93355

Акклиматизация и ее гигиенические аспекты. Особенности труда, быта, жилища, одежды; обуви, питания, закаливания в различных климатических районах, их значение в акклиматизации. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Наиболее интенсивно физиологические реакции идут в первые месяцы пребывания в новых климатических условиях. Происходит изменение чувствительности терморецепторов они адаптируются к работе в условиях высокой температуры.

Русский

2015-08-31

40.16 KB

1 чел.

Акклиматизация и ее гигиенические аспекты. Особенности труда, быта, жилища, одежды; обуви, питания, закаливания в различных климатических районах, их значение в акклиматизации. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях.

Акклиматизация – процесс приспособления к жизни биологических объектов в географических широтах, удаленных от их родины.

Человек легко привыкает к новым условиям. Большое значение имеет организация условий труда, быта, проведение санитарно-гигиенических мероприятий. В физиологическом отношении акклиматизацию следует рассматривать как длительную адаптацию к новым климатическим условиям. Акклиматизация наступит, если климатические факторы не предъявляют организму чрезмерных требований, и не приводят к выходу за пределы функциональных возможностей и компенсаторных механизмов данного лица. При требованиях, превышающих компенсаторные возможности организма, возникают состояния суб – и декомпенсации с развитием переходных патологических процессов.

Акклиматизация (АК) не патологический процесс, но некоторые не могут акклиматизироваться из-за слабой нервной или сердечно-сосудистой системы. Наиболее интенсивно физиологические реакции идут в первые месяцы пребывания в новых климатических условиях. Изменение основного обмена происходит в течение 1-1,5 месяцев, затем он устанавливается на тех же величинах, которые свойственны данному организму. В значительной мере изменяется рН мочи, повышается количество выводимых с ней бикарбонатов, хлоридов, органических кислот и фосфора. Существенное влияние на АК оказывает рациональное питание. При АК существенное значение имеет одежда, которая может ей способствовать; создание соответствующих жилищных условий; рациональный режим труда и отдыха. Считается, что легко акклиматизируется те люди, которые ведут гигиенический образ жизни.

Большинство считает, что акклиматизация к жаркому климату протекает труднее, чем к холодному. Жаркий климат имеется в пустынях, полупустынях, где температура воздуха составляет 45-55о С на протяжении 5-7 месяцев в году. Также характерны резкие перепады температуры в течение суток, часто бывают пылевые бури. Жаркий климат предъявляет организму повышенные требования, в сухом и влажном жарком климате идет высокое напряжение терморегуляторных рецепторов человека, что может приводить к тепловому истощению человека, особенно во влажном жарком климате – развивается обезвоживание, сгущение крови, потеря ионов К+, Na+, Cl -. Интенсивное потоотделение, обильное питье ведут к нарушению водно-солевого равновесия. В результате теряются минеральные соли и витамины, снижается работоспособность, снижается интерес к окружающему и работе. При значительной потере влаги (15% от массы тела) могут наступать необратимые изменения со стороны сердечно-сосудистой системы и нервной. Горячий воздух, содержащий пыль, может вызвать травмы слизистых оболочек ВДП. Может отмечаться утолщение носовых раковин, что приводит к нарушению носового дыхания, возникают риниты, фарингиты, бронхиты, поражения легочной паренхимы. Учащение пульса, переполнение кровью сосудов кожи при снижении кровенаполнения внутренних органов приводит к увеличению температуры тела.

