93345

Управленческая психология

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Среди индивидуальных особенностей личности которые ярко характеризуют поведение человека особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонусе и удовлетворенности реакций на жизненные ситуации.

Русский

2015-08-29

39 KB

0 чел.

Тема 11: Управленческая психология

План:

1. Темперамент: сущность, типы

2. Характер личности

3. Способности человека

  1.  Темперамент: сущность, типы.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека особое место принадлежит темпераменту.

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и удовлетворенности реакций на жизненные ситуации.

Существуют следующие типы темперамента.

1. Сильный сангвиник:

- уравновешенность;

- сила;

- подвижность.

2. Подвижный холерик:

- сила;

- подвижность;

- неуравновешенность.

3. Неуравновешенный холерик:

- подвижность;

- неуравновешенность;

- слабость.

4. Слабый меланхолик:

- инертность;

- слабость;

- неуравновешенность.

5. Инертный меланхолик:

- слабость;

- инертность;

- уравновешенность.

6. Уравновешенный флегматик:

- инертность;

- уравновешенность;

- сила.

1. Менеджеру с холеристическим темпераментом присущи быстрота реакции; подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое руководство подчиненными. В сложных ситуациях действует смело, любит рисковать и преодолевать опасности.

К отрицательным чертам группы относят:

- неуравновешенность;

- грубость;

- бестактность;

- самонадеянность;

- злопамятность;

- мстительность.

Холерик может быть источником конфликтов в коллективе.

2. Менеджер с неуравновешенным характерным темпераментом обладает высокой чувствительностью и подвижностью технических процессов; быстрым восприятием приказаниям руководителя;

- активностью в общественной работе;

- умеет выдвинуть хорошую идею.

Хорошо справлять с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям.

Недостатки:

- вспыльчивость;

- неуравновешенность;

- импульсивность;

- придирчивость;

- предвзятость.

3. Менеджеры со слабым меланхолическим темпераментом отличают:

- добросовестность;

- усердие;

- старание;

- повышенное чувство ответственности;

- принципиальность;

- справедливость;

- деликатное отношение к подчиненным;

- критичность.

Недостатки:

- быстрая утомляемость;

- нерешительность и осторожность;

- замкнутость и необщительность;

- пессимизм;

- упрямство.

4. Менеджерам с инертным меланхолическим темпераментом присущи:

- усердие и аккуратность;

- ровное настроение;

- скромность и тактичность;

- самокритичность;

- постоянство в дружбе.

Недостатки:

- неуверенность действий в сложной обстановке;

- пассивность;

- отсутствие решительности и инициативности в критических ситуациях;

- безразличие к мнению коллектива.

5. Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны:

- надежность в службе и работе;

- уверенность и самообладание;

- терпение;

- постоянство.

Недостатки:

- не умеют быстро реагировать на приказы;

- не стремиться избавиться от плохих привычек;

- пассивен в общественной работе;

- бывает ленив и инертен.

2. Характер личности.

У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.

Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющего в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношении к людям, делу к самому себе.

Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности.

В характере как в техническом складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействия личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы, которые закрепляются внешними воздействиями и которые характеризуются поведением человека в данных условиях жизни.

Каждый характер индивидуален, но можно выделить общие оценки:

1. Оценка по содержанию – осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему.

2. Оценка характера по силе. Сильным называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их званиям и убеждениям.

Человек с сильным характером – это надежный человек.

3. Оценка характера по свойственным ему чертам:

А) волевые:

- самостоятельность;

- самообладание;

- твердость;

- упорство.

Б) эмоциональная:

- уравновешенность;

- порывистость;

- страстность;

- внезапность;

- впечатлительность.

В) интеллектуальность:

- глубокомыслие;

- сообразительность;

- находчивость.

3. Способности человека

Способности – это совокупность таких психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них.

Существует методология, которая раскрывает структуру способностей:

1) Социальная сторона способностей, которая проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранных условий жизни;

2) Психологическая сторона особенностей, т.е. способности протекания психологических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие технических оборудований;

3) физиологическая сторона особенностей – это анатомо - физиологические особенности организма и нервной системы человека, это задатки, которые являются врожденными особенностями.

Все особенности человека можно классифицировать исходя из их внутренней структуры.

Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются:

- элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, влияние, память);

- сложные способности, связанные с особенностями таких форм психологического отражения как мышление, воображение;

- демонические, связанные с физиологическими особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом.

Творческие особенности – третья группа.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее ни существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившейся ситуации, а на преобразование.

Следовательно, способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Различают 3 уровня  способностей:

1. Одаренность – это благоприятное сочетание способностей, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности.

2. Талант – совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью, новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

3. Гениальность – высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58951. Урок української літератури. 6 клас. «А ми співаємо, весну зустрічаємо!» 941.5 KB
  Мета: продовжити знайомити учнів з українськими народними піснями весняного календарного циклу; розвивати творчі здібності дітей, залучати до успадкування українського фольклору; виховувати любов до національних традицій і бажання відроджувати, оберігати їх.
58952. Вечір-реквієм до Дня Перемоги 40.5 KB
  Жива людська пам’ять, не старіє вона з роками. Вона стукає в наші серця дзвоном Хатині, попелом Лідіце, обелісками в полі. І поки існуватиме наш рід, існуватиме і пам’ять, бо без неї немає в нас майбутнього. А майбутнє в наше в наших дітях.
58953. Стежинами рідного міста 153 KB
  Сьогодні ми з вами поговоримо про місто Донецьк. І тому я пропоную сьогодні здійснити подорож до краєзнавчого музею і якомога більше дізнатися про наше чудове місто.
58954. Володимир Винниченко. «Федько - халамидник». Щедрий на добро внутрішній світ героя. Федько як особистість. Образи Федька і Толі 57 KB
  Мета: допомогти учням розібратися в складнощах характерів та вчинків героїв оповідання; розвивати навички виразного читання, переказу, виділення головних епізодів та деталей, висловлення власного ставлення до прочитаного, обґрунтування своєї думки...
58955. Микола Вороний. «Євшан – зілля». Поема про необхідність повернення людині історичної пам’яті, усвідомлення своєї національної приналежності 51 KB
  Мета: створити умови для ознайомлення учнів із життям і творчістю Миколи Вороного з історичною основою та змістом поеми Євшан-зілля; сприяти розвитку навичок вдумливого виразного читання; коментування прочитаного визначення особливостей літературного твору...
58956. Пристрої введення та виведення інформації 178.71 KB
  Що таке інформація За допомогою чого передають інформацію Види інформації Як називають повідомлення яке не несе корисної інформації Що називають елементною базою компютера Що таке швидкодія Що розуміють під терміном апаратне забезпечення...
58957. Виховний захід: «Прощавай, початкова школо!» 87.5 KB
  Всі вони народилися в одному селі ходили до однієї незвичайної школи і навіть вчилися в одному класі. Вперше чую Важко уявити Це мабуть був клас одних вундеркіндів Їх що збирали в клас з усього селища Ведуча. Починаємо пряму трансляцію із загальноосвітньої школи...
58958. Вплив антропогенних факторів на репродуктивну функцію людини 162 KB
  І кожен з вас мріятиме щоб його дитина була гарною розумною а головне здоровою. Коли маля росте здоровим розвивається фізично і розумово то батьки безмежно щасливі. Щоб вона стала здоровою батьки йдуть на все.
58959. Урок. Пори року 348 KB
  Мета: розвивати початкові навички використання елементів взаємодії з комп’ютером – списків та закладок у діалогових вікнах; ознайомити учнів з особливостями погоди в різні пори року; розвивати елементи логічного мислення, пам’ять, увагу, кмітливість...