93827

Особенности индивидуального стиля творчества Ф.М.Достоевского 1840-х годов. Роман «Бедные люди». Белинский о романе

Доклад

Литература и библиотековедение

Во 2-й половине 40-х годов формируется школа критического реализма – натуральная школа (термин Булгарина – стремление опорочить новые литературные тенденции). Белинский подхватил термин и предал новый смысл (правдивость, естественность, отсутствие риторики, приукрашивания). Реализм НШ обнаружил подчёркнуто-демократические тенденции.

Русский

2015-09-06

18.11 KB

1 чел.

7. Особенности индивидуального стиля творчества Ф.М.Достоевского 1840-х годов. Роман «Бедные люди». Белинский о романе.

Во 2-й половине 40-х годов формируется школа критического реализма – натуральная школа (термин Булгарина – стремление опорочить новые литературные тенденции). Белинский подхватил термин и предал новый смысл (правдивость, естественность, отсутствие риторики, приукрашивания).

Реализм НШ обнаружил подчёркнуто-демократические тенденции. Приоритет изображения – маленький человек. Главное внимание эти писатели сосредотачивали на окружающей среде, обстоятельствах. Главный жанр – очерк, физиологический очерк (выходят 2 сборника «Физиология Спб»: «Петербургские углы» - Некрасов; «Петербургские шарманщики» - Григорович; «Петербургские дворники» - Даль. Литература обратила внимание на людей, которые стояли внизу социальной лестницы.

Белинский: «Гений создаёт не приходящие художественные ценности, но порою слово гения широкой публике не по зубам».

Плеяды талантов подхватывают, развивают идеи гения. И создают не столько художественные, сколько беллетристические произведения. Писатели НШ – писатели беллетристического таланта: Герцен, Гончаров, Тургенев, Некрасов, Достоевский связаны с НШ, но их произведения не вписываются в рамки НШ.

1-й роман Достоевского «Бедные люди» - не вписывается. Впервые опубликовано в "Петербургском сборнике, изданном Н. Некрасовым", (СПб., 1846) с подписью: Ф. Достоевский.

«БЛ» - роман, «1-ая попытка социального романа, так как он лишён очерковой описательности». Роман – целостное произведение, т.к. даёт разнообразные картины мира различных слоёв Спб.:

  1.  Высшая ступень – начало департамента, его превосходительство (Девушкин – его превосходительство – оторвавшаяся пуговица – 100 рублей; помещик Быков виноват в изломленной судьбе Вареньки Добросёловой, в конце романа готов на ней жениться).
  2.  Низшая ступень – униженные и оскорбленные – Макар Девушкин, Варенька Добросёлова, семейство чиновника Горшкова, чиновник Покровский. Образ маленького мальчика с синими ручками и с записочкой, который просит подаяния. Образ ребёнка в творчестве русских классиков как нравственный комертон в оценке личности и общества.

Роман в письмах казалось бы устаревшая форма и тема мал.чел. в творчестве русских писаталей (Пушкин «Повести Белкина»; Гоголь «Шинель»). Достоевский показал маленького человека изнутри. Уже в первом романе Д-й стремится к предельной психологической глубине. В этих письмах исповедь души героя. В романе 2 рассказчика – МД и ВД.

Д-й стремится показать человека изнутри. Главное – люди. В романе бедняки и сильные мира сего не просто антагонисты, а подлинно гуманистическими качествами обладают бедняки. Его превосходительство и 100 рублей, старик с орденами готов взять Вареньку на содержание, господин Быков – будущий Лужин – женится на Вареньке, т.к. она бедна и красива. Представители мира сего – зло. Добро – МД, ВД, студент Покровский, Горшков, Федора и Тереза. В романе бедный человек – это прежде всего человек.

С т.з. Бахтина Д-й изображает не бедного чиновника, а самосознание бедного чиновника. Характерной чертой этих людей является чувство крайнего ущемления личности. Даже их язык, стиль писем отражает причудливые смешения унижения и гордости.

МД – в отличии от пушкинского и гоголевского героя способен мылить, рассуждать, стремится не просто утешить ангельчика, но изменить её настроение. От её благополучия он испытывает радость. Но такой любви не знает героиня. Поэтому она разрешает все попытки вывести её из грустного состояния. МД присуще чувство амбиции, гордости, которое смешивается и с чувством униженности личного достоинства. МД думает о социальной несправедливости общества. В героине вдруг торжествует эгоистическое начало. Какое-то забвение ВД: «Ах, фальбала, фальбала!» Д-й показывает сложную политру нравственных качеств в личности. МД особенно открыт для чужого горя (мальчик и Горшков). Эгоизм страдания – черта, которая сближает героев с романтическим типом. Оба героя – МД и ВД – духовно-одаренные люди.

