93347

Организация рабочего времени

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Для руководства предприятия важна возможность располагать персоналом, который необходим для выполнения производственных задач. Этот персонал должен быть в определенное время, в определенном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией. Кроме того, кадровое планирование должно служить мотивацией к более высокой...

Русский

2015-08-29

53.5 KB

0 чел.

Тема 13: Организация рабочего времени

План:

1. Характеристика кадрового планирования

2. Планирование привлечения персонала

      3. Социальное партнерство

      4. Рабочее время

      5. Принципы Парето и Эйзенхауэра

6. Организация заработной платы

1. Характеристика кадрового планирования

Для руководства предприятия важна возможность располагать персоналом, который необходим для выполнения производственных задач.

Этот персонал должен быть в определенное время, в определенном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией. Кроме того, кадровое планирование должно служить мотивацией к более высокой производительности труда и удовлетворенности работой.

Кадровые вопросы решаются в рамках общей предпринимательской деятельности. Необходимость кадрового планирования обусловлена ускоренными технико-организационными изменениями предприятий. Кадровое планирование позволяет своевременно находить и готовить работников для выполнения новых производственных задач, а также может смягчить проблемы высвобождения работников.

Эти задачи нельзя решить за короткий срок. Так, по оценкам немецких специалистов, подготовка квалифицированных рабочих всех категорий для химической промышленности может потребовать от 4 до 5 лет.

Кадровое планирование служит также примирению интересов руководителей предприятия и трудового коллектива. Если раньше считали, что кадровое планирование необходимо лишь в случае дефицита рабочей силы, то сейчас существует мнение, что оно необходимо и при наличии безработицы (т.к. даже в условиях достаточно высокой безработицы возникают трудности с поиском квалифицированных работников).

Ошибочное кадровое планирование на предприятии приводит к социальным издержкам для всего общества. Эти издержки находят выражение в безработице, в росте профзаболеваний, в росте количества инвалидов и т.д.

Использование на предприятиях иностранной рабочей силы или мигрантов влечет за собой появление большого количества проблем для государства в целом. Эти издержки не сопоставимы с пользой, которую извлекает фирма из трудовых договоров, заключенных с иностранцами.

2. Планирование привлечения персонала

ППП может быть внутризаводской или вне рамок предприятия.

Внутризаводское привлечение имеет следующие преимущества:

  1.  Предоставление шансов для роста работников;
  2.  незначительные затраты на привлечение;
  3.  знание претендентом данного предприятия;
  4.  знания работника, предоставление о его умениях;
  5.  поддержание уровня оплаты на данном предприятии;
  6.  возможность более быстрого заполнения вакансий;
  7.  освобождение должности для молодых кадров;
  8.  прозрачность кадровой политики;
  9.  управляемость за счет кадрового планирования;
  10.  целенаправленное повышение квалификации;
  11.  сокращение текучести кадров.

Недостатки:

  1.  сокращение возможности для выбора;
  2.  при определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации;
  3.  разочарование среди коллег, в случае неодобрения фактов выдвижения какого-либо работника на должность начальника;
  4.  возможное появление напряженности или соперничества в коллективе;
  5.  слишком тесные взаимоотношения среди коллег, т.е. появление панибратства при решении деловых вопросов;
  6.  нежелание сказать «нет» сотруднику, который работал длительное время;
  7.  снижение активности работников, в результате автоматизма при повышении в должности.

Привлечение персонала вне рамок предприятия имеет следующие преимущества:

  1.  более широкие возможности выбора;
  2.  новые импульсы для предприятия;
  3.  человеку со стороны легче добиться признания.

Недостатки:

  1.  более высокие затраты на привлечение персонала;
  2.  высокая степень риска испытательного срока.
  3.  отсутствие знаний о производстве;
  4.  блокирование возможности служебного роста.

3. Социальное партнерство

Социальное партнерство основывается на принципе трипартизма.

Трипартизм практика 3-х сторонних консультаций и сотрудничество традиционных социальный партнеров в лице профсоюзов, предпринимателей с представителями государства в лице правительственных учреждений.

Система социального партнерства

Начало формируется в России в ходе проведения экономических реформ. За прошедшие годы разработаны организационно-правовые и научно-методические основы и функционирования.

Введен в действие механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях.

Получили развитие 3-х сторонние и2-х сторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашения осуществляющих взаимодействие сторон в реализации социально-экономической политики по урегулированию коллективных трудовых сторон.

