93434

Обязанности медицинского персонала по санитарному надзору за водоснабжением войск в полевых условиях. Оценка качества воды

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Водоснабжение войск совокупность мероприятий проводимых специально предназначенными для этого силами и средствами с целью обеспечения войск водой в необходимом количестве и установленного качества. Мероприятия медицинского контроля за водоснабжением войск при расположении в полевых условиях лагерях включают: участие медицинской службы...

Русский

2015-08-31

230.08 KB

0 чел.

Обязанности медицинского персонала по санитарному надзору за водоснабжением войск в полевых условиях. Оценка качества воды

Водоснабжение войск - совокупность мероприятий, проводимых специально предназначенными для этого силами и средствами с целью обеспечения войск водой в необходимом количестве и установленного качества.

В военное время в полевых условиях водоснабжение войск осуществляется в соответствии с «Руководством по полевому водоснабжению войск». В организации водоснабжения войск принимают участие несколько служб: инженерная, тыловая, химические войска и медицинская служба.

Мероприятия медицинского контроля за водоснабжением войск при расположении в полевых условиях (лагерях) включают:

• участие медицинской службы в выборе источников воды;

• контроль за количеством и качеством выдаваемой личному составу воды;

• участие медицинской службы в определении мер по улучшению качества воды и контроль за соблюдением технологического режима водоподготовки;

• контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием ПВ, средств хранения и транспортирования воды;

• проверку соблюдения военнослужащими питьевого режима;

• обеспечение личного состава препаратами для обеззараживания индивидуальных запасов воды и инструктаж по правилам пользования ими.

При организации водоснабжения войск в полевых условиях специалисты медицинской службы руководствуются следующими принципами:

-широкомасштабное ведение боевых действий всегда приводит к массивному загрязнению водоисточников и вода любого из них представляет потенциальную опасность для здоровья военнослужащих;

- в военное время не исключается преднамеренное заражение источников воды химическими, биологическими и радиологическими агентами (ОВ,БС, РВ);

- при организации водоснабжения войск предпочтение отдается централизованным системам, функционирующим в населенных пунктах;

- при полевом размещении войск и передвижении личного состава могут использоваться разнообразные водоисточники, качество воды в которых требует времени на проведение мероприятий по её очистке и обеззараживанию, поэтому необходимо создание определенных запасов воды.

Оценка качества воды.

Санитарная экспертиза воды в полевых условиях.

Отбор проб воды для физико-химического и

бактериологического исследования

Отбор проб воды осуществляется с помощью специального прибора – батометра. Простейший батометр состоит из проволочного каркаса с грузом и стеклянной бутыли с притертой пробкой. Перед забором пробы бутыль вставляют в каркас, тонкую бечевку или леску привязывают к бутылочной пробке, а другую, более толстую бечевку, привязывают к металлическому каркасу и в таком виде батометр опускают на заданную глубину. Затем натягивают тонкую бечевку, при этом бутыль открывается и заполняется водой. При отсутствии батометра пробы можно брать с помощью

обычной стеклянной бутыли с притертой пробкой и подвешенным грузом для её затопления.

Для химического анализа отбирают 2-4 л воды в чистые бутыли,дважды сполоснутые исследуемой водой.Пробу воды для бактериологического анализа берут в стерильную(обеззараженную) посуду, горлышко которой перед наполнением обжигают над пламенем спиртовки; закрывая бутыль, обжигают пробку. Затем бутыли обертывают бумагой и обвязывают бечевкой. Объем пробы для определения колиформных бактерий и микробного числа – 0,5 л, для исследования на наличие болезнетворных микроорганизмов – 3 л.

При отборе проб необходимо грамотно выбрать место отбора. В открытых водоемах это производится на том месте и на той глубине, где в дальнейшем предполагают брать воду. Допускается взятие пробы водыопусканием чистого ведра, которое после наполнения поднимают, затем часть воды сливают, склянку дважды прополаскивают и наливают в нее воду через обмытый край ведра. При подозрении на загрязнение воды радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и трудно растворимыми отравляющими веществами в водоеме отбирают две пробы – из поверхно-

стного и придонного слоев воды, причем в последнем случае воду предварительно взмучивают вблизи дна.

В некоторых случаях для исследования берут пробы водорослей, растительных и животных организмов, а также пробы поверхностных слоев грунта по берегам водоема. Отбор проб воды из колодцев с насосами или из водопроводных кранов производят после откачивания или свободного спуска воды в течение 5-10 мин при полном открытии крана. Анализ пробы должен производиться не позже, чем через 2 ч после её отбора; допускается исследование воды через 6 ч после отбора пробы при условии сохранения её при температуре от +1 до +5˚С. Вместе с пробой в лабораторию направляется сопроводительный документ с описанием источника, мест отбора, метеоусловий

и других характеристик. При выборе источника для водоснабжения войск предпочтение всегда отдается артезианским водам, которые надежно защищены от поверхностного загрязнения, а также родникам и ключам. Реки и ручьи, текущие с территории, занимаемой противником, как правило, для водоснабжения не используются.

