93820

Общественно-литературная позиция Л. Н. Толстого накануне реформы 1861 года. Нравственно-философская проблематика рассказов «Утро помещика», «Люцерн». Повесть Л. Н. Толстого «Казаки». Проблематика и поэтика

Доклад

Литература и библиотековедение

Он заводит народные школы в Ясной Поляне и ее окрестностях. Толстому грозят расправой, жалуются на него властям, требуют устранения от посреднических дел. Толстой упорствует, горячо и умело отстаивает правду, не жалея сил и не щадя самолюбия своих противников.

Русский

2015-09-06

18.84 KB

1 чел.

23. Общественно-литературная позиция Л. Н. Толстого накануне реформы 1861 года. Нравственно-философская проблематика рассказов «Утро помещика», «Люцерн». Повесть Л. Н. Толстого «Казаки». Проблематика и поэтика.

В начале 60-х годов Толстой с головой ушел в общественную работу. Приветствуя реформу 1861 года, он  становится "мировым посредником" и  отстаивает интересы крестьян в  ходе составления "уставных грамот" - "полюбовных" соглашений между  крестьянами и помещиками  о  размежевании  их земель.  Толстой  увлекается  педагогической деятельностью,  дважды   ездит  за   границу  изучать  постановку  народного образования в Западной Европе. Он заводит народные школы в Ясной Поляне и ее окрестностях. Толстому  грозят расправой, жалуются на него властям,  требуют устранения от посреднических дел. Толстой упорствует, горячо и умело  отстаивает правду, не  жалея  сил и  не щадя самолюбия своих противников. Тогда  его  недруги  строчат  тайный  донос  на  яснополянских

студентов-учителей, привлеченных  писателем  к  работе  в  школе. Герой автобиографического рассказа «Утро помещика» Дмитрий Нехлюдов искренне желает облегчить жизнь своих крестьян, но сталкивается с непониманием и неприятием любых его предложений. Главный конфликт произведения заключается и столкновении двух социальных психологии — помещичьей и крестьянской, примирение между которыми невозможно. Нехлюдов, остро ощущающий свою разобщенность с народным миром, иллюзорность всех своих планов и проектов, крах филантропических затей, не в состоянии разорвать этот замкнутый круг.

У него даже возникает желание «опроститься», он испытывает зависть к простоте и естественности жизни и сознания крестьян. Заканчивается рассказ многозначительной сценой: перед воображением Нехлюдова вдруг раскрывается вся Россия, он видит «золотые города, облитые ярким солнцем, и синее небо с частыми ввездами...». Показательно, что традиционные для русской классической литературы мотивы полета и дороги вызваны были у героя рассказа воспоминаниями о ямщике Илюшке — красивом,  веселом, сильном парне. Жизнь русской деревни передана в рассказе во всей ее сложности и противоречивости. Забитость и нищета русского мужика (достаточно вспомнить описание избы Ивана Чурисенка), максимально правдиво воссозданные в «Утре помещика», придавали рассказу социально-обличительный характер. Такая же тенденция свойственна и рассказу «Поликушка» (862), в котором глубоко раскрыта трагичность судьбы крепостного крестьянина.

Рассказ «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн» (1857) написан по живым впечатлениям первого заграничного путешествия Толстого. Герой рассказа посещает модный курорт Люцерн (Швейцария), он задумывается о губительном влиянии цивилизации на природу, об отсутствии подлинного общения между людьми. «Простое, первобытное чувство человека к человеку» вытесняется комфортом, тщеславием и корыстью. Обличительный пафос достигает особой силы в эпизодах, где рассказчик с душевной болью повествует о бедственном положении нищего музыканта, которому богатые люди не бросили ни единой монетки: «Отчего этот бесчеловечный факт, невозможный ни в какой деревне...— возмущается Д. Нехлюдов, за которым явно стоит автор,— возможен здесь, где цивилизация, свобода и равенство доведены до высшей степени?..» Однако в конце рассказа обличительный пафос заметно снижается, ибо Толстой провозглашает в финале веру в некий «всемирный дух», «вечные нравственные начала».  отмечал, что уже в «Люцерне» проявился комплекс идей, связанный у Толстого с полным отрицанием цивилизации и возвеличиванием инстинктивных, блаженнейших, первобытных «потребностей добра в человеческой натуре».Для Толстого как писателя, для проблематики и поэтики его произведений характерно резкое противопоставление городской, светской и деревенской, близкой к природе жизни. Контраст искусственного городского и естественного деревенского, природного, впервые резко обозначенный в “Казаках”, составляет главное содержание повести “Семейное счастье”, очень многое определяет в “Войне и мире” и в “Анне Карениной”, а в романе “Воскресение” составляет исходную, ключевую мысль. Но именно в “Казаках” руссоистский идеал не утверждается, а преодолевается: Оленину не дано слиться с миром природы и простых людей, живущих по естественным ее велениям. Одна из важных особенностей эпического строя “Казаков” состоит в том, что некоторые главные, ключевые мысли высказаны в немудреных словах простого человека — старика Ерошки. Он философствует о жизни, о войне, о религиозной вере, об отношениях народов друг к другу. В повествовательной системе Толстого это новый шаг сравнительно с севастопольским циклом, предвестие “Войны и мира” и других произведений последующих лет. Сюжет строится в “Казаках” совсем не идиллично. Разрушены мечты Оленина о счастливой “естественной” жизни. В ночном столкновении казаков с абреками убит горец. В конце повести опасно ранен Лукашка. Повесть, однако, как и все созданное Толстым, проникнута жизнеутверждающим началом, основанным на гуманизме, человечности. Повесть утверждает красоту и значительность жизни самой по себе. Ни одно из произведений Толстого не проникнуто такой молодой верой в стихийную силу жизни и ее торжество, как “Казаки”. И в этом смысле кавказская повесть намечает прямой переход к “Войне и миру”. В творческой биографии Л.Н.Толстого “Казаки” сыграли особенную, совершенно выдающуюся роль. После неудачи с “Семейным счастьем” он четыре года ничего не печатал и в письмах к друзьям уверял, что совсем отказался от литературы.

