93539

Применение правовых норм. Условие применения правовых норм. Значение процедурно-процессуальных форм в правоприменительной деятельности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Реализацией права называется воплощение предписаний правовых норм в поведении людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни. Формами реализации права является: осуществление использование исполнение; соблюдение; применение. Осуществление использование права это активная реализация субъектами...

Русский

2015-09-01

32.62 KB

0 чел.

Применение правовых норм. Условие применения правовых норм. Значение процедурно-процессуальных форм в правоприменительной деятельности.

Реализацией права называется воплощение предписаний правовых норм в поведении людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни. Формами реализации права является: - осуществление (использование) - исполнение; - соблюдение; - применение. Осуществление (использование) права ~ это активная реализация субъектами (гражданами, гос-ными органами и т. д.) тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве. Гос-ные органы, осуществляя свои права, одновременно исполняют свои обязанности (например, суды при осуществлении правосудия, иные органы, выполняющие свои функции). Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм (например, выполнение гражданами своих конституционных обязанностей - воинской, по уплате налогов и т. д.). Исполнение может выражаться не только в активной деятельности, но и в воздержании от противоправных действий. Соблюдение - реализация запрещающих норм, несовершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности. Особой формой реализации права является его применение. Спецификой; данной формы является то, что она осуществляется компетентными, органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неограниченный круг лиц. Применение права имеет следующие признаки: - осуществляется уполномоченными гос-ными органами и должностными лицами (граждане, не являющиеся должностными лицами, заниматься правоприменительной деятельностью не могут); имеет гос-нно-властный характер (является одним из видов гос-ной деятельности, осуществляется от имени гос-ва в оперативно-исполнительской (позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов - приказ о приеме на работу и т. д.) и правоохранительной формах); осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; основано на принципах: - законности; -справедливости; - целесообразности; -обоснованности; осуществляется в определенной последовательности: - устанавливаются фактические обстоятельства дела; - выбираются соответствующие правовые нормы; - принимается решение (издается индивидуальный акт); - содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц; - решение принимается по конкретному делу. Акты применения права: должны издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; - строго соответствовать нормативно-правовым актам, на основании которых они принимаются; содержать глубокую и полную мотивировку; - иметь все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер. Применение - одна из форм реализации права. Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства гос-ва, его органов, должностных лиц. Это: - отношения в сфере гос-ного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом); - отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков); отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах); отношения по привлечению к юр-кой ответственности, назначению и исполнению наказания; иные общественные отношения. К признакам применения права относятся: его осуществление компетентными гос-ными органами и должностными лицами; - соблюдение процессуальной формы; - индивидуальный характер; - установление конкретных субъективных прав, юр-ких обязанностей, ответственности в случае их нарушения; - принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда). Основными стадиями правоприменения являются: - установление фактических обстоятельств дела; - исследование и квалификация фактических обстоятельств; - решение по юр-кому делу. Под фактическими обстоятельствами понимаются; лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве). Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев). Доказательства должны быть относимыми - иметь отношение и исследуемым обстоятельствам; допустимыми - собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними - полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств. При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы права, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом. Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа: - процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя); - издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда). Акты применения права классифицируются по издавшим их субъектам на: - акты органов гос-ной власти (например, постановление Гос-ной Думы о назначении Председателя Центробанка. Указ Президента РФ о назначении федерального министра); акты органов гос-ного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации); акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении определенных мер юр-кого воздействия в отношении конкретного неплательщика налога - физического лица, организации); - акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу); - акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации); по характеру правового воздействия: регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника организации); охранительные (приговор суда по уголовному делу); по значению: основные (например, решение суда по существу юр-кого дела); вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований); по форме: - устные (наложение штрафа за безбилетный проезд); резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руководителем организации на заявление работника); документированные (указ Президента РФ; приговор суда). Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробелов в праве. Пробел в праве - отсутствие необходимой нормы, регулирующей общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации. В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется путем: - издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нормативно-правового акта) - обычно длительный процесс, не позволяющий оперативно реагировать на потребности правового регулирования; заполнения пробела в праве правоприменителем (не лучший с точки зрения законности способ, однако оперативный и эффективный нынешних условиях). Основными способами заполнения пробелов в праве правоприменителем являются: - аналогия закона - применение при заполнении пробела нормы, регулирующей сходные отношения (найденная норма выступает в качестве правового основания для решения дела); - аналогия права - при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, заполнение правового пробела правоприменителем исходя из общих принципов и смысла законодательства. Данные способы (аналогия закона и аналогия права) имеют место в российской правоприменительной практике, однако запрещены в админ-ном и уголовном праве.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35884. Деньги и кредит 128.7 KB
  Международные финансовые и кредитные институты. Финансы как экономическая категория. Финансовая система. Использование финансов в общественном воспроизводстве.