93858

Жанр романа «Анна Каренина» Л.Н.Толстого. Нравственно-философский смысл исканий Константина Левина

Доклад

Литература и библиотековедение

Образ Левина может быть назван автобиографическим не столько в смысле частичного совпадения жизненных обстоятельств, сколько по сходству идейно-нравственных исканий, характерных как для самого писателя, так и для всех его любимых героев — начиная с Нехлюдова в «Утре помещика» и кончая Нехлюдовым в «Воскресении».

Русский

2015-09-06

15.79 KB

0 чел.

  1.  32. Жанр романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Нравственно-философский смысл исканий Константина Левина.

Образ Левина может быть назван автобиографическим не столько в смысле частичного совпадения жизненных обстоятельств, сколько по сходству идейно-нравственных исканий, характерных как для самого писателя, так и для всех его любимых героев — начиная с Нехлюдова в «Утре помещика» и кончая Нехлюдовым в «Воскресении». Сначала интересы Левина сосредоточиваются в области практической помещичьей деятельности. Он начинает с того, к чему приходит Николай Ростов в эпилоге «Войны и мира». Но если Ростов полностью удовлетворен своими отношениями с крепостными крестьянами, то Левин уже понимает всю ложность «игры» в доброго барина. Хозяйственная деятельность приносит ему лишь острое чувство разочарования. Он не может не ощущать справедливость слов своего брата Николая: «...ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею».

Почему далеко не все получалось у Левина? Толстой отвечает: «Трудность состояла в непобедимом неверии крестьян к тому, чтобы цель помещика могла состоять в чем-либо другом, чем в желании обобрать их сколько можно». Нет взаимного доверия и взаимного понимания. Эта ситуация была впервые обозначена писателем в «Утре помещика» (1856), затем она же отразилась в сцене Богучаровского бунта в «Войне и мире». Нечто подобное происходит и в «Анне Карениной». Из тяжелого душевного состояния Левина, не раз уже думавшего о самоубийстве, выводит случайно услышанный им рассказ о старом крестьянине Платоне Фоканыче, который «для души живет. Бога помнит». Подобно тому, как некогда Пьер Безухов был потрясен встречей с Платоном Каратаевым, так и теперь слова о «праведном мужике» Платоне Фоканыче произвели на Левина «действие электрической искры». Ему кажется, что он нашел смысл жизни, что социальные проблемы можно решить с помощью религии, ибо найден «несомненный смысл добра». Характерно размышление Левина, что найденный им ответ на мучающие его вопросы он узнал «не разумом, а это дано мне, открыто мне, и я знаю это сердцем, верую». Знаменательно, что роман заканчивается словами Константина Левина, подводящими итог произведения: «...жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от того, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57953. Подорож героїв казки Г.К. Андерсена «Снігова Королева» по країні Синтаксис 221 KB
  Але перш ніж розпочати наш урок пропонуємо вам визначити капітана кожної команди експерта який буде слідкувати за роботою кожного учня в групі а також визначитися із назвою команди клас розподілений на 3 команди.
57954. Англія. Бінарний урок всесвітньої історії – англійської мови 180.5 KB
  Мета: Всесвітня історія ознайомити учнів з особливостями розвитку капіталістичних відносин в Англії особливостями Реформації в Англії та основними напрямками зовнішньої політики в 16 ст. Після уроку учні зможуть: Називати час правління Єлизавети...
57955. Антарктида 80 KB
  Мета навчальна: закріпити та узагальнити знання і вміння учнів з теми: «Антарктида»; поглибити їх знання за допомогою цікавих фактів про вивчений об’єкт, вдосконалювати вміння та навички роботи з картою, формувати нестандартне мислення...
57956. Антарктида і Антарктика. Загальні відомості. Відкриття та сучасні наукові дослідження 248 KB
  Сформувати поняття «Антарктика»; сприяти формуванню в учнів знань про географічне положення; поглибити і систематизувати знання про відкриття та сучасні дослідження Антарктиди в рамках міжнародного співробітництва; продовжити формування навичок встановлювати закономірності поширення природних умов
57957. Антарктида. Своєрідність географічного положення. Відкриття материка. Льодовиковий покрив 33 KB
  Мета уроку: дати поняття Антарктика и Антарктида льодовий материк планети; вивчити загальні відомості про материк: своєрідність ГП материка його розміри; розглянути відкриття Антарктиди та сучасні наукові дослідження материка...
57958. встралия – самый маленький материк Земли 60.5 KB
  Перед началом соревнования вам ребята надо потренироваться повторить изученный материал о природе Австралии. На протяжении трех уроков вы составляли вопросы об особенностях природы Австралии теперь у вас есть возможность задать их своим одноклассникам и выслушать ответы. Какой остров расположен к северу от Австралии Правила игры: В течение изучения материка ученики составляют вопросы по параграфам. По плану ФГП ученики сравнивают физикогеографическое положение Австралии с ФГП...
57959. ГЕОГРАФІЧНОГО ПОЛОЖЕННЯ. ІСТОРІЯ ВІДКРИТТЯ І ДОСЛІДЖЕННЯ. ГЕОЛОГІЧНА БУДОВА. ФОРМИ РЕЛЬЄФУ ТА КОРИСНІ КОПАЛИНИ АВСТРАЛІЇ 108 KB
  Мета: сформувати в учнів загальне уявлення про своєрідність та особливості природи Австралії; продовжити формування навичок учнів складати характеристику географічного положення материка за планом відшукувати закономірності розташування форм рельєфу та корисних копалин...
57960. Передня Азія в давнину 54.5 KB
  Мета: повторити, закріпити, узагальнити знання учнів з історії Передньої Азії: географічне положення, утворення, розквіт та загибель імперій, культуру та релігійні уявлення. Продовжувати формування навичок узагальнювати, порівнювати, аналізувати історичний матеріал.
57961. Основы объектно-ориентированного программирования. Первое знакомство со средой Visual Studio. Создание консольного приложения с помощью языка Visual Basic. Net 367 KB
  Цель: Сформировать у учащихся представление о среде программирования Visul Studio; Освоить основные приемы создания и запуска на выполнение консольного приложения его редактирования и сохранения; Получить практические навыки работы в среде программирования...