93358

Предмет, содержание и задачи общей гигиены. Методы исследований. Связь гигиены с биологическими, клиническими и другими дисциплинами. Основные концепции гигиены

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Методы исследований. Методы исследования.Физические методы – используют для изучения физ факторов среды: микроклимат различные виды излучений механические электромагнитные колебания. Радиометрические и дозиметрические методы исследования стали основными в новой отрасли гигиены радиационной гигиене.

Русский

2015-08-31

39.95 KB

4 чел.

Предмет, содержание и задачи общей гигиены. Методы исследований. Связь гигиены с биологическими, клиническими и другими дисциплинами. Основные концепции гигиены.

Гигиена – наука изучающая закономерности влияния окружающей среды и образа жизни на организм человека и разрабатывающая мероприятия направленные на предупреждения заболеваний и сохранение здоровья человека.

Цель: предупреждение отрицательного влияния факторов окружающей среды и усиления их возможного положительного воздействия.

Предмет гигиены – человек и окружающая среда, которую определяют природные, бытовые, социальные и производственные факторы. Гигиена ставит целью предупреждение болезни, поэтому объект ее внимания – здоровый человек, разрабатываются профилактические мероприятия для большой группы людей. Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены. Между ними существует тесная связь. Гигиенисты должны проводить санитарные мероприятия.

Задачи.

  1.  Изучение закономерностей влияния факторов окр. среды на организм человека.
  2.  Обоснование оптимальных и допустимых уровней воздействия факторов среды
  3.  Внедрение гигиенических рекомендаций в практику, проверка их эффективности их совершенствования.
  4.  Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшие и отдаленные перспективы.

Содержание гигиены.

1.Коммунальная гигиена – изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий проживания.

2.Гигиена питания – изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальном соотошении в зависимости от условий труда и быта, разрабатывает меры профилактики элементарных заболеваний(ССС, СД).

3.Гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждении профессиональных болезней.

4.Радиационная гигиена – изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает сан.гигиенические меры и нормативы, направленны на предупреждение развития заболеваний.

5.Гигиена детей и подростков – изучает влиянии факторов окруж среды на организм детей и разрабатывает гигиенические меры с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.

6.Военная гигиена направлена на сохранение и повышение боеспособности личного состава.

7.Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Общая гигиена – раскрывает основные положения учения об окр.среде, закономерностях влияние природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а так же определяет направления оздоровительных мероприятий.

Методы исследования.

1.Методы санитарного обследования – изучение влияния жизни на здоровье населения. Позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер лабораторных исследований. Санитарному описанию подвергаются: объекты окруж среды, условия жизни и труда населения(водоисточники, почва,воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха населения)

2.Физические методы – используют для изучения физ факторов среды: микроклимат, различные виды излучений, механические электромагнитные колебания. Например: спектрографический анализ позволяет обнаружить ничтожное количество посторонних примесей различных элементов в основном продукте. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов. Радиометрические и дозиметрические методы исследования стали основными в новой отрасли гигиены — радиационной гигиене.

3.Химические методы - изучении химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов; они особенно широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу в малых количествах. Химическим методам свойственна высокая чувствительность, позволяющая определять в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта.

С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяют не только химический состав того или иного объекта, но и примеси, не свойственные природному составу, которые могут оказывать прямое неблагоприятное воздействие на организм или служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта. Например, Определение в воздухе жилых помещений повышенного содержания диоксида углерода свидетельствует о санитарном неблагополучии, в частности о неудовлетворительной вентиляции помещения. Следует подчеркнуть, что с помощью химических методов установлен и такой важный факт, как миграция по пищевым цепочкам некоторых ядохимикатов, широко применяемых в настоящее время в сельском хозяйстве. В частности, ДДТ обнаруживался не только в почве и растениях, но и в организме животных и человека. Этот препарат находили даже в рыбе, вылавливаемой в морях и океанах.

4.Биологические методы исследования можно разделить на собственно биологические и бактериологические. Под собственно биологическими методами следует понимать такие исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяют микро- и макроорганизмы и вещества животного и растительного происхождения, характеризующие санитарное состояние объекта. К биологическим методам относятся также гельминтологические исследования, позволяющие выявить жизнеспособные яйца гельминтов в различных объектах окружающей среды (почва, вода), что дает основание судить о степени их фекального загрязнения и непосредственной опасности заражения гельминтами.

Бактериологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований часто имеют первостепенное значение, поскольку с их помощью можно не только определять общую обсемененность изучаемого объекта, но и выделять и идентифицировать санитарно-показательные микроорганизмы. Бактериологический анализ имеет важнейшее значение для оценки пищевых продуктов (молоко, мясо, готовая пища), так как при определенных условиях количество микроорганизмов в них может достигать колоссальных величин и вызывать порчу продуктов, а иногда и пищевые отравления. К числу объектов санитарного надзора относятся предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественного питания, торговли, жилые дома, детские учреждения, новые виды посуды, тары, оборудования и упаковок из полимерных материалов, детские игрушки, книги, одежда.

