93383

Питание как фактор здоровья. Физиологические нормы питания. Понятие об основных принципах рационального питания

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Гигиенические мероприятия по профилактике алиментарнозависимых заболеваний основаны на современных знаниях о сущности процессов обмена веществ и поддержания гомеостаза. Всасывание ассимиляция пищевых веществ в желудочно-кишечном тракте человека осуществляется включением механизмов полостного внеклеточного и мембранного пищеварения...

Русский

2015-08-31

107.6 KB

3 чел.

Питание как фактор здоровья. Физиологические нормы питания. Понятие об основных принципах рационального питания.

Питание определяет продолжительность и качество жизни человека. Ошибки в структуре питания становятся одной из причин многих тяжелых заболеваний, в том числе самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Гигиенические мероприятия по профилактике алиментарно-зависимых заболеваний основаны на современных знаниях о сущности процессов обмена веществ и поддержания гомеостаза.Всасывание (ассимиляция) пищевых веществ в желудочно-кишечном тракте человека осуществляется включением механизмов полостного (внеклеточного) и мембранного пищеварения в виде лишенных видовой специфичности мономеров — аминокислот, моносаха-ридов, жирных кислот. Помимо питательных веществ в процессе ассимиляции принимают участие также витамины, минеральные вещества, гормоны и другие физиологически активные соединения, продукты жизнедеятельности микрофлоры кишечника и чужеродные для организма вещества (ксенобиотики).

Сохранение постоянства внутренней среды является важнейшим условием нормального обмена веществ в организме. Даже при случайном выборе пищевых продуктов, когда количество и соотношения нутриентов варьируют в значительных пределах, состав питательных веществ, поступающих во внутреннюю среду, изменяется незначительно. В тонкой кишке наряду с транспортом веществ из ее полости в кровь постоянно существует и противоположно направленный поток — из крови в полость.

Увеличение содержания какого-либо компонента в рационе сказывается на всасывании не только этого, но и других компонентов. Так, повышение концентрации углеводов увеличивает всасывание всех остальных веществ. Увеличение содержания жиров и азотистых веществ сопровождается увеличением всасывания только их самих и незначительным уменьшением всасывания других компонентов.

Благодаря секреции белков плазмы в просвет кишечника и их протеолитическому расщеплению аминокислотный состав среды при поступлении с пищей неполноценных белков нормализуется. Более 80% массы аминокислот, используемых ежедневно организмом для синтеза белков, не происходит из пищи, а освобождается в организме при реакциях гидролиза собственных белков.

Рациональным называют физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности, особенностей действия климата и других факторов. Рациональное питание должно обеспечивать постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и поддерживать жизнедеятельность (рост, развитие, функции органов и систем) на высоком уровне.

Общие требования к пищевому рациону сформулированы в следующих основных постулатах.

1. Суточный рацион питания должен соответствовать по энергетической ценности энерготратам организма. Потребность в энергии зависит от возраста и связанной с ним величины основного обмена (ВОО), пола, соотношения роста и массы тела, профессиональной и непрофессиональной деятельности человека, качества и условий жизни, климата. Потребность в энергии определяется также физиологическим состоянием (беременность, кормление грудью).

(1 принцип = Количественная полноценность суточного рациона – Калории.

«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» МР(методические рекомендации) 2.3.1.2432-08

В соответствии с этим принципом население страны делится на 5 групп по тяжести труда:

1 – умственного труда, 2 – легкого физического, 3 – средн тяжести физический, 4 – тяжелый физический, 5 – крайне тяжелый.

Учитывают и КФА (коэффициент физической активности) – энергетический коэффициент, на который необходимо умножить величину основного обмена, чтобы получить величину суточных энерготрат

Для студента – 1,4 – 1,6.

Определение потребности в Ккал для трудостособного населения осуществляется по тяжети труда, а не по напряж

А для детей и подростков и пожилых – по возрастному принципу.

2. Физиологические потребности организма должны обеспечиваться пищевыми веществами в количествах и пропорциях, которые оказывают максимум полезного действия.

В основе этого постулата рационального питания лежит балансовый подход, характеризующий качество рациона: состав нутриентов, соотношение незаменимых и заменимых веществ (белки животного и растительного происхождения; жирные кислоты; пропорции углеводов, витаминов и минеральных веществ). Этот постулат лежит в основе построения пищевых рационов для различных групп населения (подробнее см. следующий раздел).

