93817

«Детство». «Отрочество». «Юность». Л.Н.Толстого. Проблема жанра, нравственно-психологическая эволюция главного героя. Н.Г.Чернышевский о творчестве Л.Н.Толстого 1850-х годов

Доклад

Литература и библиотековедение

Он думает о том, что хотел бы обидеть Карла Ивановича, разъяриться на милую Наталью Савишну, пережить смерь любимой матери, но это было в детстве. В «Юности» героя начинают занимать другие проблемы: Николенька пытается отличить «пустую фразу от истинного выраженного чувства».

Русский

2015-09-06

18.06 KB

0 чел.

20. «Детство».  «Отрочество». «Юность». Л.Н.Толстого. Проблема жанра, нравственно-психологическая эволюция главного героя.  Н.Г.Чернышевский о творчестве Л.Н.Толстого 1850-х годов.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. В них он видел идеальных людей, еще не испорченных пороками и передрягами жизни. Этим чистым, первозданным светом озарено начало его знаменитой трилогии “Детство. Отрочество. Юность”. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» занимает особое место в творчестве Л.Н.Толстого. Писатель стремился показать развитие человека как личности, рассматривая жизнь в ее динамике. Самоконтроль в нравственном плане – основа жизни Толстого того времени, когда он создавал это произведение.