5.Эпидемиологический метод — изучение изменений здоровья населения под влиянием эндо- и экзогенных факторов, которые вкл анализ мед учетных и отчетных документов при проведении одномоментных мед обследовании населения и длительных наблюдений в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей здоровья населения. Существует два типа «поперечных»(одномоментных) исследований: сравнивают уровень здоровья лиц основной и контрольной групп или определяют различия в уровнях воздействия факторов у больных и здоровых.

6.Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных учетных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. Учитывают заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения, физическое развитие детей и подростков, уровни инвалидности и др.

7.Клинические методы исследования широко используются для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Клинические методы находят широкое применение не только для определения выраженных клинических нарушений, но и для выявления преморбидных состояний у практически здоровых людей. При этом используют биохимические, иммунобиологические и другие тесты. Особое место занимают клинические методы при изучении профессиональной патологии рабочих, выявлении ранних признаков заболевания и обосновании необходимости проведения профилактических мероприятий.

8.Методы гигиенического эксперимента ставят своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных. В натурных условиях влияние окружающей среды на здоровье, конечно, не может моделироваться на человеке. В связи с этим трудно вычислить значимость какого-то одного фактора при изучении состояния здоровья людей, проживающих на территориях с различным уровнем загрязнения атмосферного воздуха; рабочих промышленных предприятий, в воздухе которых содержатся иногда сотни различных веществ; школьников и учащихся профессионально-технических училищ с различным режимом обучения, питания и др.

Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ (пестицидов, минеральных удобрений, макро- и микроэлементов, тяжелых металлов, радиоактивных веществ). Эксперименты проводятся на лабораторных животных, а в отдельных случаях при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ, на добровольцах. Это требует соответствующего разрешения специального комитета при Минздраве РФ.

Связь гигиены с др науками:

1.Блок наук, использующих для получения знаний об окр среде – география, геология, геофизика, радиология, климатология.

2.Блок наук, испл.для получения знания о здоровье человека – анатомия, физиологии, биохимии и патано.

3.Блок наук, испл.при проведении гигиенических исследований – физ, хим, биология, микробиология, математика

4.Блок наук, испл. гигиенические знания для профилактики – хирургия, терапия, инфекционные болезни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8120. Логическое следование. Логический вывод. Метод резолюций в логике предикатов первого порядка 73.5 KB
  Логическое следование. Логический вывод. Метод резолюций в логике предикатов первого порядка. Логика первого порядка, являясь формализованным аналогом обычной логики, дает возможность строго рассуждать об истинности и ложности утверждений и об их вз...
8121. Продукционные системы. Управление выводом в продукционных системах 66.5 KB
  Продукционные системы. Управление выводом в продукционных системах. (Конспект) Основные определения В самом общем виде продукционная система задается с помощью совокупности правил следующего вида: Если S1, то R1, Если Sn, то Rm, где...
8122. Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах 92 KB
  Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах. (Конспект) Фрейм (от англ. Frame - рамка, несущая конструкция) - структура для описания стереотипной ситуации, содержащая множество характеристик ситуации...
8123. Семантические сети. Вывод на семантических сетях 89.5 KB
  Семантические сети. Вывод на семантических сетях. (Конспект) Формально, семантическая сеть (СС) представляет собой помеченный ориентированный граф. Вершины СС соответствуют сущностям предметной области - объектам, событиям, свойствам, процессам...
8124. Поиск в пространстве состояний. Формальная постановка задачи. Обобщенный алгоритм поиска. Критерии оценки стратегий 116.01 KB
  Поиск в пространстве состояний.Формальная постановка задачи. Обобщенный алгоритм поиска. Критерии оценки стратегий. Многие задачи,в частности игры и головоломки,могут быть представлены как задачи поиска в пространств...
8125. Методы неинформированного поиска. Поиск в ширину, в глубину, однородной стоимости, ограниченный по глубине поиск 142.53 KB
  Методы не информированного поиска. Поиск в ширину,в глубину, однородной стоимости, ограниченный по глубине поиск. Основная проблема в области поиска - нахождение хорошей стратегии поиска для заданной задачи. Страт...
8126. Методы неинформированного поиска. Поиск с итеративным углублением, двунаправленный поиск. Поиск c удовлетворением ограничений. Cложность методов поиска 241.79 KB
  Методы не информированного поиска. Поиск с итеративным углублением, двунаправленный поиск. Поискc удовлетворением ограничений. Cложность методов поиска. Итеративно углубляющийся поиск. В ограниченном по глубине пои...
8127. Методы информированного поиска. Поиск сначала лучший. A*-поиск. 316.08 KB
  Методы информированного поиска. Поиск сначала лучший. A*-поиск. Методы не информированного (слепого) поиска в большинстве случаев неэффективны. Эффективность поиска может быть повышена за счет использования дополнительны...
8128. Альфа-бета отсечение 392 KB
  Альфа-бета отсечение (конспект) При минимаксном поиске количество состояний игры, которые должны быть исследованы в процессе поиска, экспоненциально зависит от количества ходов. Эту зависимость, к сожалению, невозможно устранить, но существует возмо...