93672

Возбудители коклюша и паракоклюша. Характеристика их свойств. Патогенез коклюша. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика

Доклад

Медицина и ветеринария

Патогенез и клиника. Инкубационный период при коклюше от 3 до 14 дней, чаще 5—8 дней. Возбудитель, попавший на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, размножается в клетках цилиарного эпителия и далее бронхогенным путем распространяется в более низкие отделы (бронхиолы, альвеолы, мелкие бронхи).

Русский

2015-09-04

14.06 KB

2 чел.

Возбудители коклюша и паракоклюша. Характеристика их свойств. Патогенез коклюша. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика.

Коклюш — острое инфекционное заболевание преимущественно детского возраста, характеризующееся циклическим течением и приступообразным спазматическим кашлем.

Возбудитель — Bordetella pertussis - относятся к классу Betaproteobacteria, грамотрицательны, хорошо ок-рашиваются всеми анилиновыми красителями. Иногда выявляется биполярная окраска за счет зерен волютина на полюсах клетки. Возбудитель коклюша имеет форму °воидной палочки (коккобактерии) размером 0,2—0,5 х 1,0—1,2 мкм. Паракоклюшная палочка имеет такую же форму, но несколько крупнее (0,6 х 2 мкм). Расположены чаще поодиночке, но могут располагаться попарно. Спор не образуют, у молодых культур и у бактерий, выделенных из макроорганизма, обнаруживается капсула. Бордетеллы неподвижны, за исключением В. bronchiseptica, которая является пери- трихом. Содержание Г + Ц в ДНК составляет 61—70 мол %, Относятся к гемофиль- ным бактериям. Бордетеллы — строгие аэробы, хемоорганотрофы. Оптимальная температура роста — 35—36 °С.

Бордетеллы не ферментируют углеводов, не образуют индола, не восстанавливают нитраты в нитриты (за исключением В. bronchiseptica). Паракоклюшные бактерии выделяют тирозиназу, образуя пигмент, окрашивающий среду и культуру в коричневый цвет.

Патогенез и клиника. Инкубационный период при коклюше от 3 до 14 дней, чаще 5—8 дней. Возбудитель, попавший на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, размножается в клетках цилиарного эпителия и далее бронхогенным путем распространяется в более низкие отделы (бронхиолы, альвеолы, мелкие бронхи). При действии экзотоксина эпителий слизистой оболочки некротизируется, в результате чего раздражаются кашлевые рецепторы и создается постоянный поток сигналов в кашлевой центр продолговатого мозга, в котором формируется стойкий очаг возбуждения. Это приводит к возникновению спазматических приступов кашля. Бактериемии при коклюше не бывает. Вторичная бактериальная флора может приводить к осложнениям.

Лабораторная диагностика. Основными методами диагностики являются бактериологический и серологический; для ускоренной диагностики, особенно на ранней стадии болезни, может быть использована реакция иммунофлуоресценции. Для выделения чистой культуры в качестве материала используют слизь из носоглотки или мокроту, которые высевают на КУА или среду Борде—Жангу. Посев также может быть сделан методом «кашлевых пластинок». Выросшую культуру идентифицируют по совокупности культуральных, биохимических и антигенных свойств. Серологические реакции — агглютинации, связывания комплемента, пассивной гемагглютинации — ставятся в основном для ретроспективной диагностики коклюша или в тех случаях, когда не выделена чистая культура. Антитела к возбудителю появляются не ранее 3-й нед. заболевания, диагноз подтверждается возрастанием титра антител в сыворотках, взятых с 1—2-недельным интервалом. У детей первых двух лет жизни серологические реакции часто бывают отрицательными.

