93532

Способы толкования правовых норм

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Толкование дает понятие содержания правовой нормы которое порой не совпадает с буквальным ее смыслом. Способы толкования норм права К способам рассматриваемого правового явления относят: Грамматическое толкование правовых норм. Логическое толкование правовых норм.

Русский

2015-09-01

30.59 KB

0 чел.

Способы толкования правовых норм.

Толкование дает понятие содержания правовой нормы, которое порой не совпадает с буквальным ее смыслом. Распространенной причиной такого процесса является некорректное или неправильное избрание законодателем форм словесного содержания.

Способы толкования норм права

К способам рассматриваемого правового явления относят:

  1.  Грамматическое толкование правовых норм.
  2.  Логическое толкование правовых норм.
  3.  Систематический способ толкования правовых норм.
  4.  Исторический способ толкования правовых норм.

Грамматическое толкование или языковое – этот метод помогает установить содержание норм права, базирующегося на знаниях о языке, на котором они написаны и сформулированы. В буквальном смысле, данное толкование предполагает знание таких составляющих богатой русской речи, как:

  1.  синтаксис;
  2.  морфология;
  3.  словоупотребления;
  4.  способность аналитика различать синонимы и омонимы, паронимы.

Хорошее знание вышеназванных основ предполагает точное и грамотное толкование нормы права.

Толкование в логическом смысле – это анализ не выражений и слов, а отражающих их понятий. Посредством логических операций, включающих в себя анализ и синтез, происходит построение силлогизма. Что это за термин? Это логического рода умозаключение, которое содержит в себе основание и следующий из него вывод. Из предписаний нормативного характера, которые часто разбросаны по тексту юридического документа, специалисты собирают и формулируют норму права. Кроме того, при данном толковании юридических норм применяются следующие логические приемы:

  1.  преобразование предложения с точки зрения формальной логики;
  2.  развитие нормы в логической последовательности;
  3.  вывод: по аналогии, либо от противного;
  4.  умозаключение дедуктивного или индуктивного характера.

Систематическое толкование юридических норм предполагает понимание содержания юридической нормы на базе знаний о ее связях логического характера с другими нормами отраслевого права, существующими во всем законодательстве. Например, если конкурируют между собой два вида норм – общая и специальная, то приоритет отдается специальной. Почему так происходит? Дело в том, что в этом варианте вступает в силу следующее правило: «специальная норма может отменить действие общей в случаях, предусмотренных первой нормой».

Исторический способ толкования содержит в себе понимание содержания правовых норм на базе фактов, которые имеют непосредственное касательство к возникновению данного юридического положения. Источниками таких знаний могут выступать публикации различного толка, относящиеся к деятельности по созданию нормативного акта, закрепляющему норму права, которая подлежит толкованию. Очень часто при рассматриваемом способе толкования новая норма сравнивается с теми юридическими положениями, которые были закреплены, либо только подлежат фиксации в юридических документах. Такие нормы могут содержаться:

  1.  в старом законодательном акте (который изменен или отменен);
  2.  в проекте нормативно-правового акта нового содержания, который принят или издан.

Чем же так хорош этот подход? Дело в том, что он позволяет лучше уяснить цель новой правовой нормы и на этой базе выдвинуть аргументы, которые по смыслу опровергли или подтвердили бы тезисы данного юридического положения.

Некоторые правоведы выделяют специальное юридическое толкование. Норма права в этом толковании уясняется исходя их опыта, накопленного юридическими науками. Такой опыт может скрываться в судебной практике и в научных комментариях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70859. Этика отношений преподавателя и студента 98.5 KB
  Этические кодексы поведения запрещает преподавателю узурпировать свою власть над студентом особенно в форме эксплуатации или насилия в различных видах: сексуальном расовом религиозном интеллектуальном принуждать студентов делать то что не является предметом изучения его дисциплины.
70860. Обучение студентов и школьников навыкам изучения правовых наук 104.5 KB
  Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению правовых наук. Обучение студентов и школьников работе с текстом книгой Учебный текст как модель представления научных знаний это обобщенное содержание учебного процесса. Студентов следует учить как работать с текстом.
70861. Основные требования к преподавателю общественных дисциплин 89 KB
  Педагоги используют различные способы мотивирования студентов к учебе. Первый использует собственный авторитет свою личность для того чтобы привлечь студентов а затем пытается перенести интерес студентов от себя к предмету.
70862. Дискуссия как эффективный метод проведения семинарского занятия по правоведческим наукам 120 KB
  Дискуссии и диалоги их преимущества и недостатки. Роль преподавателя в проведении дискуссии. Приемы и методы проведения дискуссии. Дискуссии и диалоги их преимущества и недостатки.
70863. Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин 57 KB
  По содержанию гуманитарное образование можно определить как учебно-воспитательный процесс преподавания и усвоения широкого круга гуманитарных дисциплин исторических философских политологических социологических экономических культурологических филологических...
70864. Использование семинаров и школьных уроков в преподавании правовых дисциплин 116.5 KB
  Помогает расширить закрепить и обогатить знания студентов по отдельным темам курса активизировать работу студентов привить им вкус к публичным выступлениям. Иные авторы подчеркивают что неформальная структура семинара дает возможность большему числу...
70865. Методика организации коллективно-творческого дела 18.83 KB
  Хотелось бы сразу отметить что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ в условиях которых коллектив как правило не успевает вызреть до реального использования данной методики поэтому в ДОЛ используются как правило хоть широко...