Дальнейшее развитие социального партнерства сдерживается из-за отсутствия полноценной системы законодательных актов, регулирующих трудовые отношения, медленного формирования организационных структур работодателей и формального отношения к заключенным в организациях коллективным договорам.

Основные принципы партнерства подкреплены в РФ «О социальном партнерстве в РФ».

4. Рабочее время

Рабочее времяэто часть времени, затраченного на производство продукции или выполнение определенного объема работ и услуг.

В настоящее время значительный интерес представляют новые типы рабочего графика, таким как: гибкий график, сжатая неделя и частичная занятость.

Гибкий графикрасписание работы, при котором работник может выбрать время прихода и ухода в пределах, установленных руководством он строится разными способами:

  1.  Ежедневный выбор времени начала и окончания работы.
  2.  Переменная продолжительность рабочего дня.
  3.  Выделение общего времени.

В зависимости от степени гибкости можно выделить различные  типы расписании:

1. Гибкий цикл. Требует от работников выбора определенного времени работы.

2. Скользящий график. Разрешает менять время начала и окончания работы, но при этом рабочий день должен составлять  не менее 8 часов.

3. Переменный день. Разрешает менять продолжительность рабочего дня.

4. Очень гибкий график. Требует присутствие работников в общее время.

5. Гибкое размещение. Позволяет менять не только часы, но и расположение работы.

Частичная занятость существует в нескольких видах:

  1.  Перманентная. Наличие работника на длительное время.
  2.  Размещение места (taxi).
  3.  Разделение работы.
  4.  Временный частичный найм.

5. Принципы Парето и Эйзенхауэра

Парето открыл эффект концентрированного направления. В данном случае имеется в виду, что концентрация на жизненно важной деятельности больше всего влияет на достижение желаемых результатов.

Отсюда вытекает правило, что концентрация 20 % времени на наиболее важных проблемах может привести к получению 80 % результатов.

Например. Страховая компания не подразделяет своих клиентов по затраченному на них времени. Сделано открытие, что на долю 20 % клиентов приходится ≈ 80 % всего оборота.

Принцип Эйзенхауэра важен для определения значимых задач. Он подразделил все задачи по их важности и срочности, которые должны быть определены немедленно в сроки исполнения или делегирования.

6. Организация заработной платы

Организация з/п на предприятии осуществляется с помощью нормативов, тарифной системы, форм и систем з/п, районных коэффициентов и т.д.

Тарифные системы – это совокупность нормативов, определяющих дифференциацию оплаты труда в зависимости от сложности и условий труда, форм з/п и отрасли.

Формы и системы з/п – это порядок ее начисления в зависимости от организационных условий производства и результатов труда.

Тарифная ставка – это абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу рабочего времени.

Существуют повременная и сдельная формы оплаты труда.

В рамках повременной формы выделяют следующие системы:

1. Простая повременная система оплаты труда работников. Размер з/п зависит от тарифной ставки, соответствующей присвоенному квалификационному разряду или от оклада их отработанного рабочего времени.

2. Повременно - премиальная система оплаты труда. В этом случае работник сверх заработка по тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время дополнительно получает премию за достижение определенных количественных и качественных показателей.

В рамках сдельной формы оплаты труда выделяют следующие системы:

1. Прямая сдельная система оплаты труда. Труд оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции, которая определяется делением тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму времени. Общий заработок рассчитывается путем умножения сдельной расценки на количество произведенной продукции за расчетный период.

2. При сдельно - премиальной системе рабочий сверх  заработка получает премию.

3. При сдельно – прогрессивной системе труд рабочего в пределах выполнения норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх этих исходных норм по повышенным.

4. При аккордно - сдельной системе расценка устанавливается на весь объем работы, а не на отдельную операцию.

5. При коллективно – сдельной оплате труда применяют индивидуальные или коллективные сдельные расценки.

Широко применяются формы коллективного премирования, которые можно отнести к 3 разновидностям:

  1.  Система участия в распространении прибыли (не носит ярко выраженного стимулирующего характера, что ограничивает ее распространение). Это обусловлено тем, что величина прибыли является результатом всей коммерческой деятельности предприятия и зависит от размера оборота, состояния рынка сбыта, конъюнктуры, уровня цен и др.факторов.
  2.  Система участия в результатах работы предприятия  строится на определенных показателях: премии выплачиваются в результате экономики издержек, высокие выработки или улучшение других производственных показателей.
  3.  Дивидендная система участия в прибылях. Это гибрид первых двух разновидностей, когда учитываются результаты производственной и коммерческой деятельности предприятий.