(2 принцип = Качественной полноценности суточного рациона

все нутриенты (их более 600) должны содержать Белки, Жиры, Углеводы, Витамины, минеральные вещества

3. Химическая структура пищи должна максимально соответствовать ферментным пищеварительным системам организма (правило соответствия).

Соблюдение правила соответствия («энзиматической констелляции») играет важную роль в поддержании ферментных систем организма, ответственных за ассимиляцию пищи и сохранение гомеостаза. Всякое нарушение соответствия химической структуры пищи ферментным констелляциям ведет к расстройству обмена веществ и формированию различных патологических состояний (схема 8.1).

(3 принцип = принцип сбалансированности суточного рациона

Б:Ж:У = 1:1,1:4,7

Б растит : Б животн = 50:50

Ж раст: Ж жив = 35:65 (30 насыщ, 30% мононенасыщ, 30% полиненасыщ)

Насыщ – пальметинов, стеаринов

Ненасыщ – Линолевая, линоленовая, араходоновая – подсолнечное масло, свиное сало

30% мононенасыщ – оливковое масло+подсолнечное

Углеводы

70% олигосахариды (10 остатков углеводн и менее)

Полисахариды (более 10 углеводн остатк)

  1.  20% - энергетические (крахмал)
  2.  10% - неэнергетические (клетчатка, пектины)

Соотношение Са:Р = 1:0,8 (пожилым 1:0,7)

Ретинол: каротин = 1:3

4. Пищевой рацион должен быть правильно распределен в течение дня. Правильный режим питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, усвоение пищевых веществ и регулирует обменные процессы. Физиологически обоснованным является 3—4-разовое питание с интервалами между приемами пищи от 4 до 5 ч. При 3-разовом питании завтрак должен обеспечивать 30% суточной энергетической ценности рациона, обед — 45%, ужин — 25%. При 4-разовом питании на первый завтрак должно приходиться 25%, на второй завтрак — 15%, на обед — 35% и на ужин — 25% энергетической ценности. Режим питания может изменяться в соответствии с национальными традициями, характером трудовой деятельности, культурой, привычками в питании, климатом.

(4 принцип = принцип правильности режима питания

Кол-во приемов пищи в день – min = 4, хорошо = 5

max интервал между приемами пищи – 4 часа

5. Рациональное питание должно быть безупречным в санитарно-эпидемиологическом отношении. Продукты не должны представлять опасности для здоровья из-за наличия физических, химических или биологических контаминантов или процессов порчи (окисление, брожение, осаливание и т.п.) при неправильном хранении и реализации.

(5 принцип = Принцип безопасности продуктов питания в рационе)

6 принцип = принцип разнообразия продуктов суточного рациона

7 принцип = принцип правильности кулинарной обработки продуктов

(термическая обработка) с точки зрения витаминов, инфекции.

Белки коагулируют при кипячении в молоке

8 принцип = принцип индивидуализации суточного рациона

Организацию рационального питания затрудняют экономические факторы, сложность обеспечения набором продуктов и недостаточная первичная профилактика

.Резкое сокращение энерготрат современного человека требует уменьшения потребления пищи. Однако снижение потребности в энергии не сопровождается аналогичным снижением потребности в других жизненно важных пищевых веществах, в частности микронутриентах. Поскольку источниками энергии и биологически активных веществ остаются не изменившиеся пищевые продукты, возникают своеобразные «ножницы»: адекватный по энергетической ценности рацион не обеспечивает потребностей в микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.).

