93345

Управленческая психология

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Среди индивидуальных особенностей личности которые ярко характеризуют поведение человека особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонусе и удовлетворенности реакций на жизненные ситуации.

Русский

2015-08-29

39 KB

0 чел.

Тема 11: Управленческая психология

План:

1. Темперамент: сущность, типы

2. Характер личности

3. Способности человека

  1.  Темперамент: сущность, типы.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека особое место принадлежит темпераменту.

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и удовлетворенности реакций на жизненные ситуации.

Существуют следующие типы темперамента.

1. Сильный сангвиник:

- уравновешенность;

- сила;

- подвижность.

2. Подвижный холерик:

- сила;

- подвижность;

- неуравновешенность.

3. Неуравновешенный холерик:

- подвижность;

- неуравновешенность;

- слабость.

4. Слабый меланхолик:

- инертность;

- слабость;

- неуравновешенность.

5. Инертный меланхолик:

- слабость;

- инертность;

- уравновешенность.

6. Уравновешенный флегматик:

- инертность;

- уравновешенность;

- сила.

1. Менеджеру с холеристическим темпераментом присущи быстрота реакции; подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое руководство подчиненными. В сложных ситуациях действует смело, любит рисковать и преодолевать опасности.

К отрицательным чертам группы относят:

- неуравновешенность;

- грубость;

- бестактность;

- самонадеянность;

- злопамятность;

- мстительность.

Холерик может быть источником конфликтов в коллективе.

2. Менеджер с неуравновешенным характерным темпераментом обладает высокой чувствительностью и подвижностью технических процессов; быстрым восприятием приказаниям руководителя;

- активностью в общественной работе;

- умеет выдвинуть хорошую идею.

Хорошо справлять с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям.

Недостатки:

- вспыльчивость;

- неуравновешенность;

- импульсивность;

- придирчивость;

- предвзятость.

3. Менеджеры со слабым меланхолическим темпераментом отличают:

- добросовестность;

- усердие;

- старание;

- повышенное чувство ответственности;

- принципиальность;

- справедливость;

- деликатное отношение к подчиненным;

- критичность.

Недостатки:

- быстрая утомляемость;

- нерешительность и осторожность;

- замкнутость и необщительность;

- пессимизм;

- упрямство.

4. Менеджерам с инертным меланхолическим темпераментом присущи:

- усердие и аккуратность;

- ровное настроение;

- скромность и тактичность;

- самокритичность;

- постоянство в дружбе.

Недостатки:

- неуверенность действий в сложной обстановке;

- пассивность;

- отсутствие решительности и инициативности в критических ситуациях;

- безразличие к мнению коллектива.

5. Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны:

- надежность в службе и работе;

- уверенность и самообладание;

- терпение;

- постоянство.

Недостатки:

- не умеют быстро реагировать на приказы;

- не стремиться избавиться от плохих привычек;

- пассивен в общественной работе;

- бывает ленив и инертен.

2. Характер личности.

У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.

Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющего в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношении к людям, делу к самому себе.

Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности.

В характере как в техническом складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействия личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы, которые закрепляются внешними воздействиями и которые характеризуются поведением человека в данных условиях жизни.

Каждый характер индивидуален, но можно выделить общие оценки:

1. Оценка по содержанию – осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему.

2. Оценка характера по силе. Сильным называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их званиям и убеждениям.

Человек с сильным характером – это надежный человек.

3. Оценка характера по свойственным ему чертам:

А) волевые:

- самостоятельность;

- самообладание;

- твердость;

- упорство.

Б) эмоциональная:

- уравновешенность;

- порывистость;

- страстность;

- внезапность;

- впечатлительность.

В) интеллектуальность:

- глубокомыслие;

- сообразительность;

- находчивость.

3. Способности человека

Способности – это совокупность таких психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них.

Существует методология, которая раскрывает структуру способностей:

1) Социальная сторона способностей, которая проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранных условий жизни;

2) Психологическая сторона особенностей, т.е. способности протекания психологических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие технических оборудований;

3) физиологическая сторона особенностей – это анатомо - физиологические особенности организма и нервной системы человека, это задатки, которые являются врожденными особенностями.

