9386

Фармакодинамика Зависимость действия ЛВ от химической структуры

Лекция

Химия и фармакология

Биотрансформация (метаболизм) - изменение химической структуры ЛВ и их физико-химических свойств под действием различных ферментов. В результате, как правило, структура меняется ЛВ и переходит в более удобную для выведения форму - водную....

Русский

2013-03-06

27.01 KB

3 чел.

Биотрансформация (метаболизм) – изменение химической структуры ЛВ и их физико-химических свойств под действием различных ферментов.

В результате, как правило, структура меняется ЛВ и переходит в более удобную для выведения форму – водную.

Например: этнолаприн (лечат гипертоническую болезнь) – ингибитор АПФ, только после биотрансформации переходит в активный этнолаприлат, более активную форму.

Чаще всего все это происходит в печени. Также в стенке кишечника, легких, мышечная ткань, плазма крови.

Этапы биотрансформации:

  1.  Метаболическая трансформация – образовываются метаболиты. Несинтетические реакции. Например: окисление (Аминазин, Кодеин, Варфорин), восстановление (Нитрозипам, Левомицетин), гидролиз (Новокаин, Лидокаин, Аспирин).

«Летальный синтез» - образуются метаболиты, которые более токсичны (Амидопирин, приводил к раку; Парацетамол, при повышенной дозировке).

  1.  Конъюгация – синтетические реакции. Что-то присоединяется, либо к ЛВ, либо к метаболитам. Такие реакции как: ацетилирование (Сульфадимезин); метилирование (Гистамин, Катехоламины); глюкуронидация (Морфин, Парацетамол – взрослые); сульфатирование (Парацетамол – дети).

Микросомальные ферменты печени – локализованы в саркоплазматическом ретикулуме клеток печени.

Индукторы микросомальных ферментов: Фенобарбитал, Гризеофульвин, Рифампицин и др. Действие индукторов неоднозначно, т.к при увеличении метаболизма витаминов, развивается гипервитаминоз – это минус. А плюс – фенобарбитал индуцирует микросомальные ферменты, и тем самым помогает при гипербилирубинемии.

Ингибиторы: Циметидин, Эритромицин, Левомицетин и др.

  1.  Выведение (экскреция):
  2.  почки  (диуретики);
  3.  ЖКТ (с желчью), они могут повторно всасываться и вновь выделяться в кишечник – энтеродипатическая циркуляция. Например: Тетрациклин, Дифинин.
  4.  Легкие
  5.  С секретами потовых желез (Бромиды, их передозировка - угревая сыпь), слюнных (Иодиды), бронхиальными, слезными (Рифампицин), молочными (снотворные, анальгетики – для кормящих матерей) и другими.

Элиминация – биотрансформация и экскреция.

Количественных характеристики процессов элиминации:

  1.  Константа элиминации – какая часть вещества в процентах к введенному количеству элиминирует в единицу времени. Нужна для расчета поддерживающей дозы.
  2.  Период полуэлиминации (Т ½) – время, за которое концентрация вещества в плазме крови снижается наполовину.
  3.  Системный (общий) клиренс – объем крови, который освобождается от вещества  в единицу времени (мл/мин).

Фармакодинамика

Зависимость действия ЛВ от химической структуры

Третичный азот – третичные аммониевые соединения – у них свободные валентности отсутствуют, вещество не диссоциирует, хорошо проникает через клеточные мембраны или барьеры. Отлично для ЦНС.

Четвертичные – пятивалентный азот – легко диссоциирует, плохо растворимы в липидах, поэтому плохо проникают через гематоэнцефалический барьер. Применяют для периферического действия.

Фармакологические эффекты

Изменения в деятельности органов, систем организма, которое вызывает данное вещество.

Эффекты: основные (желательные) и побочные.

Побочные эффекты возникают также как и желательные, при обычных дозах. Возникают в результате слабой избирательности действия.

