93442

Гигиенические требования к организации урока, учебного дня, учебной недели. Роль активного отдыха в профилактике утомления

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех видов общеобразовательных учреждений с углубленным содержанием обучения. Для остальных школ организация учебных занятий по 5-дневной учебной неделе допустима при условии работы школы не более чем в две смены. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут.

Русский

2015-08-31

39.96 KB

4 чел.

Гигиенические требования к организации урока, учебного дня. учебной недоли. Роль активного отдыха в профилактике утомления.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96

Учебный план разрабатывается в каждом общеобразовательном учреждении самостоятельно, но с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников.

Максимально допустимое количество часов в неделю при разной ее продолжительности

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

при 6-дневной неделе

при 5-дневной неделе

3-летняя начальная школа:

1-3

25

22

4-летняя начальная школа:

1

22

20

2-4

25

22

5

31

28

6

32

29

7

34

31

8-9

35

32

10-11

36

33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.

Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех видов общеобразовательных учреждений с углубленным содержанием обучения. Для остальных школ организация учебных занятий по 5-дневной учебной неделе допустима при условии работы школы не более чем в две смены. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут. В 1-е классы школы должны приниматься дети 8-гo или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Обязательным условием для приема в школу детей 7-го года жизни является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медицино-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях школы, УВК (Учебно-воспитательный комплекс) или детского сада с соблюдением всех гигиенических требований СанПиН 42-125-4216-86.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

- в сентябре - 3 урока 35-минутной продолжительности;

- со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый;

- со второго полугодия согласно п.2.9.2.

Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.В начальной школе плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления нарушения осанки, зрения учащихся должны проводиться на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий дня каждой школы (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков.

Обучение в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену.

В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек.

Продолжительность уроков в таких классах должна составлять не более 40 минут.

Коррекционно-развивающие занятия должны входить в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для учащихся каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели дневная учебная нагрузка учащихся компенсирующих классов должна составлять не более 5 уроков в начальной школе и не более 6 уроков в основной школе.

Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).

С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям школы учащиеся компенсирующих классов должны быть обеспечены в школе необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

В малокомплектных школах формирование классов-комплектов определяется условиями конкретной школы и зависит oт числа учащихся и учителей. При объединении двух классов число учащихся в классе-комплекте должно составлять не более 25, а при объединении 3-4 классов - не более 15 детей.

В целях охраны здоровья и профилактики переутомления детей следует отдавать предпочтение формированию в малокомплектных школах двух совмещенных классов-комплектов.

Оптимальным является объединение в один комплект учащихся 1 и 3 классов (1+3), 2 и 3 классов (2+3), 2 и 4 классов (2+4).

Для предупреждения утомления учащихся в малокомплектных школах необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 минут (кроме урока физкультуры).

При необходимости объединить в один комплект учащихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Приложение 5).

В малокомплектных школах, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 минут, в 3-не более 25 минут; на уроках математики во 2 классе - не более 15 минут, в 3-не более 20 минут. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий.

Па занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2 классов 20-25 минут, для учащихся 3-4 классов - 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 1 классов не более 5 минут, 2-3-х - 5-7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут.

Длительность практической работы на уроках труда для учащихся 5-7 классов не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять для учащихся 5 классов не более 10 минут, 6-х - 12 минут, 7-х - 16 минут.

Школьное расписание уроков должно составляться отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обяз

ательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

2.9.16.

Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. 2.9.18. Школьное расписание уроков должно строиться с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.

Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3-4-м - до 2 ч., в 5-6-м - до 2,5 ч., в 7-8-м - до 3 ч., в 9-11-м - до 4 ч.Все общеобразовательные учреждения должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Учащиеся любого общеобразовательного учреждения должны обеспечиваться проведением медицинских осмотров в соответствии с приказом N 186/272 Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской ФедерацииВо всех видах общеобразовательных учреждений должно быть организовано комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.Все работники школы должны проходить обязательные профилактические осмотры в соответствии с действующими приказами.

Утомление — процесс обратимый: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функций организма. Так, признаки утомления школьника быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Биологическое значение утомления двойное: с одной стороны, это защитная, охранительная реакция от чрезмерного истощения организма, а с другой — стимулятор восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей организма. ущественное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В дошкольном возрасте общая продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 4 часов (в первую и вторую половину дня). Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5—2 ч. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3—3,5 ч, в среднем — 2,5—3 ч, в старшем — 2—2,5 ч. Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5—2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую — провести в спокойных прогулках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28054. Взаимодействие общества и природы на современном этапе 7.69 KB
  взаимодействие общества и природы на современном этапе. НТР порождает невиданные ранее возможности для эксплуатации сил природы но вместе с тем и для ее загрязнения разрушения уничтожения. Природопреобразующая деятельность людей явившаяся новой движущей силой развития природы называется антропогенным фактором. В процессе трудовой деятельности происходит взаимное изменение природы и самого человека.
28055. Животный мир как активный элемент биосферы. Меры по охране животного мира 10.95 KB
  Антропогенное опустынивание истощены загрязнены и изменили степень пригодности для обитания животных водные экосистемы. и животных. Основные факторы вызывающие опасность сокращения численности или исчезновения видов диких животных: уничтожение или нарушение мест обитания; промысловая охота; неумеренное изъятие особей из природы для зоологических коллекций; загрязнение среды обитания; случайная или намеренная интродукция конкурирующих или хищных видов в экологические системы. Для охраны исчезающих...
28056. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил 14.4 KB
  Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны. Закономерности размещения производительных сил В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производителъными силами и...
28057. Инвентаризация природных ресурсов: кадастры природных ресурсов, их назначение и виды 5.24 KB
  Единого кадастра природных ресурсов не существует. Она представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономикоправовую структуру.его задачи: текущая и перспективная оценка состояния водных обьектов с целью планирования использования водных ресурсов на основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод проводится паспортизация водных объектов вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водоисточников.
28058. Красные книги. Целевое назначение. Содержание. Порядок ведения 15.8 KB
  Категории видов занесенных в красные книги. Первая организационная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов их инвентаризация и учет как в глобальном масштабе так и в отдельных странах. Без этого нельзя приступать ни к теоретической разработке проблемы ни к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая и ещё 30 35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц.
28059. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального природопользования 16.98 KB
  Проблема международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны имеет сложный социальнополитический характер является ареной столкновения между государствами преследующими свои экономические геополитические интересы. Государства в силу принципов международного права призваны в отношении международного природного ресурса соблюдать и не ущемлять интересы других государств. В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные...
28060. Международный опыт создания ООПТ 6.53 KB
  К настоящему времени в Список участков всемирного наследия включены отдельные заповедные территории России Девственные леса Коми территории ПечороИлычского заповедника и национального парка Югыд Ва Вулканы Камчатки территории Кроноикого заповедника федерального заказника Южно Камчатский и областных природных парков ЮжноКамчатский Налычево и Быстринский Озеро Байкал территории трёх заповедников Баргузинского Байкальского и БайкалоЛенского национальных парков Прибайкальский Забайкальский...
28061. ООПТ назначение и классификация 19.79 KB
  Особо охраняемые природные территории ООПТ участки земли водной поверхности и воздушного пространства над ними где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное научное культурное эстетическое рекреационное и оздоровительное значение которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны[1]. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Государственные...