93360

История становления и развития гигиены. Основоположники и виднейшие представители отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, В.В.Горинсвский)

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Гигиена возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины. В целях сохранения здоровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в неблагоприятных условиях окружающей среды. Постепенно опыт, накопленный за много веков и широко используемый в жизни, оформился в народную медицину.

Русский

2015-08-31

40.15 KB

1 чел.

История становления и развития гигиены. Основоположники и виднейшие представители отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, В.В.Горинсвский).

Гигиена возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины. В целях сохранения здоровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в неблагоприятных условиях окружающей среды. Постепенно опыт, накопленный за много веков и широко используемый в жизни, оформился в народную медицину.

В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, поскольку происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Однако уже в те далекие времена было известно, что лечение не предотвращает распространения массовых болезней и наряду с умением лечить не менее важно умение предупреждать заболевания. Были попытки обобщить и систематизировать отдельные гигиенические советы по сохранению здоровья. В Древней Индии до нашей эры были распространены многие гигиенические правила, которые затем вошли в свод законов Ману. В Китае были известны правила диетического питания, водные процедуры, солнечное облучение, лечебная гимнастика как мероприятия по укреплению здоровья и повышению сопротивляемости болезням.

Особый интерес для истории гигиены представляет развитие идей профилактики в Древнем Египте, Древней Греции и Римской империи. Так, в Древнем Египте задолго до нашей эры проводились работы по осушению почвы, существовали правила устройства и содержания улиц, сооружались водопроводы. В античной Греции уже осуществлялись систематизация и накопление гигиенических знаний. Основоположник научной медицины Гиппократ (460—370 г. до н. э.), обобщая знания и опыт в области лечебной медицины, сделал попытку определить значение окружающей среды для здоровья человека. Особое внимание Гиппократ уделял климату и условиям местности, образу жизни людей, труду, питанию, физическим упражнениям. Резким колебаниям погоды, нарушениям питания, дурным привычкам он придавал большое значение в этиологии болезней. Гиппократ впервые систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов «О воздухе, воде и почве», «О здоровом образе жизни» и др. В этих трудах Гиппократ впервые определил значение чистого воздуха, воды, почвы для жизни человека. В своих «Наставлениях» Гиппократ требует от врача «заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели».

 В Древнем Риме появляются инженерные сооружения для водоснабжения и канализации, которые для той эпохи были настоящим чудом. Сооружали поля орошения, были попытки организации санитарного надзора за жилищным строительством, продажей пищевых продуктов.

Россия.

Первый период народной гигиены – гигиеническая практика людей проявлялась в обычаях, нравах, традициях, направленных на охрану здоровья. В целом гигиеническая ситуации была лучше чем в Западной Европе. Краткое содержание периода:

1.Строгая сезонная ритмичность жизни.

2.Рациональный выбор мест для поселения и разумное устройство жилища.

3.Рациональная одежда и обувь.

4.Рациональное питание

5.Поддержка личной гигиены

6.Уход за детьми и народная эпидемиология

Второй период - эмперический, характеризуется наблюдением, как основным видом гигиенического познания. Этот период делится:

а) х – к ХVII. Период фиксации народного опыта в письменных источниках(100глав, домострой)

б)к 17 – первая половина 18в. Реформа Петра I. Начало гигиенических оценок окр среды и поведения человека, создание первых сан предписаний

в)вторая половина 18 – середина 19 в. Оценка окр среды и поведения человека медиками(Зыбелин, Мудров, Максимович – Амбодик.) Оформление гигиены в предмет преподавания, улчучшение сан надзора.

Третий период. Научно-экспериментальный.

а)Период экспериментальной и общественной гигиены. Вторая половина 19 – 20гг 20 века. Создание самостоятельных гигиенических кафедр, создание школ ученных гигиенистов, формирование сан организаций.

Основоположник отечественной гигиенической науки А.П. Доброславин(1842-1889). А.П. Доброславин был первым русским профессором, возглавившим организованную им кафедру гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге, создателем экспериментального направления в гигиене. Он организовал гигиеническую лабораторию и широко поставил экспериментальные работы по гигиене, впервые в России создал школу гигиенистов-экспериментаторов; в дальнейшем он организовал также специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

А.П. Доброславин выезжал в Астрахань на борьбу с чумой, в Киев для проведения противоэпидемических мероприятий по ликвидации сыпного тифа. Его труды «Курс военной гигиены» и «Гигиена, курс общественного здравоохранения» были первыми обстоятельными учебниками. За 20 лет, начиная с 1871 г., А.П. Доброславин и его ученики издали около 150 научных работ, в числе которых было 96 диссертаций по различным вопросам гигиены. Основоположником общественного направления в гигиене явился Ф.Ф. Эрисман. Он родился в Швейцарии в 1842 г. Уже в годы студенчества Ф.Ф. Эрисман увлекался вопросами профилактической медицины, которые обсуждались на совещаниях и съездах, проходивших тогда в Швейцарии. После окончания университета в Цюрихе (1865) Ф.Ф. Эрисман начал работать в глазной клинике, изучал естественные и социальные науки. В 1867 г. он защитил диссертацию «Интоксикационные амблиопии (алкогольного и табачного происхождения)». В 1869 г. он приехал в Петербург, где практиковал как окулист.

В 1876 написал труд «Общественная гигиена», переведенный на многие языки, издал руководство «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда».

В 1877 г. во время войны с Турцией Ф.Ф. Эрисман получил назначение в качестве помощника председателя комиссии для оздоровления местностей, занятых русской армией, действующей за Дунаем, и приложил много усилий для ограничения эпидемий сыпного тифа в русских войсках.

