93506

Понятие и необходимость толкования правовых норм

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

При ее осуществлении используется целый набор приемов способов методов толкования. Объектом толкования является соответствующий данному регулятивному случаю данной конкретной ситуации текст нормативно-правового правоустановительного акта в котором выражена толкуемая норма.

Русский

2015-09-01

30.45 KB

0 чел.

Понятие и необходимость толкования правовых норм.

Толкование — это уяснение и разъяснение подлинного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях действия нормы права (договора). Это сложная интеллектуальная деятельность, которая ведется по определенным правилам. При ее осуществлении используется целый набор приемов, способов, методов толкования.

Объектом толкования является соответствующий данному регулятивному случаю (данной конкретной ситуации) текст нормативно-правового (правоустановительного) акта, в котором выражена толкуемая норма.

Задача толкования:

  1.  
  2.  установление подлинной воли законодателя, выраженной в данной норме.

Цель толкования:

  1.  
  2.  правильное применение норм права.

При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее; тем более - не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Иначе это было бы нарушением законности.

Проблема толкования - это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Подобные коллизии приходится устранять именно путем толкования. Очень важно, чтобы законодатель и исполнитель понимали друг друга.

Субъекты толкования обладают различным политическим, нравственным и правовым сознанием, они порой находятся на разных полюсах идеологического спектра, имеют свои социальные пристрастия и предпочтения. А это не может не отражаться на понимании и толковании права. Таким образом, толкование носит как объективный, так и субъективный характер.

Основные причины необходимости толкования норм права:

  1.  
  2.  сложность или нечеткость юридических формулировок (излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность);
  3.  несовершенство законодательной техники (поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность);
  4.  несовпадение норм и статей правовых актов (наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний);
  5.  специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;
  6.  неясное и неточное выражение воли законодателя в правовой норме (различие духа и буквы закона);
  7.  действие нормы права не изолированно, а в системе других норм.

Различают два аспекта толкования:

уяснительный (норма права толкуется субъектом для себя);

разъяснительный (толкование не только для себя, но и для других; имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53381. Використання ІКТ на уроках рідної мови 292 KB
  Сьогодні використання вчителем ІКТ в його професійній діяльності вже не розглядається як інновація – в сучасній школі це є необхідний обов’язковий засіб навчання, бо ці технології можна використовувати на будь-якому етапі уроку: і у процесі перевірки домашньої роботи, і для актуалізації знань, і під час вивчення нового матеріалу, і для закріплення, повторення вивченого, контролю та оцінювання.
53382. Компетентнісне навчання за допомогою ІКТ на уроках української мови та літератури 22.04 MB
  Завідуюча шкільним методичним кабінетом учитель української мови та літератури спеціаліст вищої категорії вчительметодист Соледарської загальноосвітньої школи ІІІІ ступенів № 13 Артемівської міської ради Донецької області На одній зі стін древнього монастиря в Англії був напис: Бачення без завдань залишається лише мрією. Мій вибір науковометодичної теми Використання інформаційнокомунікаційних технологій на уроках української мови та літератури як засіб формування ключових компетентностей не випадковий не є це також і...
53383. Наши загадочные имена 50.5 KB
  Что радует слух лучше любой музыки Конечно же собственное имя. Иногда имя выбирают по вполне конкретным соображениям иногда – просто потому что родителям одно имя нравится другое – раздражает. Бывает имя дается из ближайших ко дню рождения имен по святцам. Так одни народы считают что называть детей в честь недавно умерших родственников нельзя а другие наоборот верят что имя нужно срочно передать следующему чтобы не прерывалась связь времен.
53384. Учет реконструкции и модернизации основных средств 26.18 KB
  Порядок формирования и использования резерва сводится к следующему: отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва.
53385. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и порядок их списания 24.2 KB
  В своей хозяйственной деятельности предприятие вступает в отношение с другими организациями, несет обязательства по уплате налогов, сборов, а также выступает в качестве субъекта трудовых отношений. При этом возникают кредиторская и дебиторская задолженность.
53387. Класичне, статистичне означення імовірності 1.82 MB
  Узагальнити і систематизувати знання, вміння та навички учнів; навчити застосовувати їх при розв’язуванні прикладних задач з біології; ознайомити з історичним матеріалом. Розвивати творчі здібності учнів. Організація робочих місць учителя та учнів. Заповнює кросворд один з учнів класу працюючи за комп’ютером.
53388. Імпресіонізм у світовому красному письменстві («Intermezzo» М.Коцюбинського та лірика П.Верлена) 587 KB
  Світ природи і духовний стан ліричного героя у верленівських пейзажах душі Осіння пісня В серці і сльози і біль. Аналіз поезії Осіння пісня 1866 Що вчувається ліричному героєві в музиці осені Які спогади викликає в ньому бій годинника Як впливають на ліричного героя вітер поле жовте листя Схарактеризуйте емоційний стан ліричного героя. Ця мелодія відображає стан осінньої природи й водночас внутрішній стан ліричного героя. Водночас і нам дає зрозуміти що керує діями письменника його почуття помисли що робиться в його...
53389. Порушення роботи імунної системи 71.5 KB
  МЕТА: Сформувати в учнів поняття про імунні системи імунні реакції організму алергію алергени СНІД; розглянути засоби профілактики від інфекційних хвороб; показати згубний вплив радіації отрутохімікатів на імунну систему; розвивати вміння надавати собі допомогу при різних видах захворювань; продовжувати екологічне виховання і виховання здорового способу життя. Давайте згадаємо які системи органів є у тварин А які системи органів людини ви вже вивчили Зараз на уроці ми розглянемо імунну систему. Центральне місце серед клітин імунної...