93539

Применение правовых норм. Условие применения правовых норм. Значение процедурно-процессуальных форм в правоприменительной деятельности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Реализацией права называется воплощение предписаний правовых норм в поведении людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни. Формами реализации права является: осуществление использование исполнение; соблюдение; применение. Осуществление использование права это активная реализация субъектами...

Русский

2015-09-01

32.62 KB

0 чел.

Применение правовых норм. Условие применения правовых норм. Значение процедурно-процессуальных форм в правоприменительной деятельности.

Реализацией права называется воплощение предписаний правовых норм в поведении людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни. Формами реализации права является: - осуществление (использование) - исполнение; - соблюдение; - применение. Осуществление (использование) права ~ это активная реализация субъектами (гражданами, гос-ными органами и т. д.) тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве. Гос-ные органы, осуществляя свои права, одновременно исполняют свои обязанности (например, суды при осуществлении правосудия, иные органы, выполняющие свои функции). Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм (например, выполнение гражданами своих конституционных обязанностей - воинской, по уплате налогов и т. д.). Исполнение может выражаться не только в активной деятельности, но и в воздержании от противоправных действий. Соблюдение - реализация запрещающих норм, несовершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности. Особой формой реализации права является его применение. Спецификой; данной формы является то, что она осуществляется компетентными, органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неограниченный круг лиц. Применение права имеет следующие признаки: - осуществляется уполномоченными гос-ными органами и должностными лицами (граждане, не являющиеся должностными лицами, заниматься правоприменительной деятельностью не могут); имеет гос-нно-властный характер (является одним из видов гос-ной деятельности, осуществляется от имени гос-ва в оперативно-исполнительской (позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов - приказ о приеме на работу и т. д.) и правоохранительной формах); осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; основано на принципах: - законности; -справедливости; - целесообразности; -обоснованности; осуществляется в определенной последовательности: - устанавливаются фактические обстоятельства дела; - выбираются соответствующие правовые нормы; - принимается решение (издается индивидуальный акт); - содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц; - решение принимается по конкретному делу. Акты применения права: должны издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; - строго соответствовать нормативно-правовым актам, на основании которых они принимаются; содержать глубокую и полную мотивировку; - иметь все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер. Применение - одна из форм реализации права. Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства гос-ва, его органов, должностных лиц. Это: - отношения в сфере гос-ного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом); - отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков); отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах); отношения по привлечению к юр-кой ответственности, назначению и исполнению наказания; иные общественные отношения. К признакам применения права относятся: его осуществление компетентными гос-ными органами и должностными лицами; - соблюдение процессуальной формы; - индивидуальный характер; - установление конкретных субъективных прав, юр-ких обязанностей, ответственности в случае их нарушения; - принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда). Основными стадиями правоприменения являются: - установление фактических обстоятельств дела; - исследование и квалификация фактических обстоятельств; - решение по юр-кому делу. Под фактическими обстоятельствами понимаются; лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве). Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев). Доказательства должны быть относимыми - иметь отношение и исследуемым обстоятельствам; допустимыми - собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними - полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств. При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы права, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом. Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа: - процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя); - издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда). Акты применения права классифицируются по издавшим их субъектам на: - акты органов гос-ной власти (например, постановление Гос-ной Думы о назначении Председателя Центробанка. Указ Президента РФ о назначении федерального министра); акты органов гос-ного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации); акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении определенных мер юр-кого воздействия в отношении конкретного неплательщика налога - физического лица, организации); - акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу); - акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации); по характеру правового воздействия: регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника организации); охранительные (приговор суда по уголовному делу); по значению: основные (например, решение суда по существу юр-кого дела); вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований); по форме: - устные (наложение штрафа за безбилетный проезд); резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руководителем организации на заявление работника); документированные (указ Президента РФ; приговор суда). Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробелов в праве. Пробел в праве - отсутствие необходимой нормы, регулирующей общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации. В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется путем: - издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нормативно-правового акта) - обычно длительный процесс, не позволяющий оперативно реагировать на потребности правового регулирования; заполнения пробела в праве правоприменителем (не лучший с точки зрения законности способ, однако оперативный и эффективный нынешних условиях). Основными способами заполнения пробелов в праве правоприменителем являются: - аналогия закона - применение при заполнении пробела нормы, регулирующей сходные отношения (найденная норма выступает в качестве правового основания для решения дела); - аналогия права - при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, заполнение правового пробела правоприменителем исходя из общих принципов и смысла законодательства. Данные способы (аналогия закона и аналогия права) имеют место в российской правоприменительной практике, однако запрещены в админ-ном и уголовном праве.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25906. Административная ответственность: понятие и виды 35.5 KB
  Административная ответственность это особый вид юридической ответственности которой присущи все признаки последней она наступает на основе норм права за нарушение правовых норм конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов связана с государственным принуждением. Повтор только другими словами можно убрать Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками присущими юридической ответственности в целом: представляет собой меру государственного воздействия...
25907. Понятие и система государственной службы в РФ 53 KB
  Понятие и система государственной службы в РФ. В зависимости от форм собственности на которой базируются органы объединения учреждения и организации где люди осуществляют служебную деятельность а также характера выполняемых работниками функций служба может быть государственной муниципальной служба в органах местного самоуправления и служба в негосударственных объединениях хозяйственных товариществах и обществах акционерных обществах кооперативах общественных объединениях и т. Под государственной службой в широком смысле понимается...
25908. Правовой статус государственных гражданских служащих и порядок прохождения ими службы 95.5 KB
  На государственного служащего возлагаются следующие общие обязанности: исполнять приказы распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей изданные в пределах их должностных полномочий за исключением явно незаконных; поддерживать уровень квалификации достаточный для исполнения должностных полномочий; соблюдать нормы служебной этики и установленный в государственном органе служебный распорядок; не совершать действий затрудняющих работу органов государственной власти а также приводящих к подрыву авторитета...