93444

Физиолого-гигиеническое обоснование режима детей различного возраста

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Это приемлемо для учеников первой и второй смены. Учитель должен организовать его так чтобы дольше сохранить работоспособность учеников. Различается работоспособность учеников и в течение недели: в первые дни она выше к концу недели снижается. Урок в общеобразовательной школе длится 45 мин однако в результате изучения работоспособности...

Русский

2015-08-31

37.65 KB

0 чел.

Физиолого-гигиеническое обоснование режима детей различного возраста.

Режим дня – это динамическая система распределения нагрузки и отдыха, которая обеспечивает сохранение сил и энергии для нормальной жизнедеятельности организма. Режим дня ребенка основан на всестороннем учете особенностей его роста, развития, условий жизни и предназначен для установления физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется обучение и воспитание. Таким образом, режим является основой оздоровительного и профилактического воздействия на организм всех факторов учебно-воспитательной работы. ^ Обоснование режима дня учащихся. Режим должен учитывать возрастные особенности ребенка, включать нормальную для него продолжительность сна, его пребывание в общеобразовательной и специальной (музыкальной, художественной, спортивной) школах. Любой элемент режима дня школьника должен осуществляться в благоприятных условиях (например, готовиться к урокам надо в уютном и гигиенически правильно оборудованном месте, спать в хорошо проветренном помещении и т. д.). Чтобы помочь ребенку и его родителям составить научно обоснованный режим дня учащегося, классный руководитель на родительском собрании информирует о примерном распорядке дня, поясняя назначение каждого элемента режима для успеваемости и сохранения здоровья школьника. Вот некоторые из таких рекомендаций. Вставать после ночного сна ребенок должен в 7–7.30 ч утра. Это приемлемо для учеников первой и второй смены. Затем ребенок делает утреннюю зарядку, совершает туалет, завтракает и отправляется в школу, куда он должен прийти за 10–15 мин до начала занятий, чтобы подготовиться к уроку. Возвращаться домой ребенок должен примерно в одно и то же время, это воспитывает пунктуальность и экономит время. Домой ученик должен идти не торопясь, чтобы не тратить лишнюю энергию и иметь возможность побыть на свежем воздухе. Дома ученик переодевается, моет руки и обедает. После этого младшие школьники (особенно первоклассники и дети, перенесшие болезни) должны спать 1–1,5 ч, что необходимо для восстановления сил и укрепления нервной системы. Здоровые ученики начиная со второго класса после обеда могут отдыхать на свежем воздухе, например кататься на лыжах, коньках, санках, играть в подвижные игры и др. После этого ребенок приступает к выполнению домашних заданий (прежде всего средней и повышенной трудности). За 1,5–2 ч до сна дети ужинают. Расписание уроков. Чередование учебных дисциплин в расписании уроков обеспечивает переключение деятельности коры мозга и поэтому предупреждает утомление детей и соответствует педагогическим требованиям. В I–III классах проводятся четыре урока. В IV классе допускается (не чаще двух раз в неделю) увеличение количества уроков до пяти. В V–IX классах бывает по пять уроков ежедневно, в X–XI – по шесть уроков. Работоспособность школьников в течение учебного дня различна. Первоначально она нарастает и достигает максимума (на втором уроке в младших классах и на третьем – в старших), а потом начинает снижаться в связи с возникновением и нарастанием утомления. Последний (пятый-шестой) урок для многих детей является самым трудным. Учитель должен организовать его так, чтобы дольше сохранить работоспособность учеников. Различается работоспособность учеников и в течение недели: в первые дни она выше, к концу недели – снижается. Таким образом, при составлении расписания необходимо чередовать предметы, чтобы степень умственного напряжения соответствовала работоспособности организма. Самая большая учебная нагрузка должна приходиться на середину недели, самая маленькая – на понедельник и субботу. Чтобы дети полноценно отдохнули, ученикам I–IV классов на выходные дни рекомендуется вовсе не давать заданий и существенно сокращать их ученикам среднего школьного возраста. То же касается и каникул. ^ Продолжительность учебного года. Учебный год в общеобразовательной школе начинается 1 сентября. Он состоит из четырех учебных четвертей, которые разделяются каникулами разной продолжительности. Анализируя утомляемость детей в течение четверти и года в целом, ученые заметили, что снижение работоспособности особенно заметно к концу этих периодов. Однако правильно организованный отдых способствует ее восстановлению. Рекомендуется в первый день после каникул уроки начинать с повторения пройденного материала. Таким образом создается своеобразный мостик от известного, но забытого, к неизвестному, которое предстоит познать и выучить. Этот принцип имеет физиолого-гигиеническую основу – проторение условных связей и профилактику утомления. ^ Физиолого-гигиеническое обоснование продолжительности урока и перемен. Учебно-воспитательный процесс в школе различается в возрастном плане. Урок в общеобразовательной школе длится 45 мин, однако в результате изучения работоспособности ученые пришли к выводу, что для учеников I класса эта нагрузка заметно превышает норму и урок для них нужно сократить до 35 мин. Исследование продолжительности активного внимания это подтверждает. Например, у семилетних детей период активного внимания