93822

Проблема жанра и метода. Очерки Г.И.Успенского 1870-1880–х годов о деревне (Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»). Анализ одного из циклов по выбору

Доклад

Литература и библиотековедение

Возвратившись в 1879 году из Самарской губернии Успенский в 1880-1881 годы некоторое время жил в Новгородской губернии на мызе Лядно близ ст. О значении для себя пребывания в Лядно и вынесенных отсюда впечатлениях Успенский писал в автобиографии: Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни.

Русский

2015-09-06

19.31 KB

0 чел.

  1.  Проблема жанра и метода. Очерки Г.И.Успенского 1870-1880–х годов о деревне (Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»). Анализ одного из циклов по выбору.

К началу 1870-х годов совершенно ясно определились практические последствия крестьянской реформы, не уничтожившей зависимости крестьянских масс от помещиков и вместе с тем положившей начало все большему гнету со стороны нового эксплуататорского класса, буржуазии. Недовольство крестьян засильем помещиков, растущим налоговым гнетом, кулацкой кабалой было повсеместным и очевидным. Это недовольство пореформенного крестьянства своим положением находило глубокое выражение и во всем русском освободительном движении. В семидесятые годы господствующим революционным направлением явилось народничество.

Написанные на основе большого фактического материала, очерки Успенского давали обобщающую картину жизни пореформенной русской деревни. Картины крестьянской жизни, нарисованные Успенским, раскрывали всю иллюзорность утверждений народников о незыблемости сельской общины, об "искусственности" проникавших в деревню товарно-денежных отношений и связанного с этим расслоения крестьянства.

Впервые напечатано в журнале "Отечественные записки", 1880. Возвратившись в 1879 году из Самарской губернии, Успенский в 1880--1881 годы некоторое время жил в Новгородской губернии на мызе Лядно, близ ст. Чудово. Хозяйство в Лядно было поручено крестьянину-белорусу Леонтию Осиповичу Беляеву, покинувшему свою деревню из-за малоземелья. Наблюдения над его работой, жизнью его семьи, его взаимоотношениями с работниками и крестьянами окрестных деревень легли в основу очерков "Крестьянин и крестьянский труд". Л. О. Беляев явился жизненным прототипом главного героя цикла -- Ивана Ермолаевича. В воспоминаниях младшего брата писателя И. И. Успенского и знакомого семьи Успенских Л. К. Чермака дана характеристика Л. О. Беляева, описаны разговоры с ним писателя и ряд отдельных эпизодов жизни Успенского в Лядно, к которым восходят многие страницы цикла "Крестьянин и крестьянский труд".

О значении для себя пребывания в Лядно и вынесенных отсюда впечатлениях Успенский писал в автобиографии: "Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни..., и вот я тогда в первый раз в жизни увидел действительно одну подлинную важную черту в основах жизни русского народа - именно власть земли". 

В цикле "Из деревенского дневника" (и других очерках, предшествовавших циклу "Крестьянин и крестьянский труд") Успенский подверг суровой критике народническую идеализацию деревни. В настоящем цикле Успенский поставил перед собой задачу определить то начало, которое управляет жизнью крестьянина-труженика, формирует его умственные интересы и нравственные идеалы. Этим началом Успенский признал земледельческий труд.

Наблюдая жизнь Ивана Ермолаевича, рассказчик, а вместе с ним и автор приходят к выводу, что, несмотря на тяжелые условия пореформенной деревни, крестьянин-земледелец любит свой труд, тонко понимает его красоту и поэзию. Вся жизнь крестьянина-труженика, весь его бытовой и семейный уклад, все его взгляды на окружающий мир подчинены труду, и это придает внутреннюю цельность его существованию. Лучшим выражением поэтических идеалов народа, неразрывно связанных с трудом, Успенский считает поэзию Кольцова.

Но поэтические и нравственные идеалы крестьянина, как сознает Успенский, крайне узки. Все выходящее за пределы сферы земледельческого труда не интересует Ивана Ермолаевича, которому чужды интересы цивилизации, прогресса, культуры. Кроме того, как хорошо видит писатель, крестьянин-собственник его эпохи, подобный Ивану Ермолаевичу, -- глубокий индивидуалист. Он равнодушно, с глубоким недоверием относится к идее общественного, коллективного труда.

Успенский сознает и то, что "стройность" поэтических идеалов крестьянства, основанных на земледельческом труде, отходит в прошлое. Растет борьба между деревенским собственником и разоряющимся крестьянином-полупролетарием, - борьба, в которой обеими сторонами в ход пускаются любые "дозволенные" и "недозволенные" средства.

