93817

«Детство». «Отрочество». «Юность». Л.Н.Толстого. Проблема жанра, нравственно-психологическая эволюция главного героя. Н.Г.Чернышевский о творчестве Л.Н.Толстого 1850-х годов

Доклад

Литература и библиотековедение

Он думает о том, что хотел бы обидеть Карла Ивановича, разъяриться на милую Наталью Савишну, пережить смерь любимой матери, но это было в детстве. В «Юности» героя начинают занимать другие проблемы: Николенька пытается отличить «пустую фразу от истинного выраженного чувства».

Русский

2015-09-06

18.06 KB

0 чел.

20. «Детство».  «Отрочество». «Юность». Л.Н.Толстого. Проблема жанра, нравственно-психологическая эволюция главного героя.  Н.Г.Чернышевский о творчестве Л.Н.Толстого 1850-х годов.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень любил детей и молодежь. В них он видел идеальных людей, еще не испорченных пороками и передрягами жизни. Этим чистым, первозданным светом озарено начало его знаменитой трилогии “Детство. Отрочество. Юность”. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» занимает особое место в творчестве Л.Н.Толстого. Писатель стремился показать развитие человека как личности, рассматривая жизнь в ее динамике. Самоконтроль в нравственном плане – основа жизни Толстого того времени, когда он создавал это произведение.

