93831

Нравственно-философская проблематика романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Проблема жанра

Доклад

Литература и библиотековедение

Но Раскольников дитя трагического времени не верит и в возможность тем или иным способом залечить социальные болезни изменить нравственный лик человечества: остается одно отделиться стать выше мира выше его обычаев его морали переступить вечные нравственные законы вырваться из той необходимости что владычествует...

Русский

2015-09-06

17.01 KB

14 чел.

11. Нравственно-философская проблематика романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Проблема жанра.

Создавая в «Преступлении и наказании»" новую форму русского романа, Достоевский синтезировал в ней множество разнотипных черт этого жанра - от бульварного, уголовно-авантюрного до романа-трагедии. Такой жанровый синтез позволил писателю, как он и намеревался, «перерыть все вопросы в этом романе» - и общественные, и моральные, и философские. Здесь органически связались важнейшие темы его творчества. Тема социального гнета, тема насилия, нравственного распада в личности и обществе, тема денег, тема двойничества зазвучали с новой силой в едином хоре. Мир кротких и страдающих героев прежних произведений сомкнулся с миром сильных натур с проявлениями титанической воли и могучих страстей.
Мир страшен, принять его, примириться с ним — невозможно, противоестественно, равносильно отказу от жизни. Но Раскольников, дитя трагического времени, не верит и в возможность тем или иным способом залечить социальные болезни, изменить нравственный лик человечества: остается одно — отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали, переступить вечные нравственные законы, вырваться из той необходимости, что владычествует в мире, освободиться от сетей, спутавших, связавших человека, оторваться от “тяжести земной”. На такое “преступление” способны поистине необыкновенные люди, или, по Раскольникову, собственно люди, единственно достойные именоваться людьми. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести истинную, неслыханную свободу. Все бремя неприятия, бунта Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание, или преступление необыкновенной личности — третьего, по Раскольникову, не дано. Весь месяц от убийства до признания проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе. И прежде всего — это борьба с самим собою. Борьба в душе Раскольникова начинается даже еще до преступления. Совершенно уверенный в своей идее, он вовсе не уверен в том, что сможет поднять ее. Начинаются его лихорадочные метания, хождения души по мытарствам. Благодаря множеству как бы нарочно сошедшихся случайностей Раскольникову поразительно удается техническая сторона преступления. Материальных улик против него нет. Но тем большее значение приобретает сторона нравственная. Без конца анализирует Раскольников результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивает свою способность “переступить”. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина — преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: “не переступил, на этой стороне остался”, оказался человеком обыкновенным, “тварью дрожащею”. “
Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность. Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния.
Раскольников “отрезал” себя от людей “как будто ножницами”. И для него это стало трагедией. Раскрыв поступок Раскольникова, Достоевский показывает результат. Человек не может жить без общения с людьми. Поэтому у Раскольникова начинается раздвоение личности. Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Раскольников старается не думать о них. По логике его теории они должны попасть в разряд “низших людей”. Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы. И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Раскольников не может этого перенести. Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова. Но он показывает ему путь для возрождения к новой жизни. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни — вот краеугольный камень философии Достоевского.

По жанру «Преступление и наказание» - абсолютно новый тип произведения. В романе «Преступление и наказание» объединено несколько жанровых разновидностей романа, добавлено принципиально новые мысли. Это помогает автору всесторонне раскрыть затронутые им проблемы. По жанру произведение «Преступление и наказание» - роман, тем не менее, в нем смешано несколько видов романа. Это и карнавально-авантюрный роман (наличие уголовного преступления, отвесное развитие событий), и детективный роман (раскрытие преступления следственным Порфирием), и психологический роман (чрезвычайно подробно раскрыта психология персонажей), и философский роман (описанная философская система Раскольникова, делается ударение на значении философской системы в жизни человека). Существует мысль об определении жанра «Преступления и наказания» как роман-трагедия. В романе применен принцип полифонии.
Персонаж Достоевского являются противоречивыми, Тем не менее, полноценными личностями. их точка зрения есть будто независимой от образа автора, который незримо присутствует в романе, от точки зрения одно одного. Итак, в роман присутствуют несколько равноправных «голосов» - отсюда принцип полифонии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55969. Шар. Площадь поверхности и объём шара 599 KB
  Цели урока: Образовательные цели: Ознакомить учащихся с фигурой шар сфера Показать как изображаются данные фигуры на плоскости Познакомить учащихся с формулами вычисления площади поверхности и объёма шара Развивающие цели: развитие исследовательских навыков учащихся умений анализировать полученные данные и делать выводы...
55970. Мовні шаради як спосіб активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках української мови та в позакласній роботі 206 KB
  Так як людина реалізується в культурі думки, культурі праці й культурі мови, то важливим елементом виховання справжньої культурної людини є саме переконаність учителя в тому, що його учні уміють правильно говорити і писати, добирати мовно-виражальні засоби відповідно до мети та обставин спілкування.
55972. Щедрівки «Ой сивая та і зозулечка», «Щедрик, щедрик щедрівочка», «Засівальна». Украинские колядки и щедровки 38 KB
  Розширити знання учнів про традиції українського народу; удосконалювати навички виразного читання; розвивати творче мислення, увагу; виховувати любов до читання.
55973. Видатний поет Англії - Вільям Шекспір 430 KB
  William was the eldest son and third child in the family. Very little is known about his life, especially about his early years. For several years he went to school in Stratford. He studied there for six years and besides reading and writing he was taught Latin and Greek.