93694

И.Г.Савченко и его роль в развитии отечественной микробиологии. Развитие микробиологии в России. Роль медицинской микробиологии в осуществлении профилактического направления здравоохранения

Доклад

Медицина и ветеринария

Савченко Иван Григорьевич (1862-1932), доктор медицинских наук, профессор, заведовал кафедрой микробиологии с 1920 по 1928 гг. Ученик и сподвижник И. И. Мечникова, заслуженный деятель науки РСФСР. Один из организаторов Кубанского мединститута, первый заведующий кафедрой бактериологии и общей патологии.

Русский

2015-09-04

14.91 KB

6 чел.

И.Г.Савченко и его роль в развитии отечественной микробиологии. Развитие микробиологии в России. Роль медицинской микробиологии в осуществлении профилактического направления здравоохранения.

Савченко Иван Григорьевич (1862-1932), доктор медицинских наук, профессор, заведовал кафедрой микробиологии с 1920 по 1928 гг. Ученик и сподвижник И. И. Мечникова, заслуженный деятель науки РСФСР. Один из организаторов Кубанского мединститута, первый заведующий кафедрой бактериологии и общей патологии. Организовал в 1920 г. на базе городской санбаклаборатории химико-бактериологический институт, которым руководил до 1932 г. Создал школу бактериологов, представители которой стали руководителями кафедр в различных институтах страны.

На основе собственных исследований И. Г. Савченко написал ряд ценных работ об иммунизации против сибирской язвы, против холеры. Занявшись разработкой волнующего вопроса о происхождении злокачественных новообразований, публикует научный тракт "О паразитарном происхождении опухолей" (Киев, 1894), который был одновременно его диссертацией на степень доктора медицины. Экспериментальные данные И. Савченко стали широко известны и вошли в учебные руководства русских и иностранных авторов по общей патологии и патологической анатомии...

В этот период особенное влияние на направление работ И. Г. Савченко оказали, как писал Иван Григорьевич, "гениальные исследования" И. И. Мечникова, его фагоцитарная теория и полемика, разгоревшаяся в ученом мире вокруг нее. К счастью молодого исследователя, нередким гостем в лаборатории профессора В. В. Подвысоцкого был сам Илья Ильич Мечников. Однажды он присутствовал при докладе И. Г. Савченко об иммунитете против сибирской язвы, заинтересовался его опытами и дал им высокую оценку. "Он попросил меня, - вспоминал И. Г. Савченко, - подробно изложить протокол опытов, показать препараты и, познакомившись с работой, порекомендовал напечатать ее в немецком журнале", где раньше была напечатана статья немецкого ученого Чаплевского, направленная против теории фагоцитоза Мечникова... "С этой работы, - продолжал Иван Григорьевич, - началось мое знакомство с гениальным Мечниковым, работать у которого стало моей мечтой, осуществившейся в 1895 году".

И вот И. Г. Савченко в Париже, в Пастеровском институте, в лаборатории И. И. Мечникова.

В институте И. Г. Савченко работал над выяснением физической природы и механизма фагоцитоза. Он установил две фазы: первая - притяжение объекта фагоцитоза к поверхности фагоцита и вторая - погружение его в протоплазму с последующим перевариванием... Эти исследования по изучению фагоцитарной реакции принесли И. Г. Савченко всеобщую известность в ученом мире.

После заграничной командировки И. Г. Савченко, воспринявший лучшие традиции Пастеровского института и вооруженный огромным научным опытом, в конце 1896 года возвратился в Россию, прибыл в Казань, где и началась его плодотворная работа в только что построенном бактериологическом институте. Он возглавлял новый институт и кафедру общей патологии в старейшем Казанском университете (основан в 1804 году).

В 1905 году И. Г. Савченко публикует сообщение об открытии им скарлатинозного токсина, а еще через два года предлагает свой метод борьбы со скарлатиной - лечебной сывороткой антитоксического характера. Любопытно, что лишь спустя два десятилетия по этому же пути пошли американцы Дики, не оспаривая однако приоритета изготовления такой сыворотки у русского ученого и придавая его трудам громадное значение. Этот метод приготовления стрептококковой противоскарлатинозной сыворотки, предложенный Иваном Григорьевичем, пользовался большой известностью в Соединенных Штатах Америки и носил название "способа профессора Савченко..."

В 1919 году ученый переезжает из Казани на Кубань. Через год отдел здравоохранения предлагает ему создать окружной бактериологический институт и ставит перед ним неотложные задачи - срочно изготовить в "широком масштабе" вакцины для армии и населения.