«Все мы вышли из шинели Гоголя». В романе герой по совету ВД читает «Шинель» и характеризует её как закономерную книжку. «Станционный смотритель» - книжка о нём, «где вся твоя жизнь как по пальцам разложена».

Бахтин определил слово Д-го, как слово амбивалентное (двунаправленное). БЛ – тенденции полифонического романа только просвечиваются. Письма МД ориентированы на чужое слово, чужую речь. Д-й не только восхищается маленьким человеком, но ему присущь и критический взгляд. Непроясненная ситуация, тайна в романах Д-го. Есть только намёки на вину Быкова в судьбе Вареньки, сын Петя – не его сын, а Быкова и его жены.

Бедные люди. Роман Федора Достоевского. СПб. 1847 Беллинский

Роман этот носит на себе все признаки первого, живого, задушевного, страстного произведения. Отсюда его многословность и растянутость, иногда утомляющие читателя, некоторое однообразие в способе выражаться, часты повторения фраз в любимых автором оборотах, местами недостаток в обработке, местами излишество в отделке, несоразмерность в частях. Но все это выкупается поразительною истиною в изображении действительности, мастерскою обрисовкою характеров и положений действующих лиц, и - что, по нашему мнению, составляет главную силу таланта г. Достоевского, его оригинальность, - глубоким пониманием и художественным, в полном смысле слова, воспроизведением трагической стороны жизни. В "Бедных людях" много картин, глубоко потрясающих душу. Правда, автор подготовляет своего читателя к этим картинам немножко тяжеловато. Вообще, легкость и текучесть изложения не в его таланте, что много вредит ему. Но зато самые эти картины, когда дойдешь до них, - мастерские художественные произведения, запечатленные глубиною взгляда и силою выполнения. Их впечатление решительно и могущественно, их никогда не забудешь...

 

 Впервые опубликовано: "Современник", 1848, т. VII, отд. III "Критика и библиография", с. 43 - 44.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9246. Нарушения гемостаза (продолжение) 29.71 KB
  Нарушения гемостаза (продолжение) Все геморрагические диатезы разделяют от того, на какой фазе свертывания происходит нарушение: IV фаза - фибринолиз - активация может послужить основой диатеза (онечный гиперфибринолиз): Наследственн...
9247. Боль - своеобразное психоэмоциональное состояние организма 30.71 KB
  Боль - своеобразное психоэмоциональное состояние организма, возникающее в результате воздействия сверхсильных разрушительных раздражителей или длительного воздействия слабых факторов, которые вызывают повреждение организма. Боль складывает...
9248. Гражданско-процессуальное право 57.5 KB
  ТЕМА №1: Гражданско-процессуальное право. формы защиты субъективных прав. Судебная форма защиты. гражданский процесс: понятие, виды, стадии, цель и задачи. гражданское процессуальное право: понятие, предмет, метод, система...
9249. Гражданские процессуальные принципы 38 KB
  ТЕМА №2: Гражданские процессуальные принципы понятие и классификация принципов ГПП принцип законности принцип состязательности принцип диспозитивности принципы непосредственности и непрерывности конституционные пр...
9250. Гражданские процессуальные правоотношения 62 KB
  Тема №3: Гражданские процессуальные правоотношения. понятие гражданского процессуального правоотношения классификация гражданских процессуальных правоотношений элементы гражданских процессуальных правоотношений основания возн...
9251. Стороны в гражданском судопроизводстве 47 KB
  Тема №4: Стороны в гражданском судопроизводстве. понятие сторон процессуальные права и обязанности сторон процессуальное соучастие надлежащая и ненадлежащая сторона. Замена не надлежащего ответчика гражданское процессуа...
9252. Третьи лица в гражданском судопроизводстве 43 KB
  Тема №5. Третьи лица в гражданском судопроизводстве. понятие и виды 3-х лиц 3-е лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора. 3-е лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора...
9253. Участие прокурора и субъектов, защищающих от своего имени права и интересы других лиц, в гражданском судопроизводстве 65.5 KB
  Тема №6. Участие прокурора и субъектов, защищающих от своего имени права и интересы других лиц, в гражданском судопроизводстве. задачи прокуратуры в гражданском судопроизводстве. цель и основания участия прокурора в гражданском судопроиз...
9254. Судебное представительство 61.5 KB
  Тема №7. Судебное представительство. понятие представительства в суде виды представительства в суде полномочия и их оформление ФЗ от 31.05.2002г. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. Постановление Пленума Ве...