93899

Журналистская деятельность А.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»)

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Журналистская деятельность Пушкина началась еще в 20-е годы 19 в. Темы его публицистических выступлений — борьба против консервативных мнений «Вестника Европы» Каченовского. Еще будучи в южной ссылке, Пушкин мечтал о своем журнале или газете, но реализовать это желание очень долго не мог по политическим причинам.

Русский

2015-09-07

19.91 KB

0 чел.

Журналистская деятельность А.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).

Журналистская деятельность Пушкина началась еще в 20-е годы 19 в. Темы его публицистических выступлений — борьба против консервативных мнений «Вестника Европы» Каченовского.

Еще будучи в южной ссылке, Пушкин мечтал о своем журнале или газете, но реализовать это желание очень долго не мог по политическим причинам.

В течение 1825 года, поэт продолжает участвовать в борьбе против «Вестника Европы», а вскоре активно включается в борьбу против Булгарина и Греча.

В 1827 г. Пушкин принимает активное участие в организации журнала «Московский вестник». Но Пушкин настойчиво боролся за влияние в журнале, за превращение его из сугубо философского издания в литературно-общественный журнал, доступный широкому кругу читателей. Пушкин вскоре покидает журнал.

Борьба с продажной журналистикой, Булгариным и Гречем становится насущной задачей. Органом печати, где Пушкин мог в начале 30-х годов выступить против них, стала «Литературная газета». «Литературная газета» издавалась друзьями Пушкина и редактировалась А. А. Дельвигом. Главная заслуга этого периодического органа — смелая борьба против Булгарина и Греча.

По своему характеру новое издание друзей Пушкина было литературным и литературно-критическим. Соответственно имелось и два отдела: литературный и критика. Сам Пушкин переходит в это время от романтизма к реализму.

Политический отдел не был разрешен газете Дельвига. Только наличие такого отдела позволило бы успешно конкурировать с «Северной пчелой» Булгарина и Греча. В условиях строгого контроля со стороны правительства и цензуры, при отсутствии в газете политического отдела ей трудно было стать влиятельной и независимой газетой с большим кругом подписчиков.

«Литературная газета» - один раз закрывалась, но восстановилось при условии отказа Дельвига от ее редактирования, после чего Пушкин печатается здесь реже и реже, а само издание из-за цензурных стеснений в 1831 г. прекращается.

Одновременно с сотрудничеством в газете Дельвига Пушкин использовал в борьбе против Булгарина и Греча московский журнал «Телескоп», поскольку тот благоволил к поэту, одобряя его переход от романтизма к реализму.

Стремясь к созданию собственного печатного органа, А. С. Пушкин безуспешно пытается организовать в 1832 г. газету «Дневник» с правом публикации политической информации. Только в 1836г. ему удается наконец организовать свой собственный журнал под названием «Современник». Журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью: четыре номера в год. К моменту выхода «Современника» положение на журнальном фронте было особенно трудным, но в этих условиях Пушкин обещал придать безобидный характер программе журнала, лояльный по отношению к правительству. Журнал был разрешен правительством, надеявшимся привлечь Пушкина на свою сторону.

Пушкин, выступая руководителем издания, сосредоточивает все свое внимание на литературной части журнала. Редактор предпочитает печатать своих, русских литераторов. Пушкин принял решение платить твердый гонорар — 200 руб. за печатный лист. Это было нелегко для Пушкина, ибо его журнал не давал значительного дохода. Исключительное внимание проявляет к творчеству Гоголя печатает заметки, в том числе о «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Кроме Гоголя в журнале печатались Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Одоевский и др. Сам поэт печатает «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря», «Путешествие в Арзрум».

Пушкин осознавал некоторые недостатки своего журнала и в конце 1836 г. задумал его реорганизацию. У него было не мало идей, но смерть оборвала его планы. При жизни Пушкина вышло всего четыре номера «Современника». Пятый номер был издан уже после смерти поэта его друзьями Жуковским, Вяземским, П. А. Плетневым.

Тем не менее, журналу, основанному Пушкиным, суждено было после девятилетнего забвения стать лучшим журналом, когда-либо издававшимся до того в царской России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10344. Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) 71 KB
  Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования М.Н. Скаткин И.Я. Лернер В.В. Краевский. Стандартизация образования. Психологопедагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Базисный учебн
10345. Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого. 66.5 KB
  Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского К.Д. Ушинского Л.Н.Толстого. Психологическое обоснование дидактических принципов. Система принципов обучения в современной дидактике их реализация в практической работе учи
10346. Характеристика основных положений теории проблемно-развивающего и модульного обучения 77 KB
  Характеристика основных положений теории проблемно-развивающего и модульного обучения И.Я. Лернер М.Н. Скаткин М.И. Махмутов А.М Матюшкин Л.В. Занков В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин и др.. Общая характеристика мышления понятие виды формы мыслительные операции. В практике
10347. Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса 71 KB
  Компьютер в школе. Психологопедагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления. На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного про...
10348. Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе 92.5 KB
  Тесты их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе. Тест – стандартизированные задания результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики ...
10349. Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь 82 KB
  Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости их взаимосвязь. Характеристика трех типов учения П.Я. Гальперин. Различные виды дифференциации в обучении. Психолого-педагогические условия эффективной индивидуализации...
10350. Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету 55.5 KB
  Элективные курсы в профильном обучении психологопедагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету. Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей форм средств его полу
10351. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения 75.5 KB
  Понятие о методах приемах средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов уча...
10352. Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов 57.5 KB
  Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...