93348

Истоки и развитие менеджмента

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе. Цель менеджмента: при минимальной затрате сил достигнуть необходимых результатов в процессе организации деятельности предприятия.

Русский

2015-08-29

37 KB

0 чел.

Тема 1: Истоки и развитие менеджмента

План:

1. Менеджмент: понятие, цели, задачи

2. Школы менеджмента

3. Модели менеджмента

1. Менеджмент: понятие, цели, задачи

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе.

Цель менеджмента: при минимальной затрате сил достигнуть необходимых результатов в процессе организации деятельности предприятия.

Задача менеджмента: обеспечение наиболее эффективного развития производства товаров и услуг.

Включает в себя два основных момента – управление внешними рамками бизнеса и внутренней обстановкой на предприятии.

Сущность менеджмента: постоянно отслеживать деловую среду, поскольку она непрерывно изменяется и оказывает большое влияние на практику менеджмента, на его основные тенденции.

Менеджмент – это система экономического управления предприятия, включающая в себя учение о принципах организации предприятия, его стратегическое развитие, подборе персонала и способов оптимизации его работы.

2. Школы менеджмента

В I-ой половине XX в. возник ряд различных школ управленческой мысли.

Первая школа научного управления (1885-1920). В основу этой школы положены труды Тейлора, Гилбрета, Ганта, Эмерсона. Разработанная Тейлором система управления была первой и очень удачной попыткой создания научного менеджмента, сущность которого сводится к следующим 3 моментам:

- рациональная организация труда;

- разработка формальной структуры организации;

- определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Тейлор также выделил 4 группы управленческих функций:

  1.  выбор цели;
  2.  выбор средств;
  3.  подготовка средств;
  4.  контроль за результатами.

Вторая административная школа управления (1920-1950). Авторы, которые считаются создателями школы административного управления, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Ее целью является создание универсальных принципов управления, при этом она исходила из того, что следование этим принципам несомненно приведет предприятие к успеху.

Главный вклад в теорию управления внес ученый Анри Файоль, который в течении 30 лет возглавлял горнодобывающий металлургический завод. Он написал книгу «Общая промышленная организация», где обобщил управленческий опыт и создал логически стройную системную теорию менеджмента. Им были сформулированы такие функции управления как планирование, организация, руководство, координация и контроль.

Анри Файоль также разработал принципы, применимые, по его мнению, к административной деятельности. К ним относятся разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, руководство, подчиненное индивидуальным интересам, общему интересу, вознаграждение, скалярная цепь, порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух.

Анри Файоль выделил несколько видов деятельности предприятия:

  1.  технико-производственная деятельность;
  2.  финансовая деятельность;
  3.  административная;
  4.  коммерческая;
  5.  техника безопасности;
  6.  контрольная.

Л.Урвик развил и углубил главные положения Анри Файоля. Основное внимание он уделил разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальности до настоящего времени.

Третья школа человеческих отношений (1930-1950). Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознавать человеческий фактор, как основной элемент повышения эффективности деятельности предприятия. Основными учеными, которые являлись представителями данной школы, были Элтон Мейо, Мери Фоллетт.

В результате экспериментов с группами рабочих Мейо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих.

Известный ученый Макгрегор рассмотрел теорию X, которая применяет методы принуждения и поощрения.

Теория Y – это создание условий, способствующих стимулированию работников, предоставленных им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности, самостоятельности при достижении целей предприятия.

Четвертая школа количественного подхода или новая современная школа (1950 до настоящего времени). Ученые данной школы Саймон, Бил, Акофф. Данная школа рассматривает экономико-математическое моделирование, систематический подход, построение моделей.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления. Основным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные, поэтому управление рассматривается как процесс.

Системный подход – это не набор каких-то руководств и принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к предприятию и управлению.

3. Модели менеджмента

Европейский менеджмент имеет свои важные особенности:

- интеграцию трудовых процессов;

- ориентацию на общественные проблемы;

- непрерывное совершенствование и повышение качества продукции;

- участие рабочих в управлении фирмой и распределением прибыли;

- четкое определение обязанностей работников и их ответственности;

- автономия производственных процессов.

Менеджмент в Германии имеет следующие характерные черты:

- политический социальный рынок экономики;

- роль государственного управления в экономике;

- управление по результатам;

- совет мудрецов.

Американский менеджмент в свою основу включил теорию Z, которая включила в себя следующие основные положения:

- долгосрочная работа на предприятии;

- принятие стратегических и управленческих решений, основанных на принципе консенсуса;

- индивидуальная ответственность и медленное должностное продвижение, мягкий неформальный контроль исполнения на основе применения строгих формализованных объективных методов, повышение внимания к личности.

Японский менеджмент включает в себя следующие признаки:

- гарантия занятости и создания обстановки доверительности;

- ценности корпорации;

- управление, основанное на информации;

- управление, ориентированное на качество;

- постоянное присутствие руководства на производстве;

- поддержка чистоты и порядка;

- концепция непрерывного обучения;

- принятие решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2627. Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт 22.7 KB
  Иоганн Готлиб Христозом Вольфганг Теофил Сигизмунд Амадей Моцарт (1756-1791) Книги: А. Эйнштейн, Чичерин, Г.Аберт «Моцарт в четырех томах», Е. Черная «Моцарт и автрийский музыкальный театр».  Жанры творчества Содержание жанров  Взаим...
2628. Биржевая система Японии 30.53 KB
  Биржевая система Японии. Общая характеристика РЦБ Японии, количество бирж в стране, их взаимодействие. В настоящее время Япония обладает одним из самых мощных в мире и динамично развивающихся рынком ценных бумаг. Доля стоимостного оборота ее фондово...
2629. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в сфере услуг 503.34 KB
  Настоящее справочное пособие (далее для краткости оно именуется просто "Справочник") содержит советы и рекомендации по разработке и документальному оформлению систем менеджмента качества в организациях, занятых в сфере услуг. Справочник подготовлен...
2630. Бизнес-планирование в акционерных обществах энергетики и электрификации 8.57 MB
  Целью написания настоящей книги является оказание практической помощи руководителям и специалистам акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго) в составлении бизнес-планов - основного планового документа компаний, функциониру...
2631. Методы нейтрализации(известкование) 309.98 KB
  Умягчение воды - это процесс удаления из воды солей жесткости. Процессы извлечения из воды солей Ca2+ и Mg2+ в водоподготовке называют умягчением воды. Относительно удаление солей жесткости из воды может производиться тремя методами:  реагентны...
2632. Использование средств компьютерных информационных технологий для организации планирования управленческой деятельности 358.34 KB
  Использование компьютерных информационных технологий. Использование компьютерных информационных технологий в деятельности предприятия туристической области. Обоснование выбора набора программных средств для решения...
2633. Исследование теплового режима работы охладителя на тепловых трубах 743.09 KB
  В настоящем отчете представлены результаты экспериментального исследования теплового режима охладителя на тепловых трубах (далее по тексту ТТ). Исследование проводилось на базе оборудования ИС-706. В отчете приведено описание объекта исследования...
2634. Изучение действия магнитного поля на проводник с током 66.81 KB
  Изучение действия магнитного поля на проводник с током Цель работы экспериментальное изучение закона Ампера;  определение  магнитной индукции  в  воздушном  зазоре постоянного магнита. Теоретические осно...
2635. Краткие сведения о погрешности электроизмерительных приборов 32 KB
  Краткие сведения о погрешности электроизмерительных приборов Объектами прямых электрических измерений являются многие электрические и магнитные величины: ток, напряжение, мощность и т.д. Измерение любой физической величины заключается...