93403

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Сбалансированное соответственно возрасту ребенка питание должно полностью обеспечивать потребности его организма в пластических и энергетических материалах. Количественная недостаточность и качественная неполноценность одинаково отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом развитии детей.

Русский

2015-08-31

153.31 KB

2 чел.

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.

Сбалансированное соответственно возрасту питание оказывает существенное влияние на развитие процессов старения организма и на характер изменений, возникающих в различных его системах.

Продолжительность жизни человека

Классификация возрастных групп населения

Согласно возрастной классификации, одобренной конгрессом геронтологов и гериатров, все население старше 50 лет подразделяется на четыре возрастные категории: 1) зрелый возраст — люди 50—60 лет; 2) пожилой возраст — люди 61—74 лет; 3) старческий возраст — люди 75 лет и старше; 4) долгожители — люди 90 лет и старше.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПИТАНИЯ ПОЖИЛЫХ

При построении питания пожилых людей необходимо учитывать прежде всего снизившиеся возможности пищеварительной системы. В связи с этим первым требованием к питанию -пожилых людей является умеренность, т. е. некоторое ограничение питания в количественном отношении. Учитывая снижение интенсивности обменных процессов при старении, вторым требованием является обеспечение высокой биологической полноценпости пптания за счет включения достаточных количеств вита!минов, био,микроэлементов, фосфатидов, полиненасыщенных жирных кислот, незаменимых аминокислот и др. Третье требование к питанию пожилых — обогащение его естественными антисклеротическими веществами, содержащимися в значительном количестве в некоторых пищевых продуктах.

Калорийность пищевых рационов людей пожилого возраста, использующих умеренно ограниченное питание, должна быть в среднем 2200— 2500 ккал .в сутки.

Потребность в белках В пожилом возрасте процессы роста и формирования тканей организма закончены, в связи с чем потребность в пластических материалах, в том числе и в белке, значительно меньшая. Снижение общей работоспособности в пожилом возрасте и нередкий уход от интенсивной физической работы являются также основанием для снижения нормы белка.

Однако у пожилых остается потребность в регенерации изношенных, отживающих клеток. Для этой цели требуется белок и тем в большем количестве, чем выше изнашиваемость тканей. Установлено, что регенеративная потребность в белке у пожилых и старых людей достаточно высокая. Наряду с этим имеются рекомендации о необходимости ограничения белка в пожилом возрасте в связи со способствующей ролью его избытка развитию атеросклероза.

Йнститутом литания АМН СССР рекомендована суточная потребность в белке для пожилых людей 80—90 г для мужчин и 70—80 г для женщин. Животные белки должны составлять примерно 50% от общего количества белков рациона.

Потребность в жире Жиры в питании пожилых и старых людей необходимо ограничивать. Установлена связь обильного потребления жира с развитием атеросклеретического процесса. Кроме то/го, поступление больших количеств жира может оказаться непосильным для переваривания ослабленным, снизившим свою функцию секреторным аппаратом и для всей пи-щеварительной системы пожилых и старых людей. В питании пожилых людей ограничиваются в первую очередь животные жиры.

В питании пожилых людей наряду со сливочным маслом должно использоваться и растительное масло. Оно в количестве 20—25 г в сутки обеспечивает достаточное поступление тех веществ, которые необходимы в пожилом возрасте (лол'иненасыщенные жирные кислоты и др.). Большой удельный вес в пище растительного масла отрицательно сказывается у пожилых людей -•на пищеварении и усвоении жира. Общая потребность в жире пожилых людей ориентировочно принимается на 10% меньше количества белков пищевого рациона.

