93532

Способы толкования правовых норм

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Толкование дает понятие содержания правовой нормы которое порой не совпадает с буквальным ее смыслом. Способы толкования норм права К способам рассматриваемого правового явления относят: Грамматическое толкование правовых норм. Логическое толкование правовых норм.

Русский

2015-09-01

30.59 KB

0 чел.

Способы толкования правовых норм.

Толкование дает понятие содержания правовой нормы, которое порой не совпадает с буквальным ее смыслом. Распространенной причиной такого процесса является некорректное или неправильное избрание законодателем форм словесного содержания.

Способы толкования норм права

К способам рассматриваемого правового явления относят:

  1.  Грамматическое толкование правовых норм.
  2.  Логическое толкование правовых норм.
  3.  Систематический способ толкования правовых норм.
  4.  Исторический способ толкования правовых норм.

Грамматическое толкование или языковое – этот метод помогает установить содержание норм права, базирующегося на знаниях о языке, на котором они написаны и сформулированы. В буквальном смысле, данное толкование предполагает знание таких составляющих богатой русской речи, как:

  1.  синтаксис;
  2.  морфология;
  3.  словоупотребления;
  4.  способность аналитика различать синонимы и омонимы, паронимы.

Хорошее знание вышеназванных основ предполагает точное и грамотное толкование нормы права.

Толкование в логическом смысле – это анализ не выражений и слов, а отражающих их понятий. Посредством логических операций, включающих в себя анализ и синтез, происходит построение силлогизма. Что это за термин? Это логического рода умозаключение, которое содержит в себе основание и следующий из него вывод. Из предписаний нормативного характера, которые часто разбросаны по тексту юридического документа, специалисты собирают и формулируют норму права. Кроме того, при данном толковании юридических норм применяются следующие логические приемы:

  1.  преобразование предложения с точки зрения формальной логики;
  2.  развитие нормы в логической последовательности;
  3.  вывод: по аналогии, либо от противного;
  4.  умозаключение дедуктивного или индуктивного характера.

Систематическое толкование юридических норм предполагает понимание содержания юридической нормы на базе знаний о ее связях логического характера с другими нормами отраслевого права, существующими во всем законодательстве. Например, если конкурируют между собой два вида норм – общая и специальная, то приоритет отдается специальной. Почему так происходит? Дело в том, что в этом варианте вступает в силу следующее правило: «специальная норма может отменить действие общей в случаях, предусмотренных первой нормой».

Исторический способ толкования содержит в себе понимание содержания правовых норм на базе фактов, которые имеют непосредственное касательство к возникновению данного юридического положения. Источниками таких знаний могут выступать публикации различного толка, относящиеся к деятельности по созданию нормативного акта, закрепляющему норму права, которая подлежит толкованию. Очень часто при рассматриваемом способе толкования новая норма сравнивается с теми юридическими положениями, которые были закреплены, либо только подлежат фиксации в юридических документах. Такие нормы могут содержаться:

  1.  в старом законодательном акте (который изменен или отменен);
  2.  в проекте нормативно-правового акта нового содержания, который принят или издан.

Чем же так хорош этот подход? Дело в том, что он позволяет лучше уяснить цель новой правовой нормы и на этой базе выдвинуть аргументы, которые по смыслу опровергли или подтвердили бы тезисы данного юридического положения.

Некоторые правоведы выделяют специальное юридическое толкование. Норма права в этом толковании уясняется исходя их опыта, накопленного юридическими науками. Такой опыт может скрываться в судебной практике и в научных комментариях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54469. Квадратні корені. Перетворення ірраціональних виразів 9.85 MB
  Обладнання: мультимедійний проектор презентація уроку Квадратні корені. Перетворення ірраціональних виразів презентація Історія математичних позначень презентація Багатозначні терміни. Оголошення представлення теми та очікуваних результатів слайди № 1-4 Надання необхідної інформації слайд № 5 Інтерактивна вправа...
54470. Математичне моделювання 39.5 KB
  Усні вправи: Якими математичними поняттями зручно змоделювати зображені предмети з навколишнього середовища слайди № 11-16 Розвязування прикладних задач слайди № 23-24 Коментарі до розвязування задач Задача 1. Дана задача прикладна бо в ній говориться про поверхню підлоги нематематичне поняття. слайд № 25 Задача 2. Це також прикладна задача з практичним змістом.
54471. Використання та розробка мультимедійних ресурсів для навчання школярів 118 KB
  Тому зробимо спробу розібратися в тому що представляє собою урок з використанням мультимедійних засобів навчання та як можна залучити учнів до створення мультимедійних ресурсів сучасного уроку мови та літератури. Розпочинаються вони з того що зміст мультимедійного уроку припускає наявність певного пакету: мультимедійну презентацію; сценарій уроку що деталізує виведення та шляхи реалізації навчальних завдань опис технологічних прийомів; наявність відповідного до уроку дидактичного матеріалу; контрольновимірювальні матеріали що...
54472. Музыка в баснях 47 KB
  Цели:организовать деятельность учащихся на ознакомление с образцами стихотворных литературных произведений о музыке; помочь учащимся целостно представить внутреннюю связь музыки с литературой; создать содержательные и организационные условия для привития навыков восприятия музыки разного характера, умению их анализировать...
54473. Музыка и искусство слова 113 KB
  Цель урока: организовать деятельность учащихся на углубление знаний о роли литературы в музыкальном искусстве; обеспечить применение учащимися знаний о жанрах в литературе и музыке, их взаимосвязи, интонационных режимах, музыкальных произведениях; содействовать осознанию учащимися целостного представления о влиянии литературы на музыкальное искусство; содействовать развитию у детей умения общаться;...
54474. Могут ли музыка и литература жить друг без друга? 42 KB
  Цели: направить деятельность учащихся на обобщение представления о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой их взаимовлиянии и взаимодополнении; содействовать развитию представления школьников о специфике музыкально-образного отражения мира; способствовать формированию интонационно-слухового опыта учащихся развитию вокально-хоровых навыков; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся как составляющей духовной культуры; продолжить использовать...
54475. Музыка в рассказах 136 KB
  Верите ли вы в счастье Что такое счастье Приведите примеры посетившего вас счастья Д. А что для всех нас будет общим счастьем на уроке музыкального искусства Д. Правильно воплощение мечты явилось счастьем для мышонка. А для меня счастье видеть ваши умные глаза добрые лица отзывчивые сердца и искренние улыбки.
54476. Музыка звучит в сказках 235.5 KB
  Цели: организовать деятельность учащихся на углубление изучения темы Музыка в литературных произведениях; помочь учащимся на примере украинской народной сказки подчеркнуть позитивную роль музыки как носителя добра счастья и справедливости в литературных сюжетах; содействовать осмыслению учащихся музыкального образа в литературе в частности в сказках; содействовать развитию у учащихся образного восприятия самостоятельного мышления умения слышать и выделять главное. Музыкальный материал: Б.
54477. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсовЭкономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов 41.11 KB
  Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики. Они являются исходным звеном в процессе производства благ