93345

Управленческая психология

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Среди индивидуальных особенностей личности которые ярко характеризуют поведение человека особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонусе и удовлетворенности реакций на жизненные ситуации.

Русский

2015-08-29

39 KB

0 чел.

Тема 11: Управленческая психология

План:

1. Темперамент: сущность, типы

2. Характер личности

3. Способности человека

  1.  Темперамент: сущность, типы.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека особое место принадлежит темпераменту.

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и удовлетворенности реакций на жизненные ситуации.

Существуют следующие типы темперамента.

1. Сильный сангвиник:

- уравновешенность;

- сила;

- подвижность.

2. Подвижный холерик:

- сила;

- подвижность;

- неуравновешенность.

3. Неуравновешенный холерик:

- подвижность;

- неуравновешенность;

- слабость.

4. Слабый меланхолик:

- инертность;

- слабость;

- неуравновешенность.

5. Инертный меланхолик:

- слабость;

- инертность;

- уравновешенность.

6. Уравновешенный флегматик:

- инертность;

- уравновешенность;

- сила.

1. Менеджеру с холеристическим темпераментом присущи быстрота реакции; подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое руководство подчиненными. В сложных ситуациях действует смело, любит рисковать и преодолевать опасности.

К отрицательным чертам группы относят:

- неуравновешенность;

- грубость;

- бестактность;

- самонадеянность;

- злопамятность;

- мстительность.

Холерик может быть источником конфликтов в коллективе.

2. Менеджер с неуравновешенным характерным темпераментом обладает высокой чувствительностью и подвижностью технических процессов; быстрым восприятием приказаниям руководителя;

- активностью в общественной работе;

- умеет выдвинуть хорошую идею.

Хорошо справлять с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям.

Недостатки:

- вспыльчивость;

- неуравновешенность;

- импульсивность;

- придирчивость;

- предвзятость.

3. Менеджеры со слабым меланхолическим темпераментом отличают:

- добросовестность;

- усердие;

- старание;

- повышенное чувство ответственности;

- принципиальность;

- справедливость;

- деликатное отношение к подчиненным;

- критичность.

Недостатки:

- быстрая утомляемость;

- нерешительность и осторожность;

- замкнутость и необщительность;

- пессимизм;

- упрямство.

4. Менеджерам с инертным меланхолическим темпераментом присущи:

- усердие и аккуратность;

- ровное настроение;

- скромность и тактичность;

- самокритичность;

- постоянство в дружбе.

Недостатки:

- неуверенность действий в сложной обстановке;

- пассивность;

- отсутствие решительности и инициативности в критических ситуациях;

- безразличие к мнению коллектива.

5. Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны:

- надежность в службе и работе;

- уверенность и самообладание;

- терпение;

- постоянство.

Недостатки:

- не умеют быстро реагировать на приказы;

- не стремиться избавиться от плохих привычек;

- пассивен в общественной работе;

- бывает ленив и инертен.

2. Характер личности.

У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.

Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющего в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношении к людям, делу к самому себе.

Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности.

В характере как в техническом складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействия личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы, которые закрепляются внешними воздействиями и которые характеризуются поведением человека в данных условиях жизни.

Каждый характер индивидуален, но можно выделить общие оценки:

1. Оценка по содержанию – осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему.

2. Оценка характера по силе. Сильным называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их званиям и убеждениям.

Человек с сильным характером – это надежный человек.

3. Оценка характера по свойственным ему чертам:

А) волевые:

- самостоятельность;

- самообладание;

- твердость;

- упорство.

Б) эмоциональная:

- уравновешенность;

- порывистость;

- страстность;

- внезапность;

- впечатлительность.

В) интеллектуальность:

- глубокомыслие;

- сообразительность;

- находчивость.

3. Способности человека

Способности – это совокупность таких психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них.

Существует методология, которая раскрывает структуру способностей:

1) Социальная сторона способностей, которая проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранных условий жизни;

2) Психологическая сторона особенностей, т.е. способности протекания психологических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие технических оборудований;

3) физиологическая сторона особенностей – это анатомо - физиологические особенности организма и нервной системы человека, это задатки, которые являются врожденными особенностями.

Все особенности человека можно классифицировать исходя из их внутренней структуры.

Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются:

- элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, влияние, память);

- сложные способности, связанные с особенностями таких форм психологического отражения как мышление, воображение;

- демонические, связанные с физиологическими особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом.

Творческие особенности – третья группа.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее ни существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившейся ситуации, а на преобразование.

