93507

Юридическая техника. Юридические конструкции. Юридические документы

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений:адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений;правильность оформления акта как официального юридического документа.

Русский

2015-09-01

33.28 KB

0 чел.

Юридическая техника. Юридические конструкции. Юридические документы.

совокупность принципов,правил, методов, средств и приемов, используемых для качественного написания иоформления (проектов) текстов нормативных, актов.

К основным принципам Ю.т. относятся: а) общие принципы регулирования (управления) применительно кправотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в даннойсфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие илидопустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемостьправового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов): б)принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли иинституты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствиепо целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие видаправового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового актаизменений действующего законодательства;

в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений:адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечениеточного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений;правильность оформления акта как официального юридического документа.

Для реализации принципов разработки правовых актов в правотворчест-ве используются разнообразныеэлементы Ю.т., в том числе такие, как: а) применение определенных режимов (методов) юридическогорегулирования,видов норм и логической структуры норм. Особые юридические режимы (например,общедозволительный, разрешительный) характерны для публичного и частного права,отдельных отраслейправа и ориентированы на те или иные способы правового регулирования - дозволения, обязывания,запрещения; б) использование различных способов изложения предписаний, классифицируемых по степениобобщенности нормативного материала, по полноте использования элементов(гипотезы,диспозиции,санкции) юридической нормы, по "специализации" (дефинитивной,оценочной,диспо-зитивной и т.п.) той или иной статьи, по использованию внутренних и внешних ссылок;в)следование законами правилам формальной логики. Основные законы логики (тождества, непротиворечия, исключенноготретьего и достаточного основания) используются в правотворче-стве для построения как правовых актов вцелом, так и их отдельных частей и положений; г) соблюдение требований к терминологии правовых актов,таких, как единство, смысловая однозначность, стилистическая нейтральность, системность терминологии,распространенность и общепризнанность, стабильность, доступность, корректность; д) использованиеюридического языка и официально-делового стиля. Тексты правовых актов должны соответствовать общимнормам современного русского языка. Функционально-стилистические особенности языка правапредполагают официальный характер, документальность, максимальную точность,экспрессивнуюнейтральность, безличный характер, ясность и простоту языкового выражения; экономичность использованияязыковых средств; е) применение юридических конструкций, устойчивых схем и моделей, устанавливающихсоотношения прав, обязанностей и ответственности субъектов правоотношений;

ж) следование определенным правилам использования реквизитов и оформления правового акта в целом, атакже его структурных частей, использование дополнительных структурно-смысловых элементов,таких,какпримечания,таблицы и т.п. Так, в начале правовых актов принято помещать общие положения, которыемогут устанавливать цели, задачи и основные принципы регулирования, определения используемыхтерминов. Заключительные статьи нормативных правовых актов содержат положения о сроках и порядкевведения акта в действие, об отмене, изменениях и дополнениях действующих актов в связи с принятиемданного нормативного правового акта.

37. Закон: понятие и виды. Место закона в системе нормативно-правовых актов. Роль конституции в системе нормативно-правовых актов.

Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

Закон — это, во-первых, нормативный акт, содержащий нормы права. Во-вторых, он принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом. В-третьих, в силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их, Правоприменитель-ные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону. то право при мен итель должен отдать предпочтение закону. В-четвертых, законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

а) принятые на референдуме;

б) принятые Федеральным Собранием РФ;

в) законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по |вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного положения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и образовании новых субъектов федерации и об изменении их статуса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судебных инстанциях (ст. 118, "128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10350. Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету 55.5 KB
  Элективные курсы в профильном обучении психологопедагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету. Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей форм средств его полу
10351. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения 75.5 KB
  Понятие о методах приемах средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов уча...
10352. Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов 57.5 KB
  Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...
10353. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Словесные, наглядные, практические методы, педагогические требования к ним 71 KB
  Методы организации и осуществления учебнопо-знавательной деятельности учащихся. Словесные наглядные практические методы педагогические требования к ним. Техника общения коммуникативные ошибки в деятельности учителя. Метод обучения способ совместной деятельност...
10354. Сущность, функции, методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий 69.5 KB
  Сущность функции методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Учет и оценка знаний умений и навыков школьников. Технология организации нетрадиционных форм контроля: педагогический мониторин
10355. Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения 36 KB
  Понятие о средствах обучения типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения. Средство обучения это материальный или идеальный объект который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Основ
10356. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения предмету, условия их оптимального сочетания 37.5 KB
  Индивидуальная групповая фронтальная формы организации обучения предмету условия их оптимального сочетания. Психологические основы создания гомогенных и гетерогенных групп. Технология организации групповой работы на уроках. Индивидуальная ФОО предполагает чт
10357. Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе 36.5 KB
  Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока. Существует несколько подходов к классификации уроков каждый из которых отличает...
10358. Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету, ее цели, задачи, функции, основные формы и виды 39.5 KB
  Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету ее цели задачи функции основные формы и виды. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образова