93827

Особенности индивидуального стиля творчества Ф.М.Достоевского 1840-х годов. Роман «Бедные люди». Белинский о романе

Доклад

Литература и библиотековедение

Во 2-й половине 40-х годов формируется школа критического реализма – натуральная школа (термин Булгарина – стремление опорочить новые литературные тенденции). Белинский подхватил термин и предал новый смысл (правдивость, естественность, отсутствие риторики, приукрашивания). Реализм НШ обнаружил подчёркнуто-демократические тенденции.

Русский

2015-09-06

18.11 KB

1 чел.

7. Особенности индивидуального стиля творчества Ф.М.Достоевского 1840-х годов. Роман «Бедные люди». Белинский о романе.

Во 2-й половине 40-х годов формируется школа критического реализма – натуральная школа (термин Булгарина – стремление опорочить новые литературные тенденции). Белинский подхватил термин и предал новый смысл (правдивость, естественность, отсутствие риторики, приукрашивания).

Реализм НШ обнаружил подчёркнуто-демократические тенденции. Приоритет изображения – маленький человек. Главное внимание эти писатели сосредотачивали на окружающей среде, обстоятельствах. Главный жанр – очерк, физиологический очерк (выходят 2 сборника «Физиология Спб»: «Петербургские углы» - Некрасов; «Петербургские шарманщики» - Григорович; «Петербургские дворники» - Даль. Литература обратила внимание на людей, которые стояли внизу социальной лестницы.

Белинский: «Гений создаёт не приходящие художественные ценности, но порою слово гения широкой публике не по зубам».

Плеяды талантов подхватывают, развивают идеи гения. И создают не столько художественные, сколько беллетристические произведения. Писатели НШ – писатели беллетристического таланта: Герцен, Гончаров, Тургенев, Некрасов, Достоевский связаны с НШ, но их произведения не вписываются в рамки НШ.

1-й роман Достоевского «Бедные люди» - не вписывается. Впервые опубликовано в "Петербургском сборнике, изданном Н. Некрасовым", (СПб., 1846) с подписью: Ф. Достоевский.

«БЛ» - роман, «1-ая попытка социального романа, так как он лишён очерковой описательности». Роман – целостное произведение, т.к. даёт разнообразные картины мира различных слоёв Спб.:

  1.  Высшая ступень – начало департамента, его превосходительство (Девушкин – его превосходительство – оторвавшаяся пуговица – 100 рублей; помещик Быков виноват в изломленной судьбе Вареньки Добросёловой, в конце романа готов на ней жениться).
  2.  Низшая ступень – униженные и оскорбленные – Макар Девушкин, Варенька Добросёлова, семейство чиновника Горшкова, чиновник Покровский. Образ маленького мальчика с синими ручками и с записочкой, который просит подаяния. Образ ребёнка в творчестве русских классиков как нравственный комертон в оценке личности и общества.

Роман в письмах казалось бы устаревшая форма и тема мал.чел. в творчестве русских писаталей (Пушкин «Повести Белкина»; Гоголь «Шинель»). Достоевский показал маленького человека изнутри. Уже в первом романе Д-й стремится к предельной психологической глубине. В этих письмах исповедь души героя. В романе 2 рассказчика – МД и ВД.

Д-й стремится показать человека изнутри. Главное – люди. В романе бедняки и сильные мира сего не просто антагонисты, а подлинно гуманистическими качествами обладают бедняки. Его превосходительство и 100 рублей, старик с орденами готов взять Вареньку на содержание, господин Быков – будущий Лужин – женится на Вареньке, т.к. она бедна и красива. Представители мира сего – зло. Добро – МД, ВД, студент Покровский, Горшков, Федора и Тереза. В романе бедный человек – это прежде всего человек.

С т.з. Бахтина Д-й изображает не бедного чиновника, а самосознание бедного чиновника. Характерной чертой этих людей является чувство крайнего ущемления личности. Даже их язык, стиль писем отражает причудливые смешения унижения и гордости.

МД – в отличии от пушкинского и гоголевского героя способен мылить, рассуждать, стремится не просто утешить ангельчика, но изменить её настроение. От её благополучия он испытывает радость. Но такой любви не знает героиня. Поэтому она разрешает все попытки вывести её из грустного состояния. МД присуще чувство амбиции, гордости, которое смешивается и с чувством униженности личного достоинства. МД думает о социальной несправедливости общества. В героине вдруг торжествует эгоистическое начало. Какое-то забвение ВД: «Ах, фальбала, фальбала!» Д-й показывает сложную политру нравственных качеств в личности. МД особенно открыт для чужого горя (мальчик и Горшков). Эгоизм страдания – черта, которая сближает героев с романтическим типом. Оба героя – МД и ВД – духовно-одаренные люди.

«Все мы вышли из шинели Гоголя». В романе герой по совету ВД читает «Шинель» и характеризует её как закономерную книжку. «Станционный смотритель» - книжка о нём, «где вся твоя жизнь как по пальцам разложена».

