93911

Журналистика как социальный институт

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. А с конца XVIII века журналистика становится многомерным социально-экономическим явлением которое может рассматриваться: как институт общества как система специальных знаний как совокупность средств и приемов массовой информации как профессиональная...

Русский

2015-09-07

18.96 KB

1 чел.

Журналистика как социальный институт.

Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. Теоретическими предпосылками ее становления как социального института являются:

  1.  введение в научный оборот в XVIII веке категории "общество";
  2.  идеи гуманизма эпохи Просвещения;
  3.  теория естественного общественного порядка;
  4.  идея свободы информации, которой должны обладать все члены общества;
  5.  формирование Гегелем в социальной философии концепции общественного мнения.

А с конца XVIII века журналистика становится многомерным социально-экономическим явлением, которое может рассматриваться: как институт общества, как система специальных знаний, как совокупность средств и приемов массовой информации, как профессиональная деятельность и как элемент политической системы.

Но журналистике как социальному институту сегодня присущи следующие качества и характеристики:

Во-первых, в настоящее время можно констатировать нарастание кризисных явлений в журналистике и, особенно, в ее отношениях с социальной средой. Они проявляются в высоких темпах сокращения массово-информационного производства, в резком падении тиражей печатных СМИ, уменьшении реальной и целевой аудитории других каналов и источников информации.

Во-вторых, общество начинает осознавать, что общечеловеческой ценностью является не свобода журналистики, СМИ, а свобода массовой информации, которой должны обладать все члены общества.

В-третьих, сегодня журналистика претендует на роль ведущего социального института, который вправе контролировать и произвольно направлять потоки информации, т.е. журналистика, вместо того чтобы отражать интересы общества, стремится замещать его.

В-четвертых, в журналистике сейчас доминирует порядок, давно утвердившийся в мировой практике, где выстроена жесткая зависимость по линии: собственник — издание — общественное сознание и поведение. "Грамотное управление газетами невозможно без введения (в редакциях) диктатуры", — утверждал газетный магнат Р. Максвелл. Ему вторит другой монополист Р. Мэрдок: "Я даю инструкции своим редакторам по всему миру". Все это означает, что роль журналистики как социального института сейчас в огромной степени производна от социальной активности владельцев СМИ, т. е. общество лишилось механизмов контроля над журналистикой, которые перешли к товарному рынку, собственникам и сотрудниками СМИ. Таким образом, есть все основания констатировать оформление такого явления как асоциальная журналистика.

В-пятых, за последнее десятилетие резко снизился уровень профессиональной культуры журналистов.

В-шестых, появилась точка зрения, что журналистике как социальному институту угрожает кризис-отмирание. Председатель Фонда защиты гласности РФ А. Симонов так формирует этот вывод: "Журналистика на самом деле находится на краю катастрофы, и если она этого не осознает, то все наши благие намерения относительно того, на каких условиях мы будем ей доверять... ничего не дадут, потому что мы будем доверять чему-то другому, что уже перестанет быть журналистикой". С этой позиции предполагается, что разрушение журналистики как социального института пойдет по следующим направлениям:

Однако, на сегодняшний день стоит вопрос: отмирание журналистики как социального института объективная необходимость или просто реальное стечение обстоятельств между различными социальными и политическими силами в обществе? Ответ на этот вопрос может дать социология. А это означает, что и как в момент своего возникновения социология и журналистика как институт общества сегодня "обречены" на тесное взаимодействие и взаимодополняемость в методологии научного познания социальной реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75091. Обыкновенное чудо – поваренная соль 293 KB
  История появления соли. Изучение влияния поваренной соли на здоровье человека и применение ее в хозяйстве. Советы по использованию соли. Предмет исследования: свойства и применение поваренной соли.
75092. БУДЕТ ЛИ КОНЕЦ СВЕТА? 492 KB
  В библейских описаниях не однократно упоминается об апокалипсисе, как о неминуемом событии, настигнувшем человечество в момент его полного совершенства. С древних времен люди трактовали конец света по-разному, со временем добавляя или изменяя те или иные формулировки.
75093. История одного музейного экспоната 108 KB
  Все части и соединения противника длительное время находились в обороне и были всесторонне подготовлены к ведению боевых действий в специфических условиях Крайнего Севера. В середине сентября войска вытеснили из нейтральной зоны мелкие группы противника и к концу месяца...
75095. Родословная моей семьи 791 KB
  Цель моей работы: изучить значение фамилий моего генеалогического древа, узнать как жили, чем занимались мои предки, кем они были по профессии. Задачи: выяснить, кто является моими предками; установить, где они проживали и чем занимались; изучить их биографию, значение фамилий моего рода.
75098. История про Стобеда 70.5 KB
  Цель: повторить правила дорожного движения, предупредить наиболее распространенные ошибки поведения детей на дороге, выяснить, как учащиеся запомнили названия дорожных знаков, развить внимание, творческие способности детей.
75099. Исследовательская деятельность учащихся – условие развития компетентной личности 44 KB
  Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования которая должна быть интересна выполнима решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских познавательных потребностей...