93827

Особенности индивидуального стиля творчества Ф.М.Достоевского 1840-х годов. Роман «Бедные люди». Белинский о романе

Доклад

Литература и библиотековедение

Во 2-й половине 40-х годов формируется школа критического реализма – натуральная школа (термин Булгарина – стремление опорочить новые литературные тенденции). Белинский подхватил термин и предал новый смысл (правдивость, естественность, отсутствие риторики, приукрашивания). Реализм НШ обнаружил подчёркнуто-демократические тенденции.

Русский

2015-09-06

18.11 KB

1 чел.

7. Особенности индивидуального стиля творчества Ф.М.Достоевского 1840-х годов. Роман «Бедные люди». Белинский о романе.

Во 2-й половине 40-х годов формируется школа критического реализма – натуральная школа (термин Булгарина – стремление опорочить новые литературные тенденции). Белинский подхватил термин и предал новый смысл (правдивость, естественность, отсутствие риторики, приукрашивания).

Реализм НШ обнаружил подчёркнуто-демократические тенденции. Приоритет изображения – маленький человек. Главное внимание эти писатели сосредотачивали на окружающей среде, обстоятельствах. Главный жанр – очерк, физиологический очерк (выходят 2 сборника «Физиология Спб»: «Петербургские углы» - Некрасов; «Петербургские шарманщики» - Григорович; «Петербургские дворники» - Даль. Литература обратила внимание на людей, которые стояли внизу социальной лестницы.

Белинский: «Гений создаёт не приходящие художественные ценности, но порою слово гения широкой публике не по зубам».

Плеяды талантов подхватывают, развивают идеи гения. И создают не столько художественные, сколько беллетристические произведения. Писатели НШ – писатели беллетристического таланта: Герцен, Гончаров, Тургенев, Некрасов, Достоевский связаны с НШ, но их произведения не вписываются в рамки НШ.

1-й роман Достоевского «Бедные люди» - не вписывается. Впервые опубликовано в "Петербургском сборнике, изданном Н. Некрасовым", (СПб., 1846) с подписью: Ф. Достоевский.

«БЛ» - роман, «1-ая попытка социального романа, так как он лишён очерковой описательности». Роман – целостное произведение, т.к. даёт разнообразные картины мира различных слоёв Спб.:

  1.  Высшая ступень – начало департамента, его превосходительство (Девушкин – его превосходительство – оторвавшаяся пуговица – 100 рублей; помещик Быков виноват в изломленной судьбе Вареньки Добросёловой, в конце романа готов на ней жениться).
  2.  Низшая ступень – униженные и оскорбленные – Макар Девушкин, Варенька Добросёлова, семейство чиновника Горшкова, чиновник Покровский. Образ маленького мальчика с синими ручками и с записочкой, который просит подаяния. Образ ребёнка в творчестве русских классиков как нравственный комертон в оценке личности и общества.

Роман в письмах казалось бы устаревшая форма и тема мал.чел. в творчестве русских писаталей (Пушкин «Повести Белкина»; Гоголь «Шинель»). Достоевский показал маленького человека изнутри. Уже в первом романе Д-й стремится к предельной психологической глубине. В этих письмах исповедь души героя. В романе 2 рассказчика – МД и ВД.

Д-й стремится показать человека изнутри. Главное – люди. В романе бедняки и сильные мира сего не просто антагонисты, а подлинно гуманистическими качествами обладают бедняки. Его превосходительство и 100 рублей, старик с орденами готов взять Вареньку на содержание, господин Быков – будущий Лужин – женится на Вареньке, т.к. она бедна и красива. Представители мира сего – зло. Добро – МД, ВД, студент Покровский, Горшков, Федора и Тереза. В романе бедный человек – это прежде всего человек.

С т.з. Бахтина Д-й изображает не бедного чиновника, а самосознание бедного чиновника. Характерной чертой этих людей является чувство крайнего ущемления личности. Даже их язык, стиль писем отражает причудливые смешения унижения и гордости.

МД – в отличии от пушкинского и гоголевского героя способен мылить, рассуждать, стремится не просто утешить ангельчика, но изменить её настроение. От её благополучия он испытывает радость. Но такой любви не знает героиня. Поэтому она разрешает все попытки вывести её из грустного состояния. МД присуще чувство амбиции, гордости, которое смешивается и с чувством униженности личного достоинства. МД думает о социальной несправедливости общества. В героине вдруг торжествует эгоистическое начало. Какое-то забвение ВД: «Ах, фальбала, фальбала!» Д-й показывает сложную политру нравственных качеств в личности. МД особенно открыт для чужого горя (мальчик и Горшков). Эгоизм страдания – черта, которая сближает героев с романтическим типом. Оба героя – МД и ВД – духовно-одаренные люди.

«Все мы вышли из шинели Гоголя». В романе герой по совету ВД читает «Шинель» и характеризует её как закономерную книжку. «Станционный смотритель» - книжка о нём, «где вся твоя жизнь как по пальцам разложена».

