93542

Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Механизм правового регулирования это система юридических средств организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Этот механизм позволяет: обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения поведение людей...

Русский

2015-09-01

31.48 KB

2 чел.

Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Этот механизм позволяет:

§ обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;

§ показать динамику права, механизм его реального функционирования;

§ выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

§ норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

§ юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

§ правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

§ акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

§ охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

С точки зрения функционирования правового регулирования (юридический механизм действия права) - это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры - это элементарный состав каждого из его аспектов.

Первая стадия механизма правового регулирования (МПР) как процесса состоит в общем воздействии права на общество и складывающиеся в нем общественные отношения. Происходит формулирование правил поведения, направленных на удовлетворение интересов определенной группы субъектов права. Уже на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных препятствий на пути реализации и предусматриваются варианты применения правовых средств их преодоления. На данном этапе речь идет о качественном подходе к формированию нормы права.

Вторая стадия. Определяются специальные условия, при наступлении которых общие правила поведения могут быть детализированы применительно к определенному виду субъекта (субъектов) права. На данном этапе речь идет о юридическом факте, выступающем в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения возможной юридической связи между субъектами права.

Третья стадия устанавливает характер конкретной юридической связи между субъектами права посредством определения взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу и к третьим лицам. На данном этапе на основе норм права и конкретных юридических фактов осуществляется процесс возникновения правоотношений определенного вида.

Четвертая стадия. Реализация в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей, направленных на удовлетворение их целей посредством соблюдения, исполнения или использования предоставленных правовыми предписаниями возможностей. Это находит свое отражение в актах реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия. Если форме реализации права препятствуют негативные явления, вызванные противоправными действиями и поставленные цели не могут быть достигнуты, то в процесс механизма правового регулирования включается определенный законом круг лиц или государственных органов власти, наделенных полномочиями по правоприменительной деятельности. Возникновение этой стадии носит факультативный (необязательный) характер и возможно только при необходимости восстановления правомерного поведения субъектов права в рамках устанавливаемого государством юридически значимого поведения. Свое выражение оно находит в форме принятия правоприменительного акта, носящего охранительный характер.

Можно выделить также и другую факультативную стадию, предшествующую иногда возникновению правоотношений - это стадия формирования и возникновения права.

Таким образом, указанным стадиям соответствуют следующие элементы юридического аспекта правового регулирования, составляющие структуру механизма правового регулирования:

· нормы права;

· юридические факты, в том числе и акты (факультативный элемент) правоотношения; правоотношение;

· акты реализации прав и обязанностей;

· правоприменительный акт, носящий охранительный характер


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29904. Кредитование физических лиц коммерческими банками: состояние и перспективы развития 20.56 KB
  Принцип возвратности банковского кредита означает что денежные средства полученные в виде ссуды служат для заемщика временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены. Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг оказываемых банками при предоставлении кредита. При обращении клиента в банк за получением кредита уполномоченный сотрудник банка разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита выясняет у клиента цель на которую испрашивается кредит знакомит с...
29905. Цена капитала: источники информации и методика расчёта 45.31 KB
  В ходе процесса привлечения капитала предприятие использует различные собственные и заемные источники: эмиссию акций и облигаций кредиты банков займы у предприятий и т. Величина уставного капитала объявляется при регистрации предприятия. Его отсутствие или недостаточная величина рассматриваются как факторы дополнительного риска вложения капитала в предприятие.
29906. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах 16.54 KB
  В финансовой системе выделяют государственные финансы финансы предприятий и финансы населения.; местные финансы средства местного бюджета муниципальные ценные бумаги принадлежащие органам местного самоуправлениями другие финансовые средства; специальные внебюджетные фонды социальные и экономические; финансы государственных корпораций. Общая структура финансовых систем зарубежных стран: 1 государственные финансы; 2 корпоративные финансы; 3 финансы домохозяйств которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных...
29907. Роль Федерального бюджета в решении социальных проблем общества 17.21 KB
  Роль Федерального бюджета в решении социальных проблем общества. Роль государственного бюджета прежде всего состоит в том что бюджет создает финансовую базу необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социальноэкономического характера. Роль государственного бюджета в социальноэкономическом развитии общества заключается в следующем: 1.
29908. Инвестиционные качества ценных бумаг. Доходность и риск в оценке их эффективности 16.3 KB
  Ценные бумаги 1 это специальным образом оформленные финансовые документы в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя; 2 документы содержащие какоелибо имущественное право реализация которого возможна только при условии их предъявления акции облигации векселя и др. Ценная бумага как и любая вещь обладающая стоимостью и не изъятая из оборота характеризуется рядом существенных показателей определяющих цену указанной бумаги а точнее стоимость прав предоставляемых данным предметом своему владельцу....
29909. Финансовое планирование и бюджетирование 14.21 KB
  В процессе финансового планирования одновременно обосновываются рациональные отношения стоимостные пропорции движение финансовых ресурсов и на этой основе определяются финансовые показатели на плановый период. Цели финансового планирования на предприятии зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений к которым относятся: максимизация продаж; максимизация прибыли; максимизация собственности владельцев предприятия. Основным результатом стратегического планирования является стратегический план организации. Бизнесплан...
29910. Роль финансов в политике международного экономического сотрудничества 14.89 KB
  Финансовый механизм складывающийся в сфере международных экономических связей выступает орудием реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества России. Функционируя в международной сфере финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связейвыступают как стимул развитя международной экономической интеграции. Роль финансов в развитии международных свяезй проявляется по трем напровлениям: Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования...
29911. Виды инвестиций и методы финансирования инвестиционной деятельности 41 KB
  Основными методами финансирования инвестиционных проектов являются: самофинансирование т. осуществление инвестирования только за счет собственных средств; акционирование а также иные формы долевого финансирования; кредитное финансирование инвестиционные кредиты банков выпуск облигаций; лизинг; бюджетное финансирование; смешанное финансирование на основе различных комбинаций этих способов; проектное финансирование метод финансирования характеризующийся особым способом обеспечения возвратности вложений в основе которого...
29912. Взаимодействие финансового и операционного рычагов 38 KB
  Взаимодействие финансового и операционного рычагов Соотношение затрат для заданного объема продаж одним из вариантов измерения которого является отношение маржинального дохода к прибыли получило название операционного рычага. Показатель операционного рычага позволяет достаточно быстро без подготовки полного отчета о прибылях и убытках определить как повлияют изменения объема продаж на прибыль компании. Чтобы выяснить на сколько процентов изменится размер прибыли следует процентное изменение объема продаж умножить на уровень...