93859

Мировоззренческий кризис Л.Н.Толстого 1880-х годов. Новые тенденции в индивидуальном стиле писателя. «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и другие по выбору

Доклад

Литература и библиотековедение

Суть переворота своего мировоззрения 1880-х гг. Толстой сформулировал следующим образом: выдающаяся литература рождается тогда, когда созревает высокая нравственность. По мнению Толстого, цель искусства заключается не в показе красоты, а в показе правды.

Русский

2015-09-06

19.51 KB

0 чел.

33. Мировоззренческий кризис Л. Н. Толстого 1880-х годов. Новые тенденции в индивидуальном стиле писателя. «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и др. по выбору.

Суть переворота своего мировоззрения 1880-х гг.Толстой сформулировал следующим образом: выдающаяся литература рождается тогда, когда созревает высокая нравственность. По мнению Толстого, цель искусства заключается не в показе красоты, а в показе правды. Открытие истины походит на снятие занавеса с ковчега завета, евхаристии, когда проступает непостижимое и невысказываемое.

В 1881 году увидело свет его произведение «Чем люди живы?», вслед за которым последовал, используя толстовское выражение, двадцать один “народный рассказ”. Каждый из них является прекрасным образцом нравственности на практике. После наступившего в 80-х годах художественного и мировоззренческого кризиса он считал образцовыми только те произведения, в которых после изъятия из них “излишних” подробностей и украшений формы остаётся такое нравственное ядро, которое воздействуют на читателя даже в своей неукрашенной простоте.

После идейно-поэтического переворота Толстой ищет новые формы для выражения нравственных и философских мыслей. Его произведения, созданные после 1880 года, можно разделить на две группы. В эти годы он сочинил множество поучительных рассказов для простого народа и содержащие глубокую жизненную философию произведения для просвещённого читателя. Он выработал такую широкую форму повествования, которая приближалась к повести. В центре произведений, написанных в 1880-е и 1890-е годы, стоит вопрос духовного возрождения («Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник», «Отец Сергий», «Много ли земли нужно человеку?», «Чем люди живы?» и так далее, ставившие вопросы практической этики: как надо жить и действовать нравственно?). В этих параболах(притчах) второстепенны повествование, место действия и даже изображение характеров, акцент же ставится на параллели между конкретным случаем человеческого поведения и общечеловеческим поведением.

«Крейцерову сонату» Толстой создал в форме покаяния, являющегося субъективной формой автобиографии. В открытой конфессии Позднышев подробно рассказывает о том, каким образом от грешной и распутной жизни в молодости он пришёл к жажде победы души над телом: “...Как случился со мной этот эпизод, у меня открылись глаза, и я увидал всё в другом свете. Всё навыворот, всё навыворот!..” В рассказанной от первого лица единственного числа истории выделяются два временных пласта: время действия (пройденный путь) и время повествования (путь, пройденный мысленно назад). Между этими временными пластами и происходит процесс самоанализа и прозрения героя, “драма души” (Р.Роллан). Позднышев пытается объяснить и понять причины убийства жены и психические последствия этого не столько в беседе со случайным попутчиком в поезде, сколько во внутреннем диалоге с самим собой. Двойная точка зрения предоставляет возможность того, чтобы обращённый на него взгляд других и собственный взгляд на самого себя встретились, вызвав тем самым столкновение разных точек зрения. Решение своих проблем он ждёт от формулировки своего признания. Он думает, что если признает свою вину, то избавится от лукавого, что именно в этом воздействие очищающей силы исповеди (penitencia). Муки совести — ретроспективное возвращение к преступлению, которое воспроизводит плохое и в то же время служит хорошему — вызывает потребность спасения. Его собеседник остаётся в тени до самого конца, его молчание гарантирует такой фон, на котором monolog interieur Позднышева приобретает особое значение. Во внутреннем монологе герой берёт на себя одновременно роль защитника и судьи. “Внутренняя речь минус голос” (Выготский) — важное средство поэтики Толстого: с одной стороны, оно отражает самые потайные чувства героев, с другой — осуществляет обратную связь между внешним действием и внутренним осуждением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2486. Определение скорости пули при помощи баллистического маятника 235.68 KB
  Цель работы. Определить скорость пули и потери механической энергии при неупругом взаимодействии пули и ловушки, используя закон сохранения момента импульса, закон сохранения и превращения энергии.
2487. Изучение физического маятника. Лабораторная работа 74.77 KB
  Выполнив лабораторную работу, научились определять ускорение свободного падения методом Бесселя.
2488. Изучение свободных и вынужденных колебаний пружинного маятника 77.26 KB
  Цель работы: ознакомление с основными законами колебательного движения, определение коэффициента жесткости пружины, проверка формулы периода колебаний пружинного маятника, определение логарифмического декремента затухания и коэффициента затухания, изучение явления резонанса при вынужденных колебаниях.
2489. Общий физический практикум. Задача 125.79 KB
  Цель работы: Изучение законов динамики вращательного движения. Экспериментальное определение момента инерции диска с помощью маятника Максвелла.
2490. Изучение физического маятника 99.16 KB
  Цель работы: Исследование законов колебательного движения физического маятника и определение ускорения свободного падения.
2491. Изучение физических свойств маятника 57.82 KB
  Математический маятник. Физический маятник. Его характеристика. В данной работе используется универсальный маятник FPM-04, изображённый на рис.2. Основание 1 оснащено регулируемыми ножками 2, которые позволяют произвести выравнивание установки.
2492. Изучение маятника Максвелла 55.4 KB
  Движение твёрдого тела можно рассматривать как движение системы большого числа материальных точек, сохраняющих неизменное положение друг относительно друга. Одним из примеров такой системы является маятник Максвелла.
2493. Проверка основного закона динамики вращения твердого тела с помощью маятника Обербека 132.45 KB
  Математическая форма записи основных закономерностей для поступательного и вращательного движений остается неизменной.
2494. Определение ускорения свободного падения посредством математического маятника 97 KB
  Цель работы: определить ускорение свободного падения в поле тяготения Земли методом математического маятника.