Бахтин определил слово Д-го, как слово амбивалентное (двунаправленное). БЛ – тенденции полифонического романа только просвечиваются. Письма МД ориентированы на чужое слово, чужую речь. Д-й не только восхищается маленьким человеком, но ему присущь и критический взгляд. Непроясненная ситуация, тайна в романах Д-го. Есть только намёки на вину Быкова в судьбе Вареньки, сын Петя – не его сын, а Быкова и его жены.

Бедные люди. Роман Федора Достоевского. СПб. 1847 Беллинский

Роман этот носит на себе все признаки первого, живого, задушевного, страстного произведения. Отсюда его многословность и растянутость, иногда утомляющие читателя, некоторое однообразие в способе выражаться, часты повторения фраз в любимых автором оборотах, местами недостаток в обработке, местами излишество в отделке, несоразмерность в частях. Но все это выкупается поразительною истиною в изображении действительности, мастерскою обрисовкою характеров и положений действующих лиц, и - что, по нашему мнению, составляет главную силу таланта г. Достоевского, его оригинальность, - глубоким пониманием и художественным, в полном смысле слова, воспроизведением трагической стороны жизни. В "Бедных людях" много картин, глубоко потрясающих душу. Правда, автор подготовляет своего читателя к этим картинам немножко тяжеловато. Вообще, легкость и текучесть изложения не в его таланте, что много вредит ему. Но зато самые эти картины, когда дойдешь до них, - мастерские художественные произведения, запечатленные глубиною взгляда и силою выполнения. Их впечатление решительно и могущественно, их никогда не забудешь...

 

 Впервые опубликовано: "Современник", 1848, т. VII, отд. III "Критика и библиография", с. 43 - 44.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54992. Потребление и сбережение. Факторы, определяющие уровень и динамику потребления, и сбережения 18.45 KB
  Изменение величины потребления вследствие изменений в доходе называется предельной склонностью к потреблению, т. е. это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменениям потребления.
54993. Подготовка учителя к уроку истории. Тематическое и поурочное планирование. Определение целей урока 68.5 KB
  Годовой план – расположение учебного материала по четвертям. Чтобы составить годовой план, учитель должен изучить учебную программу, учесть число недель в каждой четверти и число учеников в каждом классе. При составлении годового плана учитель должен предусмотреть определенный резерв времени
54994. Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся 82.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с признаками сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели научить находить в тексте и самостоятельно конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели отрабатывая пунктуационные навыки. Знать: признаки сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели. Уметь: находить в тексте правильно расставлять знаки препинания и самостоятельно конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными причины...
54995. Подорож до весняного лісу 43.5 KB
  Під спокійну музику заходять діти у кімнати. Вихователь: Діти нам час вирушати на прогулянку до лісу діти йдуть по канату один за одним звучить аудіо запис співу птахів. Діти що за звуки ви почули Спів пташок Чому радіють пташки Тому що наступила весна Діти підходять до дерева на якому сидять граки а також шпак біля шпаківні. Шпак Діти а хто знає вірш про шпака Дитина : Прилетіли шпаки дорогі співаки Прилетіли весну зустрічати У шпаківнях нових...
54996. Подорож нашою країною 45.5 KB
  Програмовий зміст: формувати уявлення дітей про нашу державу, місто, право людей на вибір місця проживання. Закріпити та поглибити знання дітей про Україну; розширити знання про народні символи, річки, гори, моря, українську мову, професії (гончар, швачка, вишивальниця), український посуд та національний одяг.
54997. Казкова подорож (з використанням казок В. Сухомлинського) 43 KB
  Матеріал: малюнок із зображенням весняних квітів метелик аркуші з завданням з зображенням метеликів і бджілосінні листочки сніжинка склянки з водою та соломинки по кількості дітей сніжки корзина амулети серветки. Відповіді дітей слідкувати щоб діти відповідали повним реченням вірно вимовляли...
54998. Подорож до зимового лісу 37 KB
  Програмовий зміст: продовжувати ознайомлення малят з особливостями зимової пори року; розширити знання про зміни в природі, пов’язані з приходом зими. Розширити та узагальнити знання дітей про диких тварин, вміння виділяти й характеризувати особливості зовнішнього вигляду, способу їх життя.
54999. Рушаймо в подорож цікаву, рушаймо й пізнаваймо світ... Франція 41 KB
  На відміну від традиційного підходу до вивчення іноземних мов в межах окремої країни, сучасний вчитель має враховувати відношення України з іншими країнами світу та її спрямованість в європейську співдружність.
55000. ЦІКАВИМИ СТЕЖИНАМИ ПО КРАЇНІ МІЦНОГО ЗДОРОВ’Я 191.5 KB
  Мета: виховувати у дітей ціннісне ставлення до власного здоров’я та стимулювати бажання дбати про нього; сприяти усвідомленню учнями необхідності ведення здорового способу життя; нагадати корисні звички які допоможуть зміцнити здоров’я; прищеплювати інтерес до занять фізичною культурою і спортом.