Бахтин определил слово Д-го, как слово амбивалентное (двунаправленное). БЛ – тенденции полифонического романа только просвечиваются. Письма МД ориентированы на чужое слово, чужую речь. Д-й не только восхищается маленьким человеком, но ему присущь и критический взгляд. Непроясненная ситуация, тайна в романах Д-го. Есть только намёки на вину Быкова в судьбе Вареньки, сын Петя – не его сын, а Быкова и его жены.

Бедные люди. Роман Федора Достоевского. СПб. 1847 Беллинский

Роман этот носит на себе все признаки первого, живого, задушевного, страстного произведения. Отсюда его многословность и растянутость, иногда утомляющие читателя, некоторое однообразие в способе выражаться, часты повторения фраз в любимых автором оборотах, местами недостаток в обработке, местами излишество в отделке, несоразмерность в частях. Но все это выкупается поразительною истиною в изображении действительности, мастерскою обрисовкою характеров и положений действующих лиц, и - что, по нашему мнению, составляет главную силу таланта г. Достоевского, его оригинальность, - глубоким пониманием и художественным, в полном смысле слова, воспроизведением трагической стороны жизни. В "Бедных людях" много картин, глубоко потрясающих душу. Правда, автор подготовляет своего читателя к этим картинам немножко тяжеловато. Вообще, легкость и текучесть изложения не в его таланте, что много вредит ему. Но зато самые эти картины, когда дойдешь до них, - мастерские художественные произведения, запечатленные глубиною взгляда и силою выполнения. Их впечатление решительно и могущественно, их никогда не забудешь...

 

 Впервые опубликовано: "Современник", 1848, т. VII, отд. III "Критика и библиография", с. 43 - 44.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28199. Классификация методов современной психологии 37.5 KB
  Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.Пирогова: Собственно методы. Вспомогательные методы А Математические статистические Б Графические В Биохимические физиологические и др. Методические методы А Генетические Б Психофизиологические.
28200. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики 61 KB
  Под инстинктами понимаются действия или более менее сложные акты поведения которые появляются сразу как бы готовыми не зависят от выучки и индивидуального опыта будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Индивидуальноизменчивые формы поведения. Уже на ранних ступенях развития наблюдая поведение животных мы встречаем индивидуальноизменчивые формы поведения которые могут быть охарактеризованы как навыки новые реакции или действия которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют...
28201. Вклад В.Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (Г.Фехнер) 33 KB
  Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте когда сформировалась поведенческая психология рефлексология в России и бихевиоризм в Америке потому что поведенческая психология выдвинув поведение как предмет психологии с особенной остротой выявила кризис центрального понятия всей современной психологии понятия сознания. Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание а именно состояния сознания связи и отношения между ними законы которым они подчиняются. Используя метроном Вундт выделил ряд основных...
28202. Влияние идей И.М.Сеченова и И.П.Павлова на становление отечественной психологии 40.5 KB
  Иван Петрович Павлов 18491936 создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. В начале своей научной деятельности Павлов занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов. Так было заложено начало павловского учения о трофической нервной системе особых нервных волокнах регулирующих процессы питания в тканях обмен веществ в них и тем самым...
28203. Вклад В.М. Бехтерева в развитие российской психологии 35.5 KB
  Бехтерева в развитие российской психологии. Бехтерев Владимир Михайлович 18571927 русский невропатолог психиатр физиолог психолог. Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной основным методом которой должна быть интроспекция и объективной.
28204. Психофизическая проблема (законы Вебера-Фехнера и Стивенса). Виды порогов и чувствительность 40 KB
  Виды порогов и чувствительность. Для того чтобы измерить уровень абсолютной и дифференциальной чувствительности вводится понятие порогов ощущений или сенсорных порогов. Основной вопрос психофизики это вопрос о порогах. Виды порогов: абсолютный порог верхний и нижний дифференциальный порог оперативный порог.
28205. Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко) 37.5 KB
  Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда Ананьев Веккер Ломов Ярмоленко. Базовая роль осязания в процессе чувственной репрезентации Веккер. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму размеры свойства поверхности консистенцию температуру сухость или влажность положение и перемещение в пространстве. Связь осязания с основными жизненными функциями и трудом придает ему важное жизненное значение.
28206. Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления 58 KB
  Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления. оно отражает то что когдато отражалось и следы этого образа остались в сознании человека. В отличие от перцептивного образа существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона не допускающее однако их взаимного отделения в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона а фон может быть отделен от фигуры пустое пространство . Оно выражается в схематизации образа.
28207. Константность восприятия и ее приспособительное значение 32.5 KB
  Константность восприятия и ее приспособительное значение. Константность это свойство перцептивного образа оставаться относительно неизменным при изменении условий восприятия. Константность относительное постоянство адекватного отражения свойств и качеств объектов в изменяющихся условиях среды; константность всегда предметна. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г.