93827

Особенности индивидуального стиля творчества Ф.М.Достоевского 1840-х годов. Роман «Бедные люди». Белинский о романе

Доклад

Литература и библиотековедение

Во 2-й половине 40-х годов формируется школа критического реализма – натуральная школа (термин Булгарина – стремление опорочить новые литературные тенденции). Белинский подхватил термин и предал новый смысл (правдивость, естественность, отсутствие риторики, приукрашивания). Реализм НШ обнаружил подчёркнуто-демократические тенденции.

Русский

2015-09-06

18.11 KB

1 чел.

7. Особенности индивидуального стиля творчества Ф.М.Достоевского 1840-х годов. Роман «Бедные люди». Белинский о романе.

Во 2-й половине 40-х годов формируется школа критического реализма – натуральная школа (термин Булгарина – стремление опорочить новые литературные тенденции). Белинский подхватил термин и предал новый смысл (правдивость, естественность, отсутствие риторики, приукрашивания).

Реализм НШ обнаружил подчёркнуто-демократические тенденции. Приоритет изображения – маленький человек. Главное внимание эти писатели сосредотачивали на окружающей среде, обстоятельствах. Главный жанр – очерк, физиологический очерк (выходят 2 сборника «Физиология Спб»: «Петербургские углы» - Некрасов; «Петербургские шарманщики» - Григорович; «Петербургские дворники» - Даль. Литература обратила внимание на людей, которые стояли внизу социальной лестницы.

Белинский: «Гений создаёт не приходящие художественные ценности, но порою слово гения широкой публике не по зубам».

Плеяды талантов подхватывают, развивают идеи гения. И создают не столько художественные, сколько беллетристические произведения. Писатели НШ – писатели беллетристического таланта: Герцен, Гончаров, Тургенев, Некрасов, Достоевский связаны с НШ, но их произведения не вписываются в рамки НШ.

1-й роман Достоевского «Бедные люди» - не вписывается. Впервые опубликовано в "Петербургском сборнике, изданном Н. Некрасовым", (СПб., 1846) с подписью: Ф. Достоевский.

«БЛ» - роман, «1-ая попытка социального романа, так как он лишён очерковой описательности». Роман – целостное произведение, т.к. даёт разнообразные картины мира различных слоёв Спб.:

  1.  Высшая ступень – начало департамента, его превосходительство (Девушкин – его превосходительство – оторвавшаяся пуговица – 100 рублей; помещик Быков виноват в изломленной судьбе Вареньки Добросёловой, в конце романа готов на ней жениться).
  2.  Низшая ступень – униженные и оскорбленные – Макар Девушкин, Варенька Добросёлова, семейство чиновника Горшкова, чиновник Покровский. Образ маленького мальчика с синими ручками и с записочкой, который просит подаяния. Образ ребёнка в творчестве русских классиков как нравственный комертон в оценке личности и общества.

Роман в письмах казалось бы устаревшая форма и тема мал.чел. в творчестве русских писаталей (Пушкин «Повести Белкина»; Гоголь «Шинель»). Достоевский показал маленького человека изнутри. Уже в первом романе Д-й стремится к предельной психологической глубине. В этих письмах исповедь души героя. В романе 2 рассказчика – МД и ВД.

Д-й стремится показать человека изнутри. Главное – люди. В романе бедняки и сильные мира сего не просто антагонисты, а подлинно гуманистическими качествами обладают бедняки. Его превосходительство и 100 рублей, старик с орденами готов взять Вареньку на содержание, господин Быков – будущий Лужин – женится на Вареньке, т.к. она бедна и красива. Представители мира сего – зло. Добро – МД, ВД, студент Покровский, Горшков, Федора и Тереза. В романе бедный человек – это прежде всего человек.

С т.з. Бахтина Д-й изображает не бедного чиновника, а самосознание бедного чиновника. Характерной чертой этих людей является чувство крайнего ущемления личности. Даже их язык, стиль писем отражает причудливые смешения унижения и гордости.

МД – в отличии от пушкинского и гоголевского героя способен мылить, рассуждать, стремится не просто утешить ангельчика, но изменить её настроение. От её благополучия он испытывает радость. Но такой любви не знает героиня. Поэтому она разрешает все попытки вывести её из грустного состояния. МД присуще чувство амбиции, гордости, которое смешивается и с чувством униженности личного достоинства. МД думает о социальной несправедливости общества. В героине вдруг торжествует эгоистическое начало. Какое-то забвение ВД: «Ах, фальбала, фальбала!» Д-й показывает сложную политру нравственных качеств в личности. МД особенно открыт для чужого горя (мальчик и Горшков). Эгоизм страдания – черта, которая сближает героев с романтическим типом. Оба героя – МД и ВД – духовно-одаренные люди.