Гигиена питания - отрасль гигиенической науки, разрабатывающая основы рационального, здорового питания населения. Рациональное питание, т.е. полноценное в количественном и качественном отношении, обеспечивает жизнедеятельность, рост, развитие организма человека, его физическую и умственную работоспособность, выносливость и высокую сопротивляемость по отношению к отрицательно действующим факторам внешней среды. Качественный и количественный характер питания населения определяется прежде всего социальными условиями жизни общества. Для обеспечения жизненных процессов организм нуждается в энергетических веществах (жиры, углеводы, белки) и пластических материалах, необходимых для обновления тканей и роста тела. Пластическими материалами являются как органические (белки и др.), так о неорганические (Са, Р и др.) соединения, поступающие в организм с пищей. С пищей организм получает также вещества, способствующие оптимальному течению обменных процессов, - витамины и минеральные соли. Кроме того, пища содержит клетчатку, необходимую для нормального функционирования пищеварительного тракта, ароматические и вкусовые вещества, к которым относятся экстрактивные вещества мяса, рыбы и овощей. Пряности и др. вкусовые добавки возбуждают аппетит и способствуют перевариванию пищи. Здоровое питание обеспечивается: 1) надлежащей энергетической ценностью пищевого рациона; 2) качественной полноценностью пищевого рациона, т.е. наличием в нём необходимых количеств всех пищевых веществ; 3) рациональным режимом питания; 4) условиями, способствующими максимальному сохранению и усвоению пищевых веществ, что зависит от способа кулинарной обработки пищи, придание ей приятного вкуса, аромата, вида, обеспечение разнообразия и удобоваримости; 5) соблюдением санитарных правил при производстве, транспортировке, хранении и кулинарной обработке пищевых продуктов для защиты их от заражения патогенными организмами и попадания токсических веществ.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17321. Основы XML 470 KB
  PAGE 13 Лекция 7. Основы XML План 1. Определение и структура XMLдокумента 2. Создание XMLдокумента 3. Способы отображения XMLдокумента. 4. Правила создания корректного XMLдокумента 1. Определение и структура XMLдокумента Любой документ можно представи
17322. Работа с XML в .NET 399.72 KB
  Лекция 8. Работа с XML в .NET План 1. Классы для работы с XML .NET 2. Чтение и запись потоков данных Xml 2.1. Использование класса XmlReader 2.2. Методы чтения данных 2.3. Контроль типов данных при чтении Xmlдокумента 3. Создание XMLдокумента в Visual Studio 1. Классы для работы с XML .NET Мно
17323. Создание XML-документов в .NET 123.45 KB
  Лекция 9. Создание XMLдокументов в .NET План 1. Использование класса XmlWriter запись потоков данных Xml 2. Использование DOM в .Net 2.1. Чтение XMLдокумента с помощью XmlNodeList 2.2. Вставка элементов узлов в XML документ 3. Обработка атрибутов 3.1. Извлечение атрибутов с помощью XmlRead...
17324. Элементы функционального программирования в C# 115.85 KB
  Лекция 10. Элементы функционального программирования в C План 1. Элементы функционального программирования в C 2. Делегаты 3. Лямбдавыражения и лямбдафункции 1. Элементы функционального программирования в C Даже из названия функциональное программирован...
17325. Язык LINQ 145.16 KB
  Лекция 11. Язык LINQ План 1. Основы языка LINQ 2. LINQ: обобщения и интерфейсы 3. Основные операции запроса 4. Преобразования данных с LINQ 5. Связи типов в операциях запроса 6. Синтаксис запроса или синтаксис метода 1. Основы языка LINQ Language Integrated Query LINQ – проект Microsoft по ...
17326. LINK to SQL 251.7 KB
  Лекция 11. LINK to SQL 10.1.2.1. Общие сведения После ознакомления с основными аспектами работы с запросами в C можно рассмотреть конкретный тип поставщика LINQ – LINQ to SQL. Отображение реляционных данных на объектную модель всегда было одной из наиболее сложных проблем при построе...
17327. ПАРАДИГМИ ПРОГРАМУВАННЯ 3.17 MB
  ПАРАДИГМИ ПРОГРАМУВАННЯ Конспект лекцій 8.080401: Інформаційні управляючі системи та технології Освітньокваліфікаційний рівень – магістр ТЕМА 1. ПАРАДИГМА ІМПЕРАТИВНОГО ПРОГРАМУВАННЯ Лекція 1. Огляд парадигм програмування 1.1 Базові поняття і визначення Перш ...
17328. ПРЕДМЕТ І ЗАВДАННЯ КУРСУ ПОЛІТЕКОНОМІЇ 85.5 KB
  ПРЕДМЕТ І ЗАВДАННЯ КУРСУ ПОЛІТЕКОНОМІЇ 1. Предмет курсу Економічне життя суспільства є надзвичайно багатогранним. Його вивчає система економічних наук які включають науки про загальні закони економічного розвитку галузеві економічні науки науки що розглядають конкр...
17329. ЕКОНОМІЧНА ДУМКА СТАРОДАВНЬОГО СВІТУ ТА СЕРЕДНЬОВІЧЧЯ. МЕРКАНТИЛІЗМ 263.5 KB
  ЕКОНОМІЧНА ДУМКА СТАРОДАВНЬОГО СВІТУ ТА СЕРЕДНЬОВІЧЧЯ. МЕРКАНТИЛІЗМ Історія економічної думки бере свій початок у глибокій давнині. Уже первісні люди мали якісь зачатки господарських знань котрі були результатом осмислення виробничого досвіду. З розвитком сус