Потребность в углеводах

В общепринятой формуле сбалансированного питания обычно количество углеводов .превышает в 4 раза количество белка. Такое

соотношение белка и углеводов приемлемо для пожилых лю'дей только в случаях активного, подвижного образа жизни с применением физической, мышечной нагрузки. В случаях малой физической нагруженности количество углеводов должно быть снижено. Основанием к снижению уровня углеводов в питании пожилых и старых людей является проявление гиперхолестеринемического действия избытка низкомолекулярных углеводов. Кроме тото, избыток сахара неблатоприятно сказывается на состоянии функции полезной кишечной микрофлоры. Таким образом, в пожилом возрасте в общем ограничении углеводоз несколько большего ограничения требуют легкюусвояемые углеводы — сахар ,и сладкие продукты. В пожилом возрасте желательны в качестве источников углеводов продукты из цельного зерна (ржаной и пшеничный хлеб из обойной муки и др.), а также картофель п другие овощи. Желательны также пищевые продукты, в которых хорошо представлены клетчатка и пектино- вые вещества. Установлена положительная роль клетчатки в нормализации жизнедеятельности полезной кишечной микрофлоры. Клетчатка способствует выведению из организма холестерина. Особую ценность представляют сырые овощи и фрукты, которые оказывают наиболее активное биологическое действие. Для обогащения питания пектином в пожилом возрасте важно исполь- зовать вареные овощи, особенно такие, как свекла, морковь и др. Важным источником пектина могут служить и печеные яблоки, количество пектина в которых выше, чем в сырых яблоках (за счет высвободившегося при запекании яблок пектина из протопектина).

Потребность в витаминах

Витамины со своими каталитическими свойствами способны в известной степени тормозить развитие процессов старения. Поэтому

посредством достаточного уровня витаминной обеспеченности стареющего организма основными витаминами представляется возможность поддержать интенсивность обмена веществ на нормальном уровне, не допуская накопления в соединительной ткани кислых сульфитированных мукополисахаридов и предупредить таким образом развитие в соединительной' ткани склеротических изменений. В старости отмечаются явления эндогенной поливитаминной недостаточности, обусловленной износом и дисадаптацией ферментных систем. В связи с этим пожилые люди нуждаются в сбалансированном, полноценном витаминном обеспечении. Для пожилых людей особое значение имеют витамины, оказывающие нормализующее влияние на состояние сосу- дистой и нервной систем, а также витамины, участвующие в реакциях, связанных с тюрможением развития склеротического процесса. В этом отношении особое значение придается витамину С и Р — активным веществам. Витамин С рассматривается как одно из необходимых в пожилом возрасте веществ. Включение в пищевой рацион пожилых людей достаточного количества витамина С позволяет создавать лучшие условия для течения окислительных процессов и нормализовать обмен веществ. Проведенные наблюдения выявили повышенную потребность пожилых людей в витамине С и подтвердили необходимость регулярного, достаточно высокого С витаминного обеспечения. Под влиянием аскорбиновой кислоты стабилизируется физиологическое равновесие между биосинтезом холестерина и утилизацией его в тканях. Аскорбиновая кислота оказывает влияние на реактивность организма, повышая ее, и укрепляет защитные механизмы. Обеспечение организма витамином С должно произ1водиться за счет естественных его источников. С-витаминные препараты могут использоваться в качестве дополнительных источников витамина С. Имеются данные о неблагоприятном действии избыточного поступления аскорбиновой кислоты на под- желудочную железу (на островки Лангерганса). Учитывая синергизм витаминов С и Р, в пожилом воерасте рационально поступление Р-активных веществ. Значение витамина Р для людей пожилого возраста возрастает и в связи с тем, что этот витамин обладает способностыо снижать артериальное давление при гипертонической болезни. К витаминам, обладающим липотропными свойствами, оказывающим тормозящее влияние на развитие атеросклеротического процесса и имеющим таким образом значение для лиц пожилого возраста и в старости, могут быть отнесены холин,инозит, витамин B12 и фолиевая кислота, а также, по некоторым данным, и витамин B15. Выраженными липотропными свойствами обладает витамин Вб (пиридоксин) и пантотеновая кислота, а также витамин F ('полиненасыщенные жирные кислоты). По отдельным сообщениям липотрошньгми свойствами характеризуется витамин Е (а-токоферол). Суточная потребность в витаминах людей пожилого возраста может быть принята в следующих количественных выражениях: тиамин —1,5 мг, рибофлавин — 2 мг, никотинамид—15 мг, пиридоксин— 2 мг, аскорбиновая кислота — 70 мг. Имеются предложения о профилактических средствах, тормозящих в какой-то степени развитие преждевременного старения. В числе этих средств предложены и различные витаминные комплексы, включающие ряд витаминов, взятых в определенных количественных соотношениях.

