93348

Истоки и развитие менеджмента

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе. Цель менеджмента: при минимальной затрате сил достигнуть необходимых результатов в процессе организации деятельности предприятия.

Русский

2015-08-29

37 KB

0 чел.

Тема 1: Истоки и развитие менеджмента

План:

1. Менеджмент: понятие, цели, задачи

2. Школы менеджмента

3. Модели менеджмента

1. Менеджмент: понятие, цели, задачи

Менеджмент – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе.

Цель менеджмента: при минимальной затрате сил достигнуть необходимых результатов в процессе организации деятельности предприятия.

Задача менеджмента: обеспечение наиболее эффективного развития производства товаров и услуг.

Включает в себя два основных момента – управление внешними рамками бизнеса и внутренней обстановкой на предприятии.

Сущность менеджмента: постоянно отслеживать деловую среду, поскольку она непрерывно изменяется и оказывает большое влияние на практику менеджмента, на его основные тенденции.

Менеджмент – это система экономического управления предприятия, включающая в себя учение о принципах организации предприятия, его стратегическое развитие, подборе персонала и способов оптимизации его работы.

2. Школы менеджмента

В I-ой половине XX в. возник ряд различных школ управленческой мысли.

Первая школа научного управления (1885-1920). В основу этой школы положены труды Тейлора, Гилбрета, Ганта, Эмерсона. Разработанная Тейлором система управления была первой и очень удачной попыткой создания научного менеджмента, сущность которого сводится к следующим 3 моментам:

- рациональная организация труда;

- разработка формальной структуры организации;

- определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Тейлор также выделил 4 группы управленческих функций:

  1.  выбор цели;
  2.  выбор средств;
  3.  подготовка средств;
  4.  контроль за результатами.

Вторая административная школа управления (1920-1950). Авторы, которые считаются создателями школы административного управления, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Ее целью является создание универсальных принципов управления, при этом она исходила из того, что следование этим принципам несомненно приведет предприятие к успеху.

Главный вклад в теорию управления внес ученый Анри Файоль, который в течении 30 лет возглавлял горнодобывающий металлургический завод. Он написал книгу «Общая промышленная организация», где обобщил управленческий опыт и создал логически стройную системную теорию менеджмента. Им были сформулированы такие функции управления как планирование, организация, руководство, координация и контроль.

Анри Файоль также разработал принципы, применимые, по его мнению, к административной деятельности. К ним относятся разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, руководство, подчиненное индивидуальным интересам, общему интересу, вознаграждение, скалярная цепь, порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух.

Анри Файоль выделил несколько видов деятельности предприятия:

  1.  технико-производственная деятельность;
  2.  финансовая деятельность;
  3.  административная;
  4.  коммерческая;
  5.  техника безопасности;
  6.  контрольная.

Л.Урвик развил и углубил главные положения Анри Файоля. Основное внимание он уделил разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальности до настоящего времени.

Третья школа человеческих отношений (1930-1950). Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознавать человеческий фактор, как основной элемент повышения эффективности деятельности предприятия. Основными учеными, которые являлись представителями данной школы, были Элтон Мейо, Мери Фоллетт.

В результате экспериментов с группами рабочих Мейо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих.

Известный ученый Макгрегор рассмотрел теорию X, которая применяет методы принуждения и поощрения.

Теория Y – это создание условий, способствующих стимулированию работников, предоставленных им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности, самостоятельности при достижении целей предприятия.

Четвертая школа количественного подхода или новая современная школа (1950 до настоящего времени). Ученые данной школы Саймон, Бил, Акофф. Данная школа рассматривает экономико-математическое моделирование, систематический подход, построение моделей.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления. Основным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные, поэтому управление рассматривается как процесс.

Системный подход – это не набор каких-то руководств и принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к предприятию и управлению.