«Все мы вышли из шинели Гоголя». В романе герой по совету ВД читает «Шинель» и характеризует её как закономерную книжку. «Станционный смотритель» - книжка о нём, «где вся твоя жизнь как по пальцам разложена».

Бахтин определил слово Д-го, как слово амбивалентное (двунаправленное). БЛ – тенденции полифонического романа только просвечиваются. Письма МД ориентированы на чужое слово, чужую речь. Д-й не только восхищается маленьким человеком, но ему присущь и критический взгляд. Непроясненная ситуация, тайна в романах Д-го. Есть только намёки на вину Быкова в судьбе Вареньки, сын Петя – не его сын, а Быкова и его жены.

Бедные люди. Роман Федора Достоевского. СПб. 1847 Беллинский

Роман этот носит на себе все признаки первого, живого, задушевного, страстного произведения. Отсюда его многословность и растянутость, иногда утомляющие читателя, некоторое однообразие в способе выражаться, часты повторения фраз в любимых автором оборотах, местами недостаток в обработке, местами излишество в отделке, несоразмерность в частях. Но все это выкупается поразительною истиною в изображении действительности, мастерскою обрисовкою характеров и положений действующих лиц, и - что, по нашему мнению, составляет главную силу таланта г. Достоевского, его оригинальность, - глубоким пониманием и художественным, в полном смысле слова, воспроизведением трагической стороны жизни. В "Бедных людях" много картин, глубоко потрясающих душу. Правда, автор подготовляет своего читателя к этим картинам немножко тяжеловато. Вообще, легкость и текучесть изложения не в его таланте, что много вредит ему. Но зато самые эти картины, когда дойдешь до них, - мастерские художественные произведения, запечатленные глубиною взгляда и силою выполнения. Их впечатление решительно и могущественно, их никогда не забудешь...

 

 Впервые опубликовано: "Современник", 1848, т. VII, отд. III "Критика и библиография", с. 43 - 44.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58244. Клеточная теория. Клеточная мембрана 113.5 KB
  Клетки различных органов животных растений грибов внешне не очень похожи друг на друга. Все клетки сходны по строению химическому составу и жизненным функциям.
58245. Носовой гласный заднего ряда 117 KB
  Язык слегка оттянут назад, кончик языка опущен вниз у альвеол нижних резцов. Рот широко открыт, губы напряжены. [ɔ̃] сохраняет полную долготу перед согласным в конце ритмической группы, сокращает долготу в неударном положении и теряет долготу в абсолютном исходе...
58247. Военные походы фараонов 45.5 KB
  С какой целью фараон создавал войско Из кого состояло войско Развитие какого ремесла позволило создать хорошо вооруженное войско Войско состояло из пехоты и колесниц. Это позволило создать колесничное войско. Во всех важнейших сражениях он лично командовал войском. О если бы не его величество говорили они да живет он да здравствует да будет благополучен мы никогда бы не разгромили вражеское войско.
58248. Психологічна сумісність 53 KB
  Мета: учні повинні знати: Що таке психологічна сумісність; Значення понять: характер темперамент; Типи темпераменту характеру; Сумісність типів темпераменту характеру.
58249. Табличный процессор Microsoft Excel. Назначение и интерфейс 422.5 KB
  Образовательная цель урока: Изучение и первичное закрепление знаний; Актуализация ведущих знаний ;Ввести понятия табличный процессор и электронная таблица; Сформировать понятия: ячейка строка столбец адрес ячейки диапазон блок ячеек рабочий лист книга.
58250. Исследование процесса работы пользователей с информационной системы учета электропогружного оборудования скважин (ИС «ЭПОС») 3.02 MB
  В результате данной работы было спроектирована, разработана и внедрена подсистема оповещения в ИС «ЭПОС», устраняющая недостатки в работе ИС «ЭПОС». Разработаны и реализованы спецификации требований на внесение изменений в ИС «ЭПОС».
58252. Носовой гласный переднего ряда во французском языке 146.5 KB
  Положение всех органов речи то же, что и при [ε]. Язык должен упираться в нижние резцы, иначе звук будет похож на [α̃]. Нёбная занавеска отходит от стен фаринкса и включает носовой резонатор.