93824

Приемы пародии, гротеска, гиперболизации в сатире Салтыкова-Щедрина. «История одного города»

Доклад

Литература и библиотековедение

Мысль: как разрушить город Глупов и построить город умнов. Символика города Глупова многомерна: это всякий русский город — и уездный, и губернский, и столичный. История Глупова делится на времена летописные и собственно исторические, которые хронологически определены от 1731 до 1825 г.

Русский

2015-09-06

16.55 KB

1 чел.

  1.  4.Приемы пародии, гротеска, гиперболизации в сатире Салтыкова-Щедрина. «История одного города».
  2.  

Впервые – ОЗ.

Одним из шедевров щедринской сатиры стала «ИСТОРИЯ ОДНОГО  ГОРОДА» (1869-1870) — сатирический  роман-хроника (очерковый роман-обозрение).

Щедрин задумал книгу «забытые слова»: «были же слова совесть, стыд, отечество – надобно напомнить!».

Мысль: как разрушить город Глупов и построить город умнов. Символика города Глупова многомерна: это всякий русский город— и уездный, и губернский, и столичный.  История Глупова делится на времена летописные и собственно исторические, которые хронологически определены от 1731 до 1825 г. Соответственно  этому  делению  произведение   представляет  вначале пародию на летописный стиль (в «Обращении к читателю от последнего архивариуса-летописца»  и  в  главе  «О  корени  происхождения глуповцев»),  а затем пародию на форму  исторической  монографии.

Издатель ориентируется на летопись. Используется летописное время. Издатель замечает, что глуповское летописание однообразно. Биографии предшествующих градоначальников: Потемкин, Бирон, Разумовский – их характеристика. При всем разнообразии градоночальников – «все они секут обывателей». Пародия на стиль «Слово…». Головотяпы ищут князя, чтобы неумный был. Со слов «Запарю!» - начались исторические времена. Лейтмотив – запорю и все секут обывателей. Брудастый: «Не потерплю». «Сказание о 6-ти градоночальницах» - пародия на эпоху дворцовых переворотов.

Главы истории, как правило, посвящены деятельности одного из градоначальников-монархов, либо эпохальным событиям в жизни государства: в Глупове — это общий голод, эпидемия пожаров и эпоха усмирения бунтов.   В  содержательном плане  пародируются  прежде  всего концепции историков, утверждавших, будто главной созидательной силой русского государства было самодержавие (С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин), но здесь одновременно и выпад против историков-демократов (Н. И. Костомаров, А. П. Щапов), преувеличивавших  значение  стихийных  массовых  выступлений   народа.   «История одного города» — это сатира не только на прошлое, но и на настоящее России, на мало изменяющиеся за века взаимоотношения между властью и народом. Здесь представлена впечатляющая галерея тупоумных и жестоких правителей, но здесь изображены и картины поразительного народного «глуповства», это одновременно сатира и на правителей, и на народ. При всей своей внутренней схожести, градоначальники у Щедрина весьма оригинальны по разнообразию воплощенных в них комических противоречий. Этот комизм отмечен уже в описи градоначальников. Здесь легко просматриваются прототипы некоторых героев — цари Павел I, Александр I - Грустилов, Николай 1 и их сподвижники — Сперанский, Аракчеев – Угрю-Бурчеев и др.

Эта книга ввела у нас сатиру в права высокого вида словесного искусства. В  «Истории...»   Щедрин   создал   шедевр,   равный   выдающимся произведениям мировой сатиры (произведениям Фр. Рабле и Дж. Свифта). Здесь автор смело использовал разнообразные формы сатирической фантастики: гиперболу, гротеск, реализованную метафору, иносказание и олицетворение; символику и зооморфизм... Специфика гиперболы  и  гротеска у Щедрина—в наделении людей механическими органами и свойствами хорошо отлаженной машины. Эти черты выражают автоматизм бездушного и жестокого административного аппарата, равнодушного к живым стремлениям людей. Однако автоматизм  поведения  свойствен  не только  градоправителям,  но  и массе   глуповцев,   проявляющих  себя  в  истории  по  раз  заведенной схеме.

Выход из глуповского царства представляется писателю не следствием развития внутренних сил, а внезапным вмешательством грозного и разрушительного «Оно», пришедшего извне. «Оно» — вовсе не скорая революция, не народное восстание. Путь русского человека от народа «исторического» к народу «демократическому» представлялся писателю достаточно длительным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69979. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 61 KB
  Содержит описание специфики профессиональной деятельности инженера. С позиции акмеологии выделяются следующие общие и обязательные для всех специалистов характеристики профессиональной компетентности: гностическая когнитивная отражает наличие необходимых профессиональных...
69980. МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 70.5 KB
  В данной статье анализируется проблема профессиональной направленности и ее влияние на мотивационный профиль студента-психолога. Эмпирически доказывается что студенты с высоким уровнем профессиональной направленности активнее стремятся к познанию и развитию себя своих возможностей и способностей.
69981. ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 117 KB
  Конкретизированный список инструментальных компетенций содержит: 1 способность к анализу и синтезу; 2 способность к организации и планированию; 3 базовые знания в различных областях; 4 тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; 5 письменная и устная коммуникация на родном языке...
69982. Здоровьесберегающая деятельность педагога и психолога: интерактивный подход 32.47 KB
  Одно из направлений современной психологии психология здоровья. В качестве ведущих здоровьесберегающих технологий специалисты выделяют следующие: организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса частично регламентированную в...
69983. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 97 KB
  Использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам и репозиториям университетов показано как одно из важных направлений реализации системного подхода к организации разработки ЭУМК.; использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам...
69984. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 107 KB
  В статье анализируются понятия качество жизни психологическое и субъективное благополучие и их взаимосвязь. Определяется значимость качества жизни и благополучия личности для профессиональной и личностной самореализации выпускника вуза.
69985. Развитие патриотического воспитания школьников Беларуси (1920 – 1930-е гг.) 68.5 KB
  В статье рассматривается процесс становления и развития патриотического воспитания школьников Беларуси в 1920-1930е гг. Определяются цели патриотического воспитания его место в воспитательной работе советской школы.
69986. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 106 KB
  В статье рассматривается процесс проектирования функционирования субъектов образовательного взаимодействия в четко организованном образовательном поле в рамках которого реализуется проектирование образовательного взаимодействия.
69987. МАРКЕТИНГ И ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 88.5 KB
  Методологические аспекты и методические приемы изучения пользователей в условиях национальной библиотеки во многом определяются социокультурной ситуацией и уровнем развития социологии чтения как отрасли социологического знания в рамках которой существует теория и практика изучения читателей.