Кубань была охвачена эпидемией тифа и холеры. В 1913 году сооружено, возле Сенного базара, специальное двухэтажное здание для химико-бактериологической лаборатории, где и приступил в 1920 году к созданию чудотворных вакцин знаменитый микробиолог. Были созданы необходимые вакцины и препараты, несущие спасение людям, зараженным холерой и сыпняком.

В 1923 году в Краснодаре была создана малярийная станция, возглавлял которую профессор Иван Григорьевич Савченко. Усилия были направлены на борьбу с малярийным комаром анофелесом. Если в 1923 году в Краснодаре числилось 6171 "малярик", то 1927-м - 1533 человека.

Малярия полностью искоренена на Кубани - и в этом немалая заслуга известного микробиолога И. Г. Савченко.

По своим научным исследованиям, по гигантской работе, проводимой в лабораториях, Кубанский химико-бактериологический институт занимал в то время третье место в СССР. В 1928 году ученому присвоено, почетное звание заслуженного деятеля науки (И. Г. Савченко был первым профессором на Северном Кавказе, получившим почетное звание заслуженного деятеля науки.)

Сорок лет ученый отдал служению науке, просвещению, борьбе с недугами и страданиями человечества. Опубликовал более 100 ценных научных работ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15620. Культура, кризис, этика и эстетика 38 KB
  Культура кризис этика и эстетика Темы для обсуждения предложены две: насчёт того переживает ли нынешняя культура кризис и вторая – об этическом и эстетическом в современной культуре. Ничего существенного я не могу сказать ни на первую тему ни на вторую. Потому что ч...
15621. Das Prinzip verum factum: seine theologische Pramisse bei Nikolaus von Kues 41.5 KB
  Das Prinzip €œverumfactum€: seine theologische Pramisse bei Nikolaus von Kues Das Tatsachlichkeit der Wahrheit heutzutage ist etwas dass versteht sich von selbst. Dass die Wahrheit gewissermassen erzeugt ist davon man sagt seitdem am Morgen der Philosophie war klargestellt dass obgleich die Wahrheit von sich selbst existiert denn seine Stellung in die Sprache in dem Urteil von Wahrheit ist. Das bei uns aus Latein angekommende €œFaktum€ hat vor langer Zeit derUntersch...
15622. Николай Кузанский и философия эпохи культуры 58 KB
  Николай Кузанский и философия эпохи культуры слишком обширная тема если считать что эпоха культуры это всё Новое время. Я попытаюсь эскизно очертить только один сюжет из этой большой темы правда он – один из главных. Речь пойдёт об истоках новоевропейского г
15623. Бог был для мира не сим одним 109.5 KB
  Бог был для мира не сим одним Бог был для мира не сим одним – не причиною только бытия но сотворил как благий – полезное как премудрый – прекраснейшее как могущественный – величайшее Василий Великий. Беседы на Шестоднев.1 Всё дальнейшее будет попыткой комментария...
15624. Время событий и событие времени 43.5 KB
  Время событий и событие времени На последней странице Онтологии времени значится учебное издание. Я бы даже сказал учебное пособие. Для меня это учебное пособие по истории философии настоящее и одно из лучших и немногих при наличии кучи учебников плохих и хор...
15625. Принцип verum/factum: его богословские предпосылки У Николая Кузанского 99.5 KB
  Принцип verum/factum: его богословские предпосылки У Николая Кузанского Фактичность истины сегодня нечто само собой разумеющееся. О сделанности истины о том что она какимто образом производится речь идёт с тех пор как на заре философии было выяснено что хотя ист
15626. Cogito как практика себя 85 KB
  Cogito как практика себя Более или менее общим местом историкофилософского дискурса является интерпретация учения Декарта как некой поворотной точки punctum cartesianum в истории западной метафизики с которой начинается новый – собственно новоевропейский её период период...
15627. Техники себя и Просвещение 29 KB
  Техники себя и Просвещение Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением потому что мне кажется что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того и что такое техники себя описываемые и разбираемые в Герменевтике субъекта и что такое
15628. Искусство себя в эпоху Просвещения, или Духовные практики и трансцендентальный аргумент 61.5 KB
  Искусство себя в эпоху Просвещения или Духовные практики и трансцендентальный аргумент Выступление моё – скептическое в том смысле что я не столько буду пытаться решать вопросы сколько попробую их поставить. Правильно корректно фундаментально поставленный воп...