Характерно, что в образе самого Ивана Ермолаевича, как он изображен Успенским, черты патриархального крестьянина сочетаются с чертами предприимчивого и зажиточного "хозяйственного" мужика. Хотя Успенский характеризует Ивана Ермолаевича как "истинного" крестьянина-земледельца и в начале очерков противопоставляет его "подстоличному мужику", хозяйство Ивана Ермолаевича также уже задето влиянием капиталистического развития. Иван Ермолаевич содержит наемных рабочих, занимается выпойкой телят, которых он сбывает торговцам, приезжающим из Петербурга.

Очерки "Крестьянин и крестьянский труд" писались Успенским в период революционной ситуации и сыграли важную роль для развития передовой демократической мысли этого периода. Показывая (как и в предшествующих крестьянских циклах) объективные причины той неудачи, которой кончилось в 70-х годах "хождение в народ",- причины, заключавшиеся в незнании народниками подлинных интересов и настроений народа, - Успенский стремился проложить путь для иной, более реальной программы деятельности демократической интеллигенции. Он звал ее от отвлеченных идеалов, от утопической веры в социалистические инстинкты крестьянина-общинника к трезвому изучению объективных условий деревенской жизни. Успенский показал ту пропасть, которая отделяла народнические иллюзии от действительности, заставив своего героя-рассказчика с ужасом ощутить отсутствие взаимного понимания между ним и Иваном Ермолаевичем. Сознание бессилия народнической интеллигенции изменить что-либо в ходе народной жизни приводит героя Успенского к роковому для него выводу: "Не суйся!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19316. Антикур. Воспитательное мероприятие 63.5 KB
  Выступление агитбригады Антикур. учащиеся шагают по сцене Вместе дружно мы шагаем И стране мы обещаем: Сигареты не курить И здоровье не губить 12 Дышите глубже 34 В нашей школе станет пусть же днем здоровья каждый день Вас приветствует аг
19317. «Высший класс», за здоровый образ жизни. Воспитательное мероприятие 47 KB
  Сценарий агитбригады Высший класс за здоровый образ жизни Агитбригада Высший класс. За здоровый образ жизни. 811 класс Цель: Показать вредное действие никотина алкоголя наркотиков на организм человека. Воспитывать ст...
19318. СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. Воспитательное мероприятие 36 KB
  АГИТБРИГАДА ПРОПАГАНДИРУЮЩАЯ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР I. Номинация Проблема нашими глазами КОМАНДА: НЕОТЛОЖКАДЕВИЗ:Мы за здоровье мы за счастьеМы против боли и несчастьяЗа трезвый разум за ясность мыслиЗа детство юность за радост
19319. Нет наркотикам. Воспитательное мероприятие 47.5 KB
  Голос: Увлечение молодежи наркотиками приняло угрожающие размеры. Мы больше не хотим мириться с этим злом и пассивно смотреть как умирают наши сверстники. Мы решили бороться своими методами. Наш девиз: 21 век без пороков Участники агитбригады в белых и черных масках
19320. Нет наркотикам. Воспитательное мероприятие. Сценарий 14.74 KB
  АГИТБРИГАДА НЕТ НАРКОТИКАМ Фонограмма: тревожный колокол. На сцене двое ведущих в строгих костюмах. Ведущий. Пожар Ведущая. Пожар Ведущий. Пожар полыхает по всей России. Пожар в котором горят миллионы юных жизней. Нераскрывшиеся таланты несбывшиеся мечты н
19321. Пропаганда против курения. Воспитательное мероприятие 35 KB
  Сценарий выступления агитбригады Пропаганда против курения. Звучит песня Учат в школе. Дети выходят парами и поют. Буквы разные писать Тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе Учат в школе Учат в школе Пред соблазном устоять Как опасность избежать ...
19322. Спорт вместо наркотиков. Воспитательное мероприятие 53 KB
  ВЕДУЩИЙ: Добрый день всем кто сегодня собрался в этом зале. Сегодня 30 ноября Всемирная акция Спорт вместо наркотиков.Идут чередою века и тысячелетия сменяют друг друга эпохи и цивилизации. И на протяжении всех этих долгих веков человечество занято поисками модели со
19323. Безвредного табака не бывает. Воспитательное мероприятие 69 KB
  Сценарий классного часа Безвредного табака не бывает 79е классы Цель Формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека. Предварительная подготовка 1. Учащимся предлагается найти материал по заданной...
19324. В гостях у доктора Неболейкина. Воспитательное мероприятие 74.5 KB
  В гостях у доктора Неболейкина на малых олимпийских играх Действующие лица: Ведущая Доктор Неболейкин БабаЯга Дети Ведущая. Ребята сегодня мы отправляемся в страну которой нет на карте но без которой очень трудно жить. Эта страна в которой...