Исследование физических свойств воды у источников

Вода, предназначенная для питья, приготовления пищи и умывания, должна быть безвредной для солдата и обладать определёнными органолептическими свойствами, особенно в отношении запаха и вкуса. Бактериологическое исследование воды требует длительного времени, поэтому в полевых условиях особое значение приобретают химические методы исследования воды, позволяющие в очень короткое время установить, поступают ли в водоисточник вещества-загрязнители. Химические ингредиенты, определяемые при этом, можно разделить на две группы: вещества, которые при определённых условиях могут быть показателями загрязнения воды (азот аммонийный и азот нитритный, окисляемость, хлориды) и вещества, являющиеся составной частью воды (сульфаты, железо), свидетельствующие лишь о степени минерализации воды источника и приобретающие интерес только в случаях их высоких концентраций. Для исследования воды и контроля за её очисткой и обеззараживанием в полевых условиях предназначен гидрохимический набор (НГВ), входящий в комплект автомобильной фильтровальной станции МАФС-3.

Прозрачность

Непрозрачная вода всегда подозрительна в эпидемиологическом отношении, так как появление мути после дождя в ключевой или колодезной воде указывает на прямую связь этих источников с поверхностью почвы. Для определения прозрачности хорошо перемешанную нефильтрованную воду наливают в бесцветный химический стакан или цилиндр высотой около 40 см и шириной 3−5 см с плоским дном и рассматривают над хорошо освещенным листом белой бумаги. Для контроля в такой же сосуд наливают одинаковое количество дистиллированной воды, с которой сравнивают. Субъективно прозрачность характеризуется следующими терминами: прозрачная, слабо опалесцирующая, опалесцирующая, слабо мутная, мутная, очень мутная. Объективная оценка дается по высоте столбика воды, через который читается стандартный шрифт Снеллена; норматив – не

менее 20 см.

Цветность

Цвет воды обусловливается растворёнными взвешенными в ней веществами. В санитарном отношении большое значение имеет окраска, возникающая вследствие загрязнения воды навозом, сточными водами и т. д. Для ориентировочного определения цветности исследуемую воду налива-

ют в колбу или стакан и рассматривают при дневном освещении. Степень окраски воды характеризуется следующим образом: бесцветная, слегка желтоватая, светло-желтая, тёмно-желтая и т. п. Мутную воду перед определением цветности фильтруют.

Запах

Запах воды зависит от растворённых в ней химических веществ и газов, водорослей и разлагающихся остатков растительного и животного происхождения. Для определения характера и интенсивности запаха воду наливают в колбу ёмкостью 150-200 мл с широким горлом на 2/3 её объё-

ма, закрывают часовым стеклом, нагревают до 20˚С, взбалтывают вращательными движениями, после чего, сняв стекло, нюхают. Неестественные (искусственные) запахи от посторонних веществ

характеризуют по их названию: хлорный, фенольный, керосиновый и др. Интенсивность запаха определяют по пятибалльной шкале. (отсут-0; очень слабый-1; слабый-2; заметный-3; отчетливый-4; очень сильный-5).

Вкус (привкус) воды

Вкус (привкус) воды определяется в последнюю очередь при благоприятных результатах других исследований и при исключении заражения её РВ, ОВ и БС. Для определения вкуса воду необходимо прокипятить 5 мин, охладить до 20Й25˚С, а затем набрать в рот 10−15 мл на несколько секунд, не глотая её. Характер вкуса выражается общепринятыми терминами: солёный, кислый, горький, сладкий. Привкус характеризуется произвольно: рыбный, металлический, хлорный, неопределённый. Интенсивность вкуса и привкуса оценивают по пятибалльной шкале (табл. 11).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60447. Використання музично-дидактичних ігор на уроках музичного мистецтва в основній школі 170.5 KB
  Найбільш ефективний розвиток дітей через ігри досягається при поєднанні ігрової діяльності з навчанням. Мета дослідження теоретичне обґрунтування та розкриття основних методів дидактичноігрової діяльності на уроках музики та в позакласних формах роботи.
60448. Знакомство со школой 30 KB
  Цель: познакомить детей с основными школьными правилами с пространством школы; дать возможность получить новые впечатления приобрести опыт общения с учителем и друг с другом; развивать положительное эмоциональное отношение к школе и обучению...
60451. Орієнтація на творчу реалізацію особистості методом проектів 81.5 KB
  Усе своє життя ми відшуковуємо та накопичуємо знання піднімаємо свій освітній рівень. При цьому знання це не тільки те що дають нам книги телебачення школа а й те що ми отримуємо та використовуємо у процесі праці та спілкування з людьми накопичуючи життєвий досвід.
60454. Writing Esseys 81.5 KB
  I think that writing can be a challenge for most of the students. I don’t find it is an easy process. Even though I myself enjoy writing as it is a way to make connections with the world outside.