93911

Журналистика как социальный институт

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. А с конца XVIII века журналистика становится многомерным социально-экономическим явлением которое может рассматриваться: как институт общества как система специальных знаний как совокупность средств и приемов массовой информации как профессиональная...

Русский

2015-09-07

18.96 KB

2 чел.

Журналистика как социальный институт.

Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. Теоретическими предпосылками ее становления как социального института являются:

  1.  введение в научный оборот в XVIII веке категории "общество";
  2.  идеи гуманизма эпохи Просвещения;
  3.  теория естественного общественного порядка;
  4.  идея свободы информации, которой должны обладать все члены общества;
  5.  формирование Гегелем в социальной философии концепции общественного мнения.

А с конца XVIII века журналистика становится многомерным социально-экономическим явлением, которое может рассматриваться: как институт общества, как система специальных знаний, как совокупность средств и приемов массовой информации, как профессиональная деятельность и как элемент политической системы.

Но журналистике как социальному институту сегодня присущи следующие качества и характеристики:

Во-первых, в настоящее время можно констатировать нарастание кризисных явлений в журналистике и, особенно, в ее отношениях с социальной средой. Они проявляются в высоких темпах сокращения массово-информационного производства, в резком падении тиражей печатных СМИ, уменьшении реальной и целевой аудитории других каналов и источников информации.

Во-вторых, общество начинает осознавать, что общечеловеческой ценностью является не свобода журналистики, СМИ, а свобода массовой информации, которой должны обладать все члены общества.

В-третьих, сегодня журналистика претендует на роль ведущего социального института, который вправе контролировать и произвольно направлять потоки информации, т.е. журналистика, вместо того чтобы отражать интересы общества, стремится замещать его.

В-четвертых, в журналистике сейчас доминирует порядок, давно утвердившийся в мировой практике, где выстроена жесткая зависимость по линии: собственник — издание — общественное сознание и поведение. "Грамотное управление газетами невозможно без введения (в редакциях) диктатуры", — утверждал газетный магнат Р. Максвелл. Ему вторит другой монополист Р. Мэрдок: "Я даю инструкции своим редакторам по всему миру". Все это означает, что роль журналистики как социального института сейчас в огромной степени производна от социальной активности владельцев СМИ, т. е. общество лишилось механизмов контроля над журналистикой, которые перешли к товарному рынку, собственникам и сотрудниками СМИ. Таким образом, есть все основания констатировать оформление такого явления как асоциальная журналистика.

В-пятых, за последнее десятилетие резко снизился уровень профессиональной культуры журналистов.

В-шестых, появилась точка зрения, что журналистике как социальному институту угрожает кризис-отмирание. Председатель Фонда защиты гласности РФ А. Симонов так формирует этот вывод: "Журналистика на самом деле находится на краю катастрофы, и если она этого не осознает, то все наши благие намерения относительно того, на каких условиях мы будем ей доверять... ничего не дадут, потому что мы будем доверять чему-то другому, что уже перестанет быть журналистикой". С этой позиции предполагается, что разрушение журналистики как социального института пойдет по следующим направлениям:

Однако, на сегодняшний день стоит вопрос: отмирание журналистики как социального института объективная необходимость или просто реальное стечение обстоятельств между различными социальными и политическими силами в обществе? Ответ на этот вопрос может дать социология. А это означает, что и как в момент своего возникновения социология и журналистика как институт общества сегодня "обречены" на тесное взаимодействие и взаимодополняемость в методологии научного познания социальной реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

686. Разработка технологического процесса изготовления детали 100 KB
  Расчет режимов обработки и основного (машинного) времени. Выбор технологического оборудования и технологической оснастки. Определение припусков и операционных размеров. Разработка маршрутно-технологического процесса. Выбор вида заготовки и способа ее получения.
687. Нормализация условий труда при выполнении работы по приготовлению питательных сред для культуры бактерий Gluconacetobacter xylinus и последующий ее посев 74.5 KB
  Источники и причины проявления факторов опасного и вредного воздействия. Приготовление жидкой питательной среды на основе дрожжевого экстракта и глюкозы. Средства труда и технология выполняемой работы. Факторы опасного и вредного действия. Оценка класса и степени вредности условий труда.
688. Полупроводниковый диод 235 KB
  В данной расчетно-графической работе описываются параметры и характеристики диода Д18. В работе представлены характеристики диода, его паспортные параметры, рисунок конструкции, семейство ВАХ. Также имеются расчеты и графики зависимостей некоторых параметров.
689. Финансовый менеджмент, его основы и содержание 117 KB
  Сущность и функции финансов предприятий. Зарождение и эволюция финансового менеджмента. Финансовый механизм предприятия. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента. Функциональное содержание финансового менеджмента.
690. Экспрессия гена. Трансляция 114.5 KB
  Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции у прокариот. Основные положения процесса экспрессии генов. Инициация у эукариот. Некоторые общие особенности процесса трансляции. Аппарат экспрессии генов и его логика.
691. Государственные и муниципальные организации. Формы государственного регулирования экономической жизни 115.5 KB
  Конкурсная организация государственной поддержки приоритетных направлений промышленной сферы. Формы государственного регулирования экономической жизни. Государство и рыночная инфраструктура. Два вида муниципальных организаций и их социальных функций.
692. Профілактика наркотичної залежності серед учнів, молоді у роботі соціального педагога 275 KB
  Наркотична залежність – як проблема соціальної педагогіки. Профілактика наркотизму як соціальна технологія. Робота соцального педагога з профілактики наркотичної залежності. Особливості і тенденції підліткової і юнацької наркоманії.
693. Отставание в психическом развитии 126.5 KB
  Оособенности мышления, речевого развития, игровой и учебной деятельности. Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР. Олигофрения. Причины умственной отсталости. Обучение детей с умственной отсталостью.
694. Решение задачи коммивояжера 163.5 KB
  Описание реализация метода ветвей и границ и метода Монте-Карло при помощи средств объектно-ориентированного языка Java. Задача поиска кратчайшего гамильтонова цикла в полном графе. Процесс разбиения множеств на подмножества.