Потребность в минеральных веществах

Известно, что в пожилом возрасте происходит накопление в организме минеральных веществ, особенно солей кальция. Известны отложения солей в стенках кровеносных сосудов в суставах, хрящах н других тканях. Эти и другие проявления солевого избытка в старости заставляют крайне осторожно относиться к нормированию минеральных веществ в пищевых рационах пожилых и старых людей. Наряду с этим известны случаи старческого остеопоро'за, связанные с солевой недостаточностью. В стареющем организме нередко отмечается повышенная минерализация одних тканей на фоне снижения содержания минеральных веществ и интенсивности их обмена в других. Особое значение в минеральном обмене пожилых людей имеет кальций. В настоящее время общепризнанной нормой кальция для пожилых людей является норма, принятая для взрослых людей, т. е. 800—1000 мг в сутки. Другим важным в пожилом возрасте минеральным элементом является магний. В пожилом в'озрасте магний представляет интерес с точки зрения его антиспастического и сосудорасширяющего действия, а также стимулирования перистальтики кишечника и повышении желчевыделения. Магний обладет способностью уменьшать спазм гладкой мускулатуры и проявлять сосудорасширяющее действие. Имеются данные о влиянии магния на уровень холестерина в крови. Установлено, что соли магния способствуют снижению холестерина при повышенном его содержании в плазме крови. При недостатке магния повышается количество кальция в стенках сосудов. Основные источники магния в питании человека — злаковые продукты и бобовые. Суточная потребность в магнии 500—600 мг в сутки. Третьим минеральным элементом, имеющим важное значение в пожилом возрасте и в старости, является калий. Основное значение калия заключается в его способности повышать выведение из организма воды и хлористого натрия. Кроме того, калий усиливает сердечные сокращения. В повседневном обеспечений кали участвуют все продукты пищевого рациона. Однако наиболее выгодным в пожилом возрасте .источником калия является картофель. В питании людей пожилого возраста желательно усиление щелочной ориентации питания за счет повышения удельного веса в питании молока и молочных продуктов, картофеля, овощей и фруктов. Приведенным не исчерпывается значение для пожилых и старых лю-

дей всех остальных макро- и микроэлементов, которые важны в пожилом возрасте.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ имеет профилактическое значение в предупреждении прогрессирования ослабления секреторной и ферментативной функций пищеварительных желез, связанного со старением организма. При установлении режима питания для людей пожилого возраста необходимо учитывать пониженные функциональные возможности измененной и ослабленной системы пищеварения, для которой большая нагрузка становится непосильной. Основными принципами режима питания пожилых является регулярный прием пищи строго в одно и то же время, ограничение приема больших количеств пищи и 'исключение длительных промежутков между приемами пищи. Для людей пожилого возраста приемлем режим питания с 4-разовым приемом пищи. Может быть установлен режим питания с 5-разовым приемом пищи. Такой режим питания наиболее рационален в старческом возрасте, когда питание должно производиться меньшими порциями и чаще обычного. При 4-разово,м питании рекомендуется на 1-й завтрак 25%, на 2-й завтрак — 15%, на обед—35% и на ужин —26%. Распределение рациона в течение дня для пожилых людей может быть более равномерным, без резкого повышения калорийности завтрака и обеда.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Сбалансированное соответственно возрасту ребенка питание должно полностью обеспечивать потребности его организма в пластических и энергетических материалах. Количественная недостаточность и качественная неполноценность одинаково отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом раз,витии детей. Основной обмен и энергетические затраты У детей в связи с высокой интенсивностью обменных процессов отмечается повышенный основной обмен. Ниже приводятся вели-чины основного обмена детей разного возраста и взрослого (в ккал на 1 кг веса тела в сутки):

Дети 2— 3 лет —55

6— 7 » —42

10-и » —33

12—13 » —34

Взрослые —24

Таким образом, основной обмен у детей превышает основной обмен взрослого человека в 1,5—2 раза. Помимо повышенного основного обмена, у детей отмечаются повышенные общие энергетические затраты. По данным Шермана, приближенный расход энергии детей различного возраста составляет (в ккал на 1 кг веса тела в сутки):

От 1 года до 2 лет 100—90

» 2 лет » 5 » 90—80

» 6 » » 9 » 80—70

» 10 » » 13 » 75-65

» 14 » » 17 » 65—50

Взрослый человек при средних условиях затрачивает энергии в сутки на 1 кг веса тела 45 ккал. Повышенный основной обмен и повышенные энергетические затраты у детей выдвигают необходимость при разработке пищевых рационов об- ращать особое внимание на достаточно высокий уровень в них белка и калорийности. Физиологические нормы питания детей

 

В детском питании соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:3 в младшем возрасте и 1:1:4 в старшем. В физиологических нормах предусмотрен большой удельный вес продуктов животного происхождения.

Белки в питании детей В детском возрасте потребность в белке повышена. Особенно необходим животный белок, способный обеспечить высокий уровень синтеза белков тканей растущего организма. Общая потребность в белке детей составляет (:в г на 1 кг веса в сутки):

От 1 года до 3 лет 4

» 3 лет » 7 » 3,5—4

» 8 » » 10 » 3

» 11 » ш старше 2,5—2

Удельный вес животного белка в рационах детей должен быть достаточно высоким: в младшем возрасте 70—80%, в школьном 60—65% общего (суточного) количества белка. В детском питании должны учитываться качественные особенности белков. Общепризнано, что потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Некоторые незаменимые аминокислоты обладают выраженными ростовыми свойствами и могут рассматриваться наравне с витамином А как факторы роста. К таким аминокислотам относятся лизин, триптофан и аргинин. Обеспечение этими аминокислотами является важной задачей детского питания. Между тем белок молока характеризуется невысоким содержанием триптофана и недостаточным содержанием аргинина. Наиболее богат этими: аминокислотами белок мяса и рыбы, в котором лизин, триптофан и аргинин находятся в благоприятных для усвоения соотношениях. 100 г мяса по содержанию триптофана соответствует 430 г молока, по содержанию лизина — 600 г молока и по содержанию аргинина - - 800 г молока. Таким образом, в детское питание необходимо включать мясо (рыбу) как хорошие источники «ростовых» аминокислот. Белки злаков —- муки, крушы, в том числе и манной, содержат мало лизина, но богаты аргинином. В связи с этим в детском питании целесо- образно использовать молочные каши, в которых обеапечив&ется сочета- ние богатого лизином молока и богатой аргинином крупы. Важнейшее значение в питании детей имеют сложные белки — фосфопротеиды, характеризующиеся наличием в своем составе фосфорных соединений. К этим жизненно необходимым в детском возрасте белкам относятся козеин молока и вителлин желтка яйца. Белки в молоке сочетаются с высоким содержанием кальция, который легко используется в организме для пластических целей. Все это выдвигает молоко на первое место в числе продуктов детского питания. По данным Роуз, удельный вес молока в питании детей в зависимости от возраста должен составлять (в процентах к общей калорийности детского рациона):

Для детей ясельного возраста должно предусматриваться в суточном рационе не менее 600—700 мл молока; в рационе школьника 400—500 мл. Молоко в детском питании является основным источником легкоусвояемого кальция. Кроме того, оно улучшает соотношение аминокислот белков всего пищевого рациона, что способствует оптимальному использованию белка для тканевого синтеза. Вторым важным представителем сложных белков является вителлин^ в котором белок находится в соединении с лецитином. Значение вителлина в детском питании заключается в том, что он играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в том числе клеток головного мозга.