Специфическая профилактика и лечение. Для плановой профилактики коклюша у детей используют адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбняч- ную вакцину (АКДС), содержащую 20 млрд убитых коклюшных бактерий в 1 мл. На этом же компоненте основана выпускаемая отдельно убитая коклюшная вакцина, применяемая в детских коллективах по эпидемиологическим показаниям. Этот компонент реактогенен (нейротоксическое свойство), поэтому сейчас активно изучаются бесклеточные вакцины, содержащие от 2 до 5 компонентов (коклюшный анатоксин, филаментозный гемагглютинин, пертактин и 2 агглютиногена фимбрий). Для лечения применяют антибиотики (гентамицин, ампициллин), эффективные в катаральном и бесполезные в судорожном периоде заболевания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54418. ІННОВАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ ВИЯВЛЕННЯ, НАВЧАННЯ І ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ ОБДАРОВАНОЇ МОЛОДІ 367 KB
  Профільне навчання в сучасній школі як технологічне рішення по створенню розвивального середовища для обдарованої молоді. Теоретичний аналіз світового досвіду профільної диференціації навчання.Сутність мета і принципи профільного навчання.
54419. Молюски 137.5 KB
  Мета: перевірити та узагальнити знання учнів з теми, сприяти застосуванню теоретичного матеріалу, виховувати вміння звертатися до свого досвіду, розвивати творчу активність, пізнавальні інтереси учнів, продовжувати формувати вміння працювати з роздатковим матеріалом, додатковою літературою, порівнювати, узагальнювати, робити висновки.
54420. Тип Молюски 377 KB
  Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и физиологии моллюсков разных классов в связи с образом жизни их значении в экосистемах и для человека ; Развивать интеллектуальные и умственные способности: умения анализировать сравнивать логически мыслить делать выводы; Воспитывать бережное отношение к природе развивать экологическое мышление; формировать культуру общения поддерживать психологический микроклимат доверия толерантного отношения друг к другу. Учащиеся должны знать: Общие признаки...
54421. Money 147.5 KB
  So, we need many things to be happy and one of them is money . Today we are going to talk about money and everything connected with it. You know how important money is in our life. Practically all our life is based on money. The majority of relations in the modern world are based on money.
54422. MONEY MAKES THE WORLD GO ROUND 72 KB
  And now you can read the key -word. Its the topic of our today lesson. Lets begin our discussion with the song. You know, friends, that there are so many different songs about money. Id like you to listen to one of the most famous ones sung by legendary group ABBA. Youve heard it already. But while listening fill in the gaps with the necessary words from the list below.
54423. Мониторинг как технология управления качеством образования учащихся в профильной школе 96 KB
  В связи с этим важное значение приобретает социальнопедагогический мониторинг качества образования учащихся позволяющий своевременно получать полную и объективную информацию о результатах работы в профильной школе и осуществлять прогнозирование ее развития. Объектом мониторинга является многоаспектная интеграция включающая учащихся и педагогов нормативное и процессуальное сопровождение образовательные профессиональные и личностные достижения всех участников образовательного взаимодействия и управления качеством профильного обучения....
54424. Мониторинг окружающей среды в Украине 80.5 KB
  Цель: организовать и провести в школе экологическую работу с группой детей и помочь им спасти жителей Мусорного острова; показать учащимся возможности применения экологических навыков в повседневной жизни; воспитывать уважительное отношение к окружающей среде и осознавать свою роль в ней. Изучение проблемы мусора. Реализация акции Нажми на мусор. Для того чтобы ознакомить детей с проблемой бытовых отходов необходимо начать работу с постановки проблемы мусора.
54425. Посилення великокнязівської влади за Володимира Мономаха 58.5 KB
  Мета: характеризувати процес посилення великокнязівської влади за Володимира Мономаха та довести що за його правління Київська Русь зазнала періоду піднесення; розвивати в учнів уміння давати характеристику історичному діячу визначати його місце в історичному процесі аналізувати матеріал роботи висновки працювати з джерелами інформації; переконати учнів у силі згуртованості та єдності на прикладі діяльності Володимира Мономаха виховання почуття патріотизму. Обладнання: Портрет Володимира Мономаха картини картки з джерелами...
54426. Владимир Мономах его внутренняя и внешняя политика 98.5 KB
  ЦЕЛЬ: охарактеризовать процесс усиления великокняжеской власти при Владимире Мономахе и доказать на примерах его внутренней и внешней политики что в период его правления Киевская Русь переживает период расцвета; развивать умение учащихся давать характеристику историческому деятелю определять его место в историческом процессе работать с картой анализировать материал делать выводы работать с историческими источниками; убедить учащихся в силе единства на примере деятельности Владимира Мономаха. ОБОРУДОВАНИЕ: карта портрет Владимира...