9390

Механизм действия АДП. Адренотропные средства

Лекция

Химия и фармакология

Вещества медиаторного действия (Вегетотропные средства) Продолжение Н-ХБ (миорелаксанты) Механизм действия АДП Прямой конкурентный антагонизм с АцХ за ХР При передозировке - АХЭ Прозерин Механизм действия ДП Химическая структура - ди...

Русский

2013-03-06

25.96 KB

13 чел.

Вещества медиаторного действия (Вегетотропные средства)

Продолжение Н-ХБ (миорелаксанты)

Механизм действия АДП

Прямой конкурентный антагонизм с АцХ за ХР

При  передозировке – АХЭ Прозерин

Механизм действия ДП

Химическая структура – диацетилхолин

  1.  ДП и кратковременное сокращение мышц (фасцикуляции, выход К+).
  2.  Т.к. не разрушается АцХЭ – стойкая ДП и нарушение передачи возбуждения.

При передозировке: переливание свежей цитратной крови (бутирил ХЭ, псевдо ХЭ).

Побочные эффекты

  1.  Тубокурарин – ГБ д-е, бронхоспазм (гистаминногенное действие);
  2.  Дитилин – мышечные боли, гиперкалиемия, аритмии, повышение ВЧД, гипертермия, при генетически обусловленной недостаточности ХЭ – длительное апноэ!!!
  3.  Панкуроний (Павулон) – тахикардия (блок М2-ХР);

Применение

  1.  Хирургические операции, для облегчения интубации при ингаляционном наркозе;
  2.  Вправление вывихов (короткого действия) – обязательно ИВЛ;
  3.  Репозиция костных обломков при переломах;
  4.  Судороги (отравление стрихнином, столбняк);

Адренотропные средства

Медиаторы в области адренергических синапсов:

  1.  Дофамин – ЦНС – стриопаллидарная и экстрапирамидная системы;
  2.  Норадреналин – ЦНС, периферия;
  3.  Адреналин – ЦНС, мозговой слой надпочечников;

Катехоламин (ортодиоксибензол).

Адренергический синапс

Депонирование – амин + АТФ + Б

Инактивация –

МАО – окислительное дезаминирование

КОМТ – метилирование

В стенке кишечника, печени, ГЭБ, плаценте находятся либо 1, либо оба этих фермента, поэтому катехоламины не всасываются в кишечнике, не проникают через ГЭБ, и не идут через плаценты к плоду. Конечно, если не запредельные дозы.

Обратный (нейрональный) захват – 80%

«+» с рецепторами – альфа 1,2,3 И бета 1,2,3

Локализация и функциональная значимость адренорецепторов

Альфа2 и бета2 – пресинаптические:

  1.  Возбуждение альфа2 –АР – выделение НА снижается («-» обратная связь)
  2.  Возбуждение бета2 – АР – выделение НА повышается («+» обратная связь)

Внесинаптические неиннервируемые АР

  1.  Альфа2 и бета2 – возбуждаются циркулирующим в крови адреналином

Преимущественная локализация и функциональная значимость АР

Альфа1

Сосуды (кожи, почек, кишечника, слизистых оболочек) – сужение

Радиальные мышцы радужки – сокращение (мидриаз)

Сфинктеры ЖКТ – сокращение

Миометрий – сокращение

Трабекулы селезенки - сокращение

Гладкие мышцы кишечника - расслабление

Альфа2

Внесинаптические альфа2 – в иннервируемом (внутреннем) слое сосудов – сужение

Пресинаптические альфа2 – снижение высвобождения НА

ЦНС – угнетение

Тромбоциты – повышение агрегации

Бета1

Миокард (главная локализация) – увеличивается силаСС, ЧСС, а/в проводимости, автоматизма, потребления кислорода.

ЮГА (юкстогломерулярная ткань почек) – повышение освобождения ренина.

Сигнал через GS белки, повышается АЦ, пов. Активность цАМФ, ПК А, СА2+, и ЧСС, ССС.

