93916

Правовой статус журналиста в системе права массовой информации

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Если главное в работе СМИ доставлять аудитории самую свежую самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем то для журналиста как основного функционального звена массово-информационной инфраструктуры общества главное право знать понимать и делать свое знание и понимание достоянием других.

Русский

2015-09-07

20.7 KB

2 чел.

Правовой статус журналиста в системе права массовой информации.

Если главное в работе СМИ - доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста как основного функционального звена массово-информационной инфраструктуры общества главное - право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. Кроме того, в статусе журналиста реализуются те профессиональные особые интересы, которые производны от специфики его социальной роли. Речь идет о тех важнейших свойствах, которые в своей совокупности отличают журналистику от других профессий, и прежде всего о ее творческом характере и элементах публичной службы. Отсюда следует обязанность дальновидного законодателя, с одной стороны, установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции, а с другой, обеспечить ему повышенную правовую защиту при исполнении профессиональных обязанностей как лицу, выполняющему общественный долг. Нельзя не обратить внимания на то, что в законах о СМИ ряда стран с развитой системой демократии отсутствуют какие-либо специальные юридические нормы, касающиеся особых прав журналистов. Многие соответствующие правила зафиксированы в подзаконных актах, кодексах профессиональной этики, обычаях делового оборота или существуют в качестве политических традиций.

Ныне права и обязанности журналиста определяются нормами главы V Закона о СМИ, а также отдельными положениями, содержащимися в различных нормативных актах и касающимися в первую очередь вопросов допуска представителей СМИ к информации. Причем, что совершенно естественно, в Законе о СМИ формулируются конкретные специальные правомочия журналистов, вытекающие из конституционного права граждан на информацию, в других же - конкретные ограничения этих правомочий, предопределенные особенностями соответствующего предмета регулирования. Например, закрепленному в части первой статьи 47 Закона о СМИ праву журналиста "искать, запрашивать, получать и распространять информацию" в Законе РФ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (статья 29) корреспондирует следующее правило: "В интересах обеспечения безопасности военнослужащих и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о местах дислокации (передислокации) воинских частей, прохождения службы и жительства военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в столкновениях с вооруженными преступными группами. Информация о служебно-боевой деятельности внутренних войск может предоставляться только с разрешения командира воинской части, начальника учреждения или военно-учебного заведения внутренних войск".

На первый взгляд может показаться, что в данном случае налицо несоответствие данной нормы положениям Конституции РФ, которая недвусмысленно в пункте четвертом статьи 29 увязывает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию с ограничением этого права посредством установления перечня сведений, составляющих государственную тайну.

Однако не нужно думать, что защита информации ограничивается лишь государственными тайнами. Существуют и другие категории конфиденциальной информации. Вот почему часть первая статьи 4 Закона о СМИ запрещает использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих не только государственную, но и иную специально охраняемую законом тайну.

Перечень сведений конфиденциального характере, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, включает:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. Сведения, составляющие служебную тайну.

4. Сведения, составляющие профессиональную тайну (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.).

5. Сведения, составляющие коммерческую тайну.