Все особенности человека можно классифицировать исходя из их внутренней структуры.

Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются:

- элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, влияние, память);

- сложные способности, связанные с особенностями таких форм психологического отражения как мышление, воображение;

- демонические, связанные с физиологическими особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом.

Творческие особенности – третья группа.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее ни существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившейся ситуации, а на преобразование.

Следовательно, способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Различают 3 уровня  способностей:

1. Одаренность – это благоприятное сочетание способностей, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности.

2. Талант – совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью, новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

3. Гениальность – высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84953. Будова тексту: зачин, основна частина, кінцівка 58 KB
  Мета: Дати учням уявлення про будову тексту, його складові частини. Удосконалювати навички добору заголовків до текстів. Розвивати мовлення учнів. Виховувати бережне ставлення до природи.
84954. Знайомство із шаховими фігурами. Графічний редактор Pаint. Складання будиночка із геометричних фігур 90.95 KB
  Сьогодні ми з вами підемо в гості до Ганнусі, щоб отримати ще одну інформацію. А яку саме, вам допоможуть відгадати предмети, що знаходяться у цій скриньці (шахова дошка).
84955. Що можна робити з інформацією. Робота у графічному редакторі Paint. Створення килимка для миші 354.03 KB
  Формування вміння застосовувати здобуту інформацію; Закріплення навичок роботи з комп’ютером; Розвиток логічного мислення, просторової уяви; Повторення правил поведінки при роботі з комп’ютером; Виховання культури мовлення, інтерес до інформатики...
84956. Інформаційні процеси. Робота в графічному редакторі Paint. Малюнок “Снігова галявина” 191.83 KB
  Яка буває інформація Що можна робити з інформацією ІІІ. Повторимо як можна зберегти інформацію передати обробити. Що можна зробити з цією інформацією Запамятати тобто зберегти розповісти тобто передати обміркувати тобто обробити. Що можна робити з інформацією Для чого це потрібно V.
84957. Принтер. Друкування за допомогою принтера 181.08 KB
  Принтер. Друкування за допомогою принтера. Ознайомлення учнів з призначенням принтера; Відпрацювання умінь передачі створеного малюнку на папір за допомогою принтера; Удосконалення навички і вмінь працювати в середовищі графічного редактора MS PINT; Розвиток творчих здібностей дітей уяви та фантазії; Виховання художнього смаку та естетичного сприйняття. Сьогодні на уроці ми з вами познайомимося з таким пристроєм як принтер його призначенням.
84958. Клавіатура. Ознайомлення з розміщенням і призначенням клавіатури. Програма “Кіт-риболов” 85.94 KB
  Ознайомлення дітей з поняттям “клавіатура”, її призначенням та будовою; Розвиток навичок роботи на клавіатурі; логічного мислення, уваги, пам’яті; Виховання бережного відношення до оточуючого середовища...
84959. Ознайомлення з клавішами “пропуск”, “Shift”, “Caps Lock”. “Кіт-риболов” 85.03 KB
  Продовження ознайомлення з клавіатурою, зокрема з клавішами “пропуск”, “Shift”, “Caps Lock”. Закріплення знань учнів про написання великої літери. Розвиток уяви, пам’яті, уваги, логічного мислення.
84960. Ознайомлення із клавішами Enter, Esc. Програма “Кіт-риболов” 206.04 KB
  Ознайомлення із клавішами Enter Esc. Продовження ознайомлення з клавіатурою та принципами її роботи зокрема принцип роботи клавіш Enter Esc. Сьогодні ми познайомимося з клавішами Enter і Esc. Enter дуже важлива клавіша.
84961. Ознайомлення з клавішами-стрілочками, BS, Delete 144.71 KB
  Ознайомлення учнів з клавішами - стрілочками (вліво, вправо, вгору, вниз), BS, Delete. Закріплення навичок роботи з клавішами Enter, ESC. Розвиток логічного мислення. Виховання акуратності, охайності при роботі з комп’ютером...