93824

Приемы пародии, гротеска, гиперболизации в сатире Салтыкова-Щедрина. «История одного города»

Доклад

Литература и библиотековедение

Мысль: как разрушить город Глупов и построить город умнов. Символика города Глупова многомерна: это всякий русский город — и уездный, и губернский, и столичный. История Глупова делится на времена летописные и собственно исторические, которые хронологически определены от 1731 до 1825 г.

Русский

2015-09-06

16.55 KB

2 чел.

  1.  4.Приемы пародии, гротеска, гиперболизации в сатире Салтыкова-Щедрина. «История одного города».
  2.  

Впервые – ОЗ.

Одним из шедевров щедринской сатиры стала «ИСТОРИЯ ОДНОГО  ГОРОДА» (1869-1870) — сатирический  роман-хроника (очерковый роман-обозрение).

Щедрин задумал книгу «забытые слова»: «были же слова совесть, стыд, отечество – надобно напомнить!».

Мысль: как разрушить город Глупов и построить город умнов. Символика города Глупова многомерна: это всякий русский город— и уездный, и губернский, и столичный.  История Глупова делится на времена летописные и собственно исторические, которые хронологически определены от 1731 до 1825 г. Соответственно  этому  делению  произведение   представляет  вначале пародию на летописный стиль (в «Обращении к читателю от последнего архивариуса-летописца»  и  в  главе  «О  корени  происхождения глуповцев»),  а затем пародию на форму  исторической  монографии.

Издатель ориентируется на летопись. Используется летописное время. Издатель замечает, что глуповское летописание однообразно. Биографии предшествующих градоначальников: Потемкин, Бирон, Разумовский – их характеристика. При всем разнообразии градоночальников – «все они секут обывателей». Пародия на стиль «Слово…». Головотяпы ищут князя, чтобы неумный был. Со слов «Запарю!» - начались исторические времена. Лейтмотив – запорю и все секут обывателей. Брудастый: «Не потерплю». «Сказание о 6-ти градоночальницах» - пародия на эпоху дворцовых переворотов.

Главы истории, как правило, посвящены деятельности одного из градоначальников-монархов, либо эпохальным событиям в жизни государства: в Глупове — это общий голод, эпидемия пожаров и эпоха усмирения бунтов.   В  содержательном плане  пародируются  прежде  всего концепции историков, утверждавших, будто главной созидательной силой русского государства было самодержавие (С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин), но здесь одновременно и выпад против историков-демократов (Н. И. Костомаров, А. П. Щапов), преувеличивавших  значение  стихийных  массовых  выступлений   народа.   «История одного города» — это сатира не только на прошлое, но и на настоящее России, на мало изменяющиеся за века взаимоотношения между властью и народом. Здесь представлена впечатляющая галерея тупоумных и жестоких правителей, но здесь изображены и картины поразительного народного «глуповства», это одновременно сатира и на правителей, и на народ. При всей своей внутренней схожести, градоначальники у Щедрина весьма оригинальны по разнообразию воплощенных в них комических противоречий. Этот комизм отмечен уже в описи градоначальников. Здесь легко просматриваются прототипы некоторых героев — цари Павел I, Александр I - Грустилов, Николай 1 и их сподвижники — Сперанский, Аракчеев – Угрю-Бурчеев и др.

Эта книга ввела у нас сатиру в права высокого вида словесного искусства. В  «Истории...»   Щедрин   создал   шедевр,   равный   выдающимся произведениям мировой сатиры (произведениям Фр. Рабле и Дж. Свифта). Здесь автор смело использовал разнообразные формы сатирической фантастики: гиперболу, гротеск, реализованную метафору, иносказание и олицетворение; символику и зооморфизм... Специфика гиперболы  и  гротеска у Щедрина—в наделении людей механическими органами и свойствами хорошо отлаженной машины. Эти черты выражают автоматизм бездушного и жестокого административного аппарата, равнодушного к живым стремлениям людей. Однако автоматизм  поведения  свойствен  не только  градоправителям,  но  и массе   глуповцев,   проявляющих  себя  в  истории  по  раз  заведенной схеме.

Выход из глуповского царства представляется писателю не следствием развития внутренних сил, а внезапным вмешательством грозного и разрушительного «Оно», пришедшего извне. «Оно» — вовсе не скорая революция, не народное восстание. Путь русского человека от народа «исторического» к народу «демократическому» представлялся писателю достаточно длительным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80441. Последовательные регулировочные трансформаторы (Вольтодобавочные трансформаторы) 32.6 KB
  Причинами, вызывающими колебания напряжения в электрической сети, являются: недостаток энергетической мощности, неравномерность нагрузки, вызываемая энергоёмкими промышленными комплексами, в первую очередь металлургическими заводами и горнорудными разрабатывающими комплексами...
80442. Урок-аукцион. Деление 52 KB
  Цель: Повторить изученные приемы умножения и деления многозначных чисел Отработать алгоритм деления на двузначное число Прививать навыки самостоятельного мышления и анализа Развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике.
80443. Розвиток музики 50.5 KB
  Мета: систематизувати та поглибити знання учнів про прийоми розвитку музики; формувати навички аналізу музичного твору, хорового співу; виховувати інтерес до музичного мистецтва. Обладнання: комп’ютер, проектор, презентація, фортепіано, кольорові картки.
80444. І. Калинець « Про що розповіли незабудки» 142 KB
  Мета: ознайомити учнів з життям і творчістю українського письменника І. Калинця; формувати навички правильного, виразного читання прозових творів, насичених діалогами; розширювати уявлення про добрі вчинки; розвивати уяву, вміння орієнтуватися в тексті казки; виховувати людяність, доброзичливість...
80445. Образ людини у мистецтві. Портрет як жанр мистецтва 7.36 MB
  Мета. Формувати у дітей первинні уявлення про особливості форми та пропорцій голови людини, засоби створення виразного портретного образу. Розвивати увагу, мислення, окомір. Виховувати естетичні смаки, любов то творчості та краси.
80447. Прилітайте, птахи, додому! 194.5 KB
  Загальнопізнавальні цілі: ознайомити дітей з перелітними та зимуючими птахами;повторити вивчений матеріал про цифри, геометричні фігури, множини; удосконалювати навички розв’язування прикладів і задач; розвивати навички усної лічби, уваги, мислення; виховувати любов бережливе ставлення до природи, до птахів.
80449. Шлях до незалежності 38 KB
  Головна мета: ознайомлення учнів з основними державотворчими подіями становлення незалежної України,вмвчення основних засад демократичного та суспільного ладу України,її досягнень за останні роки; закріплення знань про державну символіку (Герб, Прапор, Гімн, Основний Закон України-Конституцію)...