93348

Истоки и развитие менеджмента

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе. Цель менеджмента: при минимальной затрате сил достигнуть необходимых результатов в процессе организации деятельности предприятия.

Русский

2015-08-29

37 KB

0 чел.

Тема 1: Истоки и развитие менеджмента

План:

1. Менеджмент: понятие, цели, задачи

2. Школы менеджмента

3. Модели менеджмента

1. Менеджмент: понятие, цели, задачи

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе.

Цель менеджмента: при минимальной затрате сил достигнуть необходимых результатов в процессе организации деятельности предприятия.

Задача менеджмента: обеспечение наиболее эффективного развития производства товаров и услуг.

Включает в себя два основных момента – управление внешними рамками бизнеса и внутренней обстановкой на предприятии.

Сущность менеджмента: постоянно отслеживать деловую среду, поскольку она непрерывно изменяется и оказывает большое влияние на практику менеджмента, на его основные тенденции.

Менеджмент – это система экономического управления предприятия, включающая в себя учение о принципах организации предприятия, его стратегическое развитие, подборе персонала и способов оптимизации его работы.

2. Школы менеджмента

В I-ой половине XX в. возник ряд различных школ управленческой мысли.

Первая школа научного управления (1885-1920). В основу этой школы положены труды Тейлора, Гилбрета, Ганта, Эмерсона. Разработанная Тейлором система управления была первой и очень удачной попыткой создания научного менеджмента, сущность которого сводится к следующим 3 моментам:

- рациональная организация труда;

- разработка формальной структуры организации;

- определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Тейлор также выделил 4 группы управленческих функций:

  1.  выбор цели;
  2.  выбор средств;
  3.  подготовка средств;
  4.  контроль за результатами.

Вторая административная школа управления (1920-1950). Авторы, которые считаются создателями школы административного управления, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Ее целью является создание универсальных принципов управления, при этом она исходила из того, что следование этим принципам несомненно приведет предприятие к успеху.

Главный вклад в теорию управления внес ученый Анри Файоль, который в течении 30 лет возглавлял горнодобывающий металлургический завод. Он написал книгу «Общая промышленная организация», где обобщил управленческий опыт и создал логически стройную системную теорию менеджмента. Им были сформулированы такие функции управления как планирование, организация, руководство, координация и контроль.

Анри Файоль также разработал принципы, применимые, по его мнению, к административной деятельности. К ним относятся разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, руководство, подчиненное индивидуальным интересам, общему интересу, вознаграждение, скалярная цепь, порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух.

Анри Файоль выделил несколько видов деятельности предприятия:

  1.  технико-производственная деятельность;
  2.  финансовая деятельность;
  3.  административная;
  4.  коммерческая;
  5.  техника безопасности;
  6.  контрольная.

Л.Урвик развил и углубил главные положения Анри Файоля. Основное внимание он уделил разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальности до настоящего времени.

Третья школа человеческих отношений (1930-1950). Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознавать человеческий фактор, как основной элемент повышения эффективности деятельности предприятия. Основными учеными, которые являлись представителями данной школы, были Элтон Мейо, Мери Фоллетт.

В результате экспериментов с группами рабочих Мейо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих.

Известный ученый Макгрегор рассмотрел теорию X, которая применяет методы принуждения и поощрения.

Теория Y – это создание условий, способствующих стимулированию работников, предоставленных им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности, самостоятельности при достижении целей предприятия.

Четвертая школа количественного подхода или новая современная школа (1950 до настоящего времени). Ученые данной школы Саймон, Бил, Акофф. Данная школа рассматривает экономико-математическое моделирование, систематический подход, построение моделей.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления. Основным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные, поэтому управление рассматривается как процесс.

Системный подход – это не набор каких-то руководств и принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к предприятию и управлению.

3. Модели менеджмента

Европейский менеджмент имеет свои важные особенности:

- интеграцию трудовых процессов;

- ориентацию на общественные проблемы;

- непрерывное совершенствование и повышение качества продукции;

- участие рабочих в управлении фирмой и распределением прибыли;

- четкое определение обязанностей работников и их ответственности;

- автономия производственных процессов.

Менеджмент в Германии имеет следующие характерные черты:

- политический социальный рынок экономики;

- роль государственного управления в экономике;

- управление по результатам;

- совет мудрецов.

Американский менеджмент в свою основу включил теорию Z, которая включила в себя следующие основные положения:

- долгосрочная работа на предприятии;

- принятие стратегических и управленческих решений, основанных на принципе консенсуса;

- индивидуальная ответственность и медленное должностное продвижение, мягкий неформальный контроль исполнения на основе применения строгих формализованных объективных методов, повышение внимания к личности.

Японский менеджмент включает в себя следующие признаки:

- гарантия занятости и создания обстановки доверительности;

- ценности корпорации;

- управление, основанное на информации;

- управление, ориентированное на качество;

- постоянное присутствие руководства на производстве;

- поддержка чистоты и порядка;

- концепция непрерывного обучения;

- принятие решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5216. Робота з базами даних в MS Excel 152.64 KB
  Робота з базами даних в MSExcel Загальні положення Табличний процесор Excel забезпечує, поряд із власне обробленням електронних таблиць-аркушів, формування ділової графіки, створення, оброблення і підтримку нескладних, але великих баз та...
5217. Перетворення друкованих документів в електронну форму 31.47 KB
  Перетворення друкованих документів в електронну форму Способи подання інформації Основні різновиди природних даних, які здатний зберігати та обробляти комп'ютер, наступні: десяткові числа текст зображення звук. З м...
5218. Застосування мультимедійних технологій в процесі створення презентацій 31.83 KB
  Застосування мультимедійних технологій в процесі створення презентацій 1. Загальні відомості про презентації та пакет демонстраційної графіки PowerPoint Сучасний фахівець повинен вміти готувати і проводити публічні виступи як у межах своєї установи,...
5219. Комп’ютерні мережі та способи їх організації 33.82 KB
  Комп’ютерні мережі. Загальні відомості про комп’ютерні мережі В наш час велике значення має використання комп’ютерів для створення мереж, які формують єдиний інформаційний простір. Комп’ютерна мережа - сукупність взаємозв...
5221. Глобальна компютерна мережа Інтернет 60 KB
  Інтернет – це глобальна комп’ютерна мережа, до складу якої входять національні регіональні та локальні мережі в масштабах всієї земної кулі. Комп’ютери, які постійно підключені до мережі Інтернет і знаходяться у постійно ввімкненому стані
5222. Устройство клавиатуры и мыши 60.5 KB
  Устройство клавиатуры и мыши. Давайте же разберем устройство клавиатуры и мыши. Начнем с общей характеристики, которая присуща обоим устройствам - тип подключения к ПК. По этому типу они делятся на проводные и беспроводные. Проводные устро...
5223. Інвестиційний аналіз. Конспект лекцій 706.5 KB
  Ефективне реформування економіки України неможливе без масштабних інвестицій, які є одним з найважливіших факторів економічного зростання й відновлення, що забезпечує можливість модернізації діючих виробництв, створення і впровадження новітньо...
5224. Інженерна графіка. Опорний конспект лекцій 1.79 MB
  Графіки, діаграми, структурні та класифікаційні схеми. Креслення розрізів та фасадів будівлі. Архітектурно–будівельне креслення. Комплексні креслення поверхонь. Методи проекціювання...