93348

Истоки и развитие менеджмента

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе. Цель менеджмента: при минимальной затрате сил достигнуть необходимых результатов в процессе организации деятельности предприятия.

Русский

2015-08-29

37 KB

0 чел.

Тема 1: Истоки и развитие менеджмента

План:

1. Менеджмент: понятие, цели, задачи

2. Школы менеджмента

3. Модели менеджмента

1. Менеджмент: понятие, цели, задачи

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе.

Цель менеджмента: при минимальной затрате сил достигнуть необходимых результатов в процессе организации деятельности предприятия.

Задача менеджмента: обеспечение наиболее эффективного развития производства товаров и услуг.

Включает в себя два основных момента – управление внешними рамками бизнеса и внутренней обстановкой на предприятии.

Сущность менеджмента: постоянно отслеживать деловую среду, поскольку она непрерывно изменяется и оказывает большое влияние на практику менеджмента, на его основные тенденции.

Менеджмент – это система экономического управления предприятия, включающая в себя учение о принципах организации предприятия, его стратегическое развитие, подборе персонала и способов оптимизации его работы.

2. Школы менеджмента

В I-ой половине XX в. возник ряд различных школ управленческой мысли.

Первая школа научного управления (1885-1920). В основу этой школы положены труды Тейлора, Гилбрета, Ганта, Эмерсона. Разработанная Тейлором система управления была первой и очень удачной попыткой создания научного менеджмента, сущность которого сводится к следующим 3 моментам:

- рациональная организация труда;

- разработка формальной структуры организации;

- определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Тейлор также выделил 4 группы управленческих функций:

  1.  выбор цели;
  2.  выбор средств;
  3.  подготовка средств;
  4.  контроль за результатами.

Вторая административная школа управления (1920-1950). Авторы, которые считаются создателями школы административного управления, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Ее целью является создание универсальных принципов управления, при этом она исходила из того, что следование этим принципам несомненно приведет предприятие к успеху.

Главный вклад в теорию управления внес ученый Анри Файоль, который в течении 30 лет возглавлял горнодобывающий металлургический завод. Он написал книгу «Общая промышленная организация», где обобщил управленческий опыт и создал логически стройную системную теорию менеджмента. Им были сформулированы такие функции управления как планирование, организация, руководство, координация и контроль.

Анри Файоль также разработал принципы, применимые, по его мнению, к административной деятельности. К ним относятся разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, руководство, подчиненное индивидуальным интересам, общему интересу, вознаграждение, скалярная цепь, порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух.

Анри Файоль выделил несколько видов деятельности предприятия:

  1.  технико-производственная деятельность;
  2.  финансовая деятельность;
  3.  административная;
  4.  коммерческая;
  5.  техника безопасности;
  6.  контрольная.

Л.Урвик развил и углубил главные положения Анри Файоля. Основное внимание он уделил разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальности до настоящего времени.

Третья школа человеческих отношений (1930-1950). Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознавать человеческий фактор, как основной элемент повышения эффективности деятельности предприятия. Основными учеными, которые являлись представителями данной школы, были Элтон Мейо, Мери Фоллетт.

В результате экспериментов с группами рабочих Мейо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих.

Известный ученый Макгрегор рассмотрел теорию X, которая применяет методы принуждения и поощрения.

Теория Y – это создание условий, способствующих стимулированию работников, предоставленных им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности, самостоятельности при достижении целей предприятия.

Четвертая школа количественного подхода или новая современная школа (1950 до настоящего времени). Ученые данной школы Саймон, Бил, Акофф. Данная школа рассматривает экономико-математическое моделирование, систематический подход, построение моделей.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления. Основным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные, поэтому управление рассматривается как процесс.

Системный подход – это не набор каких-то руководств и принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к предприятию и управлению.

3. Модели менеджмента

Европейский менеджмент имеет свои важные особенности:

- интеграцию трудовых процессов;

- ориентацию на общественные проблемы;

- непрерывное совершенствование и повышение качества продукции;

- участие рабочих в управлении фирмой и распределением прибыли;

- четкое определение обязанностей работников и их ответственности;

- автономия производственных процессов.

Менеджмент в Германии имеет следующие характерные черты:

- политический социальный рынок экономики;

- роль государственного управления в экономике;

- управление по результатам;

- совет мудрецов.

Американский менеджмент в свою основу включил теорию Z, которая включила в себя следующие основные положения:

- долгосрочная работа на предприятии;

- принятие стратегических и управленческих решений, основанных на принципе консенсуса;

- индивидуальная ответственность и медленное должностное продвижение, мягкий неформальный контроль исполнения на основе применения строгих формализованных объективных методов, повышение внимания к личности.

