93360

История становления и развития гигиены. Основоположники и виднейшие представители отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, В.В.Горинсвский)

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Гигиена возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины. В целях сохранения здоровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в неблагоприятных условиях окружающей среды. Постепенно опыт, накопленный за много веков и широко используемый в жизни, оформился в народную медицину.

Русский

2015-08-31

40.15 KB

2 чел.

История становления и развития гигиены. Основоположники и виднейшие представители отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, В.В.Горинсвский).

Гигиена возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины. В целях сохранения здоровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в неблагоприятных условиях окружающей среды. Постепенно опыт, накопленный за много веков и широко используемый в жизни, оформился в народную медицину.

В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, поскольку происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Однако уже в те далекие времена было известно, что лечение не предотвращает распространения массовых болезней и наряду с умением лечить не менее важно умение предупреждать заболевания. Были попытки обобщить и систематизировать отдельные гигиенические советы по сохранению здоровья. В Древней Индии до нашей эры были распространены многие гигиенические правила, которые затем вошли в свод законов Ману. В Китае были известны правила диетического питания, водные процедуры, солнечное облучение, лечебная гимнастика как мероприятия по укреплению здоровья и повышению сопротивляемости болезням.

Особый интерес для истории гигиены представляет развитие идей профилактики в Древнем Египте, Древней Греции и Римской империи. Так, в Древнем Египте задолго до нашей эры проводились работы по осушению почвы, существовали правила устройства и содержания улиц, сооружались водопроводы. В античной Греции уже осуществлялись систематизация и накопление гигиенических знаний. Основоположник научной медицины Гиппократ (460—370 г. до н. э.), обобщая знания и опыт в области лечебной медицины, сделал попытку определить значение окружающей среды для здоровья человека. Особое внимание Гиппократ уделял климату и условиям местности, образу жизни людей, труду, питанию, физическим упражнениям. Резким колебаниям погоды, нарушениям питания, дурным привычкам он придавал большое значение в этиологии болезней. Гиппократ впервые систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов «О воздухе, воде и почве», «О здоровом образе жизни» и др. В этих трудах Гиппократ впервые определил значение чистого воздуха, воды, почвы для жизни человека. В своих «Наставлениях» Гиппократ требует от врача «заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели».

 В Древнем Риме появляются инженерные сооружения для водоснабжения и канализации, которые для той эпохи были настоящим чудом. Сооружали поля орошения, были попытки организации санитарного надзора за жилищным строительством, продажей пищевых продуктов.

Россия.

Первый период народной гигиены – гигиеническая практика людей проявлялась в обычаях, нравах, традициях, направленных на охрану здоровья. В целом гигиеническая ситуации была лучше чем в Западной Европе. Краткое содержание периода:

1.Строгая сезонная ритмичность жизни.

2.Рациональный выбор мест для поселения и разумное устройство жилища.

3.Рациональная одежда и обувь.

4.Рациональное питание

5.Поддержка личной гигиены

6.Уход за детьми и народная эпидемиология

Второй период - эмперический, характеризуется наблюдением, как основным видом гигиенического познания. Этот период делится:

а) х – к ХVII. Период фиксации народного опыта в письменных источниках(100глав, домострой)

б)к 17 – первая половина 18в. Реформа Петра I. Начало гигиенических оценок окр среды и поведения человека, создание первых сан предписаний

в)вторая половина 18 – середина 19 в. Оценка окр среды и поведения человека медиками(Зыбелин, Мудров, Максимович – Амбодик.) Оформление гигиены в предмет преподавания, улчучшение сан надзора.

Третий период. Научно-экспериментальный.

а)Период экспериментальной и общественной гигиены. Вторая половина 19 – 20гг 20 века. Создание самостоятельных гигиенических кафедр, создание школ ученных гигиенистов, формирование сан организаций.

Основоположник отечественной гигиенической науки А.П. Доброславин(1842-1889). А.П. Доброславин был первым русским профессором, возглавившим организованную им кафедру гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге, создателем экспериментального направления в гигиене. Он организовал гигиеническую лабораторию и широко поставил экспериментальные работы по гигиене, впервые в России создал школу гигиенистов-экспериментаторов; в дальнейшем он организовал также специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

А.П. Доброславин выезжал в Астрахань на борьбу с чумой, в Киев для проведения противоэпидемических мероприятий по ликвидации сыпного тифа. Его труды «Курс военной гигиены» и «Гигиена, курс общественного здравоохранения» были первыми обстоятельными учебниками. За 20 лет, начиная с 1871 г., А.П. Доброславин и его ученики издали около 150 научных работ, в числе которых было 96 диссертаций по различным вопросам гигиены. Основоположником общественного направления в гигиене явился Ф.Ф. Эрисман. Он родился в Швейцарии в 1842 г. Уже в годы студенчества Ф.Ф. Эрисман увлекался вопросами профилактической медицины, которые обсуждались на совещаниях и съездах, проходивших тогда в Швейцарии. После окончания университета в Цюрихе (1865) Ф.Ф. Эрисман начал работать в глазной клинике, изучал естественные и социальные науки. В 1867 г. он защитил диссертацию «Интоксикационные амблиопии (алкогольного и табачного происхождения)». В 1869 г. он приехал в Петербург, где практиковал как окулист.

