93835

Роман Ф.М.Достоевского «Идиот». Проблема жанра и композиции. Отражения противоречий русской действительности 1860-х годов

Доклад

Литература и библиотековедение

Достоевского как показал А. Роман Идиот занимает в творчестве Достоевского особое место. Герой Достоевского и революционный народник два психологических типа русского интеллигента два решения одной социально-этической проблемы внутренне соприкасающиеся друг с другом но в то же время противоположные.

Русский

2015-09-06

16.4 KB

0 чел.

15. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот».  Проблема жанра и композиции. Отражения противоречий русской действительности 1860-х годов.

"Русский вестник" 1868 г.

Композиция: кольцевая (конец и начало романа). В конце зарезана Настасья Филипповна Барашкова. Композиционный принцип скачкообразный, неожиданный. Благодаря слову ВДРУГ. В «Идиоте» Ф.М. Достоевского, как показал А.П. Скафтымов, основным героям свойственна раздвоенность, то или иное сочетание «гордыни» и «смирения», что обнаруживает единство замысла, творческой концепции романа. «Частями», соединенными в целое («картину»), выступают, таким образом, персонажи как характеры. Это тоже композиция произведения, его персонажной сферы, непосредственно воплощающей «содержание». Здесь один компонент «получает свою значимость лишь при внутреннем охвате всего целого одновременно, когда они, выступая рядом, дают друг другу и фон, и рельеф, и необходимые оттенки». Свой разбор системы персонажей Скафтымов назвал: «Тематическая композиция романа “Идиот”».

Роман "Идиот" занимает в творчестве Достоевского особое место. В центре других его произведений стоят трагические образы мятежных героев - "отрицателей". В "Идиоте" же писатель избрал своим главным героем, по собственному определению, "положительно-прекрасного", идеального человека, стремящегося внести гармонию и примирение в нескладицу общественной жизни, и провел его через поиски и испытания, также приводящие к трагическому концу.

Подобная задача остро выдвигалась русской общественной жизнью 60-х годов. Различными путями ее решали Тургенев, Чернышевский, Толстой, Лесков. И в этих условиях Достоевский должен был испытывать страстное желание нарисовать образ современного русского человека, наделенного высоким нравственным совершенством.

Достоевский в своем романе показал, по словам современного исследователя, и ту «эпоху, полную противоречий, борьбы и поражений, которая выдвинула народников разных толков и направлений <...> В романе идет спор о молодом поколении, о тех политических и нравственных проблемах, которые волновали молодежь 60—70-х годов<...> Герой Достоевского и революционный народник — два психологических типа русского интеллигента, два решения одной социально-этической проблемы», внутренне соприкасающиеся друг с другом, но в то же время противоположные.

«Мышкин как бы носит в своей груди и весь тот „хаос“, всё то „безобразие“, которыми „больны“ окружающие его люди, и предощущение грядущей гармонии. Именно в момент самой ужасной дисгармонии, в момент, предшествующий наступлению эпилептического припадка, когда духовные силы князя готовы покинуть его, в нем с удвоенной мощью оживает мысль о „гармонии“, о всеобщем примирении и братстве людей. В этом глубокий философско-символический смысл описания состояния князя Мышкина перед припадком<...> Описание это в символической форме выражает мысль Достоевского о том, что самый страшный хаос и дисгармония в жизни общества и в судьбе отдельного человека лишь обостряют извечную потребность человека в счастье, стремление к радостной полноте, к гармонии бытия».

В бытовых и психологических контрастах романа резко и выпукло отражены те процессы социальной и моральной деградации, роста богатства одних и обнищания других, разрушения «благообразия» дворянской семьи, которые вновь и вновь притягивали к себе внимание Достоевского после реформы. Читатель попадает вместе с героем и в богатый особняк генерала Епанчина, и в дом купца Рогожина, и на вечеринку у «содержанки» Настасьи Филипповны, и в скромный деревянный домик чиновника Лебедева. Рогожин и Мышкин, Настасья Филипповна и Аглая, Ипполит и группа «современных нигилистов» воплощают разные ипостаси России, русского человека в его порывах и исканиях, добре и зле.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73253. Анализ влияния форм и методов розничной торговли на принятие потребителем решения о покупке продовольственных товаров 165.39 KB
  Розничная продажа товаров. Технология продажи товаров. Цель работы заключается в том что следует выяснить действительно ли различные формы и методы розничной продажи товаров влияют на потребительский выбор на примере конкретного предприятия.
73255. Расчет рентабельности предприятия 314.5 KB
  Целью данной курсовой работы являются расчёт полной себестоимости продукции данного предприятия оценка материальных затрат определение экономических эффективностей функционирования предприятия выявление факторов влияющие на себестоимость продукции производимой на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие...
73258. РАЗРАБОТКА АССОРТИМЕНТА СУПОВ В МИРОВОЙ КУХНЕ 987.72 KB
  Супы широко распространенные блюда. Сначала жидкие блюда русской кухни называли похлебками. Вначале им называли чужеземные жидкие блюда но позднее распространили и на национальные похлебки. Многие страны имеют свои национальные первые блюда в большинстве случаев являющиеся супами.
73259. Исследование распределений температуры в полосковых проводниках 456.58 KB
  Измерение теплового поля тонких полосковых проводников может быть осуществлено различными методами, каждый из которых связан с некоторыми трудностями. Контактный метод измерения не подходит, так как высока теплоемкость контактирующего материала. Для измерения теплового поля хорошо подходит пирометрический метод, но для проведения измерений необходимо подготовить исследуемый объект
73260. Особенности религиозного и религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях РФ 80.52 KB
  Причины введения курса основы религиозных культур и светской этики в современных школах. Цели и задачи курса. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Реализация этих целей – в культурологических религиоведческих курсах.