   В «Юности» автор обращается именно к проблеме нравственного роста человека. Начало юности, по мнению писателя, - «шестнадцатый год на исходе». Николеньку мучает множество вопросов, которые он «прокручивает» в голове. Он думает о том, что хотел бы обидеть Карла Ивановича, разъяриться на милую Наталью Савишну, пережить смерь любимой матери, но это было в детстве. В «Юности» героя начинают занимать другие проблемы: Николенька пытается отличить «пустую фразу от истинного выраженного чувства». У главного героя появляются правила поведения «на всю жизнь». «Разделив свои обязанности на три рода: на обязанности к самому себе, к ближним и богу», Николенька начал на бумаге формулировать первые, но, к его удивлению, их оказалось очень много. Он приходит к выводу, что перед тем, как писать обязанности, нужно составить «Правила жизни».  Главный герой изображен человеком, который постоянно следить за собой. Он частенько поглядывает в зеркало, которое то радует, то расстраивает, то сосредотачивает его. Но зеркало здесь выступает не только в прямом, но и в переносном смысле. Николенька смотрит не на отражение своего лица, а на свой «нравственный облик». С нравственной точки зрения главный герой анализирует всех людей, с которыми общается: и отца, и Володю, и князя Ивана Ивановича, и светское общество. В решении духовных проблем автор обращается к теме дружбы, которая становится главной в последней части трилогии. Дружба, по мнению Толстого, является тем стержнем настоящего сильного человека, который ведет его по жизни. Дружба – такая сила, «когда возносясь все выше и выше в области мысли, вдруг постигаешь всю необъятность ее…» Настоящие дружеские отношения характеризуются, как считает Николенька, уверенностью в прочности чувств и верности друг другу.  Из-за своего возраста главный герой – максималист, его поступки – порывы чувств и эмоций. Иногда действия Николеньки еще долго анализируются им самим. Ссора с Колпиковым наводит юношу на размышления, которые не были для него утешительными: «Мне вдруг пришла страшная мысль, что я поступил как трус. Какое он имел право нападать на меня? Отчего он просто не сказал, что это ему мешает? Стало быть, он был виноват?.. Я ничего не сделал, а, как подлый трусишка, проглотил обиду». Николенька постоянно анализирует свои поступки. Мальчик без устали воспитывает себя. Ставит перед собой цели, к которым смело идет. Николенька страстно желает совершенства, чем и было положено «начало новому взгляду на себя, на людей и на мир божий». Герою в его шестнадцать лет свойственна искренность и удивительная чистота. Его исповедь в бабушкиной комнате делает главного героя чище. После откровений он чувствует себя изменившимся. Однако, вспомнив еще один свой грех, Николенька испытывает неподдельный страх: «Долго я ворочался с боку на бок, передумывая свое положение и с минуты на минуту ожидая божьего наказания и даже внезапной смерти, - мысль, приводившая меня в неописанный ужас»  Главному герою свойственна твердость характера и желание менять себя только к лучшему, его мечты – идеалистичны. Николенька все время проверяет себя, контролирует. Он стремиться к правде, пытается различать лживое, лицемерное от истинного и настоящего. Раздумывая над вопросом, насколько нравственные проблемы, поднятые в «Юности», созвучны с проблемами современного человека, я пришел к интересному выводу. Современное поколение так же стремиться к идеалу и часто задается вопросом, где истина, а где - ложь. Мы часто мечтаем о том, что когда-нибудь станем настоящей личностью, которая будет постоянно стремиться к совершенствованию. Мы мечтаем о дружбе, верности, мечтаем о том, что наши близкие всегда будут поддерживать нас, как и мы сами. Но, в силу того, что мы живем в другом времени, то изменились и нравственные представления людей. Мы стремимся к идеалу внутренне, но ничего для этого не делаем в жизни. Все так и остается в наших грезах. Современный человек слишком ленив, чтобы создавать правила «на всю жизнь», даже если все это осталось на бумаге. Люди слишком увлечены собственными, мимолетными радостями. Блага цивилизации и массовая культура нередко затуманивают наше сознание и отвлекают нас от размышлений над собой, свом внутренним миром. Да, конечно, есть молодые люди, которые стараются заглянуть в свою душу, хотят воспитать в себе положительные качества. Но, чаще всего, это лишь желание быть не таким, как все, быть индивидуальностью среди толпы. Изучая жизнь Николеньки, мальчика девятнадцатого века, я прихожу к выводу, что наше поколение более поверхностно и легкомысленно. Отметив удивительную набожность Иртеньева, я понял, насколько современный молодой человек далек от этого и, чаще всего, не задумывается о своих поступках и о возможности их греховного начала. Тем не менее, я думаю, что такие, как Николенька, есть и в современном обществе. Пока мы читаем такие произведения, как «Юность», мы будем анализировать действительность и так же, как и главный герой, стремиться к идеалу. В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном окружении, он отказался от активного участия в литературной жизни и поселился в имении Ясная Поляна, где занялся хозяйством, педагогикой и семьей (в 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача С. А. Берс).Чернышевский указал на самое существенное качество Толстого - психологический анализ, который составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу Подробно разбирая художественные принципы прозы Толстого, Чернышевский подчеркивает, что «психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту». Чернышевский раскрыл роль художественной прозы Толстого в духовном становлении человека и указал на две наиболее существенные черты таланта молодого писателя это «знание человеческого сердца» и «чистота нравственного чувства» Итоговые определения Н Г Чернышевского прозвучали как глубокая и тонкая характеристика творческого метода и писательской индивидуальности Толстого, тем более что возникли они на основе «самоуглубления, стремления к неутомимому наблюдению над самим собой».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19411. Генезис науки. Основные этапы развития науки 32 KB
  Генезис науки. Основные этапы развития науки. Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения: 1Наука была всегда начиная с момента зарождения человеческого общества так как научная любознательность органично присуща человеку; 2Наука возникла в Дре...
19412. Техника. Этапы развития 28 KB
  Техника общее название различных преспособлениймеханизмов и устройствне существуемых в природе и созданных человеком. Техника это судьба человечества сопровождающая его с момента пробуждения сознания. Первоначально в эпоху каменного века техника была орудием уб...
19413. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций 31 KB
  Технические достижения древних земледельческих цивилизаций Техника это совокупность действий знающего человека направленных на господство над природой. Цель их придать жизни человека такой облик который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужну
19414. Наука и техника в античном мире 29 KB
  Наука и техника в античном мире. До VII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей у египтян искусство скульптуры и начала математических знаний. Греция была
19415. Наука и техника эпохи Возрождения 35.5 KB
  Наука и техника эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения ─ особый период в европейской истории. С одной стороны это расцвет искусства возрождение античности гуманизм. Но с другой стороны рушились прежние ценности установки. Формировалась новая концепция человека ─ реш...
19416. Научная революция в Европе XVII столетия 31 KB
  Научная революция в Европе XVII столетия. XVII столетие важнейший этап в развитие научного познания. С этого века начинается процесс утверждения науки в качестве доминирующей формы постижения бытия. В умах людей утверждается представление о познаваемости мир...
19417. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период НЭПа и форсированной индустриализации) 46.5 KB
  Достижения научного и технического прогресса в советском государстве период НЭПа и форсированной индустриализации. Восстановление страны после гражданской войны преодоление социальноэкономического кризиса в целом к середине 20х гг. завершилось. Но перед советск
19418. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне 28 KB
  Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне Важный вклад в победу над фашизмом внесли советские ученые: физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения; математики разработ
19419. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации 88 KB
  Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение передача и обработка информации. Общепринятого определения инфо