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Использование средства массовой информации для разглашения специально охраняемой законом тайны может быть основанием для направления редакции СМИ предупреждения, а в случае неоднократности - для прекращения деятельности СМИ по решению суда. В то же время, по общему правилу, журналист не может быть привлечен к ответственности за разглашение тайны: уголовная ответственность наступает только в том случае, если тайна была виновному лицу доверена либо стала известна по службе или работе (статья 283 УК РФ). Разумеется, возможны ситуации, когда государственная тайна доверяется журналисту по службе или работе, например, если он является сотрудником армейской газеты. При этом должны быть соблюдены установленные законом процедуры допуска. Уголовно наказуемое разглашение государственной тайны будет налицо и в том случае, если секретная информация стала известна журналисту по службе или работе. Данную формулу следует понимать в том смысле, что журналист был допущен к информации, хотя и без оформления соответствующего допуска, но именно по месту службы или работы. В отличие от государственных тайн, все прочие конфиденциальные сведения имеют иной режим охраны и защиты. Так, разглашение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, будет наказуемо, если они добыты незаконным способом (например, путем похищения документов), либо виновное лицо преследовало корыстные цели (статья 183 УК РФ). Для того, чтобы признать незаконным собирание и распространение сведений о частной жизни лица, необходимо установить, что эти действия были совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (например, из мести) и причинили вред правам и законным интересам граждан (статья 137 УК РФ).В настоящее время в России имеется довольно развитое законодательство о защите информации. Его основные положения были впервые сформулированы в Указе Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. № 2334. Этот нормативный акт ввел в оборот принципы информационной открытости, которые выражаются "в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24913. Виды юридических лиц и их классификация 30.5 KB
  ГК предусмотрены следующие формы НКО: потребительский кооператив; общественные религиозные организации и их объединения; фонды; учреждения; ассоциации и союзы коммерческих и некоммерческих организаций. Закон о НКО помимо указанных форм предусматривает: государственные корпорации например Объединенная Авиастроительная Корпорация во главе которой С.Иванов; некоммерческие партнерства; автономные НКО. Также в зависимости от прав участников учредителей ЮЛ делятся: на собственников в отношении которых участники учредители...
24914. Возникновение и прекращение юридических лиц. Правоспособность юридического лица 62.5 KB
  Правоспособность юридического лица Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица граждане но и юридические лица организации специально создаваемые для участия в гражданском обороте. несколько способов порядков создания юридических лиц: явочнонормативный исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. В таком порядке создается большинство юридических лиц разрешительный порядок связан с необходимостью получения предварительного...
24915. Понятие и правовое положение хозяйственных (торговых) обществ и товариществ 64.5 KB
  Хозяйственные торговые далее – хозяйственные товарищества и общества являются традиционной наиболее распространенной в обычном имущественном обороте формой коллективного предпринимательства. Товарищества и общества имеют много общих черт: 1 они являются коммерческими организациями созданными на добровольной как правило договорной основе на началах членства корпоративных 2 они наделяются законом общей правоспособностью 3 они становятся едиными и единственными собственниками имущества образованного за счет вкладов учредителей...
24916. Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий 49.5 KB
  Далее для всех унитарных предприятий употребляю аббревиатуру ФГУП но понимаем что это не только федеральные но и субъектов федерации и муниципальные. ФГУП обладает имуществом которое является неделимой собственностью ее учредителя. ФГУП может учредить только одно юр. Устав сдолжен содержать сведения о деятельности собственнике и органе осуществляющем его полномочия перечень и порядок формирования и использования фондов на которые делится имущество ФГУП направления использования прибыли.
24918. Понятие и правовой статус некоммерческих организаций 59.5 KB
  Учредители НКО Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационноправовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и или юридические лица. В состав органов управления иностранных неправительственных НКО не могут входить государственные и муниципальные служащие если иное не установлено международным договором.1 ФЗ об НКО Органы управления НКО Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для...
24919. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений 48 KB
  К числу публичноправовых образований участвующих в гражданских правоотношениях относятся Российская Федерация субъекты РФ и муниципальные образования ст. Поэтому государство и другие публичноправовые образования в гражданскоправовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками гражданами и юридическими лицами п. Особенности гражданской правосубъектности публичноправовых образований В качестве субъектов гражданского права государство и иные публичноправовые образования обладают гражданской правоспособностью и...
24920. Объекты гражданских прав: понятие, виды 48.5 KB
  Объекты гражданских прав: понятие виды Объекты гражданских правоотношений это различные материальные в том числе вещественные и нематериальные идеальные блага либо процесс их создания составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права. Закон может регулировать только поведение людей направленное на данные объекты а не их сами поэтому различие между разными объектами ГП в их режиме а не в их физических свойствах. Объекты ГП шире понятия объектов гражданского оборота поскольку имеются объекты ГП полностью их этого...
24921. Гражданско-правовой режим движимого и недвижимого имущества 36.5 KB
  Гражданскоправовой режим движимого и недвижимого имущества В соответствии со ст. Регистрация прав на движимые вещи не требуется кроме случаев указанных в законе. Движимые вещи по общему правилу не подлежат регистрации имеющей значение для гражданского оборота. Техническая регистрация некоторых движимостей может влиять лишь на осуществление прав на них но не на их возникновение.