Регулирование оплаты труда должно осуществляться государством, коллективным договором, а также рынком труда.

Государственное регулирование включает:

  1.  обеспечение минимального уровня доходов, установление национального минимума з/п.
  2.  установление предельных размеров з/п в периоды усиления инфляции.
  3.  обеспечение правовой основы договорных отношений между работниками и работодателями.
  4.  установление з/п на государственных предприятиях.

При коллективном договоре в основу положены следующие функции:

1.защитная;

2. организационная;

3. примирения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19267. Физическая постановка задачи, алгоритм метода Монте-Карло в задачах переноса излучений. Генератор случайных чисел. Получение локальных и интегральных характеристик поля нейтронов и гамма-квантов 38.5 KB
  Лекция 15. Физическая постановка задачи алгоритм метода МонтеКарло в задачах переноса излучений. Генератор случайных чисел. Получение локальных и интегральных характеристик поля нейтронов и гаммаквантов. 15.1. Особенности метода МонтеКарло. Метод МонтеКарло п
19268. Понятие информационной системы. Классификация ИС. Понятие проекта и проектирования 254.06 KB
  Лекция 1. Понятие информационной системы. Классификация ИС. Понятие проекта и проектирования. Введение в методологию построения информационных систем. Объекты и субъекты проектирования ИС. Классификация методов и средств проектирования ИС. Основные задачи курса 1.1. ...
19269. Понятие жизненного цикла и модели жизненного цикла. Каскадная модель ЖЦ. Поэтапная модель с промежуточным контролем 311.49 KB
  Лекция 2. Понятие жизненного цикла и модели жизненного цикла. Каскадная модель ЖЦ. Поэтапная модель с промежуточным контролем. Спиральная модель ЖЦ. Процессы ЖЦ ПО. Rapid Application DevelopmentRAD. Extreme Programming XP. Rational Unified Process RUP. Microsoft Solution Framework MSF. Custom Development Method методика Oracle. 2.1...
19270. Каноническое проектирование. Типовое проектирование ИС. Параметрически-ориентированное проектирование. Модельно-ориентированное проектирование 280.39 KB
  Лекция 3. Каноническое проектирование. Типовое проектирование ИС. Параметрическиориентированное проектирование. Модельноориентированное проектирование. 3.1. Каноническое проектирование Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использов...
19271. Работа с матрицами. Формирование матриц третьего порядка 17.02 KB
  В ходе лабораторной работы были сформированы две матрицы третьего порядка, с ними были выполнены указанные в задании операции. Результаты выполнения команд представлены в коде
19272. Системный подход к проектированию ИС. Структурные методы анализа и проектирования ИС. Объектно-ориентированная методика проектирования ИС 228.76 KB
  Лекция 4. Системный подход к проектированию ИС. Структурные методы анализа и проектирования ИС. Объектноориентированная методика проектирования ИС. Cравнение объектноориентированного и структурного подхода. Модели деятельности предприятия. Проведение обследования.
19273. Средства структурного анализа. Метод функционального моделирования IDEF0. Метод моделирования процессов IDEF3 255.24 KB
  Лекция 5. Средства структурного анализа. Метод функционального моделирования IDEF0. Метод моделирования процессов IDEF3. Моделирование потоков данных Модели сущностьсвязь ERмодели. Графические нотации ERмодели 5.1. Метод функционального моделирования IDEF0 Метод IDEF0 с...
19274. Методология ARIS. Диаграммы переходов состояний (State Transition Diagram, STD). Структурные карты Константайна 196.42 KB
  Лекция 6. Методология ARIS. Диаграммы переходов состояний State Transition Diagram STD. Структурные карты Константайна. Структурные карты Джексона. Метод EricssonPenker. Метод моделирования используемый в технологии Rational Unified Process 6.1. Методология ARIS Методология ARIS реализует принцип...
19275. История UML Описание UML. Сущности UML. Отношения UML. Диаграммы UML. Расширения языка UML. Диаграммы классов 290.15 KB
  Лекция 7. История UML Описание UML. Сущности UML. Отношения UML. Диаграммы UML. Расширения языка UML. Диаграммы классов. Диаграммы использования usecase диаграммы прецедентов. Диаграмма последовательности. Диаграмма кооперации. Диаграмма состояний. Диаграмма деятельности. ...