93368

Теория риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

По завершении оценки риска все полученные данные и рекомендации передаются органам отвечающим за управление риском которые с учетом экономических политических социальных и других мотивов разрабатывают методы предотвращения или снижения риска устанавливают при необходимости динамический контроль за уровнями рисков экспозиций...

Русский

2015-08-31

36.9 KB

0 чел.

Теория риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды.

Одним из важнейших элементов методологии гигиенической диагностики является оценка риска неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на здоровье человека. Риск - вероятность развития эффекта у человека или группы людей, подвергавшихся определенному вредному воздействию.

Определение такой вероятности в специфических условиях экспозиции называется: «оценкой риска для здоровья человека»

Оценка риска осуществляется в соответствии с международно признанной методологией, предусматривающей выделение следующих этапов исследований. 

1. Идентификация опасности (вредности): какие факторы, при каких уровнях и путях воздействия, из каких сред могут вызвать неблагоприятные последствия для здоровья человека, насколько правдоподобна и подтверждена ассоциация между фактором и заболеванием. На этом этапе определяются конкретные проблемы и приоритетные задачи, а также намечаются пути их решения.

2. Оценка экспозиции (характеристика источников загрязнения, маршрутов движения загрязняющих веществ от источника к человеку, пути и точки воздействия, уровни экспозиции и др.). Целями этого этапа являются определение доз и экспозиций, воздействовавших в прошлом, воздействующих в настоящем или тех, которые, возможно, будут воздействовать в дальнейшем, установление уровней экспозиции для популяции в целом и ее отдельных субпопуляций, включая сверхчувствительные группы.

3. Установление зависимости «доза—ответ» — выявление связи между состоянием здоровья (например, долей лиц, у которых развилось определенное заболевание) и уровнями экспозиции. Данный анализ проводится раздельно для канцерогенов и веществ, не оказывающих канцерогенного действия.

4. Характеристика риска — анализ всех полученных данных, расчетов рисков для популяции и ее отдельных подгрупп, сравнение рисков с допустимыми (приемлемыми) уровнями, сравнительная оценка и ранжирование различных рисков по их статической, медико-биологической и социальной значимости. Цель этого этапа — установление приоритетов и тех рисков, которые должны быть предотвращены или снижены до приемлемого на данном этапе уровня.

По завершении оценки риска все полученные данные и рекомендации передаются органам, отвечающим за управление риском, которые с учетом экономических, политических, социальных и других мотивов разрабатывают методы предотвращения или снижения риска, устанавливают при необходимости динамический контроль за уровнями рисков, экспозиций и состоянием здоровья населения. Этот раздел методологии оценки риска называется «управление риском».

На каждом этапе оценки риска проводится анализ неопределенностей — тщательное изучение всех факторов, способных исказить результаты анализа (например, недостаточность или неточность исходных данных, научные допущения и др.), а также оценка той уверенности, с которой можно (или невозможно) формулировать заключения о целесообразности применения полученных оценок для управления риском.

Важный этап методологии оценки риска — так называемое оповещение о риске (распространение информации о риске), подразумевающее гласное обсуждение всех полученных результатов, широкое оповещение о существующих рисках, их источниках и предупредительных мерах на индивидуальном, региональном и государственном уровнях.

В 1997 г. постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ и Главного государственного инспектора РФ по охране природы «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в РФ» основные элементы методологии оценки риска официально введены в систему управления качеством окружающей среды и охраны здоровья человека.

При гигиенической диагностике воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения важную роль играют компьютерные системы сбора и анализа данных о качестве окружающей среды и состоянии здоровья населения. С целью динамического слежения за совокупностью факторов, способных влиять на здоровье человека, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.94 № 1146 на территории России введен социально-гигиенический мониторинг, представляющий собой систему организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических мероприятий, обеспечивающих наблюдение за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, его оценку и прогнозирование, а также действий, направленных на предупреждение, выявление, устранение или уменьшение влияния вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения. Данная система функционирует на федеральном, региональном (республика, край, область, автономный округ, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург) и местном (город, район) уровнях и состоит из соответствующих информационных подсистем:

■ системы Госсанэпиднадзора, обеспечивающей получение данных о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

■ единой государственной системы экологического мониторинга, в рамках которой осуществляется наблюдение за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, качеством различных объектов окружающей среды;

■ единой государственной автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой;

■ всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы и получаемых им данных о состоянии охраны и условий труда;

■ системы государственного учета и статистики;

■ санэпиднадзора за условиями, структурой и качеством питания населения, водоснабжения, безопасностью для здоровья человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды;

■ системы мониторинга состояния здоровья и физического развития населения, в рамках которой осуществляется наблюдение за смертностью, рождаемостью, средней продолжительностью предстоящей жизни, заболеваемостью, инвалидностью и уровнем физического развития населения.

Перечень анализируемых в системе социально-гигиенического мониторинга показателей состояния здоровья человека и среды его обитания зависит от уровня функционирования системы (местный, региональный, федеральный).

Данный перечень показателей включает социально-демографические показатели (численность населения, национальный состав, миграция и др.), показатели социальной инфраструктуры (протяженность дорог, площадь зеленых насаждений и др.), социально-экономические показатели (энергопотребление, средняя заработная плата, продуктовая потребительская корзина и др.), климатогеографические показатели (метеоусловия, солнечная активность, магнитное поле Земли и др.), санитарно-гигиенические показатели (качество атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, продуктов питания и др.), показатели медицинского обслуживания (обеспеченность врачами, больничными койками и др.), медико-демографические показатели (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни и др.), заболеваемость, физическое развитие детей и подростков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58310. Ознайомлення з дією віднімання. Знак «–». Складання прикладів на віднімання за числовим відрізком та предметними малюнками. Написання цифр 28 KB
  Мета: на основі розгляду малюнків і практичних дій з предметами розкрити зміст дії віднімання взаємозвязок дій додавання й віднімання; продовжувати роботу над формуванням в учнів навичок складання й розвязання прикладів на додавання...
58311. Дія віднімання. Складання, запис і розв’язання прикладів на додавання й віднімання. Написання цифр 26.5 KB
  Мета: продовжувати роботу над формуванням в учнів вміння розрізняти дії віднімання та додавання; дати поняття про те що при відніманні результат обовязково зменшується а при додаванні збільшується; вдосконалювати навички усної лічби...
58312. Зв’язок додавання й віднімання. Складання прикладів на віднімання з прикладів на додавання. Вимірювання довжини відрізків 29.5 KB
  Мета: формувати в учнів уміння складати приклади на додавання з прикладів на віднімання; вдосконалювати навички усної лічби розвивати логічне мислення учнів спостережливість увагу. Обладнання: предметні малюнки до теми таблиці прикладів картки доміно картки цифр.