93902

Отечественная журналистика в 30-е годы ХХ века

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

В 30е годы СССР полным ходом шел по пути догоняющей модернизации. Правда скрупулезно освещала работу XVII съезда ВКПб состоявшегося 26 января 1934 года и его итоговый документ О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР 1931–1937 гг. 10 апреля 1929 года ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление О праве передачи по радио...

Русский

2015-09-07

21.42 KB

0 чел.

Отечественная журналистика в 30-е годы ХХ века.

В 30-е годы СССР полным ходом шел по пути «догоняющей» модернизации. В те годы Партия возложила на прессу задачу борьбы за повышение производительности труда в промышленности, укрепление колхозной системы, увеличение числа сторонников социализма и коммунизма. Выездные редакции «Правды» работали на крупнейших стройках Советского Союза. Журналисты рассказывали о строительстве Сталинградского тракторного и Горьковского автомобильного заводов, Днепрогэса и других объектов. Со статьями на страницах «Правды» выступали и крупные советские учёные – И. В. Мичурин, С. И. Вавилов, О. Ю. Шмидт, Д. Н. Прянишников, И. М. Губкин, писатели и поэты –

М. Горький, В. В. Маяковский, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. С. Серафимович, В. В. Вишневский, А. А. Сурков.

В начале 1933 года «Правда» опубликовала список важнейших промышленных объектов, возведенных за четыре года первой пятилетки.

С одной стороны, газета едва ли не в каждом номере клеймила прогульщиков, бездельников, нарушителей трудовой и технологической дисциплины. А с другой стороны, газета подробно рассказывала о лидерах трудового фронта: Алексее Стаханове (1905–1977), который стал инициатором социалистического соревнования, названного его именем, и Никите Изотове (1902–1951), который в 1932 году возглавил движение по обучению молодых рабочих кадровыми рабочими в угольной промышленности (так называемое «изотовское движение»).

«Правда» скрупулезно освещала работу XVII съезда ВКП(б), состоявшегося 26 января 1934 года, и его итоговый документ «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1931–1937 гг.)». Особенно высоко газетой был оценен центральный тезис этой программы, где началось «окончательное уничтожение капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих классовое неравенство.

«Правда», «Известия», «Комсомольская правда» в 30-е годы оставались ведущими газетами в стране. Велик был интерес к ним и со стороны официальных органов. Наряду с пропагандой экономических решений партии печать принимала участие в выполнении другой партийной задачи – в оказании помощи при подготовке квалифицированных технических специалистов. В этой связи в рамках системы отраслевой периодики была образована газета «Техника», которая пропагандировала достижения советской науки и техники 30-х годов. Ускорению научно-технического прогресса помогала и заводская печать.

В задачу советской прессы также входило выявление наиболее активных рабочих, их героизацию с целью вовлечения широких народных масс в процесс производства.

Но не все газеты отличались идеологическим усердием. Например, центральное профсоюзное издание «Труд», некоторые отраслевые газеты – «Советская торговля», «Экономическая жизнь» – не уделяли должного внимания освещению и пропаганде стахановского движения. А некоторые местные газеты – «Красное знамя» (Краснодар), «Горьковская коммуна» – искажали смысл этой идеи.

Все более эффективным средством массовой информации становилось радиовещание. 10 апреля 1929 года ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О праве передачи по радио и проводам публичного исполнения музыкальных, драматических и других произведений, а равно лекций и докладов». Радиовещательные организации получали право бесплатно устанавливать микрофоны в театральных, концертных и лекционных залах. Это способствовало развитию общественно-политического и художественного радиовещания, а также более широкому использованию радио в целях самообразования слушателей.

Заметные успехи наблюдались и в национальном радиовещании. К 1936 году вещание сформировалось на Украине, в Закавказье, Туркмении, в октябре 1930 года оно возникло в Молдавии, в 1931 году – в Ташкенте.

В октябре 1929 года был создан сектор передач на иностранных языках и началось регулярное вещание на немецком языке, в ноябре – на французском, в конце года – на английском языке. В 1933 году передачи велись на восьми иностранных языках.

Успешно развивалось городское и районное вещание. В 1934 году в Ленинграде состоялось первое Всесоюзное совещание работников фабрично-заводских радиоузлов.

Новый этап в истории советского радиовещания начался с появления техники звукозаписи, когда стало возможным слушать не только прямые, но и записанные на пленку передачи. С появлением звукозаписи можно было не только получать оперативную информацию, но и слышать все, что происходило на стройках: перекрытие рек, живые голоса героев труда.

Для более четкой координации вещания Радиокомитет в 1936 году, учитывая разницу поясного времени, ввел в действие пять сеток вещания: центрально-европейскую, среднеазиатскую, западносибирскую, восточносибирскую и дальневосточную. В феврале 1937 года была принята единая всесоюзная сетка вещания.