Бета2

Сосуды (скелетных мышц, органов грудной полости) – расслабляются

Бронхи – расслабление

Миометрий – расслабление

Гладкие мышцы ЖКТ – расслабление

Печень – гликогенолиз

Жировая ткань – липолиз (бета3 рецепторы)

ЮГА – освобождение ренина

Через GS блеки, стимулиция АЦ, повышается цАМФ, повышается активность протеинкиназы А (ПК А) – фосфолирирует фосфоламбан и КЛЦМ и следовательно снижается их активность, снижается СА2+, и снижается тонус гладких мышц.

Классификация адреномиметиков

Прямые: альфабета, бета, альфа;

Непрямые: симпатомиметики

Альфабета-адреномиметики

  1.  Эпинефрин (адреналин) альфа 1,2 и бета 1,2 (бета АР больше чувствительны к адреналину, чем альфа-АР)
  2.  Норэпинефрин (норадреналин) альфа 1,2 и бета 1 (альфа-АР больше чувствительны, чем бета-АР)

Фармакологические эффекты адреналина

  1.  мидриаз (альфа1 радиальной мышцы)
  2.  повышение ССС, ЧСС, проводимости, автоматизма, рО2 (бета1)
  3.  расслабление ГМ бронхов (бета2)
  4.  гипергликемия (бета2)
  5.  повышение среднего АД (в средних и высоких дозах)

Действие на кровеносные сосуды зависит:

  1.  от сосудистой области – сосуды кожи, слизистых оболочек, почек суживаются (альфа1-АР), сосуды скелетных мышц, печени, сердца расширяются (бета2-АР);
  2.  от концентрации

Действие адреналина на АД при однократном внутривенном введении

1 фаза – «сердечная» - (высокочувствительные бета1-АР сердца)

2 фаза – «вагусная» - рефлекторная брадикардия в ответ на быстрое повышение АД

3 фаза – «сосудистая» - активируются альфа-АР сосудов

Адреналин быстро элиминируется из крови, поэтому прессорный эффект непродолжителен

4 фаза – бета2-АР кровеносных сосудов высокочувствительных к адреналину – при низкой концентрации в крови, тонус сосудов снижается

Показания к применению адреналина

  1.  остановка сердца (интракардиально);
  2.  бронхоспазм (купирование);
  3.  анафилактический шок – снижает высвобождение гистамина;
  4.  гипогликемическая кома;
  5.  а/в блок;
  6.  гипотония (лучше альфа-АМ);
  7.  глаукома (только при открытоугольной форме);
  8.  в сочетании с местными анестетиками (новокаин, ультракаин. Меньшее количество побочных эффектов, удлиняется действие);
  9.  ринит;
  10.  для остановки местного кровотечения;

Особенности адреналина

  1.  пути введения – в/в (5 мин), п/к (30 мин), в/м, интракардиально и местно
  2.  противопоказания при фторотановом наркозе (сенсибилизирует миокард к адреналину)
  3.  в терапевтических дозах ГЭБ не проникает – возбуждение, тремор, страх, беспокойство;

Норадреналин

  1.  сужение сосудов (альфа) – повышение АД
  2.  рефлекторная брадикардия

вводится только в/в капельно!

Нельзя допускать попадания в окружающие ткани! Нарушение трофики – некроз.

Показания к применению:

- острая гипотензия, коллапс

- нельзя при кардиогенном и геморрагическом шоке

Действие норадреналина на АД при однократном в/в введении

Прессорное действие стимуляция

Адреномиметики

  1.  альфа1 – фенилэфрин (мезатон)альфа2 – Ксилометазолин (Галазолин),Неафазолин (Нафтизин), Оксиметазолин (Назол) – длительно использовать нельзя, т.к. может возникнуть атрофия слизистой носа

альфа2 – АМ (центральные)

Клонидин (Клофелин)

Гуанфацин (Эстулик)

Метилдофа (Допегит)

Фенилэфрин (мезатон)

Вводить можно в/в, в/м, п/к, внутрь, местно

Основные эффекты: сужениесосудов – повышение АД, рефлекторная брадикардия (в/в), мидриаз.

Показания к применению: коллапс (самое эффективное), ринит, для остановки местного кровотечения, с местными анестетиками (удлинение их действия), открытоугольная форма глаукомы (снижение продукции ВГЖ).

Клофелин

При стимуляции альфа2 рецепторов (ядра солитарного тракта – центр барорецепторного депрессорног7о рефлекса) и I2 (имидозалиновые)  - снижение активности СДЦ, снижение симпатических импульсов к сердцу и сосудам -> снижение АД

Используют при гипертензивном кризе: под язык таблетки, в\в медленно!!!

Другие эффекты: седативный, анальгезирующий, потенцирующий, устраняет обстиненцию (явление лишения при лекарственной зависимости).

Побочные эффекты: сухость во рту, сонливость, депрессия, обстиненция, импотенция, синдром отмены.

Гуанфацин

  1.  Действует 24 часа
  2.  Стимулирует альфа2 рецепторы ЦНС
  3.  Метилдопа – пролекарство, метаболит а-метил-норадреналин – стимулирует альфа2-АР ЦНС


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68087. Дослідження творчого спадку М.В. Ломоносова в області природознавчих наук 10.63 MB
  У пропонованій роботі наведено результати дослідження й аналізу творчого спадку М.В.Ломоносова в області геології, ґрунтознавства, біології, екології. Головну увагу приділено впливу праць М.В.Ломоносова на сучасний стан цих наук. На конкретних прикладах показано пріоритетну роль М.В.Ломоносова...
68088. Визначні місця Лондона. Урок для 4 класу 49.5 KB
  Мета: закріпити знання лексики з теми «Споруди»; практикувати у вживанні спеціальних питань, вчити правильно на них відповідати; вдосконалювати навички аудіювання, читання та письма; розвивати навички усного мовлення; сприяти розвитку пам’яті, логічного мислення учнів...
68089. Подорож історією Лондона 181.5 KB
  В процесі викладання іноземної мови дуже важливе місце займають позакласні заходи. Вони є дієвим методом підтримки зацікавленості учнів у вивченні англійської мови. Важливу роль відіграє підготовчий етап до заходів. Вчитель повинен підготовити сценарій і ознайомити учнів з ним, розподілити...
68090. Цінність людини – в її унікальності! 48.5 KB
  Мета: довести ідею неповторності й унікальності кожної особистості, допомогти кожному з учнів знайти в собі те, що відрізняє їх від інших. Обладнання: стікери, постери-самореклами
68091. ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ 39.5 KB
  Усовершенствовать умения толерантного общения в практических упражнениях Информационное сообщение: Современный мир жесток жестокими стали и дети. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий...
68092. Культура поведінки 28.5 KB
  Поговорімо діти про культуру про те як треба звертатись до людей щоб кожному було приємно з вами спілкуватись і щоб про кожного з нас люди могли сказати що ви людина вихована культурна. Для цього треба вміти поводитися серед людей знати правила поведінки вживати у у своїй мові чарівні слова які...
68093. Культурное наследие 151.52 KB
  Беседа Какое время года Какой месяц Что вы знаете об этом месяце Последний месяц зимы самый короткий високосный 29 дней небо голубое увеличивается световой день в народе называют лютый бокогрей. Что следует делать если подарок сладости или фрукты а поблагодарить...
68094. Режим дня. Практична робота: організація куточка відпочинку в класі та вдома 37.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти роль розпорядку дня для збереження і зміцнення свого здоров’я; навчити дітей самостійно визначати в себе ознаки втоми; прищеплювати вміння організовувати свою працю і відпочинок правильно облаштовувати куточок відпочинку в класі та вдома.