Жиры в питании детей Жиры используются для пластических целей, а также служат растворителем витамина А и D, обеспечивая оптимальное жх усвоение. Некоторые жиры сами являются источником витамина А <и D, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов (лецитина) и полиненасыщенных жирных кислот. Недостаток жира в детском питании сказывается на иммунобиологических свойствах организма и интенсивности пластических процессов. Отрицательное влияние на состояние детского организма оказывает и избыток жира. При чрезмерном содержании жира в пище у детей нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение и др. Удовлетворение потребности в витаминах A, D и фосфатидах происходит главным образом за счет сливочного масла, молока, сливок и других молочных продуктов, а также за счет высокоценного жира яичного желтка.Количество жировых калорий составляет около 30%.

Углеводы в питании детей Углеводы являются основным материалом, используемым в организме детей для образования энергии мышечной деятельности. У детей процесс гликолиза протекает с большей интенсивностью, чем у взрослых, в связи с чем потребность в углеводах у них повышена. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы. Источниками легкоусвояемых углеводов в детском питании прежде всего являются фрукты, ягоды и их соки, поставляющие глюкозу и фрук- тозу, легко и быстро используемые в детском оргапкзме для гликогенообразования. Важный источник легкоусвояемых углеводов в детском питании — молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. Всегда доступным легкоусвояемым углеводом в детском питании считается сахароза. В детском питании должно предусматриваться достаточное включение кондитерских изделий, печенья, пастилы, конфет, варенья и др. Количество сахаров в детском питании должно составлять не менее 20% от общего ко- личества углеводов. Вместе с тем необходимо отметить отрицательное последствие резкого преобладания в детском питании* углеводов, приводящее к существенным нарушениям обмена и снижению устойчивости организма к инфекции. При этом отмечается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к частым заболеваниям. У маленьких детей эти нарушения нередко сопровождаются пастозностыо и отеками.

Витамины в питании детей

У детей в связи с процессами роста потребность в витаминах повышена. Суточная потребность детей разного возраста в основных

витаминах представлена в табл. Особое значение в детском питании имеют витамины, оказывающие влияние на процессы роста. К ним относятся главным образом ретинол (витамин А), кальциферол (витамин Бг). Витамин А является истинным фактором роста. Известно его влияние на интенсивность роста скелета, на функцию эндокринных желез, осо- бенно гипофиза, состояние и функция которого обусловливают нормализацию процессов роста.

Известно также значение витамина А для поддержания нормального состояния покровных тканей и их защитных свойств и т. д. Потребность в витамине А удовлетворяется как за счет самого вита- мина А, так и за счет его провитамина — каротина. Источниками витамина А в детском питании являются молоко и молочные продукты, сливочное масло, сметана, яйца, печень, мясо, рыба и др. Источник каротина в детском питании — морковь. Она представляет особую ценность, так как в ней каротин часто представлен в водорастворимой форме. В качестве источника каротина в датском питании могут быть фрукты и ягоды, свежие, консервированные и сухие (абрикосы), а также шиповник, в котором каротин, по-видимому, представлен в водо- растворимой форме. Потребность в витамине А составляет для детей в возрасте 1—6 лет 3300 ИЕ (1мг) и в возрасте 7—15 лет 5000 ИЕ (1,5 мг). Другим витамином, стимулирующим рост, является кальциферол, или витамин D2. Регулируя фосфорно-кальциевый обмен, он способствует нормальному развитию и оссификации скелета. Вряд ли можно рассчитывать на полное удовлетворение потребности детского организма в витамине D за счет экзогенного ©го поступления в составе пищи. Пребываание детей летом и весной вне помещений, на открытом воздухе и облучение их солнечным светом позволяет использовать наиболее полно эндогенный синтез витамина D. В предупреждении D-витаминной недостаточности зимой, когда отсутствует естественный источник ультрафиолетовых лучей, успешно могут использоваться искусственные источники ультрафиолетовых лучей для систематического облучения детей в специальных фотариях или непосредственно в детских учреждениях. Суточная потребность в витамине D около 500 ИЕ. Применение препаратов .витамина D и его дозировка требуют осторожности. Введение избыточных 'количеств витамина D небезразлично для организма. Применение препарата витамина D должно производиться только 1по назначению врача. В условиях ультрафиолетовой недостаточности (на Крайнем Севере) потребность в витамине D повышается до

2000 ИЕ. В детском питании важное значение имеют токоферолы, которые косвенным путем оказывают существенное влияние на рост и развитие организма. Способность их содействовать накоплению витаминов А и D во внутренних органах (печени, почках и др.) в тканях, а также стимулирование токоферолами процесса превращения ,в организме каротина в витамин А позволяет рассматривать их как фактор, косвенно влияющий на рост организма. Другие витамины также оказывают влияние на процессы роста. Так, аскорбиновая кислота наряду со своей многообразной биологической ролью способствует нормальному раз!внт'ию соединительной ткани у детей, образованию остеоидной ткани в костях, дентина в зубах и др. На процесс роста оказывает влияние уровень обеспеченности детского организма витаминами B1, B2, Вб, пантотеновой и парааминобензойной кислотой.

Минеральные вещества в питании детей занимают большой удельный вес в пластических процессах и служат материалам, необходимым для построения тканей растущего организма. Минеральные вещества необходимы* для нормального формирования скелета, мышечной и других тканей, определяющих рост тела, для нормального развития и функции желез внутренней секреции, продукции гормонов, для построения клеток нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Основное значение среди минеральных компонентов в детском питании имеет кальций и фосфор, используемые для пластических целей, главным образом^ для построения костной ткани. Суточная потребность детей в основных минеральных веществах приведена в табл.