В резолюции XVIII съезда ВКП(б) о третьем пятилетнем плане (1938–1942) планировалось дальнейшее развитие радиовещания.

В 30-е годы в системе отечественных средств массовой информации появилось телевидение. Известно, что первая телепередача вышла в СССР 15 ноября 1934 года. Это было огромное событие, которое положило начало первым студийным программам.

Успешные попытки передать изображение на расстояние производились и ранее. Накануне 1 мая 1931 года «Правда» сообщила: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метров будет передаваться изображение живого лица и фотографии». Действительно, 1 мая 1931 года в эфир были переданы изображения сотрудников лаборатории и фоторепортеров, но без звукового сопровождения, а с 1 октября начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Впервые 1 мая 1932 года по телевидению был показан звуковой фильм, снятый на Пушкинской, Тверской и Красной площадях. В октябре 1932 года телевидение показало фильм об открытии Днепрогэса.

Новые условия жизни и возросшие требования к печати привели к возникновению новых высших учебных заведений по подготовке журналистских кадров. К подготовке кадров приступили Коммунистический институт журналистики им. «Правды» в Москве, им. В. В. Воровского в Ленинграде, институты в Минске, Харькове, Свердловске, Алма-Ате и других городах страны.

Тридцатые годы стали первым десятилетием однопартийной печати в нашей стране. Читательская аудитория привыкала к новым общественным функциям печати – воспитывать и образовывать людей.

Со страниц газет постепенно исчезала дискуссия по ключевым общественно-политическим проблемам. Ее сменили многочисленные статьи о преимуществах социализма над капитализмом, особой роли партии большевиков и лично Сталина в экономических успехах страны6.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67057. «Квіткова година» (Інтелектуальна гра для дітей 6-7 років) 156.5 KB
  Мета. Активізувати та систематизувати знання учнів, розвивати комунікативні уміння, виховувати вміння працювати в команді, відстоювати свою думку, коректне ставлення до опонентів, розвивати кмітливість, логічне мислення.
67058. А МИ ЦЕ ВИВЧАЛИ! 161 KB
  Обладнання: заготовки питань мовознавчого характеру на три команди по 10 на кожну; ребуси чайнворд речення для редагування і з допущеними орфографічними та пунктуаційними помилками; можна використати комп’ютер і проектор щоб демонструвати деякі завдання на екран.
67059. Інтелектуальна гра «Я люблю Україну» 62 KB
  Багата й різноманітна творчість нашого народу. З вікових глибин зринає перед нами фантастичний світ казок. Загадкам властива насамперед метафоричність, що ґрунтується на спостереженнях над природою та побутом, а також стислість і чіткість викладу. Отже, загадки - це стислі поетичні твори, в основі яких лежить метафоричне запитання...
67060. ІНТЕЛЕКТУАЛЬНА ГРА З УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ 51.5 KB
  На дошці відповідне оформлення. Заходячи до класу, учні беруть з коробки по одному жетону червоного, синього або жовтого кольору. Відповідно до кольору жетона, кожен гравець займає своє місце за ігровим столом, на якому розміщені назви команд: «Жовті» «Сині» «Червоні».
67061. Создание анимационного стенда для изучения физических процессов вращения тороида 1.98 MB
  Целью курсовой работы является разработка модели физических процессов. Используя существующий физический аппарат, разработать программу, которая позволяет в реальном масштабе времени наблюдать на экране заранее определённый физический процесс с возможностью изменения начальных условий.
67062. Закріплення знань про звукові значення букви «ц». Опрацювання тексту «Циркова залізниця» 46 KB
  Мета. Закріпити знання дітей про звукове значення літери «ц», формувати навички читання тексту; розвивати мовлення учнів, розвивати вміння відповідати на запитання поширеними реченнями, самостійно ставити питання за змістом прочитаного; виховувати почуття доброзичливості.
67063. Інтелектуальна гра з інформатики «Найрозумніший» 169.5 KB
  Представлення учасників А допомагати у проведенні конкурсу нам буде шановане журі представлення журі Розпочинаємо І тур. Журі стежить за відповідями учасників та веде підрахунки. У випадку невизначеності учасників ІІ туру задаються додаткові питання.
67064. Урок навчання грамоти «В гості прийшла білосніжна зима» 138.5 KB
  Мета: закріплювати в учнів уміння читати слова і текст з вивченими буквами методами ейдетики; розвивати фонематичний слух, спостережливість, увагу, логічне мислення, пам’ять, творчу фантазію; виховувати любов до природи, до тварин. Обладнання: ілюстрації зими, магнітофонний запис, сніжинки, малюнки різних тварин, таблиці складів, роздатковий матеріал.