Виды действия ЛВ

  1.  Местное – действие вещества на месте его нанесения (капли в уши, нос, мази). Предусматривает минимум всасывания в кровь. Например: к местным анестетикам добавляют адреналин, чтобы меньше всасывалосьв кровь, т.е меньший побочный эффект.
  2.  Общее (резорбтивное) – действие после всасывания в кровь(таблетки).
  3.  Рефлекторное – действует на рецепторы, изменяет функцию органа (Валидол, под язык, раздражает холодовые рецепторы, рефлекторно сосуды суживаются).
  4.  Прямое – это результат непосредственного влияния на тот орган, функцию которого он изменяет. Например: сердечные кликозиды (Дигитоксин, Дигоксин).
  5.  Непрямое (косвенное) – например применение сердечных гликозидов привело к повышению диуреза. Через кардиотоническое действие на сердце.
  6.  Избирательное (селективное) – способствует минимализации побочных эффектов, воздействие на определенный субстрат. Например: В1-АБ Метопролол, действует только на бета-рецепторы.
  7.  Неизбирательное – например: В1В2 – АБ Анаприлин – вызывает бронхоспазм.
  8.  Обратимое – вещества могут связывать и не связывать. Например: АХЭ (Прозерин – при миостении, под кожу или в вену) необратимо связывает холинэстеразу.
  9.  Необратимое – например: АХЭ АРМИН – только для местного применения в глазных каплях, внутриваенно нельзя, т.к очень сильно токсичен.

Механизмы действия

Способы, с помощью которых ЛВ вызывают фармакологические эффекты.

Действие на:

  1.  Специфические рецепторы – макромолекулярные структуры клеточных мембран, избирательно чувствительные к определенным эндогенным химическим соединениям (медиаторам). Например: холинорецепторы, медиатор – ацетилхолин.

Препараты: агонисты – повышают активность рецепторов (морфин – агонист опиатных рецепторов); антагонисты – снижают действие (Налоксон – антагонист опиатных рецепторов).

Аффинитет (affinis – родственный) – сродство вещества с рецептором (есть у агонистов и антагонистов).

Внутренняя активность – способность вещества при взаимодействии с рецептором стимулировать его и вызывать эффект (есть только у агонистов).

  1.  Ферменты (связывать какие-либо ферменты);
  2.  Ионные каналы;
  3.  Транспортные системы;

Изменение количества и функциональной активности рецепторов

  1.  Понижается – при длительном использовании агонистов (толерантность).
  2.  Повышается – при воздейтсвии препарата антагониста (синдром отмены). Например: анаприлин, клофилин.

Промежуточные звенья, связывающие рецептор с эффектором.

  1.  G-белки. Бывают У, И, С.
  2.  Группа ферментов (АЦ - аденилатциклазы, ФЛ C – фосфолипазы С, ГЦ).
  3.  Вторичные передатчики (цАМФ, цГМФ, СА2+).
  4.  Ионные каналы
  5.  Понижает Na каналов – Дифенин, Новокаин
  6.  Пониж. Ca каналов – Верапамил
  7.  Пониж. К каналов – Амиодарон, Орнид
  8.  Повыш К каналов – Миноксидил
  9.  Ферменты
  10.  Блок ЦОГ (циклооксигеназа) – НПВС
  11.  Ингибитор АПФ (Энап – снижает АД)
  12.  АХЭ (прозерин)
  13.  Транспортные системы
  14.  ИПП (ингибиторы протонной помпы) а слизистой желудка (Омепразол)

Доза – количество вещества, определяемое в граммах.

  1.  Терапевтические: минимальные, средние, высшие.
  2.  Токсические – вызывают отравление;
  3.  Летальные – вызывают смерть;
  4.  Разовые
  5.  Суточные
  6.  Курсовые
  7.  Ударные – насыщающие (сульфаниламиды);
  8.  Поддерживающие – с учетом коэффициента элиминации;

Широта терапевтического действия (терапевтический диапазон, коридор безопасности) –

Диапазон доз от минимальной до высшей терапевтической. Особых проблем от количества дозы не ожидается. Чем шире диапазон – тем безопаснее лекарство, чем уже, тем опаснее.