Таким образом, дети нуждаются в повышенных количествах кальция и для удовлетворения этой потребности требуется систематическое включение в состав детского пищевого рациона продуктов, являющихся источником легкоусвояемого кальция. Такими продуктами являются молоко и молочные продукты, которые не только поставляют значительное количество кальция, но и улучшают общее соотношение в рационе кальция с другими веществами, способствуя лучшему усвоению кальция и других продуктов. Другими источниками кальция могут служить яичный порошок, орехи, бобы, овощи. Источниками фосфора в детском питании являются яичный желток, сыр, мясо, овсяная крупа, бобы, орехи, фрукты и другие продукты, содержащие фосфорпротещды и фосфатиды. В детском питании серьезной проблемой является обеспечение достаточного уровня минеральных веществ, участвующих в кровеобразовании. К ним относятся железо, медь, марганец, кобальт и никель. Основной продукт детского питания — молоко — содержит мало железа и меди, количество которых недостаточно для удовлетворения потребностей орга- низма. Реальными источниками железа в раннем младенческом возрасте служат яичный желток, творог, каши из измельченной овсяной крупы, фруктовые соки и несколько позднее мясо, овощи, картофель, хлеб и др. Поступление железа в условиях недостаточности меди не обеспечивает в полной мере гемопоэза. Медь необходима для превращения наступающего с пищей железа в органически связанную форму. Потребность детей в меди повышена. Она составляет для детей грудного возраста 0,1 мг на 1 кг веса тела, для детей 3—6 лет 0,6—0,85 мг на 1 кг веса тела. Источником меди могут служить многие продукты. Однако количество меди в большинстве продуктов незначительно. Важное значение в кроветворении имеет марганец и кобальт. Последний в присутствии меди и железа способствует образованию ретикулоцитов и превращению их в зрелые эритроциты. Марганец участвует в процессах оссификации и процессах кроветворения. Потребность в марганце повышена и составляет у детей дошколь-ного возраста 0,2—0,3 мг на 1 кг веса тела. Детские пищевые рационы должны включать ,и другие микроэлементы -йод, фтор, цинк и т. д., необходимые для нормального развития и жизнедеятельности растущего организма. Дети нуждаются в повышенных количествах цинка, необходимого для нормального развития и функции гипофиза и поджелудочной железы. Имеются данные о влиянии цинка на рост (при недостаточности цинка отмечается задержка роста молодых животных). Молоко содержит мало цинка, около 3 мг в 1 л. Высоким содержанием цинка отличается куриное мясо — 87 мг/кт, говядина — 45 мг/кг, бобовые (горох) — 44,5 мг/кг, орехи — 10,0 мг/кг, свекла — 9,3 мг/кг и др. Потребность в цинке в период роста составляет, по-видимому, 10—15 мг в сутки. В обеспечении нормального роста и развития детей большое значение имеет поступление йода, связанного с функцией щитовидной железы. В районах эндемического зоба особое значение приобретает тщательность проведения и наиболее полный охват детей профилактическим йодированием. Последнее может производиться путем применения йодированной соли или более точным методом, путем использования специальных таблеток с содержанием в них 0,5 мг йодистого калия. Дети до 8 лет должны получать 1 таблетку в неделю, дети старшего возраста — 2 таблетки в неделю. Профилактическое йодирование школьников осуществляется в школах под наблюдением учителей. Школы обеспечиваются таблетками и инструкциями органов здравоохранения о порядке проводимого йодирования. В дошкольных детских учреждениях также проводится йодирование де- тей, которые должны получать по половине таблетки раз в неделю. Суточная потребность в яатр-ии у детей составляет около 25 мт на 1 кг веса тела. С молоком матери грудной ребенок получает около 30 мг натрия на 1 кг веса, что полностью обеспечивает потребности интенсивного роста младенца. В коровьем молоке натрия содержится больше, чем в женском. В старшем детском возрасте поступление натрия происходит за счет поваренной соли, средняя суточная норма которой для детей школьного возраста составляет 8—10 г, считая и хлористый натрий пищевых продуктов. Источником натрия в детском питаний могут служить продукты животного происхождения, главным образом молоко, мясо и рыба. Растительные продукты как источник натрия не имеют значения. Для нормального развития растущего организма необходимо поступление достаточных количеств магния. Экспериментальные исследования на животных показали, что при недостатке в корме магния происходит задержка и остановка роста. В процессе роста отмечается интенсивное отложение магния. Дети грудного вовраста откладывают 25 мг магния на каждый килограмм прироста веса. Содержание магния в женском молоке обеспечивает потребность грудного ребенка в магнии. Коровье молоко содержит магния в 4 раза больше, чем женское. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 11 —19 мг магния на 1 кг веса тела, Удовлетвореиие потребности в магнии производится главным образом за счет крупяных и мучных изделий.

Режим питания Дети нуждаются в строгом режиме питания. Интенсивный рост и увеличение массы тела обеспечиваются не только полноценностью пищевого рациона, но и высоким уровнем использования в организме пищевых веществ. Одним из основных условий этого является установление правильного режима питания. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще должны быть приемы пищи. В дошкольном возрасте прием пищи должен производиться каждые 2—3 ч и не менее 5 раз в течение дня. В количе-

ственном отношении пищевой рацион в течение дня должен распределяться примерно следующим образом: завтрак 20—25%, второй завтрак 15%, обед 25—30%, полдник 15% и ужин 20—25% суточной калорийности. Для детей школьного возраста может быть рекомендован другой распорядок дня, в котором предусматриваетоя четырехразовый прием пищи с равномерным распределением суточного раащо'на по отдельным приемам: завтрак 25%, обед 30%, полдник 20% и ужин 25% суточной калорий-

ности. Важным оздоровительным -мероприятием для детей школьного возраста является правильная организация питания в школе.