3. Модели менеджмента

Европейский менеджмент имеет свои важные особенности:

- интеграцию трудовых процессов;

- ориентацию на общественные проблемы;

- непрерывное совершенствование и повышение качества продукции;

- участие рабочих в управлении фирмой и распределением прибыли;

- четкое определение обязанностей работников и их ответственности;

- автономия производственных процессов.

Менеджмент в Германии имеет следующие характерные черты:

- политический социальный рынок экономики;

- роль государственного управления в экономике;

- управление по результатам;

- совет мудрецов.

Американский менеджмент в свою основу включил теорию Z, которая включила в себя следующие основные положения:

- долгосрочная работа на предприятии;

- принятие стратегических и управленческих решений, основанных на принципе консенсуса;

- индивидуальная ответственность и медленное должностное продвижение, мягкий неформальный контроль исполнения на основе применения строгих формализованных объективных методов, повышение внимания к личности.

Японский менеджмент включает в себя следующие признаки:

- гарантия занятости и создания обстановки доверительности;

- ценности корпорации;

- управление, основанное на информации;

- управление, ориентированное на качество;

- постоянное присутствие руководства на производстве;

- поддержка чистоты и порядка;

- концепция непрерывного обучения;

- принятие решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63882. Интернет как фактор развития социального отчуждения 17.85 KB
  Интернет появился совсем недавно и если брать соотношение взрослого и молодого поколения то можно с полной уверенностью сказать что основное количество пользователей интернета это люди в возрасте от 15 до 45 лет старшее поколение сегодня только привыкает к изучению...
63883. Социальное отчуждение - проблема современного общества 44.5 KB
  Но разве возможно заменить межличностное общение понять что происходит в душе человека увидеть его глаза и понять его настроение если вы не видите собеседника. По мнению Хайнеманна доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека.
63884. Формы проявления социальной солидарности и социального отчуждения в современной России 29.3 KB
  Кроме этого нужно отметить что научно-технический прогресс также оказывает значительное влияние на развитие нашего общества. Данные вопросы актуальны и затрагивают различные сферы общества. Говоря о социальной солидарности можно сказать что она является одним из основных компонентов существования общества.
63885. Трансформация социальных стереотипов 20.92 KB
  Социальные стереотипы прежде всего это упрощенные схематизированные образы социальных объектов разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Так например бывают этнические и религиозные профессиональные идеологические возрастные и другие стереотипы.
63886. Социальная ответственность бизнеса в мировой экономике 83.5 KB
  Однако несмотря на актуальность феномена КСО общепринятого точного определения для социальной ответственности нет. Несмотря на отсутствие единого и общепринятого определения КСО это понятие обычно относится к процессу принятия решений в бизнесе осуществляемому в привязке к этическим ценностям следованию...
63887. Групповое взаимодействие в социокультурном процессе: ролевые ожидания и нормы 25.24 KB
  То что делает человек в значительной мере объясняется пониманием им своей роли. Окружающие следят за точностью выполнения этой программы с тем чтобы поведение человека соответствовало его роли. Разнообразие групповых норм требует от участников некой гибкости ролевой тактики человек в разных группах имеет отличительные роли.
63888. Общая характеристика правовых конфликтов в Интернете в современной России 44.12 KB
  Интернет и высокие технологии самим своим появлением преобразовали наше социальное и культурное пространство отрицать мы этого не можем. Множество возможностей для общения нам дают современные технологии Интернет: читать книги смотреть фильмы посещать музеи...
63889. Социокультурная статика и социокультурная динамика 41.5 KB
  Статика и динамика культуры это понятия отражающие состояния покоя неизменности культуры и те изменения которые происходят в культуре во взаимодействии различных культур. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Благодаря им развивается общество так как молодое поколение усваивает достигнутый...
63890. Социальные стереотипы в трансформационном аспекте 46.5 KB
  Социальные стереотипы в трансформационном аспекте XXI век век развития информационных технологий инноваций всего человечества. Стереотипы это предубеждения людей определенные клише которые создавались на протяжении многих лет...