93538

Стадии правоприменительной деятельности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Определенная последовательность совершения действий в ходе правоприменения дает основание говорить о стадиях применения: Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Выбор отыскание правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения...

Русский

2015-09-01

30.54 KB

0 чел.

Стадии правоприменительной деятельности.

Определенная последовательность совершения действий в ходе правоприменения дает основание говорить о стадиях применения:

  1.  Анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы.
  2.  Выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция.
  3.  Уяснение смысла и содержания нормы права.
  4.  Разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом.
  5.  Принятие акта применения права.

Рассмотрим содержание перечисленных стадий. Анализ фактических обстоятельств начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводится не любыми доступными средствами, а с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. В результате исследования фактических обстоятельств по делу устанавливается объективная истина.

Выбор нормы права - это отыскание такой нормы, которая рассчитана на регулирование данных отношений. При этом проверяются:

  1.  подлинность нормы права и ее действенность (т.е. неотмененность, непротиворечивость нормам, обладающим более высокой юридической силой);
  2.  характер действия нормы;
  3.  пределы действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

На этой стадии осуществляется квалификация, то есть решается вопрос о том, какая норма должна быть положена в основу рассматриваемого дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института, отрасли права.

Если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений (например, в рамках общего порядка купли-продажи особые правила установлены для купли-продажи объектов недвижимости), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.

В некоторых случаях в процессе выбора нормы обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего и даже противоречивого содержания (коллизия норм). Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему: а) если коллизирующие нормы исходят от различных органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б) если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее.

Уяснение смысла и содержания нормы права и разъяснение нормы, права компетентным государственным органом или иным субъектом являются стадиями толкования. В результате данной деятельности устанавливается действительный смысл нормы, содержание государственной воли, выраженной в ней.

Последняя стадия - принятие акта применения права или вынесение решения. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.п.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов права.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82404. Системы линейных уравнений с двумя переменными 44 KB
  Недостатком в данном случае является - колоссальная подготовка такого урока. Если выбираем вариант использования готового электронного образовательного ресурса то учителю необходимо: Тщательно проанализировать содержание ЭОРа на соответствие целям и задачам урока. Написать конспект урока.
82406. Выбор профессии 64.5 KB
  You see, children, some days ago a friend of mine gave me a letter from her British pen friend Kate by name. To my mind it will be interesting for you to read the letter because she is of your age and perhaps you will see yourself in Kate’s situation.
82407. История развития сети Интернет 84.5 KB
  Цель: познакомится с историей возникновения Интернет. Задачи: Изучить литературу по истории возникновения Интернет. Подготовить сообщения по особенностям становления Интернет в разные периоды.
82408. Экспертиза и оценка изделий 61.94 KB
  Цели урока: образовательные дать понятие качество изделия научить оценивать качество изделия по различным критериям; воспитательные воспитывать умение работать в коллективе прививать уважение к чужому мнению умение аргументировать свою точку зрения; развивающие прививать интерес к профессиям...
82409. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? 50.5 KB
  Цель урока. Учебный аспект: научить обучающихся давать советы о том, как быть здоровыми. Развивающий аспект: развитие воображения, способности к догадке; развитие умения делать выводы; развитие способности планировать речевые действия; развитие коммуникабельности.
82410. В. В. Бианки «Музыкант» 63 KB
  Цели: образовательные: познакомить с творчеством В. В. Бианки, с его рассказами, учить находить главную мысль. Развивающие: совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, развивать монологическую речь, память, внимание, воображение, обогащать словарный запас.
82411. Споры о метафизике в современной зарубежной философии 26.34 KB
  Действительно любая позиция является таковой только в силу своей выраженности в языке и следовательно отсутствие что влечет за собой поиски как. Текстом является всё. При этом в духе Гегеля это всё является тождественным ничто. В соответствии с ней значение какоголибо утверждения если это утверждение не является аналитическим или конвенциональным должно сводиться к чувственным восприятиям; если для какогото утверждения указать такие восприятия невозможно то такое утверждение считается бессмысленным.
82412. Философия языка (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Л. Витгенштейн, М. Фуко и др.) 41.05 KB
  Важное место в философии Хайдеггера занимает проблема понимания и языка. Хайдеггер отмечал что хотя язык изучается многими науками языкознанием логикой психологией и другими науками они не способны проникнуть в сущность языка. Они не могут этого сделать поскольку совершают грубую ошибку не понимая монологического характера языка.