Обеспечение горячей пищей школьников в виде обеда или горячего завтрака является лучшей формой школьного питания. В соответствии с энерготратами детей за время пребывания их в школе (эти энерготраты определены в 600 ккал) необходимо рассчитывать школьный завтрак. Калорийность его должна составлять 20—25% от суточной калорийности, т. е. около 600—700 ккал. Хорошей формой школьного питания являются обеды, которые необходимы в школах продленного дня.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50299. Кинематика материальной точки 99.5 KB
  Найти модуль скорости точки в середине интервала наблюдения и углы составляемые вектором скорости с осями координат в этот момент. Задание 3 Найти ускорение точки в тот же момент времени и углы составляемые вектором ускорения с осями координат. Задание 4 Найти тангенциальное и нормальное ускорение точки в тот же момент времени....
50302. Оптика. Атомная и ядерная физика: Учебное пособие 547.5 KB
  Точечный источник света расположен в воде на глубине 1 м. Показатель преломления воды равен 1,33. Каков радиус круга на поверхности воды, в пределах которого возможен выход лучей в воздух?
50303. Построение плоских фигур 428 KB
  Рассмотрим достаточно подробно алгоритм построения графика функциональной зависимости в заданном интервале изменения аргумента функции. Первый этап выполнения такого задания должен заключаться в исследовании данной функции в результате которого следует выяснить: 1 имеет ли функция в заданном интервале особенности не обращается ли она в бесконечнось при всех ли значения аргумента она определена; 2 пределы изменения область что необходимо для оценки коэффициентов преобразований. После этого можно приступать непосредственно к...
50304. Практическое занятие «Разработка Html-документа в редакторе Word» 278 KB
  Для этого: Выделите весь текст командой Правка Выделить все Используя меню Правка Заменить вызовите диалоговое окно Найти и заменить Установите курсор в поле Найти С помощью кнопки Специальный выберите Мягкий перенос см. Для этого: Используя меню Правка Заменить вызовите диалоговое окно Найти и заменить Установите курсор в поле Найти С помощью кнопки Специальный выберите Разрыв строки В поле Найти появится изображение символов разрыва строки Нажмите кнопку Заменить все Окончание процесса замены символов подтвердите...
50305. Визначення характеру та місця пошкодження електричних кіл кабелів зв’язку за допомогою вимірювань приладом TDR 3300 830.5 KB
  Зробити аналіз рефлекторам визначити стан лінії знайти пошкодження на ній визначити їх характер місце пошкодження прив’язка місця пошкодження до елементів кабельної лінії муфти кабельні оглядові прилади те що Порядок виконання роботи Вивчити принцип дії технічні параметри приладу призначення елементів на передній панелі приладу див Додаток 1 2 3. Після підтвердження вибору з’явиться інформаційне вікно в якому буде показана процедура встановлення телефонного зв’язку з протилежним боком лінії буде послідовно подані...
50306. Інтелектуальні системи підтримки прийняття рішень. Методичні вказівки 568.5 KB
  Проблема принятия решений или проблема выбора вариантов является одной из наиболее распространенных задач которые возникают практически во всех сферах деятельности: технической экономической социальной и т. Одной из наиболее важных особенностей прикладных задач принятия решений является неопределенный нечеткий характер критериев выбора альтернатив их параметров и ограничений. Для поддержки процесса решения задач принятия решений Магистры специальности 8.080401...
50307. Электричество и магнетизм: Учебное пособие 291.5 KB
  Математический маятник длиной 1,2 м колеблется в среде с малым сопротивлением. Считая, что сопротивление среды не влияет на период колебания маятника, найти коэффициент затухания и логарифмический декремент затухания, если за 8 мин амплитуда колебаний маятника уменьшилась в три раза.