Следовательно, способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Различают 3 уровня  способностей:

1. Одаренность – это благоприятное сочетание способностей, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности.

2. Талант – совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью, новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

3. Гениальность – высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14880. Қазақтың ұлттық ойындарының зерттелуі 63.5 KB
  Қазақтың ұлттық ойындарының зерттелуі 1. Ұлттық ойындарды оқу және тәрбие үрдісінде пайдаланудың өзектілігі Қоғамымыздың іргетасын нығайту үшін бүгінгі жастарға үлгілі өнегелі тәрбие беру қазіргі міндеттердің бірі. Оқушыда жалпы адамзаттық құндылықтар мен
14881. ҚҰРБАН АЙТ – ҰЛТТЫҚ МЕРЕКЕ 97 KB
  ҚҰРБАН АЙТ ҰЛТТЫҚ МЕРЕКЕ Құрбандық шалу Құрбан араб тілінде жақындау дегенді білдіреді яғни жасаған сауап істер арқылы жүректі тазартып Аллаға жақындай түсу. Ал шариғаттағы терминдік мағынасы шарттарымен санаса отырып құлшылық ниетімен мал бауыздау
14882. МӘДЕНИ МҰРАЛАРДЫҢ ТҮРКІЛІК ТАРИХТЫ ЗЕРТТЕУДЕГІ ҮЛЕСІ 70.5 KB
  МӘДЕНИ МҰРАЛАРДЫҢ ТҮРКІЛІК ТАРИХТЫ ЗЕРТТЕУДЕГІ ҮЛЕСІ Ф.К. Қайырханова Қазақстан Республикасы Ғылым Академиясы Ш.Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты Алматы қ. Қазақстанның қазіргі тәуелсіздік кезеңіндегі тарихи дамуында қоғамның мәдени саласының...
14883. Мың бір бояу іздеген 49 KB
  Мың бір бояу іздеген Осы бір аққұба өңді өткір жанарлы орта бойлы жанға жүздескен сайын әр адам өзіне бір шапағат алатындай сезімде болады. Бұл адам жеті өнерді тел емген сансалалы шығармашылықтың шыңына өзіндік қайталанбас қолтаңбасымен айшығымен шыққан суретке
14884. ОРТА АЗИЯ МЕН ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ХАЛЫҚ МӘДЕНИЕТІНІҢ ӨРКЕНДЕУІ 61.5 KB
  ОРТА АЗИЯ МЕН ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ХАЛЫҚ МӘДЕНИЕТІНІҢ ӨРКЕНДЕУІ С.Т. Нұрманова Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Мәдениет бүкіл адамзаттың тарихында жасалған материалдық және рухани байлықтың жиынтығы. Өткен мәдениетіміздің жаңа мәдениетке ауысуы ...
14885. Өнер және бейнелеу 48.5 KB
  Өнер және бейнелеу Рухани мәдениетіміздің зерттелу тарихын дәл мына уақыттан басталды деп басып айту қиын. Халықтық мәдениет қаншалықты көне болса оның зерттелу тарихы да соншалықты тереңге таратады. Сол сияқты рухани мұрамыздың жиналу саралану насихатталуы да тер...
14886. Болат Сарыбаев 34.5 KB
  Болат Сарыбаев Сарыбаев Болат 1927-1984 музыкатанушы өнертану кандидаты. Құрманғазы атындағы Алматы мемлекеттік консерваториясын қобыз класы бойынша бітірген мұнан соң халық аспаптар кафедрасында дәріс берген бір мезгілде қазақтың халықтық музыкалық аспаптар...
14887. Саят құстары және олардың жаратылыстағы ерекшеліктері 75 KB
  Саят құстары және олардың жаратылыстағы ерекшеліктері Академик Әлкей Марғұлан Дала данышпанының таяуда табылған Саят құстары атты зерттеу мақаласы өз өмірінің қысылтаяң тұстарында жазылған. 1934-1939 және 1947-1953 жылдары академиялық іргелі ғылыммен айналысудан ше
14888. ТҮРКІСТАННЫҢ ИСЛАМ ӘЛЕМІНДЕГІ ЕРЕКШЕ ОРНЫ 101.5 KB
  ТҮРКІСТАННЫҢ ИСЛАМ ӘЛЕМІНДЕГІ ЕРЕКШЕ ОРНЫ Мұртаза БҰЛҰТАЙ Ислами әдебиеттерде көбінесе Йесе Йеси деп аталатын заманауи Түркістан шаһарының діни тарихи әлеуметтік маңызын екшемес бұрын Түркістан сөзінің мағнасын сәл талдап көрелік. VIIғасырда Орта Аз