В 1882 г. Московский университет присудил Ф.Ф. Эрисману степень доктора медицинских наук, а в 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете университета.

В 1891по его инициативе была создана городская санитарная станция.

В 1896г выслан из страны за поддержку революционно настроенных студентов в Швейцарию.

В первый период строительства советского здравоохранения весьма плодотворной была деятельность Г. В. Хлопина — ученика Ф.Ф. Эрисмана. Он был гигиенистом широкого профиля и внес большой вклад в становление и развитие гигиенической науки.

Г.В. Хлопин выполнил капитальные работы по вопросам гигиены воды и водоснабжения, гигиене труда и профилактике профессиональных заболеваний, санитарно-химической защите и др.

Длительное время Г.В. Хлопин заведовал кафедрой гигиены Военно-медицинской академии им. СМ. Кирова в Ленинграде, организовал кафедру общей гигиены в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте. Г.В. Хлопин был прекрасным преподавателем, написал ряд учебных пособий по гигиене. Он подготовил много ученых-гигиенистов, возглавлявших в последующем кафедры и занимавших видные посты в учреждениях советского здравоохранения.

Сысин Алексей Николаевич (1879, Нижний Новгород — 1956, Москва), врач, организатор санитарно-эпидемиологического дела и один из основоположников коммунальной гигиены в СССР, академик Академии медицинских наук СССР (1944). Окончил медицинский факультет Московского университета. Работал санитарным врачом в ряде губерний (1908—13) и в Москве (1913—18). В 1918—32 возглавлял санитарно-эпидемиологический отдел Наркомздрава РСФСР, с 1922 профессор 1-го МГУ, в 1931—51 заведующий кафедрой коммунальной гигиены ЦИУ врачей. В 1944—56 директор Института общей и коммунальной гигиены (ныне НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина). В качестве председателя санитарно-технической комиссии Наркомздрава РСФСР (1929—34) участвовал в санитарном благоустройстве Москвы.

Гориневский Валентин Владиславович [22.9(4.10).1857, Архангельск, — 13.2.1937, Москва], советский педиатр, гигиенист, один из первых отечественных учёных в области физического развития и воспитания, врачебного и педагогического контроля. Последователь П. Ф. Лесгафта. Окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета (1887), с 1913 действительный член и профессор Педагогической академии и профессор Высших курсов им. Лесгафта в Петербурге. С 1917 профессор медицинского факультета Самарского университета, где создал первую университетскую кафедру по физической культуре; с 1921 заведующий научным отделом Главной военной школы физического образования трудящихся (Москва), с 1923 профессор 2-го МГУ и Московского института физической культуры, где в 1923 основал первую в СССР кафедру врачебного контроля.

Соч.: О закаливании человеческого организма как средстве воспитания, ч. 1—2, СПБ, [1900]; Физическое образование, СПБ. 1913: Физические упражнения, соответствующие данному возрасту, П., 1916; Физическая культура и здоровье, М., 1945; Избр. произв., М., 1951.

б)Период углубленных исследований и точных регламентаций- 20 года 20в –до н.вр. Были разработаны ПДКА, ПДУ. В начале приорететным стала гигиена труда. В 1934 г в системе наркомздрава было 38 научно-исследовательских институтов, занимающихся гигиеной труда. Сейчас приоретной является гигиена питания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57511. Омоніми 91 KB
  Мета: дати учням поняття про омоніми, формувати вміння визначати омоніми в реченнях, пояснювати їхнє лексичне значення, доречно вживати їх у мовленні; удосконалювати орфографічні та пунктуаційні навички.
57513. Слово. Значення слова 230.5 KB
  Мета: закріплювати знання про пряме і переносне значення слів багатозначність слова синоніми і антоніми удосконалювати навички користування фразеологізмами; збагачувати словниковий запас розвивати творче мислення та мовлення учнів...
57514. Соціально-економічний розвиток українських земель у І половині ХVІІ століття 41.5 KB
  Мета: розглянути процес зростання магнатського землеволодіння, зростання міст; розвивати вміння узагальнювати матеріал; виховувати інтерес до предмету.
57515. Реформи адміністративно-полiтичного управління 60—70-х років ХІХ ст. у підросійській Україні 91 KB
  Реформи адміністративнополiтичного управління 60 70х років ХІХ ст.у Російській імперії розуміти значення та наслідки перетворень для українського народу аналізувати історичні події та давати характеристику історичним постатям того часу; розвивати історичне мислення учнів та вміння порівнювати реформи минулого з сучасними перетвореннями сприяти критичному осмисленню минулого...
57516. Наш край у I половині ХІХ століття 82 KB
  Мета уроку: Сприяти оволодінню учнями програмовим матеріалом із визначеної теми Самостійно структурувати зміст уроку, складати опорний конспект, аналізувати та узагальнювати історичні факти, визначати зв’зки між ними, їх причини, сутність, наслідки та значення.
57517. Внутрішня і зовнішня політика Павла Скоропадського 37.5 KB
  Внутрішня і зовнішня політика Павла Скоропадського. Як гетьман ставився до української національної справи 29 квітня 1918останній день правління УЦР і початок правління гетьманату Скоропадського. Саме так одним з факторів приходу Скоропадського до влади стала підтримка з боку окупаційних військ.
57518. Люблінська унія 66 KB
  Мета: визначити передумови обєднання Великого князівства Литовського та Польського королівства в одну державу та наслідки, які мала ця подія для українських земель...
57519. Гетьманщина та землі Правобережної України наприкінці XVII - на початку XVIII століття 57 KB
  Мазепи; звернути увагу учнів на намагання І. Мазепи в цих мовах зберегти українську державу не допустити розколу в українських землях; формувати в учнів уміння аналізувати й узагальнювати історичні явища та події...