93911

Журналистика как социальный институт

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. А с конца XVIII века журналистика становится многомерным социально-экономическим явлением которое может рассматриваться: как институт общества как система специальных знаний как совокупность средств и приемов массовой информации как профессиональная...

Русский

2015-09-07

18.96 KB

1 чел.

Журналистика как социальный институт.

Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. Теоретическими предпосылками ее становления как социального института являются:

  1.  введение в научный оборот в XVIII веке категории "общество";
  2.  идеи гуманизма эпохи Просвещения;
  3.  теория естественного общественного порядка;
  4.  идея свободы информации, которой должны обладать все члены общества;
  5.  формирование Гегелем в социальной философии концепции общественного мнения.

А с конца XVIII века журналистика становится многомерным социально-экономическим явлением, которое может рассматриваться: как институт общества, как система специальных знаний, как совокупность средств и приемов массовой информации, как профессиональная деятельность и как элемент политической системы.

Но журналистике как социальному институту сегодня присущи следующие качества и характеристики:

Во-первых, в настоящее время можно констатировать нарастание кризисных явлений в журналистике и, особенно, в ее отношениях с социальной средой. Они проявляются в высоких темпах сокращения массово-информационного производства, в резком падении тиражей печатных СМИ, уменьшении реальной и целевой аудитории других каналов и источников информации.

Во-вторых, общество начинает осознавать, что общечеловеческой ценностью является не свобода журналистики, СМИ, а свобода массовой информации, которой должны обладать все члены общества.

В-третьих, сегодня журналистика претендует на роль ведущего социального института, который вправе контролировать и произвольно направлять потоки информации, т.е. журналистика, вместо того чтобы отражать интересы общества, стремится замещать его.

В-четвертых, в журналистике сейчас доминирует порядок, давно утвердившийся в мировой практике, где выстроена жесткая зависимость по линии: собственник — издание — общественное сознание и поведение. "Грамотное управление газетами невозможно без введения (в редакциях) диктатуры", — утверждал газетный магнат Р. Максвелл. Ему вторит другой монополист Р. Мэрдок: "Я даю инструкции своим редакторам по всему миру". Все это означает, что роль журналистики как социального института сейчас в огромной степени производна от социальной активности владельцев СМИ, т. е. общество лишилось механизмов контроля над журналистикой, которые перешли к товарному рынку, собственникам и сотрудниками СМИ. Таким образом, есть все основания констатировать оформление такого явления как асоциальная журналистика.

В-пятых, за последнее десятилетие резко снизился уровень профессиональной культуры журналистов.

В-шестых, появилась точка зрения, что журналистике как социальному институту угрожает кризис-отмирание. Председатель Фонда защиты гласности РФ А. Симонов так формирует этот вывод: "Журналистика на самом деле находится на краю катастрофы, и если она этого не осознает, то все наши благие намерения относительно того, на каких условиях мы будем ей доверять... ничего не дадут, потому что мы будем доверять чему-то другому, что уже перестанет быть журналистикой". С этой позиции предполагается, что разрушение журналистики как социального института пойдет по следующим направлениям:

Однако, на сегодняшний день стоит вопрос: отмирание журналистики как социального института объективная необходимость или просто реальное стечение обстоятельств между различными социальными и политическими силами в обществе? Ответ на этот вопрос может дать социология. А это означает, что и как в момент своего возникновения социология и журналистика как институт общества сегодня "обречены" на тесное взаимодействие и взаимодополняемость в методологии научного познания социальной реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

144. Эскизный расчет радиолокационных систем 373.5 KB
  Расчет дальности действия РЛС при самоприкрытии цели активной шумовой помехой (АШП). Дальность действия и зона обнаружения в условиях применения маскирующих пассивных помех. Выбор и обоснование передающего устройства.
145. Аппараты с перемешивающими устройствами 240 KB
  В аппарате применяется лопастная мешалка. Основная задача переме-шивания – равномерное распределение вещества или температуры в перемешивающем объёме. Привод выбирается по ОСТ 26-01-1205-75 в соответствии с частотой вращения мешалки, номинальным давлением в корпусе аппарата.
146. Перевірка організації руху дизельного тепловозу 536.5 KB
  При русі тепловоза зі складом машиніст контролює роботу всіх агрегатів і систем по приладах, встановлених на пульті керування і розподільному щиті, звертаючи особливу увагу на показання кіло-амперметра.
147. Разработка предложений по повышению эффективности маркетинговой дятельности предприятия 1.25 MB
  В условиях централизованного планирования, осуществляя плановые поставки выпускаемой продукции. Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. Предприятие вырабатывает представления о желательном уровне спроса на свою продукцию.
148. Аналіз процесу управління маркетингом на підприємстві СТОВ НВФ Насіння-сервіс 94.2 KB
  Організаційно-економічна характеристика СТОВ НВФ Насіння-сервіс. Характеристика процесу управління маркетингом на СТОВ НВФ Насіння-сервіс. Економічна ефективність маркетингової діяльності на підприємстві.
149. Основные понятия теории информации 517 KB
  Понятие информации. Виды и структура информации. Геометрическая, комбинаторная и аддитивная мера Хартли. Статистическая мера информации. Связь энтропии с количеством информации. Количество информации дискретных сообщений. Определение бита и байта.
150. Возведение подземной части здания 571 KB
  Выбор комплекта машин для производства земляных работ. Технико-экономическое сравнение вариантов. Нормативные требования к качеству производства работ и техники безопасности. Земляные работы, и работы по устройству ленточного монолитного фундамента при возведении подземной части здания в зимних условиях.
151. Создание усилителя с обратной связью 614 KB
  В настоящее время трудно назвать такую отрасль, в которой в той или иной степени не применялась бы электроника. Космические и авиационные летательный аппараты, техника, все виды транспорта, медицина, атомная физика, машиностроение используют электронику во все нарастающих масштабах.
152. Понятие, признаки и социальное значение государства и права 415.5 KB
  Государство и право как социальный институт. Понятие, признаки и социальное значение права. Многочисленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов. Право возникает на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей.