93367

Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Методология и принципы гигиенического регламентирования (ПДК, ПДУ. ОБУВ) как основа санитарного законодательства

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Эффекты химических веществ: канцерогенный тератогенный гонадотропный. Снизить вредное действие химических веществ можно путем создания технологий без применения токсических веществ или путем замены их менее токсическими. Чаще идут по пути регламентации по содержанию различных химических веществ в ОС ПДК.

Русский

2015-08-31

40.78 KB

3 чел.

Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Методология и принципы гигиенического регламентирования (ПДК, ПДУ. ОБУВ) как основа санитарного законодательства.

В настоящее время проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов ОС занимает одно из первых мест, что обусловлено появлением новых неблагоприятных факторов ОС: физических, химических, биологических, социальных. Они действуют комплексно и способны вызывать различные заболевания.

Большое влияние оказывают химические факторы - известно более 11 млн. В экономически развитых странах используется более 100тыс. химических веществ, которые могут оказывать вредное влияние на здоровье. Эффекты химических веществ: канцерогенный, тератогенный, гонадотропный. Снизить вредное действие химических веществ можно путем создания технологий без применения токсических веществ или путем замены их менее токсическими. Чаще идут по пути регламентации по содержанию различных химических веществ в ОС - ПДК. Они разрабатываются с начала XX века на основании разработки пороговых концентраций. В 20-е годы в СССР были разработаны ПДК в рабочей зоне. Затем были разработаны законы методологического нормирования содержания веществ в ОС.

Любой норматив качества ОС всегда конкретен и основан на определенных признаках:

· Объект защиты: человек, растение, технологическое оборудование

· Среда, в которой нормируется и контролируется содержание вещества: вода, воздух, почва

· Критерий вредности: появление у человека заболевания или скрытой патологии

· Цена норматива: к каким последствиям может привести воздействие при данном нормативе

· Временная характеристика: на протяжении какого отрезка времени произошло воздействие

Методологические основы гигиенического нормирования химических веществ в различных объектах ОС - положения ВОЗ, комитета международной организации труда.

 Гигиенический норматив (ГН) - установленное исследователями максимальное или минимальное количественное или качественное значение того или иного фактора среды обитания с позиции безопасности или безвредности его для человека.

Исходя из определения ГН, не должен вызывать аллергического действия, токсических реакций после воздействия на организм, также - не должны проявляться последействия через определенное время после его воздействия. Не должны оказывать неблагоприятное воздействие на физическое развитие и психическое состояние человека, не должны снижать самочувствие, работоспособность. Главное условие: обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 Объекты гигиенического нормирования:

  1.  Факторы природной среды: микроклимат, содержание микроэлементов, УФО. Для них установлены оптимальные и допустимые, максимальные и минимальные уровни.
  2.   Антропогенные факторы: различные химические вещества. Для них установлены ПДК. Также это - шум, вибрация, ионизирующее излучение, электромагнитное излучение. Для них установлены - предельно допустимые уровни и предельно допустимые дозы.

Нормативные акты:

Санитарные правила - регламентируют труд, быт, отдых, сохранение и укрепление здоровья.

Гигиенические нормативы - регламентируют гигиенические и эпидемические критерии безопасности и безвредности факторов ОС.

Санитарные нормы - оптимальные и предельно допустимые уровни комплексного влияния факторов ОС.

СанПИН - объединяет все правила.

Принципы нормирования:

1) Безвредность: берут во внимание воздействие на человека, а не на другие объекты

2) Опережение: осуществление профилактических мероприятий до того, как будут применять химические вещества по разработанным нормативам

3) Пороговое воздействие: основополагающий принцип. Это величины минимального уровня фактора, которые способны вызвать в организме экспериментальных животных статистически значимые изменения, которые выходят за физиологические понятия. Принцип связан с другим принципом - с зависимостью эффекта от дозы и концентрации, а также времени воздействия. Например, бензол при острых отравлениях поражает нервную систему, а в небольших, постепенно поступающих дозах - на кроветворение.

4) Моделирование вредного действия химических веществ в эксперименте: опыты на добровольцах или животных устанавливают пороговые концентрации, затем, в случае с животными, полученное значение снижают, так как обычно они менее чувствительны. Эксперимент - острый, подострый, хронический. Изучают половую, видовую чувствительность к факторам ОС.

5) Разделение объектов санитарной защиты: при нормировании используют различные критерии вредности. Изучают влияния химических веществ на органолептические свойства воды, наличие сапрофитной микрофлоры. Принимают во внимание лимитирующий показатель вредности по минимальному порогу концентрации. Хлориды в воде - органолептический лимитирующий - до 350мг/л.

6) Комплексное гигиеническое нормирование вредных веществ во всех средах:

7) Этапность в проведении исследований: нормирование по определенной программе.

8) Возможность переноса данных эксперимента на человека: человек более чувствителен, чем животные - введен коэффициент интерполяции, дающий гарантийную поправку.