В 1876 написал труд «Общественная гигиена», переведенный на многие языки, издал руководство «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда».

В 1877 г. во время войны с Турцией Ф.Ф. Эрисман получил назначение в качестве помощника председателя комиссии для оздоровления местностей, занятых русской армией, действующей за Дунаем, и приложил много усилий для ограничения эпидемий сыпного тифа в русских войсках.

В 1882 г. Московский университет присудил Ф.Ф. Эрисману степень доктора медицинских наук, а в 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете университета.

В 1891по его инициативе была создана городская санитарная станция.

В 1896г выслан из страны за поддержку революционно настроенных студентов в Швейцарию.

В первый период строительства советского здравоохранения весьма плодотворной была деятельность Г. В. Хлопина — ученика Ф.Ф. Эрисмана. Он был гигиенистом широкого профиля и внес большой вклад в становление и развитие гигиенической науки.

Г.В. Хлопин выполнил капитальные работы по вопросам гигиены воды и водоснабжения, гигиене труда и профилактике профессиональных заболеваний, санитарно-химической защите и др.

Длительное время Г.В. Хлопин заведовал кафедрой гигиены Военно-медицинской академии им. СМ. Кирова в Ленинграде, организовал кафедру общей гигиены в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте. Г.В. Хлопин был прекрасным преподавателем, написал ряд учебных пособий по гигиене. Он подготовил много ученых-гигиенистов, возглавлявших в последующем кафедры и занимавших видные посты в учреждениях советского здравоохранения.

Сысин Алексей Николаевич (1879, Нижний Новгород — 1956, Москва), врач, организатор санитарно-эпидемиологического дела и один из основоположников коммунальной гигиены в СССР, академик Академии медицинских наук СССР (1944). Окончил медицинский факультет Московского университета. Работал санитарным врачом в ряде губерний (1908—13) и в Москве (1913—18). В 1918—32 возглавлял санитарно-эпидемиологический отдел Наркомздрава РСФСР, с 1922 профессор 1-го МГУ, в 1931—51 заведующий кафедрой коммунальной гигиены ЦИУ врачей. В 1944—56 директор Института общей и коммунальной гигиены (ныне НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина). В качестве председателя санитарно-технической комиссии Наркомздрава РСФСР (1929—34) участвовал в санитарном благоустройстве Москвы.

Гориневский Валентин Владиславович [22.9(4.10).1857, Архангельск, — 13.2.1937, Москва], советский педиатр, гигиенист, один из первых отечественных учёных в области физического развития и воспитания, врачебного и педагогического контроля. Последователь П. Ф. Лесгафта. Окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета (1887), с 1913 действительный член и профессор Педагогической академии и профессор Высших курсов им. Лесгафта в Петербурге. С 1917 профессор медицинского факультета Самарского университета, где создал первую университетскую кафедру по физической культуре; с 1921 заведующий научным отделом Главной военной школы физического образования трудящихся (Москва), с 1923 профессор 2-го МГУ и Московского института физической культуры, где в 1923 основал первую в СССР кафедру врачебного контроля.

Соч.: О закаливании человеческого организма как средстве воспитания, ч. 1—2, СПБ, [1900]; Физическое образование, СПБ. 1913: Физические упражнения, соответствующие данному возрасту, П., 1916; Физическая культура и здоровье, М., 1945; Избр. произв., М., 1951.

б)Период углубленных исследований и точных регламентаций- 20 года 20в –до н.вр. Были разработаны ПДКА, ПДУ. В начале приорететным стала гигиена труда. В 1934 г в системе наркомздрава было 38 научно-исследовательских институтов, занимающихся гигиеной труда. Сейчас приоретной является гигиена питания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65968. Бюджетный дефицит 17.78 KB
  Различают структурный фактический и циклический дефициты. Структурный дефицит рассчитан: для экономики находящейся на естественном уровне национального продукта и естественном уровне безработицы; и при существующих законах о ставках налогов и размеров трансфертных платежей.
65973. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА 170 KB
  Есть понятия простое воспроизводство и расширенное. Государство активно участвует в процессе расширенного воспроизводства. Расширенное воспроизводство включает в себя воспроизводство основных фондов (здания, сооружения), воспроизводство рабочей силы...
65974. Приватизация: формы, методы, способы 33.5 KB
  В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда когда государство перестает быть основным собственником а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом.
65975. Бюджетный федерализм в России 19.65 KB
  Сфера бюджетного федерализма его принципы и модели в полной мере распространяется на: межбюджетные отношения: бюджетное устройство; бюджетную систему. Существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства.