93826

«Сказки» Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие, тематика, особенности сатирического стиля

Доклад

Литература и библиотековедение

Тяжело пережив запрещение в 1884 г. «Отечественных записок», Салтыков не сдается, печатается в умереннолиберальных изданиях, демонстрируя блестящие возможности эзопова языка. Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателягражданина стали знаменитые «Сказки».

Русский

2015-09-06

16.69 KB

0 чел.

6. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие, тематика, особенности сатирического стиля.

1880-1886 г.г. – пишет сказки.

Н.В.Гоголь: сказка м.б. создание высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающую греховную истину, когда обнаруживает доступное только мудрецу.

Сказка – иносказание, аллегория. Сказочный зачин, двуплановость повествования.

Русские народные: «Пропала совесть» - "ОЗ", 1869; Дикий помещик - 1869; Премудрый пескарь - 1883; Самоотверженный заяц - газ. "Общее дело", 1883; Бедный волк - газ. "Общее дело", 1883.

Философские: добродетели и пороки - 1884; дурак - газ. "Русские ведомости", 1885; либерал – 1885.; богатырь - журн. "Красный архив", 1922; христова ночь - газ. "Русские ведомости", 1886; рождественская сказка - газ. "Русские ведомости", 1886.

Тяжело пережив запрещение в 1884 г. «Отечественных записок», Салтыков не сдается, печатается в умереннолиберальных изданиях, демонстрируя блестящие возможности эзопова языка. Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателягражданина стали знаменитые «Сказки». С позиции революционного просветительства он исследует и представляет современную Россию в гротескных, аллегорических или символических образах. Их истоки – в устном народном творчестве.

Начало сказочному циклу положили созданные еще в 1869 г. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик». Но в начале восьмидесятых – в годы правления Александра III – писателю потребовался едва ли не весь арсенал фольклорных сказочных образов.

Пришедшие из сказок о животных зоологические персонажи, как никакие другие, выражали суть социальноклассовых противоречий. «Медведь на воеводстве», «Бедный волк», «Орелмеценат» – верхи общества явлены здесь в их хищной, агрессивной природе, опасной для просвещения, прогресса и самой жизни. Писатель новаторски переосмысливает сказочные типы; сюжеты его сказок также далеко отходят от сюжетов фольклорных. Так, в сказке «Медведь на воеводстве» медведь превращается в наместника, самовластно управляющего краем. В традиционном образе неуклюжего и недалекого медведя подчеркивается его звериное, скотское нутро, образ наполняется злободневным содержанием. Топтыгин I «предпочитал блеск кровопролитий», Топтыгин II, замыслив «блестящие злодейства», мечтал разорить типографию или, по крайней мере, университет, академию. Топтыгин III уважал злодейства «натуральные» и пустил жизнь леса на самотек. Масштаб реалистической типизации здесь столь широк, что читатель мог видеть в образах горевоевод российских самодержцев, а в мужиках, учинивших над ними расправу, – восставший народ.

Самые разные социальнопсихологические типы современности нашли яркое воплощение в образах животных: охранители существующего порядка («Вяленая вобла») и обыватели, запуганные реакцией («Премудрый пескарь», «Здравомыслящий заяц»), прекраснодушная интеллигенция, возлагающая напрасные надежды на правительство («Карасьидеалист»), наконец, русский мужик, терпеливый и надеющийся на власть («Коняга» и «Ворончелобитчик»).

Образы волшебных сказок не менее часты в сказочном цикле сатирика. Сказка «Богатырь» основана на популярном в фольклоре сюжете противостояния дурака Иванушки и сказочной нечисти. Актуальный новаторский смысл ему придает идея о ложной, мифической «силе» прогнившей власти, которую достаточно «перешибить кулаком». В сказке «Дурак» нарисован идеальный представитель русской нации: герой живет только ради других, инстинктивно стремится созидать добро. «Но было в его судьбе нечто непреодолимое, что фаталистически влекло его к самоуничижению и самопожертвованию» – такова емкая характеристика щедринского дурака. В персонаже другой «Рождественской сказки» Сереже Русланцеве сочетаются христианские ценности и зреющие убеждения борца за справедливость: «Умру за правду, а уж неправде не покорюсь!»

Однако ни революционнодемократические иллюзии, ни христианские утопии о скором преображении народной жизни не были свойственны скептически настроенному сатирику. Народ в основной массе темен, забит, рабски покорен. И эта покорность сродни самоуничтожению («Самоотверженный заяц»).

Народ «привышен» (привычен) к каторжной юдоли. Этот мотив определяет идейное содержание «Коняги» . Эпическая широта художественного пространства сочетается с масштабным изображением жизни угнетаемого, но бессмертного Коняги. Образ этот не труден для перевода с эзопова языка – писатель запечатлел русский народ с его бесправием, тяжким трудом и – неистощимыми силами. Пустоплясы – аллегорическое изображение высших сословий, демагоговполитиков, лишь на словах заботящихся о народной доле.

Мощное влияние «Сказок для детей изрядного возраста» заключалось не в публицистическом назидании, а в силе образного, эстетического внушения. «Сказки» писателя имеют глубокий общечеловеческий смысл. Их художественный потенциал не утрачен и в современном нам мире.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67225. Роздрібний товарооборот. Аналіз та планування роздрібного товарообороту 21.03 KB
  Аналіз та планування роздрібного товарообороту Аналіз обсягу та структури Методи планування роздрібного товарообороту. Аналіз обсягу та структури Плановий обсяг та структура товарообороту підприємства є вихідними для планування та прогнозування всіх інших показників господарської...
67227. КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ 46.5 KB
  Основной очаг народной культуры – деревня. Любой слой культуры в чистом виде не существует. Фольклор даже в пределах одной национальной культуры представлен широким многообразием форм. Это объясняется: зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций...
67228. Туберкулез. Заболеваемость и смертность. Этиология и патогенез 184.5 KB
  Цель лекции: Познакомить студентов с этиологией патогенезом классическими формами туберкулеза и их морфологической характеристикой. Развернутый план лекции: Основные вопросы темы: Туберкулез. Клинико-морфологические формы туберкулеза.
67229. Задачи и особенности объектно-ориентированного проектирования программных средств 177.5 KB
  Объектно-ориентированное проектирование ООП предназначено организовывать программные системы с большими базами данных на основе описаний объектов реального мира важных для пользователей. Объектно-ориентированное проектирование представляет собой стратегию в рамках которой...
67230. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ И ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ 123 KB
  Для обозначения связи этих факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходим раздел правоведения занимающийся изучением не только и не столько внутренней структуры системы права сколько выяснением закономерного места последнего в общем контексте...
67231. ВЫВИХИ 84.5 KB
  Знать: механизм диагностику принципы лечения вывихов Уметь: оказать помощь при вывихах на догоспитальном этапе Иметь представление о способах вправления вывихов и последующей реабилитации больных Учебная комната перевязочная операционный блок. Определение и классификация вывихов...
67232. Розвиток культури України в умовах державної незалежності 211.5 KB
  Значно ускладнилася в ці роки ситуація на міжнародній арені, особливо після знищення радянським винищувачем південнокорейського пасажирського літака "Боїнг-747". Негативні явища в економіці СРСР і в його зовнішній політиці протягом 20 років (1965-1985 pp.) політичного консерватизму...
67233. Организация деятельности маркетинговых служб 177 KB
  Организация деятельности маркетинговых служб Процесс управления маркетингом состоит из: анализа рыночных возможностей; отбора целевых рынков; разработки комплекса маркетинга; претворения в жизнь маркетинговых мероприятий. Сегмент рынка состоит из потребителей одинаково реагирующих...