9) Единство натурных и экспериментальных исследований: учитываются все показатели.

Пороговые величины - минимальный уровень факторов, которые способны вызвать в организме статистически значимые изменения, выходящие за пределы физиологических приспособительных реакций.

ПДК - концентрация химических веществ в ОС, при воздействии которых на организм человека, периодически или в течение всей жизни, прямо, или опосредованно - через экосистему, а также через возможный экологический ущерб, не возникает соматических или психических заболеваний, в т.ч. скрытых и временно компенсируемых, а также изменений состояния здоровья, выходящих за рамки физиологических приспособительных реакций, которые обнаруживаются сразу или в отдаленные сроки жизни настоящих и будущих поколений.

Методы обоснования гигиенических норм:

1) Исследование физических или химических свойств факторов: определяют вид, затем определяют, каким образом они могут попадать в организм человека, затем определяют способы определения веществ в среде. Определяется реальное воздействие веществ на организм человека

2) Острый эксперимент: получают первые сведения о действии веществ и устанавливают ориентировочные ПДК

3) Подострый эксперимент: длится 1-2 месяца. Определяют половую, видовую чувствительность к веществам. Выявляют материальную кумуляцию веществ, их метаболизм. Системные воздействия того или иного вещества.

DL50 - величина средней смертельной дозы. Гибнет 80% лабораторных животных. DS50 - концентрация вызывающая гибель половины лабораторных животных

4) Хронический эксперимент: длится от 4 до 6 месяцев, но возможно и до трех лет (если вещества обладают канцерогенным действием или мутагенным). Устанавливаются пороговые концентрации, затем рассчитывается ПДК.

5) Оценка надежности гигиенического нормирования: допустим, на определенном предприятии добились снижения ПДК, и затем изучают уровень заболеваемости населения, отклонения в работоспособности, самочувствии.

6) Экспресс методы обоснования ПДК: так как постоянно появляются новые вещества.

Наряду с ПДК для ликвидации диспропорции с появлением новых химических веществ устанавливаются ОБУВ - ориентировочно безопасные уровни воздействия. ОДУВ - ориентировочно допустимые уровни воздействия.

ПДК для различных сред

При нормировании веществ в воде обращают внимание на органолептические свойства, биохимическую потребность в кислороде. В почве - на процесс самоочищения почвы, естественную микрофлору, на возможность миграции веществ в другие среды. В пищевых продуктах - на органолептические свойства, химический состав, биологическую и пищевую ценность.

ПДК в атмосфере - максимальные концентрации примесей в атмосфере, отнесенные к определенному времени осреднения, которые при периодическом воздействии на протяжении всей жизни человека не оказывают на него вредных воздействий и даже отдаленных последствий на состояние ОС.

Разовые ПДК - концентрация примесей в атмосфере, определяемой по пробе, отобранной в течение 20-30 мин.

Средне-суточные ПДК - концентрация примесей в атмосфере, при заборе материала с равными интервалами 4 раза в определенное время или в течение 24ч. непрерывно.

ПДУ водных объектов хозяйственного, питьевого и культурного назначения - максимальные концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного действия на состояние здоровья населения (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия водопользования.

ПДК почвы - максимальная концентрация загрязняющего вещества в почве, не вызывающего негативного, прямого или косвенного, влияния на среду и здоровье человека.

Косвенные санитарные показатели - содержание углекислого газа в воздухе. Параллельно с увеличением концентрации углекислого газа идет изменение физических и химических свойств воздуха: повышается температура и влажность, уменьшается число легких аэронов и повышается число других газообразных веществ. ПДК[CO2] в закрытых помещениях - 1%.

Ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) вредного вещества

в воздухе рабочей зоны - временный гигиенический норматив, утверждаемый постановлением

Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации по рекомендации

Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при

Минздраве России.

Вредное вещество - вещество, которое при контакте с организмом человека

может вызвать профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья,

обнаруживаемые современными методами как в процессе воздействия вещества,

так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Рабочая зона - пространство до 2м над уровнем пола или площадки, на которой

находятся места постоянного или временного пребывания работающих. Постоянное

рабочее место - место, на котором работающий находится бoльшую часть своего

рабочего времени (более 50% или более 2 ч непрерывно).

ОБУВ устанавливается на срок 3 года и применяется для условий опытных

и пoлyзaвoдcких установок нa период, предшествующий проектированию производства.

В отдельных случаях, по согласованию с органами госсанэпиднадзора допускается

при проектировании производства использование ОБУВ с величиной не менее 1

мг/м3.

ОБУВ должны пересматриваться через 3 года после их утверждения или заменяться

значениями ПДК с учетом представленных в Комиссию по гocyдapственнoмy санитарно-эпидемиологическому

нормированию Минздрава России материалов о соотношении здоровья работающих

с условиями их труда.

