93453

Гигиенические требования к одежде и обуви. Сравнительная характеристика натуральных и искусственных материалов (пористость, теплопроводность, воздухопроницаемость, влагоемкость, электризация, химическая стабильность)

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Обувь не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног нарушать их функции стеснять свободу движений. Обувь должна быть мягкой легкой удобной в носке соответствовать погоде и условиям труда. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы: сначала появляются утолщения и стертости кожи затем деформируются мягкие части и кости стопы.

Русский

2015-08-31

36.43 KB

1 чел.

Гигиенические требования к одежде и обуви. Сравнительная характеристика натуральных и искусственных материалов (пористость, теплопроводность, воздухопроницаемость, влагоемкость, электризация, химическая стабильность).

Основное назначение одежды состоит в обеспечении теплового комфорта для человека в любых условиях окружающей среды, так же она защищает от механических воздействий, укусов, предохраняет кожные покровы от пылевого и микробного загрязнения, избыточного солнечного облучения и т.д.

Различают бытовую одежду для детей и взрослых, профессиональную (спецодежда), военную, спортивную, больничную и т.д.

Физиолого-гигиенические требования:

  1.  Обеспечивать максимальный пододежный микроклимат, создавать состояние теплового комфорта;
  2.  Не затруднять дыхания, кровообращения и объема движений, выполняемых человеком;
  3.  Не обладать вредными для человека физическими и химическими свойствами, не содержать токсичных химических примесей, выделяемых в окружающую среду;
  4.  Быть прочной и легко очищаемой от загрязнений;
  5.  Иметь небольшую массу (до 8-10% массы тела человека).

Воздушная прослойка, прилегающая к поверхности кожи, называется пододежным пространством. Измерение параметров пододежного пространства является характеристикой качества одежды и е гигиенических свойств.

При температуре окр среды 18-22ºС температура пододежного воздуха составляет32,5-34,5ºС, относительная влажность – 55-60%, концентрация оксида углерода – 1-1,5%.

Для изготовления тканей используют натуральные или химические волокна.

Натуральные органические волокна бывают растительного (хлопок, лен, джут) и животного (шелк, шерсть) происхождения. Достоинствами хлопковых и льняных тканей являются их высокая гигроскопичность и хорошая воздухопроводность. Шерстяные ткани обладают высокой пористостью и гигроскопичностью, что обеспечивает их низкую теплопроводность и хорошие теплоизоляционные свойства. Неорганические (минеральные-асбест) волокна могут применяться для изготовления спецодежды.

Широко используются для выработки тканей химические волокна. Они разделяются на 2 группы: искусственные и синтетические.

Искусственные волокна (вискозные, ацетатные) получают путем химической переработки целлюлозы и других материалов природного происхождения. Вискозные ткани обладают высокой влагопоглощаемостью. Высокая длительная испаряемость увлажненной ткани может привести к значительным теплопотерям с поверхности кожи. Гигроскопичность и влагоемкость ацетатных тканей более низкие, они могут также вызвать образование электростатических зарядов при трении о кожу.

Синтетические волокна (капрон, нейлон, нитрон, орлон) обладают механической прочностью, устойчивостью к истиранию и воздействию биологических и химических факторов, антибактериальными свойствами. Недостатки: низкая гигроскопичность, вследствие чего пот и другие выделения кожи почти не впитываются волокнами ткани, а скапливаются в воздушных порах, нарушая воздухообмен и снижая теплоизоляционные свойства одежды. В результате при высокой температуре окружающей среды создаются условия, способствующие перегреванию людей, а в условиях низкотемпературных воздействий – переохлаждению. Кроме того химические компоненты синтетических тканей могут оказывать раздражающее и аллергенное действие.

В настоящее время в понятие набора одежды входят: белье (I слой), костюмы и платья (II слой), верхняя одежда (III слой).

Гигиенические требования к обуви заключаются в защите ног от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания. Обувь не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нарушать их функции, стеснять свободу движений. Обувь должна быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствовать погоде и условиям труда. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы: сначала появляются утолщения и стертости кожи, затем деформируются мягкие части и кости стопы. Узкая обувь способствует врастанию ногтей, усиливает потливость ног, ведет к развитию плоскостопия, ухудшает кровообращение, что способствует более быстрому охлаждению ног, ведущему к простудным заболеваниям.

Лучшим материалом для пошива обуви является натуральная кожа. Она эластична, умеренно воздухопроницаема имеет низкую теплопроводность, не выделяет вредные химические вещества в обувное пространство, не раздражает кожу. Лакированная кожа полностью воздухонепроницаема, поэтому такая обувь не пригодна для повседневной носки.

Оптимальной для сохранения теплового равновесия считается температура внутри обувного пространства 18-22ºС, при относительной влажности воздуха 40-60%. Предпочтение в качестве материала для подошвы отдается микропористой резине, обеспечивающей хорошую теплозащиту при любой влажности воздуха. Для изготовления верха обуви используют искусственные материалы, покрытые защитными пластифицированными ПВХ пленками. По многим показателям пористая искусственная кожа близка к натуральной. Однако при температуре ниже 10 и выше 35 обувь из ПВХ не обеспесивает тепловой комфорт.

В летнее время следует носить хорошо вентилируемые виды обуви: сандалии, босоножки.

Следует подбирать обувь в соответствии с размером и конфигурацией стопы. При этом важно учитывать, что во время ходьбы объем стопы увеличивается из-за уплощения свода, а также в связи с увеличением кровенаполнения. Правильно подобранная обувь должна быть на 1-1,5 см длиннее стопы в положении стоя.

Небольшой каблук (2-4 см), умеренно увеличивая свод стопы, способствует ходьбе и уменьшает утомление мышц. Чрезмерно высокий каблук приводит к перемещению центра тяжести тела вперед, что вызывает излишнее напряжение связок стопы и мыщц голени, ведет к излишнему утомлению и травмам в области голеностопного сустава.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9155. Предмет и методы психологии 22.57 KB
  Предмет и методы психологии Предмет психологии - закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживан...
9156. Психика и организм 18.13 KB
  Психика и организм Нервная система- совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним мироминтеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция...
9157. Психика, поведение и деятельность 28.67 KB
  Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в филогенезе Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Су...
9158. Развитие психики человека. Историческое развитие психики и сознания (филогенез) 25.05 KB
  Развитие психики человека Историческое развитие психики и сознания (филогенез) Этапы Характеристика Примеры Сенсорный (ощущения) Простые безусловные рефлексы - совершенствование двигательного аппарата - постепенно развивается способность дифференци...
9159. Методы педагогических исследований. Исследование в области педагогики 62.5 KB
  Методы педагогических исследований Исследование в области педагогики - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. М...
9160. Основные понятия педагогики 17.86 KB
  Основные понятия педагогики Педагогика изучая процессы передачи и усвоения социально - исторического и культурного опыта, не может не задеть субъектов этого процесса, понимание динамики их личностного развития и влияние на личность различных фа...
9161. Педагогика как наука. Функции педагогической науки 20.26 KB
  Педагогика как наука Свое название педагогика получила от греческого слова пай-дагогос (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существ...
9162. Общие основы педагогики Педагогический процесс 28.72 KB
  Общие основы педагогики Педагогический процесс Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Изображая обучение в свет...
9163. Целеполагание в педагогике. Понятие цели воспитания 22.79 KB
  Целеполагание в педагогике 1.Понятие цели воспитания Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность п...