93383

Питание как фактор здоровья. Физиологические нормы питания. Понятие об основных принципах рационального питания

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Гигиенические мероприятия по профилактике алиментарнозависимых заболеваний основаны на современных знаниях о сущности процессов обмена веществ и поддержания гомеостаза. Всасывание ассимиляция пищевых веществ в желудочно-кишечном тракте человека осуществляется включением механизмов полостного внеклеточного и мембранного пищеварения...

Русский

2015-08-31

107.6 KB

5 чел.

Питание как фактор здоровья. Физиологические нормы питания. Понятие об основных принципах рационального питания.

Питание определяет продолжительность и качество жизни человека. Ошибки в структуре питания становятся одной из причин многих тяжелых заболеваний, в том числе самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Гигиенические мероприятия по профилактике алиментарно-зависимых заболеваний основаны на современных знаниях о сущности процессов обмена веществ и поддержания гомеостаза.Всасывание (ассимиляция) пищевых веществ в желудочно-кишечном тракте человека осуществляется включением механизмов полостного (внеклеточного) и мембранного пищеварения в виде лишенных видовой специфичности мономеров — аминокислот, моносаха-ридов, жирных кислот. Помимо питательных веществ в процессе ассимиляции принимают участие также витамины, минеральные вещества, гормоны и другие физиологически активные соединения, продукты жизнедеятельности микрофлоры кишечника и чужеродные для организма вещества (ксенобиотики).

Сохранение постоянства внутренней среды является важнейшим условием нормального обмена веществ в организме. Даже при случайном выборе пищевых продуктов, когда количество и соотношения нутриентов варьируют в значительных пределах, состав питательных веществ, поступающих во внутреннюю среду, изменяется незначительно. В тонкой кишке наряду с транспортом веществ из ее полости в кровь постоянно существует и противоположно направленный поток — из крови в полость.

Увеличение содержания какого-либо компонента в рационе сказывается на всасывании не только этого, но и других компонентов. Так, повышение концентрации углеводов увеличивает всасывание всех остальных веществ. Увеличение содержания жиров и азотистых веществ сопровождается увеличением всасывания только их самих и незначительным уменьшением всасывания других компонентов.

Благодаря секреции белков плазмы в просвет кишечника и их протеолитическому расщеплению аминокислотный состав среды при поступлении с пищей неполноценных белков нормализуется. Более 80% массы аминокислот, используемых ежедневно организмом для синтеза белков, не происходит из пищи, а освобождается в организме при реакциях гидролиза собственных белков.

Рациональным называют физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности, особенностей действия климата и других факторов. Рациональное питание должно обеспечивать постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и поддерживать жизнедеятельность (рост, развитие, функции органов и систем) на высоком уровне.

Общие требования к пищевому рациону сформулированы в следующих основных постулатах.

1. Суточный рацион питания должен соответствовать по энергетической ценности энерготратам организма. Потребность в энергии зависит от возраста и связанной с ним величины основного обмена (ВОО), пола, соотношения роста и массы тела, профессиональной и непрофессиональной деятельности человека, качества и условий жизни, климата. Потребность в энергии определяется также физиологическим состоянием (беременность, кормление грудью).

(1 принцип = Количественная полноценность суточного рациона – Калории.

«Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» МР(методические рекомендации) 2.3.1.2432-08

В соответствии с этим принципом население страны делится на 5 групп по тяжести труда:

1 – умственного труда, 2 – легкого физического, 3 – средн тяжести физический, 4 – тяжелый физический, 5 – крайне тяжелый.

Учитывают и КФА (коэффициент физической активности) – энергетический коэффициент, на который необходимо умножить величину основного обмена, чтобы получить величину суточных энерготрат

Для студента – 1,4 – 1,6.

Определение потребности в Ккал для трудостособного населения осуществляется по тяжети труда, а не по напряж

А для детей и подростков и пожилых – по возрастному принципу.

2. Физиологические потребности организма должны обеспечиваться пищевыми веществами в количествах и пропорциях, которые оказывают максимум полезного действия.

В основе этого постулата рационального питания лежит балансовый подход, характеризующий качество рациона: состав нутриентов, соотношение незаменимых и заменимых веществ (белки животного и растительного происхождения; жирные кислоты; пропорции углеводов, витаминов и минеральных веществ). Этот постулат лежит в основе построения пищевых рационов для различных групп населения (подробнее см. следующий раздел).

(2 принцип = Качественной полноценности суточного рациона

все нутриенты (их более 600) должны содержать Белки, Жиры, Углеводы, Витамины, минеральные вещества

3. Химическая структура пищи должна максимально соответствовать ферментным пищеварительным системам организма (правило соответствия).

