93853

Война и мир. Поиски смысла жизни положительным героем. Андрей Болконский

Доклад

Литература и библиотековедение

В мире напряженных исканий смысла жизни живут главные герои романа Андрей Болконский и Пьер Безухов. Если Наташа живет каждым мгновением не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья то Андрей способен любить на расстоянии находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой.

Русский

2015-09-06

18.08 KB

1 чел.

27) Война и мир. Поиски смысла жизни положительным героем. Ан. Болконский.

Лев Николаевич Толстой создавал роман  "Война  и  мир"  в бурную эпоху русской жизни, после падения крепостного права. В России шла напряженная общественно-политическая борьба, вызванная ломкой старого строя. Одним из ведущих философских и политических вопросов стал вопрос о роли народа и личности в истории. Волновал  он  и писателя.  В центре его внимания как весь русский народ, так и сложные судьбы отдельных людей, пути формирования их личности. В мире напряженных исканий смысла жизни живут главные герои романа Андрей Болконский и  Пьер  Безухов. Постепенно меняется образ их жизни, внутренний мир.

А. пытается найти себя в славе, в участи в войне:антитеза-личная жизнь и военные события. А. преодолевает в себе эгоистическое начало. Война 1805-1807: для А. невозможнодобиться славы прислуживаясь.. Шенграб. сраж: для А. это жизненный урок – разрушение  образа романтического героя(Тушин на поле смел, перед начальством скован,совестливый, берет вину на себя, А. защищает его, говорит Багратиону, что исход сражения это успех Тушина, Тушин благодарит А). Аустерлиц: небо над головой как символ.понял. что война. это смерть, кровь. Индивидуальный подвиг ничего не решает. Наполеон – не герой. Важен разговор А. и Пьера на пароме(гл. 10-12, т. 2, ч. 2). В гл. 11 П. видит не только состарившегося А., взгляд был потухшим.мертвым. А. вздохнул и посмотрел лучистым взглядом. П. и А.: о боге, вере и неверии, что такое зло, можно ли убить человека, любовь к ближнему, самопожертвование. Говорят о наполеоне: А. уже невозможно служить на войне. Но он будет сражаться под Смоленском, говорит, что французы разорили дом, они его враги, и так думает вся армия.

А. и Наташа: В Н. искренность, естественность. В ней есть что-то не петербургское. поражает ее пение. роль психологической детали: между ними стена(с анатолем Курагиным стены не было). 

Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.