ. Действие Федерального закона № 8ФЗ распространяется на отношения связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон № 8ФЗ определяет принципы и способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления закрепляет права...
84045. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: новации в документообороте при предоставлении государственных (муниципальных) услуг 38.91 KB
  № 210ФЗ Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: новации в документообороте при предоставлении государственных муниципальных услуг. N 210ФЗ Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг направлен на регулирование вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг в том числе вопросов предоставления таких услуг в электронном виде. Закона также устанавливает требования к процедурам предоставления государственных муниципальных услуг в электронном виде; Закон регламентирует...
84046. Документационное обеспечение управления как наука и учебная дисциплина 36.63 KB
  Документационное обеспечение управления ДОУ – это деятельность направленная на организацию документирования в организации и управления технологическим циклом движения документов. Поэтому термин ДОУ подчеркивает информационносоставляющую в современной организации делопроизводства. Документационное обеспечение управления – это деятельность аппарата управления охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им управленческих функций. Деятельность каждой организации осуществляется в...
84047. История развития делопроизводства в России 44.78 KB
  В этих условиях единая система делопроизводства не была востребована самой системой управления. Рассмотренный период можно охарактеризовать как период постепенного складывания традиций русской системы делопроизводства накопления опыта документирования обработки и хранения документов обеспечения их сохранности. Система государственного делопроизводства начинает складываться только в середине 15 века с развитием Московского княжества в государство.
84048. Документооборот: понятие, функции, составные части. Объем документооборота, способы его учета 40.09 KB
  Документооборот организации – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Характеристикой документооборота является его объем под которым понимается количество документов поступивших в организацию и созданных ею за определенный период. Кроме этого регистрация позволяет осуществлять контроль исполнения документов а также вести их поиск. Наряду с организацией документооборота в понятие организация работы с документами входит хранение документов и их использование в...
84049. Виды документов ИОГВ Пермского края их роль в документационном обеспечении управления 34.29 KB
  Деятельность губернатора Пермского края руководителя администрации губернатора Пермского края председателя Правительства Пермского края заместителей председателя Правительства Пермского края руководителя аппарата Правительства Пермского края обеспечивается комплексом документов составляющим организационнораспорядительную документацию. Губернатор Пермского края издает указы и распоряжения во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных законов нормативных актов Президента Российской Федерации постановлений Правительства...
84050. Способы документирования. Способы записи и воспроизводства информации документа 35.53 KB
  Способы записи и воспроизводства информации документа. Документирование – запись информации на различных носителях по установленным правилам. Носитель документированной информации – материальный объект используемый для закрепления и хранения на нем речевой звуковой или изобразительной информации в том числе в преобразованном виде. Запись информации это способ фиксирования информации на материальном носителе.
84051. Нормативные правовые акты РФ, федеральных органов исполнительной власти РФ, регламентирующие порядок делопроизводства и документооборота в органах государственной власти 36.97 KB
  Нормативную базу делопроизводства составляют: законодательные акты Российской Федерации в сфере документации и информации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации в сфере делопроизводства; законодательные акты субъектов Российской Федерации и правовые акты принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитываются при организации делопроизводства органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации а также организациями...
84052. Структура и функции Управления документационного обеспечения аппарата Правительства Пермского края 33.28 KB
  Управление документационного обеспечения является структурным подразделением аппарата Правительства Пермского края и выполняет следующие функции: организует и регулирует документационное обеспечение; участвует в автоматизации документирования проектов законов постановлений протоколов и стенограмм заседаний других документов Правительства Пермского края; обеспечивает организационнотехническую подготовку и проведение заседаний; организует архивное хранение документов Правительства Пермского края и подготавливает их к передаче на...