Соблюдение правила соответствия («энзиматической констелляции») играет важную роль в поддержании ферментных систем организма, ответственных за ассимиляцию пищи и сохранение гомеостаза. Всякое нарушение соответствия химической структуры пищи ферментным констелляциям ведет к расстройству обмена веществ и формированию различных патологических состояний (схема 8.1).

(3 принцип = принцип сбалансированности суточного рациона

Б:Ж:У = 1:1,1:4,7

Б растит : Б животн = 50:50

Ж раст: Ж жив = 35:65 (30 насыщ, 30% мононенасыщ, 30% полиненасыщ)

Насыщ – пальметинов, стеаринов

Ненасыщ – Линолевая, линоленовая, араходоновая – подсолнечное масло, свиное сало

30% мононенасыщ – оливковое масло+подсолнечное

Углеводы

70% олигосахариды (10 остатков углеводн и менее)

Полисахариды (более 10 углеводн остатк)

  1.  20% - энергетические (крахмал)
  2.  10% - неэнергетические (клетчатка, пектины)

Соотношение Са:Р = 1:0,8 (пожилым 1:0,7)

Ретинол: каротин = 1:3

4. Пищевой рацион должен быть правильно распределен в течение дня. Правильный режим питания обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, усвоение пищевых веществ и регулирует обменные процессы. Физиологически обоснованным является 3—4-разовое питание с интервалами между приемами пищи от 4 до 5 ч. При 3-разовом питании завтрак должен обеспечивать 30% суточной энергетической ценности рациона, обед — 45%, ужин — 25%. При 4-разовом питании на первый завтрак должно приходиться 25%, на второй завтрак — 15%, на обед — 35% и на ужин — 25% энергетической ценности. Режим питания может изменяться в соответствии с национальными традициями, характером трудовой деятельности, культурой, привычками в питании, климатом.

(4 принцип = принцип правильности режима питания

Кол-во приемов пищи в день – min = 4, хорошо = 5

max интервал между приемами пищи – 4 часа

5. Рациональное питание должно быть безупречным в санитарно-эпидемиологическом отношении. Продукты не должны представлять опасности для здоровья из-за наличия физических, химических или биологических контаминантов или процессов порчи (окисление, брожение, осаливание и т.п.) при неправильном хранении и реализации.

(5 принцип = Принцип безопасности продуктов питания в рационе)

6 принцип = принцип разнообразия продуктов суточного рациона

7 принцип = принцип правильности кулинарной обработки продуктов

(термическая обработка) с точки зрения витаминов, инфекции.

Белки коагулируют при кипячении в молоке

8 принцип = принцип индивидуализации суточного рациона

Организацию рационального питания затрудняют экономические факторы, сложность обеспечения набором продуктов и недостаточная первичная профилактика

.Резкое сокращение энерготрат современного человека требует уменьшения потребления пищи. Однако снижение потребности в энергии не сопровождается аналогичным снижением потребности в других жизненно важных пищевых веществах, в частности микронутриентах. Поскольку источниками энергии и биологически активных веществ остаются не изменившиеся пищевые продукты, возникают своеобразные «ножницы»: адекватный по энергетической ценности рацион не обеспечивает потребностей в микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.).