АК в жарком климате – протекает таким образом, что происходит снижение частоты пульса и дыхания, снижение температуры тела, повышение интенсивности потоотделения. Происходит изменение чувствительности терморецепторов, они адаптируются к работе в условиях высокой температуры. Они начинают ощущать тепло при температуре эстезиометра равной 36, 8оС, в то время как в нормальных условиях это значение составляет 32,4оС. Также у адаптированных к высокой температуре отмечается сокращение латентного периода потоотделения. Исследования показали, что время, которое необходимо для начала потоотделения в первые дни АК составляет 15, 3 минуты. А в конце периода – 9,6. Смещение термометрической зоны кожных рецепторов позволяет человеку спокойно относиться к температуре. А снижение время потоотделения предупреждает накопление тепла. Следовательно – нет причин, вызывающих стресс и повышение теплопродукции. По мере адаптации у человека формируется новый уровень физиологических реакций, повышается работоспособность. Процесс адаптации длится полгода. Но при длительной АК в организме могут возникать условия, при которых ряд заболеваний течет специфически – это патология ССС, ЖКТ, эндокринной системы. У коренных жителей средних широт часто встречается гипотония, а ГБ реже, чем у вновь прибывшего населения. В деятельности ЖКТ преобладают бродильные процессы, что ведет к нарушению работы кишечника, торможению секреции пищеварительных соков. АК можно облегчить хорошо продуманной системой гигиенических мероприятий. При строительстве жилищ важна ориентация. Она должна быть южной или юго-восточной, не допустима западная. При южной ориентации здание будет освещаться прямыми отвесными солнечными лучами и перегрева не будет. Западная ориентация во второй половине дня дает освещение косыми лучами, в результате помещение будет перегреваться. Жилище нужно строить из материалов плохо проводящих тепло, необходима система охлаждения, толщина стен 55-60 см. Защите от перегрева способствуют архитектурные приемы: навеси, ставни, остекление веранды и балкона, заглубление окон. Воздух должен быть подвижным, необходимо сквозное проветривание помещений. Питание: рацион должен учитывать особенности действия жары на организм человека. В жарком климате организм должен отдавать тепло для обеспечения теплового равновесия. Поэтому основной обмен снижается и за счет понижения калорийности пищи и за счет снижения теплопродукции. Пища должна быть разнообразной, содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. С учетом нарушения пищеварения рекомендуется снижение потребления жиров, белков животного происхождения и увеличение количества углеводов в виде овощей и фруктов. По сравнению с умеренными широтами рацион должен содержать повышенное количество минеральных солей, особенно тех, что теряются с потом. Прием наибольшего количества пищи предусматривается во время ужина, после спада жары: 25% на завтрак, 25% на обед по калорийности, 50% на ужин; или плотный завтрак, в обед – легкий завтрак, вечером – обед, на ночь – кефир. Необходим режим труда: с 7.00 до 13.00, затем перерыв до 18.00 и работа с 18.00 до 21.00 Прием воды ведется небольшими порциями, вместе с солями, которые теряются с потом.

При конструкции одежды необходимо учитывать особенности воздействия жары. Ткань должна обладать малой теплопроводностью и большой толщиной – шерстяная и ватная одежда. Также ткани должны обладать высокой водоемкостью, гигроскопичностью, воздухонепроницаемостью. Покрой свободный – так как могут нарушаться процессы вентиляции под одеждой. Ткани светлых тонов с блестящей поверхностью. Головной убор белого цвета, обеспечивающий хороший воздухообмен. Обувь с толстой подошвой для предупреждения перегрева стопы. АК в условиях холодного климата – наиболее суровые требования в районах Крайнего Севера. В этих условиях человек подвергается действию низких температур, повышенной относительной влажности воздуха. Часты полярные ночи с магнитными бурями. Выпадает мало осадков из-за вечной мерзлоты, снижено содержание кислорода в воздухе. Поверхностные воды бедны фтором.

При АК отмечается повышение уровня основного обмена на 15-30%, увеличивается объем кровотока, протекающего через конечности. Живые сосудистые реакции. Существенно меняется обмен витаминов: развивается дефицит витаминов группы В, С; нарушается обмен витамина Д. Повышается заболеваемость, связанная с фактором охлаждения и питания. Согласно теории Казначеева, в процессе АК к холодному климату выделяют две группы людей: стайеры и спринтеры. Стайеры – длительное время способны поддерживать необходимые адаптивные механизмы. В начале процесса спринтеры приспосабливаются легко, наибольшие проблемы у стайеров. У спринтеров в дальнейшем появляется дистония, простудные заболевания. Для стайеров характерно рецидивирующее течение заболеваний, вялотекущее с хронизацией процесса. Планировочные мероприятия: предусматривают мероприятия по защите жилищ от ветров и снегозаносов. Здания размещаются торцовой стороной по направлению господствующих ветров. В отличие от южных широт необходима плотная застройка. Вечная мерзлота чувствительна к изменениям температуры, поэтому можно реформировать ее структуру. Оттого широко распространен тип строительства с проветриваемым подпольным пространством. Микроклимат должен быть постоянным, независимо от природных условий. Температура в пределах 220С и выше, при этом предпочтительнее лучистое отопление.

Одежда должна обладать пониженной теплопроводностью, достаточной воздухопроницаемостью, должна защищать от ветра (шерсть, мех). Головной убор и обувь – меховые, одежда многослойная, не тесная. Питание: продукты зверобойного и морского промысла. Источники энергии не углеводы, а белки и жиры. Суточное количество еды должно быть увеличено на 15-20%. Количество белков и жиров на 20-25%, белков животного происхождения не менее 60%. жиров животного происхождения не менее 90%. Обязательно витамины: Д, РР,С.

Климатотерапия - совокупность методов лечения, использующих дозированное воздействие климатопогодных факторов и специальных климатопроцедур на организм. Лечебно-профилактическое воздействие климата на организм определяется рядом природных факторов: положением местности над уровнем моря, степенью удаленности от моря, атмосферным давлением, температурой, циркуляцией и влажностью воздуха, количеством осадков, облачностью, интенсивностью солнечной радиации и др.

