93514

Страховой (трудовой) стаж и выслуга лет

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Проблемы типологии государства: формационный подход. Тем из них которые были классовыми рабовладельческой феодальной буржуазной и первой стадии коммунистической формации социализму соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий феодальный буржуазный и социалистический.

Русский

2015-09-01

32.7 KB

0 чел.

Страховой (трудовой) стаж и выслуга лет

10.Проблемы типологии государства: формационный подход. Формационный подход является традиционным для марксистского обществоведения, в котором «общественная формация» - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

В марксизме, уже «усовершенствованном» российскими теоретиками-большевиками, - так называемом «марксизме-ленинизме», - выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации - социализму), соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

В своей основе формационный подход к типологии государства является вполне здравым и полезным для государствоведения, раскрывая ту закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков (государства, независимо от времени их существования и места дислокации, основанные на одном и том же типе базиса, будут однотипны в своих принципиальных характеристиках).

Вместе с тем в учебной литературе обращается внимание и на рад недостатков формационного подхода как следствие его догматизации. К таким недостаткам, в частности, относят:

- однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей и форм государственного развития, сцикличностью этого развития, возможностью возвратных процессов при смене типов государств);

- игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны:

а) общественная собственность на землю и коллективный труд;

б) государственная собственность на средства производства;

в) господствующий класс в лице чиновничества, для которого основной «собственностью» является власть.

Такое игнорирование, разумеется, было не случайным, поскольку перечисленные моменты объединяют в один тип как древневосточные деспотии, так и социалистическое государство;

- деление исторических типов государства на эксплуататорские — рабовладельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский - социалистический (хотя норма эксплуатации трудящихся в социалистических государствах была неизмеримо выше, чем в развитых капиталистических странах);

- характеристика социалистического типа государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства;

- умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типологии государственности, ее ограничение кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы антагонистических классов.

В литературе справедливо отмечается, что основное отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрыть развитие общества и государственности через человека, через его представления о ценностях и целях его собственной деятельности (В.Н. Хропанюк).

В литературе правильно отмечается, что в типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный.

Методические указания

11. Формы государственного устройства: понятия и виды.

Государственное устройство - это территориальная организация государственной власти, низменность ее на определенные составные части с целью наилучшего управления обществом, это взаимосвязь отдельных составных частей государства между собой и ее общими высшими (центральными) государственными органами.

За государственным устройством все государства разделяют на простые и сложные.

Простое унитарное государство - это такое государство, составные части которой не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений. Например, республики Беларусь, Польша, Болгария. Есть простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. К таким государствам относятся. Украины, Испания, Италия, Португалия.

Сложные государства - это такие государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных образований, которые имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства. Это, в сущности, постоянный или временный союз суверенных государств. К сложным государствам принадлежат федерация, конфедерация и империя.

Федерация - это постоянный союз отдельных суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть своего суверенитета (прав) центральным федеральным органам. Федерация отличается от других государственных образований тем, что она имеет единую общую территорию, общую конституцию и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом международных отношений, а составные части федерации лишенные таких прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные.

Они могут быть формально (юридическое) признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени в мире существовало 18 федераций, три из них распались: СССР, Чехословакиа, Югославия.

Конфедерация - это такой союз государств, которые добровольно объединились для достижения определенных общих целей в политической, экономической и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права государства. Они не имеют общей территории, конституции и единого законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Конфедерация - это, как правило, временный союз государств. Со временем она перерастает в федерацию или распадается на унитарные государства. История знает мало таких государственных образований: США в 1776-1786 гг.; бывший СССР с 1917 по 1922 гг., к объединению в СССР.

Империя - это такое сложное и большое государство, которое объединяет другие государства или народы в результате завоеваний, колонизации и других форм экспансии. Империя держится на насилии, на государственном принуждении. Когда исчезает принуждение, империя распадается. Например, Римская империя, империя Александра Македонского, Русская империя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

86115. Эффективность применения нейросетевых алгоритмов в задаче автоматического распознавания речи 790.5 KB
  В ходе работы была создана интегрированная система, программно реализованная в операционной системе Windows для IBM-совместимого компьютера. Система содержит все необходимые для проведения исследований инструменты, удобный пользовательский интерфейс, средства для визуализации процессов, возможность сохранения текущих результатов на жесткий диск.
86117. Нейронные сети в управлении технологическими процессами 297 KB
  Цель исследования - получение автоматизированной системы управления процессом получения цвета лаков и красок с помощью нейронных сетей Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи: провести теоретический анализ нейронных сетей и методов их обучения выбрать структуру нейронной сети...
86118. Разработка программы для учета затрат на Алчевском Металлургическом Комплексе 554.5 KB
  Именно применение компьютеризированной системы управления создает условия для ритмичной работы оптимизирующей деятельность предприятия. Алгоритм функционирования системы. Показатели характеризующие эффективность исследуемой системы. Выбор метода исследования функционирования системы.
86120. Кварцевый измеритель толщины напыленных оптических покрытий 1.74 MB
  Целью дипломного проектирования является завершение обучения в вузе и квалификационная оценка знаний, умений и навыков студента по специальности для решения вопроса о присвоении ему соответствующей инженерной квалификации.
86121. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАКЕТОМ ЦЕННЫХ БУМАГ 621 KB
  Эта сфера не только для тех кто интересуется ценными бумагами и использует их в своей деятельности но и для экономистов математиков которые разрабатывают алгоритмы применяя математические методы и модели для прогнозирования будущей цены акций оптимизации портфеля ценных бумаг и в других направлениях экономики. Для выбора тех акций которые необходимо покупать и продавать на бирже была изучена теория технического и фундаментального анализа. Опцион контракт соглашение предусматривающий право лица приобретшего опцион в течение...
86122. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА В СФЕРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОАО «ЗАВОД «НЕФТЕПРОММАШ» 1.07 MB
  Тема актуальна для производственных предприятий внедряющих 1С 8.2. (управленческий учет), т.к. в ней описывается процесс планирования и его документооборота, который в дальнейшем может внедряться на других производственных предприятиях. Усовершенствование системы документооборота позволяет предприятию упростить...