   В «Юности» автор обращается именно к проблеме нравственного роста человека. Начало юности, по мнению писателя, - «шестнадцатый год на исходе». Николеньку мучает множество вопросов, которые он «прокручивает» в голове. Он думает о том, что хотел бы обидеть Карла Ивановича, разъяриться на милую Наталью Савишну, пережить смерь любимой матери, но это было в детстве. В «Юности» героя начинают занимать другие проблемы: Николенька пытается отличить «пустую фразу от истинного выраженного чувства». У главного героя появляются правила поведения «на всю жизнь». «Разделив свои обязанности на три рода: на обязанности к самому себе, к ближним и богу», Николенька начал на бумаге формулировать первые, но, к его удивлению, их оказалось очень много. Он приходит к выводу, что перед тем, как писать обязанности, нужно составить «Правила жизни».  Главный герой изображен человеком, который постоянно следить за собой. Он частенько поглядывает в зеркало, которое то радует, то расстраивает, то сосредотачивает его. Но зеркало здесь выступает не только в прямом, но и в переносном смысле. Николенька смотрит не на отражение своего лица, а на свой «нравственный облик». С нравственной точки зрения главный герой анализирует всех людей, с которыми общается: и отца, и Володю, и князя Ивана Ивановича, и светское общество. В решении духовных проблем автор обращается к теме дружбы, которая становится главной в последней части трилогии. Дружба, по мнению Толстого, является тем стержнем настоящего сильного человека, который ведет его по жизни. Дружба – такая сила, «когда возносясь все выше и выше в области мысли, вдруг постигаешь всю необъятность ее…» Настоящие дружеские отношения характеризуются, как считает Николенька, уверенностью в прочности чувств и верности друг другу.  Из-за своего возраста главный герой – максималист, его поступки – порывы чувств и эмоций. Иногда действия Николеньки еще долго анализируются им самим. Ссора с Колпиковым наводит юношу на размышления, которые не были для него утешительными: «Мне вдруг пришла страшная мысль, что я поступил как трус. Какое он имел право нападать на меня? Отчего он просто не сказал, что это ему мешает? Стало быть, он был виноват?.. Я ничего не сделал, а, как подлый трусишка, проглотил обиду». Николенька постоянно анализирует свои поступки. Мальчик без устали воспитывает себя. Ставит перед собой цели, к которым смело идет. Николенька страстно желает совершенства, чем и было положено «начало новому взгляду на себя, на людей и на мир божий». Герою в его шестнадцать лет свойственна искренность и удивительная чистота. Его исповедь в бабушкиной комнате делает главного героя чище. После откровений он чувствует себя изменившимся. Однако, вспомнив еще один свой грех, Николенька испытывает неподдельный страх: «Долго я ворочался с боку на бок, передумывая свое положение и с минуты на минуту ожидая божьего наказания и даже внезапной смерти, - мысль, приводившая меня в неописанный ужас»  Главному герою свойственна твердость характера и желание менять себя только к лучшему, его мечты – идеалистичны. Николенька все время проверяет себя, контролирует. Он стремиться к правде, пытается различать лживое, лицемерное от истинного и настоящего. Раздумывая над вопросом, насколько нравственные проблемы, поднятые в «Юности», созвучны с проблемами современного человека, я пришел к интересному выводу. Современное поколение так же стремиться к идеалу и часто задается вопросом, где истина, а где - ложь. Мы часто мечтаем о том, что когда-нибудь станем настоящей личностью, которая будет постоянно стремиться к совершенствованию. Мы мечтаем о дружбе, верности, мечтаем о том, что наши близкие всегда будут поддерживать нас, как и мы сами. Но, в силу того, что мы живем в другом времени, то изменились и нравственные представления людей. Мы стремимся к идеалу внутренне, но ничего для этого не делаем в жизни. Все так и остается в наших грезах. Современный человек слишком ленив, чтобы создавать правила «на всю жизнь», даже если все это осталось на бумаге. Люди слишком увлечены собственными, мимолетными радостями. Блага цивилизации и массовая культура нередко затуманивают наше сознание и отвлекают нас от размышлений над собой, свом внутренним миром. Да, конечно, есть молодые люди, которые стараются заглянуть в свою душу, хотят воспитать в себе положительные качества. Но, чаще всего, это лишь желание быть не таким, как все, быть индивидуальностью среди толпы. Изучая жизнь Николеньки, мальчика девятнадцатого века, я прихожу к выводу, что наше поколение более поверхностно и легкомысленно. Отметив удивительную набожность Иртеньева, я понял, насколько современный молодой человек далек от этого и, чаще всего, не задумывается о своих поступках и о возможности их греховного начала. Тем не менее, я думаю, что такие, как Николенька, есть и в современном обществе. Пока мы читаем такие произведения, как «Юность», мы будем анализировать действительность и так же, как и главный герой, стремиться к идеалу. В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном окружении, он отказался от активного участия в литературной жизни и поселился в имении Ясная Поляна, где занялся хозяйством, педагогикой и семьей (в 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача С. А. Берс).Чернышевский указал на самое существенное качество Толстого - психологический анализ, который составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу Подробно разбирая художественные принципы прозы Толстого, Чернышевский подчеркивает, что «психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту». Чернышевский раскрыл роль художественной прозы Толстого в духовном становлении человека и указал на две наиболее существенные черты таланта молодого писателя это «знание человеческого сердца» и «чистота нравственного чувства» Итоговые определения Н Г Чернышевского прозвучали как глубокая и тонкая характеристика творческого метода и писательской индивидуальности Толстого, тем более что возникли они на основе «самоуглубления, стремления к неутомимому наблюдению над самим собой».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28209. Культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) 50 KB
  Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных заключается в использовании человеком орудий труда для преобразования мира и сохранении этих орудий. Центральный момент возникновение символической деятельности овладение словесным знаком. Процесс формирования высшей психической функции отнюдь не мгновенен он растянут на десятилетие зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Общение со взрослым овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают...
28210. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) 46 KB
  По мнению Маслоу психоанализ обедняет представление о человеке сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. А где же собственно человеческое в человеке Именно это и призывал изучать Маслоу. Абрахам Маслоу 1908 1970 американский психолог один из основателей гуманистич. Согласно Маслоу эти особенности существуя в виде врожденных потенций актуализируются под влиянием социальных условий.
28211. Екологія. Основи екології 1.36 MB
  Вирішення екологічних проблем людства залишається основним завданням сучасного розвитку. Екологізація економіки передбачає формування нового екологічно орієнтованого мислення. Екологічна освіта стає базовим знанням
28212. Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г.Ананьеву) 39.5 KB
  Так тактильные вибрационные мышечные вестибулярные ощущения отражают определенные моменты и свойства механического движения различных тел в том числе и тела человека. Интерорецепция вкусовые болевые температурные ощущения специфически связаны с основными явлениями жизнедеятельности биологической формой движения материи. Биологические формы движения интероцептивные болевые вкусовые температурные ощущения В совместной деятельности различных анализаторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей определяемых общностью...
28213. Психологичсское значение дистантных ощущений. Отражение пространства при парной работе дистантных анализаторов 42 KB
  1 базальные ощущения тактилънокинестетическое осязание 2 ведущие зрение слух от них идет максимальная информация 3 сквозные ощущения кинестетические движение. Дистанционные ощущения в процессе эволюции развились позже контактных: вибро и хеморецепция обоняние слух зрение как повышение адаптивных возможностей организма ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА функция парных анализаторов напр. Бинокулярное зрение. При раздражении несоответствующих диспарантных точек бинокулярное зрение или диссоциируется раздваевается или...
28214. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мыслительных операций 45.5 KB
  Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мышления =стадии развития: 1Нагляднодейственное элементарная форма практического мышления направленного на разрешение элементарных практических задач. Виды мышления: А. Типологические классификации мышления: При построении типологий виды мышления обычно различаются попарно как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.
28215. Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления 43.5 KB
  Мышление высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка речи. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы.Допонятийное мышление нагляднодейственное через практическое действие с объектом нагляднообразное с помощью образных представлений 2.Понятийное мышление словеснологическое с помощью логических понятий и знаков Допонятийное мышление мышление при...
28216. Понятия «эгоцентризм» и «децентрация» в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже 36.5 KB
  Пиаже показал что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими какими их дает непосредственное восприятие то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает например что луна следует за ним во время его прогулок останавливается когда он останавливается бежит за ним когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем что ребенок говорит не пытаясь воздействовать на собеседника и не осознает...
28217. Стадии формирования понятия (по Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления 42 KB
  Методы исследования и диагностики понятийного мышления. Понятийное мышление ведущий вид мышления характеризуется использованием понятий логических конструкций которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление осознанное вербальное мышление. С ее помощью было установлено что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени: Образование неоформленного неупорядоченного множества отдельных предметов их синкретического сцепления обозначаемого одним словом.