93480

Производительность труда, виды трудоемкости

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Различают производительность индивидуального живого и общественного труда. Производительность живого труда определяются затратами рабочего времени на производство данной продукции. Производительность общественного труда совокупность живого и овеществленного прошлого труда.

Русский

2015-09-01

27.29 KB

1 чел.

Производительность труда, виды трудоемкости

Производительность труда – определяется количеством продукции, произведенной в единицу времени (выработка) или затратами труда на единицу произведенной продукции (трудоемкость).

Различают производительность индивидуального (живого) и общественного труда.

Производительность живого труда определяются затратами рабочего времени на производство данной продукции.

Производительность общественного труда – совокупность живого и овеществленного (прошлого) труда. Ее определение является достаточно сложной задачей. На предприятии производительность труда определяется как эффективность затрат только индивидуального труда. Для ее количественной оценки используют показатели выработки и трудоемкости, которые могут определяться следующими методами:

  1.  Натуральный – характеризует производство товарной продукции в натуральных показателях (шт, м, кг) или условных единицах (каких-либо), приходящуюся на одного рабочего или единицу времени. Этот метод наиболее достоверен и точен, но область применения его ограничен (в основном при малой номенклатуре).
  2.  стоимостной – дает возможность учета и сравнения различных видов работ путем приведения их к единому измерителю (деньгам). Но он не всегда правильно отражает уровень производительности труда, т к на ее стоимостное выражение влияет структура работ и их материалоемкость.
  3.  Трудовой – предполагает использование показателя трудоемкости. Применяется на отдельных рабочих местах, бригадах, цехах, выпускающих разнородную продукцию

Выработка – количество продукции, произведенной в единицу времени или приходящейся на одного среднесписочного работника. Она определяется по формулам:

В=Q/T    ;     B=Q/Чср,

где Q-объем, выпущенной продукции,

     t-затраты времени;

     Чср – среднесписочный работник.

В зависимости от единицы измерения рабочего времени различают выработку:

  1.  На один отработанный человеко-час (часовая выработка);
  2.  На один отработанный человеко-день (дневная);
  3.  На одного среднесписочного рабочего в год, квартал и месяц(годовая, квартальная и месячная выработка).

     При расчете часовой выработки в состав отработанных человеко-часов не включаются внутрисменные простои, дневные, целодневные простои и невыходы на работу.

      Трудоемкость – показатель обратной выработки, он представляет собой затраты живого труда на производство единицы продукции:

Тр=Т/Q.

Этот показатель имеет ряд преимуществ перед показателем выработки, т.к. характеризует зависимость между затратами труда и объемом получаемой продукции.

Между выработкой и трудоемкостью имеется определенная связь. Особенно важно знать зависимость между снижением трудоемкости и ростом выработки и наоборот:

где - изменение выработки и трудоемкости, %.

В зависимости от состава затрат труда, их роли в процессе производства, рассматривают следующие виды трудоемкости:

  1.  Технологическая трудоемкость – включает затраты труда основных рабочих сдельщиков и повременщиков:

Тр.техн.= Тр.сд.+Тр.повр.

  1.  Трудоемкость обслуживания производства (Тр.обсл.) включает совокупность затрат вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием производства.
  2.  Производственная трудоемкость включает затраты труда всех рабочих как основных, так и вспомогательных:

Тр.пр=Тр.техн.+Тр.обсл.

  1.  Трудоемкость управления производством представляет собой затраты труда служащих, занятых как в основном, так и во вспомогательном цехах (Трел.пр.), так и в общезаводских службах предприятия (Тр.сл.зав.):
  2.  полная трудоемкость включает затраты всех категорий промышленно-производственного персонала предприятия:

Тр.полн.=Тр.пр.+Тр.упр.

  В зависимости от характера труда, каждый из указанных видов трудоемкости может быть нормативным, плановым и фактическим.

Нормативная трудоемкость (Тр.норм.) – время выполнения операции технологического процесса, рассчитанное на основе действующих норм времени для изготовления единицы продукции или выполнения определенной работы, она выражается в норма-часах (Н-ч).

Фактически затраты времени могут быть определены путем корректирования нормативной трудоемкости через коэффициент выполнения норм:

Кв.н.=Тр.норм./Тр.ф.,

где Тр.ф.-фактическая трудоемкость.

Этот коэффициент увеличивается с повышением квалификации рабочих в среднем (1,05…1,2).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84927. Загальні поняття про дієслово. Зв’язок дієслова з іменником у реченні. Складання речень за малюнками 287 KB
  Мета: розширити і поглибити знання учнів про граматичні ознаки дієслова; формувати вміння розпізнавати дієслова серед інших частин мови; розпізнавати дієслово в реченні тексті; ставить до них запитання; вчити доцільно і правильно вживати дієслова у власних висловлюваннях...
84928. Українська народна колискова пісня «Пішла киця по водицю» 81 KB
  Мета: вивчити та засвоїти слова до теми, ознайомити з українською народною піснею Пішла киця по водицю. Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість. Виховувати любов до усної народної творчості, співчуття, уміння активно допомагати...
84929. У країні ввічливості. Скажи людині: «Доброго дня» за В. Сухомлинським 70 KB
  Мета: вивчити та засвоїти слова ввічливості; формувати вміння побудови зв’язних висловлювань на матеріалі малюнків та власного життєвого досвіду. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість. Виховувати взаємоповагу, взаємодопомогу, ввічливе ставлення до однокласників та старших.
84930. Українська народна казка «Лисичка і Журавель» 1.72 MB
  Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість, відповідати на запитання українською мовою. Виховувати любов до усної народної творчості, почуття дружби та відповідальності.
84931. Казка – казочка. Українська народна казка. Казкові герої 1.22 MB
  Мета: продовжити знайомство з усною народною творчістю засвоювати форми звертання українською мовою формувати вміння визначати змісткову лінію казки вірно називати і характеризувати героїв казок ставити та відповідати на питання виховувати любов до мови книги вміння спілкуватися один з одним...
84932. Закріплення вивчених букв. Робота з дитячою книгою. Українська народна казка «Курочка Ряба» 161 KB
  Мета. Формувати у дітей поняття про казку як художній твір, розвивати мовлення, уяву, фантазію; закріплювати вміння читати склади, слова, речення з вивченими буквами, вдосконалювати навички звукового аналізу слів; вчити будувати звукові моделі; збагачувати мовленнєвий словник дітей...
84933. Українська народна казка «Рукавичка» 317 KB
  Мета. Ознайомити учнів з українською народною казкою «Рукавичка». Повторити назви диких звірів. Розвивати уміння слухати і розуміти українську мову, увагу, пам’ять, мислення. Прищеплювати інтерес до української народної творчості.
84934. Звук м. Позначення його буквами Мм. Читання складів із вивченими буквами. Звуковий аналіз слів. Словниково-логічні вправи 31 KB
  Мета: знайомити з артикуляцією звука м буквами Мм формувати в учнів уміння читати склади та слова з вивченими буквами; закріплювати знання учнів про вивчені букви їх звукове значення; розвивати мовлення дітей фонематичний слух інтерес до народних свят; виховувати доброту чуйне ставлення до мами.
84935. Складання тексту-опису лисички за питаннями і опорними словами 70.5 KB
  Мета. Вчити складати найпростіший текст - опис за питаннями і опорними словами, добирати до тексту заголовок. Формувати вміння стисло і послідовно висловлювати думку, передавати її на письмі. Вдосконалювати навички літературної вимови слів. Збагачувати словниковий запас.