К основным методам климатотерапии относятся: гелиотерапия (солнцелечение, – лечебное и профилактическое использование прямого излучения солнца (солнечные ванны)), аэротерапия (воздухом), спелеотерапия (— метод лечения длительным пребыванием в условиях своеобразного микроклимата естественных карстовых пещер, гротов, соляных копей, искусственно пройденных горных выработок металлических, соляных и калийных рудников), талассотерапия (раздел клинической медицины изучающий свойства приморского климата, морской воды, водорослей, морских грязей и других продуктов моря и механизмы их действия на организм человека при лечебно-профилактическом применении). Воздушные и солнечные ванны, морские купания, сон на воздухе и на берегу моря, и другие климатические процедуры создают условия максимального воздействия климатических факторов на организм.

Климат оказывает мощное терапевтическое воздействие и должен рассматриваться как сильнодействующий фактор. Любой переезд в зону с измененными климатическими условиями, даже благоприятными для здоровья, всегда сопровождается кратковременными приспособительными физиологическими сдвигами многих функциональных систем для обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности в новых условиях – реакцией адаптации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68032. Сценарій свята «Книга – твій друг» 44 KB
  Книга – одне з найбільших див, створених людиною. Завдячуючи їй, ми дізнаємося про минуле та день сьогоднішній, вона веде нас у захоплюючу подорож по країні Знань, розповідає про те, як вирощують хліб і зводять будинки, варять сталь і приборкують ріки, створюють машини та літають у космос.
68033. Розробка бібліотечного уроку для учнів 3-х класів вчителя початкових класів 98 KB
  Мета: Ознайомити учнів з історією виникнення книги з першодрукарями; розвивати зв’язне мовлення школярів спостережливість допитливість; прищеплювати бажання поповнювати свій словниковий запас; виховувати дбайливе ставлення до книги. Без слова немає людської мови а без мови книги.
68034. Інтелектуально-розважальна гра „Що ми знаємо про Кобзаря?” 41 KB
  Оскільки підлітковий вік це час самоутвердження формування особистості то зважаючи на це пропонуємо в ненав’язливій формі гри вивчати Шевченка позмагатися хто краще знає долю і творчість поета. Клас або актова зала прибрані відповідно до відзначення дня народження Тараса Григоровича Шевченка...
68035. Вшановуємо Великого Кобзаря 153.5 KB
  Мета уроку: розширити знання учнів про творчість та життєвий шлях Т.Г.Шевченка; виробити вміння осмислити та зрозуміти тяжку долю поету, прищепити повагу та любов до нього, до України, до її чудової природи, до співучої солов’їної мови; поповнювати словник дітей образними виразами...
68036. Ми чуємо тебе, Кобзарю, крізь століття... 312 KB
  Музичне оформлення: пісня Ми йдемо до Тараса В.Шевченко Відеоролик лунає уривок пісні Ми йдемо до Тараса В. Немає з нами великого Кобзаря та слова його бентежать і тривожать душу Тарас Шевченко був одним із тих кого ми називаємо провісником нового життя народним пророком титаном духу.
68037. Літературна подорож «У гості до Кобзаря» (Т.Г. Шевченко і Донеччина) 823.5 KB
  Шевченка прикрашений рушником. На дошці висить карта Донецької області чи України на якій прапорцями позначені місця з якими пов’язане ім’я Тараса Шевченка. Шевченка наші земляки М. Звучить українська народна пісня Заповіт вірші Тараса Шевченка.
68038. Сценарій виховного заходу «Кохання моє неприховане…» 97 KB
  Майнової Виховний захід на тему €œКохання моє неприховане покликаний навчати пізнавати поважати себе та інших розвивати культуру моральних почуттів культуру відносин духовність виховувати почуття людської гідності. Кохання любов одна з проблем що хвилюють кожну людину протягом усього життя.
68039. Колектив - велика сила: всі за одного, один за всіх - будь яка справа має успіх 310.5 KB
  Уточнити уявлення дітей про життя, працю в колективі; ознайомити з правилами чемності для хлопчиків і дівчат. Розвивати вміння оцінювати свої вчинки, визначати свою роль у колективі, авторитет колективу. Виховувати почуття колективізму, дружби, товаришування, прищеплювати бажання удосконалювати себе.
68040. Колективізм – як риса особистості 86 KB
  Створення учнівського самоврядування в гуртожитку не є засобом звільнення вихователів від педагогічних обов’язків і завантаження ними учнів. Завдання органів учнівського самоврядування в гуртожитку Працюючи з молоддю в гуртожитку ВПУ25 не один рік дійшла висновку...