93895

Основные идеи трактата Джона Мильтона «Ареопагитика» в защиту свободы печати

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

За образец автор взял речь Исократа Логос ареопагитикос обращенную к высшему законодательному органу Афин. Это делает его творение не только интереснее но и убедительнее автор приводит пример подобной ситуации из истории таким образом характеризуя свою речь не как попытку обвинения государства но как разумное обращение человека...

Русский

2015-09-07

21.82 KB

4 чел.

Основные идеи трактата Джона Мильтона «Ареопагитика» в защиту свободы печати

Имя Джона Мильтона (John Milton, 1608—1674), поэта, мыслителя и публициста, неразрывно связавшего свою судьбу с событиями великой английской революции, по праву считается символом наивысших достижений литературы Англии XVII столетия. Его творчество оказало длительное, глубокое влияние на развитие европейской общественной мысли и литературы последующих эпох.

Мильтон родился в семье состоятельного лондонского нотариуса, близкого к пуританским кругам. Отец поэта, человек разносторонних интересов, тонкий ценитель искусства, сумел дать сыну блестящее образование.

Стоит отметить, что у Джона Мильтона была целая серия политических памфлетов по разным вопросам дня. Несмотря на это, "Ареопагитика" считается его основной работой.

Известно, что в 1644 году Джон Мильтон был привлечен к суду. Его обвинила в нарушении закона о предварительной цензуре компания книгопродавцов. По этому поводу был написан данный памфлет, построенный как обращение к членам парламента. За образец автор взял речь Исократа "Логос ареопагитикос", обращенную к высшему законодательному органу Афин. Действительно, в памфлете Мильтона прослеживаются некоторые черты афинской риторики. Более того, он сравнивает английский парламент с афинским ареопагом, будто бы проводя между ними параллель. Это делает его творение не только интереснее, но и убедительнее- автор приводит пример подобной ситуации из истории, таким образом характеризуя свою речь не как попытку обвинения государства, но как разумное обращение человека, заинтересованного в судьбе своей страны, к парламенту (общее с советом Исократа о восстановлении Конституции Солона). К тому же, название его речи вызывает ассоциацию и с историей Протагора, чьи книги были сожжены, так как в них он выразил свое сомнение по поводу существования богов.

Ценность речи Мильтона состоит в том, что он обосновывает все свои доказательства в пользу отмены запрета на свободное книгопечатание, т.е. его памфлет не состоит из пространных рассуждений на данную тему, мнение публициста аргументировано и подкреплено примерами из истории и цитированием слов известных деятелей. К тому же, автор представляет сложившуюся ситуацию с разных сторон.

Однако есть в данном памфлете и некоторые противоречия. В самом начале Джон Мильтон рассуждает об открытой лести по отношению к парламенту со стороны многих людей. Он говорит о том, что необоснованную похвалу можно лишь считать за вежливость. Но к своему заявлению он добавляет такие фразы как "это только еще более будет способствовать блеску вашего мягкого и справедливого управления", "подходящий случай для проявления как свойственной вам в высокой степени любви к истине, так и прямоты вашего суждения, беспристрастного и к вам самим". Может, характер этих утверждений и противоречит его же словам, но Мильтон достаточно искусно завуалировал лесть в своей речи. Таким образом, его похвалы настраивают парламент на нужный лад, вежливые и добрые слова уже заранее располагают слушателей к публицисту, автор ненавязчиво намекает на то, что он заботится не только о благополучии народа и страны, но и о репутации парламента, так как отмена данного закона выставит его членов в выгодном свете.

После приятного для слушателей вступления автор начинает объяснять бессмысленность вышеуказанного закона. Он утверждает, что закон не поможет уничтожению книг, несущих в себе еретические или революционные идеи- существуют некоторые религиозные группы, общные по интересам и взглядам, которые если и не сохранят свои мысли в письменном виде, смогут передать их устно, ведь идеи не берутся на бумаге из ниоткуда, им лишь придает форму человек. К тому же, цензоры не смогут проконтролировать абсолютно все печатные издания, так как это потребует от них очень тщательной работы: проверки наличия запрещенных книг у англичан, составления списков этих изданий. Однако автор ставит под сомнение и порядочность цензоров- он уверен, что образованный и добродетельный человек не будет перечитывать недостойные книги в поисках неподходящих моментов или сжигать их, так как уничтожение книг Мильтон приравнивает к убийству: "Убить хорошую книгу значит почти то же самое, что убийство человека: кто убивает человека, убивает разумное существо, подобие Божие; тот же, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум, убивает образ Божий как бы в зародыше". Логически было бы предположить из рассуждений автора, что не все цензоры смогли бы исполнять свои обязанности корректно, что снова приводит нас к бессмысленности обсуждаемого закона.

Джон Мильтон также утверждает, что любая книга должна иметь право на существование, так как даже самое плохое издание с недостойнейшими идеями даёт нам пищу к размышлению, возможность лишний раз убедиться, что мы мыслим в правильном направлении и что плохие идеи не смогут сбить нас с правильного пути: "Таким образом, если познание и зрелище порока в этом мире столь необходимы для человеческой добродетели, а раскрытие заблуждений -- для утверждения истины, то каким другим способом можно вернее и безопаснее проникнуть в область греха и лжи, как ни при помощи чтения всякого рода трактатов и выслушивания всевозможных доводов?". Книги такого типа Мильтон будто принимает за вакцину, которая только поможет укрепить уверенность в правильности заранее сформировавшихся суждений читателя.

