93534

Акты применения права: понятия и виды. Отличие актов применения права от нормативно-правовых актов и актов толкования

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Отличие актов применения права от нормативно-правовых актов и актов толкования. Правоприменительный акт один из видов правовых актов известный официальный документ изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу вопросу в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Русский

2015-09-01

31.75 KB

2 чел.

Акты применения права: понятия и виды. Отличие актов применения права от нормативно-правовых актов и актов толкования.

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

  1.  имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
  2.  являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  3.  не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;
  4.  выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  5.  исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  6.  обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

  1.  обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
  2.  иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов

1) по отраслевому признаку:

  1.  уголовно-правовые,
  2.  гражданско-правовые,
  3.  административно-правовые,
  4.  финансовые и др.

2) по субъектам их издания:

  1.  акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных;
  2.  органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
  3.  акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

3) по юридической природе:

  1.  правоохранительные,
  2.  правоисполнительные,
  3.  правовосстановительные,
  4.  правообеспечительные.

4) по последствиям:

  1.  правообразующие,
  2.  правопрекращающие,
  3.  правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5) по форме выражения:

  1.  письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
  2.  акты-документы и акты-действия.

6) по названию:

  1.  указ,
  2.  постановление,
  3.  приказ,
  4.  распоряжение,
  5.  протокол,
  6.  резолюция,
  7.  разрешение,
  8.  приговор,
  9.  акт о наложении штрафа,
  10.  указание и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27630. Необходимая оборона, условия её правомерности и значение в борьбе с преступностью 32.5 KB
  Превышение пределов необходимой обороны и его уголовноправовое значение. Необходимая оборона это правомерная защита лицом своих прав и интересов других лиц общества или государства от общественно опасного посягательства путем вынужденного причинения вреда нападающему если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Уголовный закон устанавливает условия правомерности необходимой обороны которые делятся на условия относящиеся к посягательству и на условия относящиеся к защите. Нельзя ссылаться на состояние...
27631. Обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения, а также физическое и психическое принуждение, как обстоятельства, исключающие преступность деяния. Общие и частные признаки этих обстоятельств 41 KB
  Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным при наличии совокупности нескольких условий: – общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями бездействием; – лицо допустившее риск предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Принятие достаточных мер для предотвращения вреда означает что совершаемые действия должны основываться...
27633. Использование должн. лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы 89.5 KB
  лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или госва. лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы или иной личной заинтересованности. 286состоит в совершении действий явно выходящих за пределы его полномочий. полномочий может быть совершено только в форме активных действий злоупотребление ими может совершаться и...
27635. Нормы статей 83 KB
  Ее целями являются: защита уголовноправовыми средствами правил охраны окружающей среды установленного нормативноправовыми актами порядка деятельности связанной с использованием природных ресурсов или воздействием на состояние и качество окружающей среды защита экологических прав и интересов граждан обеспечение экологической безопасности населения и территорий предотвращение уничтожения гибели объектов природы ухудшения качества окружающей среды. В главе 26 УК установлена ответственность за посягательства которые заключаются ...
27636. Объект преступления - неприкосновенность компьютерной информации 46.5 KB
  информации на машинном носителе в электронновычислительной машине ЭВМ системе ЭВМ или их сети если это деяние повлекло уничтожение блокирование модификацию либо копирование информации нарушение работы ЭВМ системы ЭВМ или их сети. Под компьютером понимается электронновычислительная машина ЭВМ или в переводе на русский язык вычислитель. Под компьютеризацией понимается широкое внедрение ЭВМ компьютеров в различные сферы человеческой деятельности. Специалисты в области компьютерной техники могут незаконно вмешиваться в созданные...
27638. Общие начала назначения уголовного наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств 152.5 KB
  Общие начала назначения уголовного наказания. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств. Общие начала назначения наказания это принципиальные основные положения которыми должен руководствоваться суд при назначении наказания лицу признанному виновным в совершении преступления. Законодатель выделяет следующие основные начала назначения наказания: 1 наказание должно быть справедливымт.