Японский менеджмент включает в себя следующие признаки:

- гарантия занятости и создания обстановки доверительности;

- ценности корпорации;

- управление, основанное на информации;

- управление, ориентированное на качество;

- постоянное присутствие руководства на производстве;

- поддержка чистоты и порядка;

- концепция непрерывного обучения;

- принятие решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45233. Понятие, сущность и структура корпоративной культуры 24.5 KB
  Мотивация персонала существуют силовая и демократическая модели мотивации. В силовой модели в основании пирамиды лежат административные санкции материальное стимулирование ограничено стоимостными показателями каждой группы социально-психологические стимулы карьерный рост профессиональное признание 3. В демократической модели все наоборот: социальнопсихологические стимулы престиж профессии дающий признание 1 материальное стимулирование привязано к образованию квалификации опыту 2 административные санкции...
45234. Фирменный стиль организации: функции, структура, этапы и технологии разработки 42.5 KB
  В содержательном плане фирменный стиль - это совокупность визуальных графических цветовых пластических и акустических приемов придающих стилевое единство всем составляющим деятельности фирмы: ее продукции менеджменту маркетинговой политике и тактике персоналу. В узком смысле фирменный стиль это цветовая и графическая марка фирмы и товара которая используется в рекламе и оформлении деловых бумаг. В широком смысле фирменный стиль это единый принцип оформления марки фирмы и товара деловых бумаг и документации офиса и внешнего вида...
45235. Структурные компоненты и основные характеристики внешней среды организации 27.5 KB
  Структурные компоненты и основные характеристики внешней среды организации. Разработка стратегии деятельности любой организации коммерческой общественной муниципальной начинается с анализа внешней среды. Внешняя среда это все те факторы которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда в которой приходится работать организации находится в непрерывном движении подвержена изменениям.
45236. Информационные агентства: виды, статус, содержательные характеристики 26.5 KB
  Информационные агентства: виды статус содержательные характеристики. Информационные агентства это посредники новостей они получают информацию обрабатывают ее и передают журналистам; кроме того проводят прессконференции круглые столы брифинги т. Отдельную группу федеральных СМИ чрезвычайно важных для сотрудников ПРслужб составляют информационные агентства. Агентствам не интересны слезливые статьи или оптимистичные интервью: им нужны факты и цифры и как можно быстрее.
45237. Взаимодействие ПР-служб организации со СМИ: приоритеты, формы, содержание, условия взаимовыгодных партнерских отношений 25 KB
  Взаимодействие ПР-служб организации со СМИ: приоритеты формы содержание условия взаимовыгодных партнерских отношений. СМИ являются основным инструментов связи с общественностью. Отношения со СМИ двусторонний процесс: фирма предоставляет информацию для СМИ а СМИ выпускают новости. Формы контактов со СМИ: 1.
45238. Работа пресс-центра фирмы: структура и функции пресс-службы; критерии выбора СМИ, этика и принципы профессионального общения с журналистами 26 KB
  Работа пресс-центра фирмы: структура и функции пресс-службы; критерии выбора СМИ этика и принципы профессионального общения с журналистами В среднем бизнесе за рекламу и PR отвечает один сотрудник. самый простой способ связаться с общественностью сделать это через посредника массмедиа СМИ. Пресссекретарь должен уметь соотносить события внутренней жизни компании с информационной повесткой дня которая находится в центе внимания СМИ и прогнозировать ее. Функции прессслужбы: Аналитика: мониторинг рынка СМИ мониторинг информационных...
45239. Сущность, функции, принципы и технологии организации информационного паблисити 21 KB
  Существует негативная практика продвижения информации паблисити коммерческая информация. Темы некоммерческой информации паблисити: история компании; темы связанные с экологией; социальные темы; технологии компании; фото-архив фирмы; фирменная статистика; неформальная жизнь компании; нетрадиционное использование продукции фирмы конкурс. Сбор информации паблисити: силами всех сотрудников фирмы или силами прессотдела. Принципы: некоммерческая основа движения информации.
45240. PR-текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность, технология создания 29.5 KB
  Жанровая разновидность: Оперативно-новостной: приглашение пресс-релиз краткая новостная информация. Комбинированные тексты подборка информационных материалов простых текстообъединенных общей тематикой в фирменные папки для пресс-конференции: пресс-релиз приглашение байлайнер пресскит. Прессрелиз: формат А4; тема текущие новости организационные новости комментарии к событиям некоммерческая информация; адресаты доставки редакции СМИ информационные агентства; формы распространения факс электронная почта; этикет...
45241. ПР - текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность, технологии создания 44.5 KB
  ПР текст как форма маркетинговой коммуникации: жанровая разновидность технологии создания. И в том и в другом случае единицей коммуникации является текст который организуется с целью достижения максимального воздействия на реципиента. В узком смысле: Текст результат речетворческого процесса который характеризуется признаками: завершенность связность цельность жанровая оформленность. Как организованное множество языковых знаков текст приобретает смысл лишь в процессе коммуникации т.