93818

«Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Их общественно-литературное значение

Доклад

Литература и библиотековедение

В середине 19 века доминировало романтическое представление о войне (бр.Козельцевы). Героизм присущ только высшему сословию. Толстой показал, что главной силой является солдат. Он пишет своеобразный гимн защитникам Севастополя. Толстой по дороге в Севастополь: «Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться».

Русский

2015-09-06

15.35 KB

3 чел.

21. «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Их общественно-литературное значение.

3 очерка:

Севастополь в декабре – Современник 1854.

Севастополь в мае – Современник 1855.

Севастополь в августе – Современник 1856.

«Внимая ужасам войны» (Некрасов).

Толстой писал о защитниках Севастополя не как наблюдатель, очеркист. Он сам был участником этих событий. В заглавии каждого рассказа намеренно точно обозначено время: "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае", "Севастополь в августе 1855 года". Но военная хроника  обернулась гениальным художественным открытием подлинной правды о войне.

В середине 19 века доминировало романтическое представление о войне (бр.Козельцевы). Героизм присущ только высшему сословию. Толстой показал, что главной силой является солдат. Он пишет своеобразный гимн защитникам Севастополя. Толстой по дороге в Севастополь: «Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться».

1-й очерк отличает лиро-эпическое интонация.

2-й очерк очень критичен и резок по отношению к офицерам (Ротмистр Проскурин, барон Пест и т.д.). Для многих из них простой солдат – «пушечное мясо», убогое существо, жизнь которого ничего не стоит.

Толстой резко формулирует мысль: нравственное восприятие, связанное с моралью господского класса, не выдерживает испытания перед лицом смерти. Психологоизм.

Описание смерти ротмистра Проскухина: думает о мелком. Граната волчком.

Писатель умеет запечатлеть чувства, мысли в их взаимоборении. Толстой не только умеет описать результату психологического переживания, но и показать весь процесс (диалектика души).

Тема смерти – сквозная. То, о чем думает человек на кануне смерти является комертоном его личности. Проскухин осуждается автором, воинской командой, которая убирает трупы «Ишь, дух какой скверный».

Тема смерти, убийства на войне и геройский поступок. Тема преодоления в себе живой сущности, когда ты убиваешь человека (см. барон пест). Тема истинного и ложного поведения человека на войне, преодоление страха или подчинение страху.

3-й очерк – Толстой развенчивает романтическое представление Володи Козельцева о войне. Володя увидел, что истинный герой «спокойный, терпеливый человек в труде и опасности». Он идет на войну, т.к. совестно жить в Спб, когда все идут на войну.

«Война в крови, страдания в смерти», - Володя Козельцев.

Старший брат: Михаил Козельцев – офицер: пытается показать Володе, что такое война, его почитают солдаты, смерть обоих братьев – война не дает человеку реализоваться.

В Севастопольских рассказах впервые нарисован портрет воюющей масс, который сопрягается с диалектикой души, личности; поведение человека на войне обусловлено теми нравственными критериями, которыми руководствуются в жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10362. Управление учебно-воспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании, в Типовом положении об образовательном учреждении 68 KB
  Управление учебновоспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании в Типовом положении об образовательном учреждении. Совет школы его цели и задачи. Функции руководителей школы. Демократизация внутришкольного управления. Планирование...
10363. Методическая работа в школе. Методический совет школы, его роль, содержание работы. Основы научной организации педагогического труда 39 KB
  Методическая работа в школе. Методический совет школы его роль содержание работы. Основы научной организации педагогического труда. Методическая работа в школе – одно из главных направлений ее деятельности. Состав МО – 45 учителей по предметам или кл. рукли параллел...
10364. Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя. Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики 75 KB
  Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя. Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики Я.А. Коменский И.Г. Песталоцци А. Дистервег К.Д. Ушинский Л.Н. Толстой А.С. Макаренко. Требования к учителю совре...
10365. Учитель в современной школе, его должностные обязанности. Квалификационные категории и разряды профессионального статуса учителя 59.5 KB
  Учитель в современной школе его должностные обязанности. Квалификационные категории и разряды профессионального статуса учителя. Процесс профессионального самосовершенствования учителя. Повышение квалификации и аттестации учителя. Индивидуальные стили педагогическ...
10366. Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп 45 KB
  Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы виды ра...
10367. Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особен-ности организации в них учебно-воспитательного процесса 43 KB
  Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особенности организации в них учебновоспитательного процесса. Негосударственные учебные заведения. Процедура создания и регламентация деятельности образовательных учреждений. Лицензионная...
10368. Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования 38 KB
  Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования. Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области. Регионализация системы ...
10369. Шпаргалка по педагогике (для педагогов) 1.87 MB
  Шпаргалка по педагогике для педагогов 1. Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика греческого происхождения. В дословном переводе означает детовождение. В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по...
10370. АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий 45.72 KB
  АВГУСТИН Блаженный Augustinus Sanctus Аврелий 13.11.354 Тагаст Сев. Африка Нумидия 28.8.430 Гишюн Сев. Африка христ. теолог представитель зап. патристики. Прошёл через увлечение манихейством и скептицизмом в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Онтология А. и его уч...