Ещё одним доводом, который приводит автор в пользу отмены цензуры на книгопечатание является то, что данный закон тормозит развитие науки, не позволяет образованным людям донести свои мысли до народа. Новые идеи способствуют развитию общества, но оно не сможет развиваться, если не давать ему возможности. Ведь, даже если автор и захочет внести какие-то дополнения или изменения в уже ранее написанное, он не будет иметь на это право, пока цензор не одобрит новую, даже немного подкорректированную версию книги. Это Мильтон называет "тиранией над наукой" и утверждает, что данное явление ведет к деградации общества, ведь "отныне быть невеждой и ленивцем в высших материях, быть обыкновенным тупоголовым неучем поистине -- единственное средство прожить жизнь приятно и в чести".мильтон памфлет журналист закон печать

Автор не забывает указать и на то, что такое недоверие вышестоящих к жителям Англии унижает их, так как людей заведомо обвиняют в том, чего они не делали: "Тот, действиям которого не доверяют, хотя в его намерениях нет ничего заведомо дурного и подлежащего уголовным законам, имеет полное основание считать себя в государстве, где он родился, не за кого иного, как за безумца или чужестранца".

Помимо обоснованности своих выводов, автор оформляет свою речь в традициях, достойных афинской риторики- она богата стилистическими оборотами и метафорами. Композиция выстроена последовательно, доказательства тесно переплетаются друг с другом, будто звенья цепи- один довод вытекает из предыдущего и приводит нас к следующему. Не стоит забывать и о возвышенности и эмоциональности речи, что помогает читателю понять серьезность всей ситуации и не даёт даже повода усомниться в необходимости отмены закона.

Хотелось бы добавить, что и в нашей стране существует не закрепленная законодательно цензура. Многие издательские дома по много раз проверяют материалы перед их публикацией, чтобы быть уверенными в том, что они не несут отрицательной окраски в высказываниях по отношению к государству. Однако у нас существуют и оппозиционные издания, которые более свободны в своих суждениях. Стоит заметить, что последних меньше, чем первых. Несомненно, по сравнению с XVII веком наши граждане более вольно могут высказываться на политические и социальные темы при помощи Интернета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53654. Прямоугольник и квадрат 53 KB
  Цель: Формировать первоначальное представление о геометрических фигурах: прямоугольник и квадрат. Задачи: 1 уточнить понятия прямоугольника и квадрата выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата 2 формировать способность к распознанию фигур на основе существенных свойств изображению и вычислению их периметра 3 развивать устные вычислительные навыки логическое мышление обогащать...
53655. Деление чисел с разными знаками 2.66 MB
  Организационный момент Учитель: Здравствуйте садитесь. Проверка домашнего задания учитель включает проектор со слайдом домашней работы на котором также отражены критерии оценки работы Учитель: Поменяйтесь тетрадями. ученики сверяют ответы Учитель: Критерий оценки: все решено верно ставьте ПЯТЬ один минус ЧЕТЫРЕ дватри минуса ТРИ во всех остальных случаях ДВА. Устная работа Таблица с правилом знаков на магнитной доске Учитель: повторим правило знаков для умножения внимание на магнитную доску.
53656. Сложение 36 KB
  Что обозначают точки Сравните эти ряды что вы заметили в 1ом ряду числа расположены в порядке возрастания в 2ом ряду в порядке убывания 2. слайд № 5 счет до 10 в прямом и обратном порядке Назову я вам число Всем известное оно.
53657. Смысл сложения. Выражение. Равенство 31.5 KB
  Оборудование: таблички со словами: выражение сумма слагаемые значение суммы равенства; кодоскоп с заданиями на пленке таблица Грибы счетный материал белки и грибы 30 шт. наборное полотно калькуляторы корзинки кондитерские грибы на ватмане рисунок Старичка моховичка схема объединения множеств. Приглашаю вас друзья По грибы сегодня я.Коля с мамой в лес ходил Там грибы он находил А когда домой пришел Все грибы сложил на стол.
53658. Прием вычитания с переходом через десяток 58.5 KB
  Записать на доске пример 124 Как можно вычесть 4 Можно вычесть 4 по частям. Убрать два круга из нижнего ряда Сколько мы вычли из 12 Сколько осталось кругов Записать 122=10 А нам надо вычесть 4. Дополнить первую запись 12 4 2 Затем убрать с наборного полотна еще два круга и записать: 12 2 2 Сколько кругов осталось Как мы из...
53659. Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд 41 KB
  Работа одного ученика у доски остальные в тетрадях. Что нам нужно сделать Работают возле доски. Работа одного ученика возле доски остальные в тетрадях. Теперь что нам нужно сделать Какое действие будем выполнять Работа одного ученика возле доски остальные в тетрадях.
53660. Страна музыкальных инструментов 73 KB
  Цель урока: показать многообразие музыкальных инструментов; познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов; освоить игру на детских музыкальных инструментах. Русский наигрыш полянка Слушание Исполнение песни детьми Слушание Слушание Слушание Игра детей на детских музыкальных инструментах закрепление материала...
53661. Что такое экология? 79.5 KB
  Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки делать выводы отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе при...
53662. ДИСПЛЕИ, МОНИТОР 288 KB
  В большинстве систем это взаимодействие осуществляется при помощи клавиатуры и или манипуляторов и экрана дисплея. Возникла необходимость оптимизировать характеристики экрана добиться более чёткого и устойчивого изображения чтобы избежать излишней утомляемости. Отличие алфавитноцифровых иногда говорят знакоместных и графических дисплеев состоит в том что: первые способны воспроизводить только ограниченный набор символов причём символы могут выводиться только в определенные позиции экрана чаще всего на экран можно вывести 24 или...