Гигиена питания - отрасль гигиенической науки, разрабатывающая основы рационального, здорового питания населения. Рациональное питание, т.е. полноценное в количественном и качественном отношении, обеспечивает жизнедеятельность, рост, развитие организма человека, его физическую и умственную работоспособность, выносливость и высокую сопротивляемость по отношению к отрицательно действующим факторам внешней среды. Качественный и количественный характер питания населения определяется прежде всего социальными условиями жизни общества. Для обеспечения жизненных процессов организм нуждается в энергетических веществах (жиры, углеводы, белки) и пластических материалах, необходимых для обновления тканей и роста тела. Пластическими материалами являются как органические (белки и др.), так о неорганические (Са, Р и др.) соединения, поступающие в организм с пищей. С пищей организм получает также вещества, способствующие оптимальному течению обменных процессов, - витамины и минеральные соли. Кроме того, пища содержит клетчатку, необходимую для нормального функционирования пищеварительного тракта, ароматические и вкусовые вещества, к которым относятся экстрактивные вещества мяса, рыбы и овощей. Пряности и др. вкусовые добавки возбуждают аппетит и способствуют перевариванию пищи. Здоровое питание обеспечивается: 1) надлежащей энергетической ценностью пищевого рациона; 2) качественной полноценностью пищевого рациона, т.е. наличием в нём необходимых количеств всех пищевых веществ; 3) рациональным режимом питания; 4) условиями, способствующими максимальному сохранению и усвоению пищевых веществ, что зависит от способа кулинарной обработки пищи, придание ей приятного вкуса, аромата, вида, обеспечение разнообразия и удобоваримости; 5) соблюдением санитарных правил при производстве, транспортировке, хранении и кулинарной обработке пищевых продуктов для защиты их от заражения патогенными организмами и попадания токсических веществ.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36702. Определение омического сопротивления при помощи моста Уитстона 306.5 KB
  Определение омического сопротивления при помощи моста Уитстона. Цель работы: Экспериментальное определение сопротивления проводников и проверка закона Ома с помощью моста постоянного тока. Однако существует одно определенное...
36703. Определение собственной люминесценции белка 1.1 MB
  Характеристики люминесценции спектр длительность квантовый выход. Задачи Исследование спектров люминесценции Спектром люминесценции называется кривая зависимости интенсивности люминесценции от длины волны или частоты: I = f  Интенсивность люминесценции выражается обычно в величинах пропорциональных энергии или числу квантов. Качественный и количественный анализ веществ в растворе и в живой клетке может производиться по спектрам люминесценции аналогично тому как это было описано выше для спектров поглощения.
36704. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОНА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И МАГНИТНОМ ПОЛЯХ 290 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №22 ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОНА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И МАГНИТНОМ ПОЛЯХ Цель работы: Определение опытным и расчетным путем индукции магнитного поля на оси соленоида с помощью законов движения электрона в электрическом и магнитном полях. С соленоид служащий для создания магнитного поля; А амперметр для...
36705. Изучение затухающих электромагнитных колебаний в колебательном контуре с помощью осциллографа 550 KB
  Изучение с помощью электронного осциллографа электромагнитных колебаний, возникающих в колебательном контуре, содержащем индуктивность, емкость и активное сопротивление; изучение условий возникновения затухающих колебаний в контуре; расчет основных физических величин, характеризующих эти колебания.
36706. Психологічне консультування щодо вибору професії у старшокласників 392.5 KB
  Важливим аспектом у розвитку і самореалізації особистості є правильний вибір професії – це моральне задоволення, висока самооцінка. Водночас це й висока продуктивність праці, висока якість продукції. Вибір професії – точка, в якій сходяться інтереси особистості та суспільства
36707. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ 179.5 KB
  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Электромагнитное излучение возникающее за счёт внутренней энергии теплового движения атомов и молекул излучающего тела и зависящее только от температуры и оптических свойств этого тела называется тепловым излучением. Тепловое излучение имеет сплошной спектр то есть в нём присутствуют все длины волн  от 0 до  причём распределение энергии по длинам волн зависит от температуры тела.Энергетическая светимость интегральная лучеиспускательная способность тела RТ. Это поток мощность электромагнитной энергии...
36708. ИЗУЧЕНИЕ АТОМНЫХ СПЕКТРОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЗМЕННОГО СПЕКТРОГРАФА 173 KB
  Однако и в этом случае волновая модель не смогла объяснить распределение энергии в спектрах излучения нагретых твёрдых тел. Соответственно в экспериментальной спектроскопии применяется градуировка приборов в длинах волн при исследовании спектрального состава излучаемой энергии. в них наблюдается большое число тесно расположенных спектральных линий так называемый многолинейчатый или полосатый спектр. При этом линейчатые спектры атомов представляют собой совокупность спектральных линий не разбросанных в беспорядке по длинам волн а...
36709. Приборы измерения давления. Стрелочный деформационный манометр 181.44 KB
  Стрелочный деформационный манометр Задание Изучить прибор для измерения давления стрелочный деформационный манометр; определить относительную погрешность измерения при различных уровнях давления. Пояснение к работе Давление отсчитываемое от нулевого давления называется абсолютным давлением pабс. Давление превышающее атмосферное и отсчитываемое от атмосферного давления называется избыточным давлением pизб.
36710. Исследование и расчет режимов распределительной сети 6 - 10 кВ 92.5 KB
  Воспроизведите модель распределительной сети на расчетном столе переменного тока. Определите параметры установившихся режимов распределительной сети для следующих схем: полной; разомкнутой вблизи точки естественного потокораздела; послеаварийной рассмотрите наиболее тяжелый случай. В каждом режиме измерьте: напряжения в центрах питания и в узлах нагрузки; токи в линиях; активные и реактивные мощности в начале и конце каждого участка сети; выполните анализ полученных установившихся режимов.