93824

Приемы пародии, гротеска, гиперболизации в сатире Салтыкова-Щедрина. «История одного города»

Доклад

Литература и библиотековедение

Мысль: как разрушить город Глупов и построить город умнов. Символика города Глупова многомерна: это всякий русский город — и уездный, и губернский, и столичный. История Глупова делится на времена летописные и собственно исторические, которые хронологически определены от 1731 до 1825 г.

Русский

2015-09-06

16.55 KB

2 чел.

  1.  4.Приемы пародии, гротеска, гиперболизации в сатире Салтыкова-Щедрина. «История одного города».
  2.  

Впервые – ОЗ.

Одним из шедевров щедринской сатиры стала «ИСТОРИЯ ОДНОГО  ГОРОДА» (1869-1870) — сатирический  роман-хроника (очерковый роман-обозрение).

Щедрин задумал книгу «забытые слова»: «были же слова совесть, стыд, отечество – надобно напомнить!».

Мысль: как разрушить город Глупов и построить город умнов. Символика города Глупова многомерна: это всякий русский город— и уездный, и губернский, и столичный.  История Глупова делится на времена летописные и собственно исторические, которые хронологически определены от 1731 до 1825 г. Соответственно  этому  делению  произведение   представляет  вначале пародию на летописный стиль (в «Обращении к читателю от последнего архивариуса-летописца»  и  в  главе  «О  корени  происхождения глуповцев»),  а затем пародию на форму  исторической  монографии.

Издатель ориентируется на летопись. Используется летописное время. Издатель замечает, что глуповское летописание однообразно. Биографии предшествующих градоначальников: Потемкин, Бирон, Разумовский – их характеристика. При всем разнообразии градоночальников – «все они секут обывателей». Пародия на стиль «Слово…». Головотяпы ищут князя, чтобы неумный был. Со слов «Запарю!» - начались исторические времена. Лейтмотив – запорю и все секут обывателей. Брудастый: «Не потерплю». «Сказание о 6-ти градоночальницах» - пародия на эпоху дворцовых переворотов.

Главы истории, как правило, посвящены деятельности одного из градоначальников-монархов, либо эпохальным событиям в жизни государства: в Глупове — это общий голод, эпидемия пожаров и эпоха усмирения бунтов.   В  содержательном плане  пародируются  прежде  всего концепции историков, утверждавших, будто главной созидательной силой русского государства было самодержавие (С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин), но здесь одновременно и выпад против историков-демократов (Н. И. Костомаров, А. П. Щапов), преувеличивавших  значение  стихийных  массовых  выступлений   народа.   «История одного города» — это сатира не только на прошлое, но и на настоящее России, на мало изменяющиеся за века взаимоотношения между властью и народом. Здесь представлена впечатляющая галерея тупоумных и жестоких правителей, но здесь изображены и картины поразительного народного «глуповства», это одновременно сатира и на правителей, и на народ. При всей своей внутренней схожести, градоначальники у Щедрина весьма оригинальны по разнообразию воплощенных в них комических противоречий. Этот комизм отмечен уже в описи градоначальников. Здесь легко просматриваются прототипы некоторых героев — цари Павел I, Александр I - Грустилов, Николай 1 и их сподвижники — Сперанский, Аракчеев – Угрю-Бурчеев и др.

Эта книга ввела у нас сатиру в права высокого вида словесного искусства. В  «Истории...»   Щедрин   создал   шедевр,   равный   выдающимся произведениям мировой сатиры (произведениям Фр. Рабле и Дж. Свифта). Здесь автор смело использовал разнообразные формы сатирической фантастики: гиперболу, гротеск, реализованную метафору, иносказание и олицетворение; символику и зооморфизм... Специфика гиперболы  и  гротеска у Щедрина—в наделении людей механическими органами и свойствами хорошо отлаженной машины. Эти черты выражают автоматизм бездушного и жестокого административного аппарата, равнодушного к живым стремлениям людей. Однако автоматизм  поведения  свойствен  не только  градоправителям,  но  и массе   глуповцев,   проявляющих  себя  в  истории  по  раз  заведенной схеме.

Выход из глуповского царства представляется писателю не следствием развития внутренних сил, а внезапным вмешательством грозного и разрушительного «Оно», пришедшего извне. «Оно» — вовсе не скорая революция, не народное восстание. Путь русского человека от народа «исторического» к народу «демократическому» представлялся писателю достаточно длительным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9141. Повышение качества переходного процесса 974.5 KB
  Повышение качества переходного процесса Под улучшением качества процесса регулирования, помимо повышения точности в типовых режимах, понимается изменение динамических свойств системы регулирования с целью получения необходимого запаса устойчивости и...
9142. Синтез системы автоматического регулирования 376 KB
  Синтез системы автоматического регулирования Под синтезом системы регулирования понимается направленный расчет, имеющей конечной целью отыскание рациональной структуры системы и установление оптимальных величин параметров ее отдельных звеньев. По от...
9143. Личность ученика как субъекта образования и развития 116 KB
  Личность ученика как субъекта образования и развития В каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развить и воспитать. Именно образование, в широком смысле слова, можно назвать средством, позволяющим каждом...
9144. Методология и методы педагогических исследований 68.5 KB
  Методология и методы педагогических исследований Понятие о методологии педагогики. Методологические принципы педагогических исследований. Классификация и характеристика методов педагогического исследования. Понятие о методол...
9145. Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания 132.5 KB
  Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания Сущность понятия метод воспитания, прием воспитания, средства воспитания. Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной. Характеристика методов воспитания и самовосп...
9146. Образование как целостный педагогический процесс 47.5 KB
  Образование как целостный педагогический процесс План Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Законом...
9147. Педагогика в системе наук о человеке 132 KB
  Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. 3. Понятийный аппарат педагогики. Структура педагогических наук. Связь педагогики с другими наук...
9148. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 55.5 KB
  Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 1. Характеристика особенностей процесса воспитания. 2. Содержание и основные этапы процесса воспитания. 3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компонент...
9149. Технология организации педагогической деятельности классного руководителя 113.5 KB
  Технология организации педагогической деятельности классного руководителя Технологические аспекты деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками,...