93911

Журналистика как социальный институт

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. А с конца XVIII века журналистика становится многомерным социально-экономическим явлением которое может рассматриваться: как институт общества как система специальных знаний как совокупность средств и приемов массовой информации как профессиональная...

Русский

2015-09-07

18.96 KB

1 чел.

Журналистика как социальный институт.

Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. Теоретическими предпосылками ее становления как социального института являются:

  1.  введение в научный оборот в XVIII веке категории "общество";
  2.  идеи гуманизма эпохи Просвещения;
  3.  теория естественного общественного порядка;
  4.  идея свободы информации, которой должны обладать все члены общества;
  5.  формирование Гегелем в социальной философии концепции общественного мнения.

А с конца XVIII века журналистика становится многомерным социально-экономическим явлением, которое может рассматриваться: как институт общества, как система специальных знаний, как совокупность средств и приемов массовой информации, как профессиональная деятельность и как элемент политической системы.

Но журналистике как социальному институту сегодня присущи следующие качества и характеристики:

Во-первых, в настоящее время можно констатировать нарастание кризисных явлений в журналистике и, особенно, в ее отношениях с социальной средой. Они проявляются в высоких темпах сокращения массово-информационного производства, в резком падении тиражей печатных СМИ, уменьшении реальной и целевой аудитории других каналов и источников информации.

Во-вторых, общество начинает осознавать, что общечеловеческой ценностью является не свобода журналистики, СМИ, а свобода массовой информации, которой должны обладать все члены общества.

В-третьих, сегодня журналистика претендует на роль ведущего социального института, который вправе контролировать и произвольно направлять потоки информации, т.е. журналистика, вместо того чтобы отражать интересы общества, стремится замещать его.

В-четвертых, в журналистике сейчас доминирует порядок, давно утвердившийся в мировой практике, где выстроена жесткая зависимость по линии: собственник — издание — общественное сознание и поведение. "Грамотное управление газетами невозможно без введения (в редакциях) диктатуры", — утверждал газетный магнат Р. Максвелл. Ему вторит другой монополист Р. Мэрдок: "Я даю инструкции своим редакторам по всему миру". Все это означает, что роль журналистики как социального института сейчас в огромной степени производна от социальной активности владельцев СМИ, т. е. общество лишилось механизмов контроля над журналистикой, которые перешли к товарному рынку, собственникам и сотрудниками СМИ. Таким образом, есть все основания констатировать оформление такого явления как асоциальная журналистика.

В-пятых, за последнее десятилетие резко снизился уровень профессиональной культуры журналистов.

В-шестых, появилась точка зрения, что журналистике как социальному институту угрожает кризис-отмирание. Председатель Фонда защиты гласности РФ А. Симонов так формирует этот вывод: "Журналистика на самом деле находится на краю катастрофы, и если она этого не осознает, то все наши благие намерения относительно того, на каких условиях мы будем ей доверять... ничего не дадут, потому что мы будем доверять чему-то другому, что уже перестанет быть журналистикой". С этой позиции предполагается, что разрушение журналистики как социального института пойдет по следующим направлениям:

Однако, на сегодняшний день стоит вопрос: отмирание журналистики как социального института объективная необходимость или просто реальное стечение обстоятельств между различными социальными и политическими силами в обществе? Ответ на этот вопрос может дать социология. А это означает, что и как в момент своего возникновения социология и журналистика как институт общества сегодня "обречены" на тесное взаимодействие и взаимодополняемость в методологии научного познания социальной реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

150. Возведение подземной части здания 571 KB
  Выбор комплекта машин для производства земляных работ. Технико-экономическое сравнение вариантов. Нормативные требования к качеству производства работ и техники безопасности. Земляные работы, и работы по устройству ленточного монолитного фундамента при возведении подземной части здания в зимних условиях.
151. Создание усилителя с обратной связью 614 KB
  В настоящее время трудно назвать такую отрасль, в которой в той или иной степени не применялась бы электроника. Космические и авиационные летательный аппараты, техника, все виды транспорта, медицина, атомная физика, машиностроение используют электронику во все нарастающих масштабах.
152. Понятие, признаки и социальное значение государства и права 415.5 KB
  Государство и право как социальный институт. Понятие, признаки и социальное значение права. Многочисленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов. Право возникает на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей.
153. Предприятие общественного питания 417.5 KB
  Основной задачей бригадира является организация работы бригады с целью своевременного и качественного выполнения плановых заданий по выпуску блюд и изделий в заданном объеме и ассортименте высокого качества.
154. Сервисный центр 424.06 KB
  Описания и обоснование используемых методов и средств обеспечения информационной безопасности. Организация, программное обеспечение и информационная безопасность сервисного центра.
155. Основи теплоізоляційної енергоефективності 401 KB
  Використання теплоізоляційних матеріалів (ТІМ) в будівництві. М'які ізоляційні матеріали настільки добре пропускають повітря. Теплоізоляційний матеріал з підвітряного боку будівлі потрібно спеціально захищати від вітру.
156. Проект организации строительного производства 369.5 KB
  Выбор и обоснование методов производства основных строительно-монтажных работ. Показатели расхода полуфабрикатов, изделий и материалов на 100м2. Проектирование общеплощадочного строительного генплана.
157. Неорганические (минеральные) вяжущие вещества 406 KB
  Неорганическими вяжущими веществами называют порошкообразные материалы, которые при замешивании с водой (гипс, известь, цемент) или с водными растворами солей.
158. Сезонные колебания уровней временного ряда 387.5 KB
  Определение наличия колебаний и их силы (размаха).Сущность, достоинства и недостатки экстраполяции. Сущность, условия применения корреляционо-регрессионного анализа. Апостериорные и априорные оценки точности прогнозов.