составляет 10–12 мин, у десятилетних – 16–20 мин, у одиннадцати-двенадцатилетних – до 25 мин, у более старших школьников – до 30 мин. Отсюда следует, что продолжительность объяснения нового материала в каждой возрастной группе не должна превышать длительности периода активного внимания. В ходе исследования динамики продуктивности работы учащихся было выяснено, что на уроках (особенно в начальных классах) нельзя в работе с детьми использовать лишь один вид деятельности, ее надо обязательно разнообразить, переключать детей с одного вида работы на другой. Это обусловлено тем, что при смене вида деятельности изменяется характер раздражений, в результате чего возбуждаются различные анализаторы и, следовательно, разные участки коры головного мозга, давая возможность торможения ранее функционирующим клеткам и тем самым продлевая работоспособность школьников. Кроме того, особое место в смене деятельности занимают физкультурные паузы, проводимые учителем. Они также способствуют снятию утомления. В младших классах физкультурные паузы проводят со второго урока, а в старших – с третьего. Сигналом для их проведения является начало снижения работоспособности: в младших классах это происходит через 25–30 мин от начала урока, а в старших – через 30–35 мин. Для учеников I класса в первую четверть физкультурные паузы рекомендуется проводить два раза за урок – через 15–20 и 30–35 мин. Продолжительность пауз определяет учитель, ведущий урок. Необходимо заметить, что у учеников I–II классов первая сигнальная система преобладает над второй. В связи с этим при организации урока надо, рассчитывая на чувственное восприятие предмета, использовать наглядные пособия, вовлекать в сферу деятельности зрительный, слуховой и двигательный анализаторы, а если возможно, то и осязание. Важную роль в организации урока играет соблюдение гигиенических норм и правил рассаживания учеников за партами (столами), создание воздушно-теплового режима и др. Перемены между уроками предназначены для отдыха учеников и учителей, а также для того, чтобы учащиеся могли перейти в кабинеты, лаборатории и классы, в которых будут проводиться следующие уроки. Правильное в физиолого-гигиеническом плане проведение перемен является обязательным условием полноценного труда на очередном уроке. Перемены длятся 10 мин, а после второго урока – 30 мин. В некоторых случаях вместо одной тридцатиминутной перемены допускаются две двадцатиминутные (после второго и третьего уроков). Другие сокращения недопустимы, потому что повышают нагрузку на учащихся и предрасполагают к развитию переутомления и, следовательно, неврозов. Во время перемены дети отдыхают от умственной деятельности. Не следует использовать перемены для подготовки к очередному уроку. Ученики выходят в проветренное рекреационное помещение или на открытую спортплощадку (в зависимости от погоды). На большой перемене предлагаются горячие завтраки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69203. Природа виникнення аеродинамічних сил. Принципи створення піднімальної сили 8.87 MB
  Картина обтікання крила літака потоком повітря показана на рис. Повна аеродинамічна сила крила: а картина обтікання крила літака потоком повітря; б схема створення повної аеродинамічної сили R.21 а наглядно видно що потік обтікає верхню і нижню частини профілю крила неоднаково.
69204. Основні закони руху повітря, що стискається. Загальні відомості про аеродинаміку великих швидкостей 3.81 MB
  Таким чином величина стиснення залежить від відношення швидкості потоку до швидкості звуку. Це відношення називається числом Маха і вважається критерієм стисливості потоку. Чим більше швидкість повітряного потоку швидкість польоту V і менше швидкість звуку...
69205. Хвильова криза. Поняття про критичне число Маха 8.3 MB
  Найменша швидкість дозвукового польоту при якій у якійнебудь точці крила швидкість потоку що обтікає крило стає рівної місцевої швидкості звуку називається критичною швидкістю польоту Vкр а відповідне їй число Маха польоту критичним Мкр.
69206. Основні види руху літального апарату. Горизонтальний політ літака 1.78 MB
  Основними видами руху які розглядаються в динаміці польоту є горизонтальний політ набір висоти зниження зліт посадка віраж та ін. При розрахунках льотних даних літака зручно користуватися графічними залежностями тяги від швидкості і висоти польоту.
69207. Зліт і посадка літака 6.06 MB
  Зліт і посадка є відповідно первинним і завершальним етапами польоту літака. При зльоті й при посадці змінюються швидкість і висота польоту тому рух літака в цих режимах є несталим. Зліт і посадка літака найбільш відповідальні етапи польоту що вимагають від льотчика граничної уваги і точності.
69208. ЛІТАК ТА ЙОГО СИСТЕМИ 1.62 MB
  Швидкісна система координатних осей ОXYZ використовується для вивчення аеродинамічних сил та при розв’язанні задач аеродинамічного розрахунку літака рис. Початок швидкісної системи координатних осей розміщено в центрі мас літака. Головною віссю є швидкісна вісь ОХа направлена по вектору швидкості літака.
69209. Середні величини та показники варіації 167.5 KB
  Середня величина це узагальнююча кількісна характеристика сукупності однотипних явищ по одній варіюючій ознаці. Найважливішою умовою наукового використовування середніх величин в статистичному аналізі суспільних явищ в тому числі й методом динамічних...
69211. Статистка робочої сили та робочого часу 291 KB
  Статистка робочої сили та робочого часу. Суть та значення робочої сили та робочого часу. Статистика робочого часу та його структури. Аналіз використання робочого часу.