Показатель – терапевтический индекс.

LD 50/ED50

  1.  LD50 – гибель животных в 50% наблюдений
  2.  ED50 – доза вызывает эффект у 50% животных

До 10 – низкий индекс. Например: Дигоксин, Финидин, Карбамозипин.

Зависимость действия ЛВ от дозы

  1.  Противовоспалительное действие 2,0-4,0 г/сут (Парацетамол, Аспирин)
  2.  Антиагрегантное действие 0,1 г/сут (Аспирин Кардио)

Явления, возникающие при повторном назначении

  1.  Привыкание (толерантность) – ослабление действия ряда веществ при повторном применении (нитроглицерин, анальгетики, гипотензивные, слабительные). Либо увеличивать дозу, менять, либо терпеть.

Тахифилаксия – привыкание, возникающее очень быстро, иногда после первого введения вещества (Беротек – бронхорасширяющий).

  1.  Зависимость – непреодолимое стремление к повторному приему вещества. С целью достижения эйфории, или обстиненции. Бывает: психическая (кокаин (местный анестетик), LSD25, гашиш, марихуана, анаша, экстези), и физические (героин, морфин).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57589. О подвигах людей, посвящается защитникам Отечества в Великой Отечественной войне 1941 - 1945г.г. Урок мужества 46 KB
  Ход урока Ведущий в течении слов ведущего и 1го ученика идет видео журавли Дорогие ребята Вот уже 72 года отделяет нас от 9 мая 1945 года дня когда прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны.
57590. Жанри інструментальної музики Скерцо. Ноктюрн 35 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість Ф. Шопена. З’ясувати значення понять «ноктюрн», «скерцо». Розвивати слухацьку уяву, образно-асоціативне мислення учнів. Виховувати інтерес до творчості Ф. Шопена, ціннісне ставлення до класичної музики.
57591. Техническое обслуживание и ремонт сцепления КамАЗ-4310 22.81 MB
  Трансмиссия предназначена для передачи энергии двигателя ведущим колесам автомобиля или трактора, рабочим органом машин и привода управления, распределении мощности между ними, регулирования скорости движения и развиваемого ими тягового усилия путем изменения частоты вращения и вращающих моментов на ведущих колесах движителей.
57592. Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства (на примере МУП “Жилкомсервис” Володарского района города Брянска) 953.5 KB
  Функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах.
57593. Реализация категории фантазии в системе характеров главных героев романа Ю.Олеши «Зависть» 197 KB
  Изучению вопроса реализации фантазии в художественной литературе не уделялось достаточно внимания, несмотря на то, что категория фантазии неразрывно связана с искусством и с процессом творческой деятельности как таковой.
57594. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 2.73 MB
  Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы. Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства...
57595. Треугольники 5.19 MB
  Какую цель урока они бы перед собой поставили; Где встречаются треугольники Как данная тема урока используется в жизни для чего ее нужно изучать. Так как понятие треугольник уже знакомо учащимся то целесообразно организовать изучение нового материала в виде поисковой работы.
57596. Ее величество - Картошка 658 KB
  Определение темы и цели проекта Картофель второй хлеб. Формулирование проблемы Какой путь прошел картофель чтоб появиться на нашем столе Гипотеза и ее решение Картофель хлебу подспорье. Как выращивают картофель.
57597. КИЇВСЬКА РУСЬ НАПРИКІНЦІ Х – У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХІ СТОЛІТТЯ 88 KB
  МЕТА - узагальнити і систематизувати знання учнів з історії Київської Русі, а також про видатних історичних осіб - київських князів і державців; закріпити в ігровій формі уміння учнів працювати з поняттями, хронологією