“Казаки” обозначили рубеж. Это было возрождение. Сразу после них увидел свет “Поликушка”, а затем началась напряженная работа над “Войной и миром”. Толстой снова почувствовал себя “писателем всеми силами своей души”. Поиски верного тона повествования были в процессе работы Л.Н.Толстого над “Казаками” особенно напряженными. С самого начала повесть создавалась в полемике с романтическими сочинениями о Кавказе. Вместо воображаемых поэтических картин, “Амалат-беков, черкешенок, гор, обрывов, страшных потоков и опасностей”, рисующихся Оленину, когда он едет на Кавказ, ему предстояло увидеть настоящую жизнь, подлинных людей и природу во всей ее первозданной естественности. Но эти действительные образы были не менее, а только иначе поэтичны. Воспроизвести поэзию реальности для Толстого — важнейшая художественная задача. “Казаки” — одна из самых поэтических его книг.

Неудивительно, что он, вообще не писавший стихов, начал со стихотворения (”Эй, Марыша, брось работу!”), потом пробовал писать свою казачью поэму ритмической прозой, а в окончательный текст повести ввел много песен. Прекрасным стихотворением в прозе звучит рассказ о том, как ранним утром Оленин вдруг увидел горы. Рефрен “а горы…” задает высокий поэтический тон всему дальнейшему повествованию. И рядом с этим — подчеркнуто деловые, с цифрами, почти этнографические описания терских станиц, строго реалистический рассказ о жизни и быте гребенского казачества. Эпический замысел, “объективная сфера” (по словам самого Толстого), история и характер целого народа впервые при работе над “Казаками” занимали его с такой силой. Работая над своей кавказской повестью, Толстой, несомненно, оглядывался назад и воспринимал Пушкина и Лермонтова как своих предшественников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10881. Художнє конструювання. Прорізне різьблення. Пірографія 35.5 KB
  Тема. Художнє конструювання. Прорізне різьблення. Пірографія. Мета: сформувати уявлення про процес створення виробу процес проектування та його основні етапи із художнім конструюванням як складовою процесу проектування; розвивати вміння застосовувати графічні в...
10882. Історія і сучасна релігійна ситуація в Україні 149 KB
  Дохристиянські (язичницькі) вірування та світогляд давніх українців є важкодосліджуваними, оскільки всі письмові свідчення сучасників про них належать християнським авторам, які вороже ставилися до язичництва або замовчували його існування. Проте язичництво дожило до наших днів — у народних піснях
10884. Оцінка результатів проектної діяльності. Виставка робіт. Тематичне оцінювання 15.72 KB
  Тема: Оцінка результатів проектної діяльності. Виставка робіт. Тематичне оцінювання. Мета: виявити рівень сформованості навичок обробки фанери і ДВП; розвивати навички самоконтролю та політехнічне мислення; виховувати культуру праці. Об'єкти практичної діяльності ...
10885. Типові і спеціальні деталі 57.5 KB
  Типові і спеціальні деталі. Види з'єднань деталей Мета: дати поняття про типові й спеціальні деталі; ознайомити з призначенням та загальною будовою коловорота ручного дриля затискачів столярних верстаків; розвивати інтерес до техніки розширювати технічний кругозір
10886. Поняття про провідники та ізолятори. Проводи та їх види 155 KB
  Тема уроку: Поняття про провідники та ізолятори. Проводи та їх види. Мета уроку. Засвоєння знань про будову і призначення ізольованих проводів правила безпечної роботи під час виконання електротехнічних робіт. Формування умінь здійснювати монтаж простого електричного...
10887. Конструкційні матеріали і їх вибір Види конструкційних матеріалів 78 KB
  Тема. 1.4. Конструкційні матеріали і їх вибір Види конструкційних матеріалів. Мета: ознайомити учнів з різними видами конструкційних матеріалів видами та породами дерев особливостями їх будови характерними ознаками способами заготівлі та одержання пиломатеріалів...
10888. Технологія робіт лобзиком. Технологічний процес пиляння. Прийоми пиляння лобзиком. Організація робочого місця 75 KB
  Тема. Технологія робіт лобзиком. Технологічний процес пиляння. Прийоми пиляння лобзиком. Організація робочого місця. Мета: сформувати в учнів поняття про процес різання та уявлення про технологію пиляння фанери і ДВП; розвивати політехнічне мислення; виховувати культу...
10889. Процес випилювання з фанери й ДВП, обпилювання, шліфування 237 KB
  Тема уроку: Процес випилювання з фанери й ДВП обпилювання шліфування. Мета уроку. Формування вмінь виконувати обпилювання фанери; закріплення знань про обпилюваяння деревини. Розвивати точність окомір. Виховувати акуратність виконавчу дисципліну творче ставлення д