При необходимости продления срока действия OБУB, либо nepeвoдa ОБУВ в

ранг ПДК Комиссия по государственному санитарно-эпидемиологическому нopмиpованию

рассматривает материалы обоснования ОБУВ и направляет их на утверждение в

Минздрав России с соответствующими рекомендациями. С момента утверждения величины

ПДК ранее Установленный ОБУВ для данного вещества утрачивает силу.

Одновременно с устанавливаемыми ОБУВ должны разрабатываться методы их

контроля в воздухе рабочей зоны в соответствии с требованиями методических

указаний "Контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны" N 3936-85

и методических указаний "Измерение концентраций аэрозолей преимущественно

фиброгенного действия N 4436-87, утвержденных бывшим Минздравом СССР.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53429. Життя в добрі 3.65 MB
  Так би і померла та людина, аби тою дорогою не проїздив самарянин. Треба відмітити, що євреї не любили самарян. Вони не розмовляли з самарянами і навіть не пускали їх у свій храм для поклоніння Богу. Але коли самарянин побачив пораненого єврея, то не став згадувати про це.
53430. Математична подорож на Південний берег Криму 722 KB
  На тему: Математична подорож на Південний берег Криму. Математичнаподорож на Південний берег Криму. Ознайомити учнів з географічним положенням рослинним та тваринним світом Південного берега Криму розширювати та збагачувати знання дітей про природу виховувати любов до природи та бережливе ставлення до її багатств. Обладнання: фізична карта України гербарій рослин Південного берега Криму мультимедійні засоби навчання малюнки підручники: 1 Богданович М.
53431. Хімічна промисловість 91.5 KB
  Мета уроку: навчальна: Дати характеристику галузевої структури промисловості пояснити чинники розміщення різних типів підприємств визначити взаємозвязки хімічної промисловості з іншими ознайомити учнів зі зразками полімерів продуктами хімічної промисловості пояснити хімічні процеси які відбуваються під час промислового синтезу речовин; розвивальна: розвивати память логічне мислення уміння нестандартного...
53432. Аналогії між літературними та математичними об’єктами 745 KB
  Вчитель математики: Іноді мені доводиться чути від учнів думку що не кожному з вас у подальшому житті знадобляться знання з математики. Перевірка домашнього завдання 5 хвилин Вчитель літератури: Спочатку перевіримо домашнє завдання: вам потрібно було підібрати прислівя в яких указувалося б на кількісні відношення. Команди по черзі називають прислівя з числами; вчитель математики на дошці записує бали кожній команді.
53433. Правописание числительных – орфография на уроках математики 10.34 MB
  Сейчас вы уже знаете что имена числительные являются словесным выражением цифр и чисел. Теоретическая разминка по русскому языку Теоретическая разминка по математике Закончить предложение: Сумма двух отрицательных чисел Сумма двух противоположных чисел равняется Если произведение чисел положительное число то множители имеют Если произведение чисел отрицательное число то множители имеют Если произведение равно нулю то Любая теория важна для практики.
53434. Интеграция на уроках музыки 42.5 KB
  Интеграция уроков музыки и развития речи обеспечивает межпредметную связь и раскрывает взаимосвязь человека и искусства. Что же такое интеграция Вот как это понятие трактуется в логическом словаресправочнике Н. Кондакова: Интеграция это объединение в целом какихлибо частей элементов.
53435. Диффузия – основа жизни 38 KB
  Однако разрозненные знания не позволяют создать целостную картину мира поэтому основная задача нашего урока показать взаимосвязь казалось бы таких разных наук как физика и биология при изучении такого распространенного явления как диффузия. Дать определения понятиям осмос и диффузия. Какой процесс имел место а тургор б диффузия в осмос 6.
53436. Обучить формулам обращения в русском и английском языке 56 KB
  Традиции употребления обращений в русском и английском языке Цель: обучить формулам обращения в русском и английском языке; Задачи: Актуализировать знания учащихся по теме Формы обращения в русском и английском языке; Продолжить ознакомление учащихся с формулами обращения в русском и английском языке; Создать условия для активизации употребления формул речевого этикета в речи учащихся; Приобщать учащихся к культуре традициям и реалиям стран родного и иностранного языков в рамках конкретной ситуации общения отвечающей опыту...
53437. Звук «р», букви Р р. Письмо великої літери «Р». Парасолька Оле Лукойє 43 KB
  Парасолька Оле Лукойє. Тип уроку: комбінований Обладнання: парасолька ілюстрація Оле Лукойє розрізані букви складові таблиці по швидко читанню демонстраційна таблиця Р р ілюстрації квітів назви квітів розсипані слова фішки настроюфарби пензлик ескізи парасольки стрічки уваги мішечок. Діти як звуть цього дідуся Оле Лукойє Навіщо дідусю парасолька щоб творити дива Урок в нас діти незвичайний Гостя радо зустрічаймо Казку слухати почнемо і дідусю доведемо Що настрій...